Доклад на педагогическом совете
статья
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
НА УРОКАХ ОСЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педагогическом совете
14.01.2021 г. Л.В.Портнягина
учитель ОСЖ
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
НА УРОКАХ ОСЖ
Процесс социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики.
Одним из условий успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».
Основной объем работы по формированию жизненных компетенций, до вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проходил на уроках социально-бытовой ориентировки.
В условиях реализации ФГОС этот предмет заменен на предмет «Основы социальной жизни».
Слайд №2 Как видно из таблицы, сущность целей этих двух предметов совпадает
– подготовить обучающихся к самостоятельной жизни.
Данный учебный предмет входит в обязательную часть образовательного процесса, раздел «Человек и общество». Количество часов в 5 и 6 классах 1 час в неделю, далее увеличивается до 2 часов.
Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Сравнив содержание этих двух предметов по тематикам разделов, пришла к следующему выводу.
В программе предмета ОСЖ сохранен раздел «Личная гигиена», называется он теперь «Личная гигиена и здоровье».
В разделе «Одежда и обувь». Есть темы, которые уже встречались в программе предмета СБО, и внесены новые: правила возврата или обмена купленного товара (одежды); хранение чека; гарантийный срок.
В разделе Питание» также расширена тематика.
Раздел «Семья» дополнен темами: досуг, как источник новых знаний; досуг, как средство укрепления здоровья; досуг, как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности; отдых и бездеятельность; виды летнего отдыха; планирование дорогостоящих покупок.
В адаптированную основную общеобразовательную программу введен отдельный учебный предмет – «Этика» с содержанием тем «Культура поведения», соответственно этот раздел убран.
Внесены изменения и дополнения в раздел «Жилище».
Раздел – «Транспорт» не изменился.
(Слайд5) Темы разделов «Торговля» «Экономика домашнего хозяйства» «Трудоустройство», распределены по другим тематическим разделам. Например: тема продуктовые магазины представлена в разделе «Питание». Экономика домашнего хозяйства – в разделе «Семья», темы раздела «Трудоустройство» присутствуют в тематическом разделе «Предприятия, организации, учреждения».
Обновлено содержание и расширена тематика раздела «Средства связи», в соответствии с современными условиями жизни. На смену устаревшим темам: телеграф, таксофон, телефон-автомат. Внесены новые темы: сотовые компании, тарифы; влияние на здоровье излучений мобильного телефона; электронная связь; видео-связь (скайп), Почта России, компьютер.
Раздел – «Медицинская помощь». В программе предмета ОСЖ теперь звучит как «Охрана здоровья».
Раздел – «Учреждения, организации и предприятия». Звучит как – «Предприятия, организации, учреждения».
Раздел дополнен такими темами: муниципальные власти: структура, назначение; трудоустройство; деловые бумаги, необходимые для приема на работу; самостоятельное трудоустройство; государственная служба занятости населения; правила постановки на учет.
Таким образом, содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» было дополнено и обновлено с учетом современных требований жизни. К сожалению, учебно-методический комплекс так и не разработан, отсутствует единая справочная литература и учебные пособия, в которых содержался бы необходимый познавательный материал.
Одна из серьезных проблем, возникающая перед учителем, - отбор нужного материала из огромного разнообразия источников для занесения его в рабочую тетрадь.
На сегодняшний момент я опираюсь на методическую разработку для 5 класса авторов-составителей Л.А.Бабушкина, М.В.Ковтонюк, З.А. Стульнева. Рабочие тетради по обслуживающему труду.
Занятия по предмету ОСЖ часто проводятся в условиях, не позволяющих в полной мере реализовать предусмотренное программой содержание.
Уроки ОСЖ очень важны для наших обучающихся, потому что носят практический характер.
Работа на этих предметах строится на наглядности и практической деятельности.
Для изучения теоретического материала, использую карточки, анкеты, презентации. После выполнения практических работ на уроке. Вовлекаю родителей. Каким образом?
Например, тема урока «Машинная стирка».
Я каждому ребенку выдаю на неделю лист, на котором написано обращение к родителям.
Дорогой родитель! На уроках по предмету «Основы социальной жизни» мы много и часто говорим об уходе за одеждой. Прошлую неделю мы посвятили умению читать ярлыки на одежде, чтобы правильно ее стирать и сушить. Теперь пришло время для учеников применять знания на практике! На этой неделе пусть ваш ребенок займется стиркой самостоятельно.
Прошу вас проконтролировать этот процесс!
Пожалуйста, заполните таблицу внизу, по рейтингу от одного до десяти, в соответствии с вашей оценкой по тому или иному пункту.
Cдать отзыв от родителей нужно до _________
Если есть вопросы: пишите, звоните, номер телефона
Благодарю за сотрудничество,
Лариса Владимировна
Критерии оценивания | оценить от 1 до 10 баллов. | |
1 | Cобрать грязную одежду по всему дому (и под диванами тоже) | |
2 | Рассортировать ее по соответствующим группам. (цветное-белое-деликатное-шерстяное) | |
3 | Перестирать всю одежду на соответствующих температурных режимах. | |
4 | Сушить одежду в режиме "постирал-посушил", не забывая вещи в стиральной машине. | |
5 | Одежду не подлежащую сушке в сушильной машине, повесить на веревочку или разложить на столе. | |
6 | Сложить сухую одежду в корзины. | |
7 | Аккуратно все свернуть или погладить. | |
8 | Разложить по полочкам. | |
9 | С каким настроением ваш ребенок справлялся с работой?! |
Внизу Подпись_____________
Ваш комментарий______________________________________________________
Таким образом, родители задействованы в образовательном процессе и социализации своих детей. Между родителями и педагогом устанавливаются более доверительные отношения. Изменяется восприятие родителями своего ребенка, он уже в их глазах не такой уж неприспособленный и неумелый.
Конечно, не все родители, ответственно с первого раза, подходят к заполнению отчета и выполнению с ребенком такого домашнего задания. Для этого необходимо составлять домашнее задание и объяснять родителям объем и последовательность работ, которые они должны организовать дома.
Особенно детям нравится тема Питание, потому что можно готовить не сложные блюда из доступных продуктов. Записали рецепт, приготовили в школе, дома ребенок обязательно должен повторить, естественно, под присмотром родителей и принести отчет. И многие дети не забывают об этом задании и напоминают своим родителям сами.
Приложение 1
Дорогой родитель! На уроках по предмету «Основы социальной жизни» мы много и часто говорим об уходе за одеждой. Прошлую неделю мы посвятили умению читать ярлыки на одежде, что бы правильно ее стирать и сушить. Теперь пришло время для учеников применять знания на практике! На этой неделе пусть ваш ребенок займется стиркой самостоятельно.
Прошу вас проконтролировать этот процесс!
Пожалуйста, заполните таблицу внизу по рейтингу от одного до десяти, в соответствии с вашей оценкой по тому или иному пункту.
Cдать отзыв от родителей нужно до _________
Если есть вопросы: пишите, звоните __________
Благодарю за сотрудничество,
Лариса Владимировна
Критерии оценивания | оценить от 1 до 10 баллов. | |
1 | Cобрать грязную одежду по всему дому (и под диванами тоже) | |
2 | Рассортировать ее по соответствующим группам. (цветное-белое-деликатное-шерстяное) | |
3 | Перестирать всю одежду на соответствующих температурных режимах. | |
4 | Сушить одежду в режиме "постирал-посушил", не забывая вещи в стиральной машине. | |
5 | Одежду не подлежащую сушке в сушильной машине, повесить на веревочку | |
6 | Сложить сухую одежду в корзины | |
7 | Аккуратно все свернуть или погладить | |
8 | Разложить по полочкам | |
9 | С каким настроением ваш ребенок справлялся с работой?! |
Подпись_____________
Ваш комментарий___________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"
Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...
Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?
Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...
Доклад к педагогическому совету
Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....
Презентация к докладу на педагогический совет "Интерактивные технологии в обучении"
Презентация к докладу...
доклад на педагогическом совете
Технология проектирования социально-значимых дел на опыте проведения акций милосердия...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...