Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования
методическая разработка

Нехорошева Наталья Владимировна

Формирование гражданской компетентности личности как актуальная задача современного образования

Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые описаны в «портрете выпускника школы»: «...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества». Демократизация общественной жизни требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

https://mega-talant.com/biblioteka/formirovanie-grazhdanskoy-kompetentnosti-lichnosti-kak-aktualnaya-zadacha-sovremennogo-obrazovaniya-84599.html

https://znanio.ru/medianar/311?prev=payment

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud5-9.doc141 КБ
Microsoft Office document icon grazhdanskie_kompetencii.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

УУД 5 класс

Необходимо развивать        

Личностные

  1. Регулятивные
  1. Коммуникативные

Познавательные

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение истории, культурных и исторических памятников;

  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы

  • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
  • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  1. Выпускник научится:
  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять учебную и познавательную деятельность как «поленезависимую», устойчивую в отношении помех;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;
  • овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  1. Выпускник научится:
  2.  
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  • уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи.
  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть основами коммуникативной рефлексии;

Выпускник получит возможность научиться:

  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого; адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • уметь устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  1. учитывать и координировать различные позиции других людей, отличные от собственной, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию,
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий, как партнера, так и собственных действий;
  1. Выпускник научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для ре
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

УУД 6 класс

Личностные

  1. Регулятивные
  1. Коммуникативные

Познавательные

В рамках когнитивного компонента необходимо развить:

  • развивать историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • развивать образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
  • развивать знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • развивать знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • развивать освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • развивать  ориентацию в системе моральных норм и ценностей и их иерархизацию, понимания конвенционального характера морали;
  • формирование основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • развивать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • развитие гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
  • развитие уважения истории, культурных и исторических памятников;
  • развитие эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности;
  • развитие уважения и принятия других народов России и мира, межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
  • развитие уважения личности и ее достоинства, доброжелательного отношения к окружающим, нетерпимостик любым видам насилия и готовностипротивостоять им;
  • развитие уважения ценностей семьи, любви к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • развитие потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • развитие позитивной моральной самооценки и моральных чувства– чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • развивать готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • развивать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • развивать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • развивать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • формировать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  • формировать умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
  • формировать устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • формировать готовность к выбору профильного образования;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации снов гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  1. Выпускник научится:
  • развивать целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • развитие умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • развитие умения планирования путей достижения целей;
  • развитие умения устанавливать целевые приоритеты;
  • развивать умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • формирование умения владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. развитие самостоятельности ставить новые учебные цели и задачи;
  2. построению жизненных планов во временнớй перспективе.
  • формирование умения при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • формирование умения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;
  • развивать умение владения основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • развивать умение осуществлять учебную и познавательную деятельность как «поленезависимую», устойчивую в отношении помех;
  • развивать умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование умение адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • формирование умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • формирование умения владения основами саморегуляции эмоциональных состояний;
  • развивать умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  1. Выпускник научится:
  2.  развивать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • развивать умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  • развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • развивать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • развивать адекватность использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • развивать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • развивать адекватность использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • развитие адекватность использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • развитие умения организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
  • развитие умения работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • формирование умения владения основами коммуникативной рефлексии;
  • развитие умения использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • развитие умения отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать различные позиции других людей, отличные от собственной, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию,
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий, как партнера, так и собственных действий;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого; адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • уметь устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  1. Выпускник научится:
  • развивать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие умения проведения наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
  • развитие умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • развитие умения давать определение понятиям;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умения осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
  • развитие умения обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • развитие умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • развитие умения строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • развитие умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • развитие умения объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • развитие основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • развитие умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
  • развитие умения работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

УУД 7 класс

Личностные

  1. Регулятивные
  1. Коммуникативные

Познавательные

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • развивать историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • развивать образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
  • развивать знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • развивать знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • развивать освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • развивать  ориентацию в системе моральных норм и ценностей и их иерархизацию, понимания конвенционального характера морали;
  • формирование основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • развивать экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • развитие гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну;
  • развитие уважения истории, культурных и исторических памятников;
  • развитие эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности;
  • развитие уважения и принятия других народов России и мира, межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
  • развитие уважения личности и ее достоинства, доброжелательного отношения к окружающим, нетерпимостик любым видам насилия и готовностипротивостоять им;
  • развитие уважения ценностей семьи, любви к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • развитие потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • развитие позитивной моральной самооценки и моральных чувства– чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • развивать готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • развивать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • развивать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • развивать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • формировать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  • формировать умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
  • формировать устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  • формировать готовность к выбору профильного образования;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации снов гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам другим, выражающегося в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  1. Выпускник научится:
  • развивать целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • развитие умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • развитие умения планирования путей достижения целей;
  • развитие умения устанавливать целевые приоритеты;
  • развивать умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • формирование умения принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • формирование умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • формирование умения владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. развитие самостоятельности ставить новые учебные цели и задачи;
  2. построению жизненных планов во временнớй перспективе.
  • формирование умения при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
  • формирование умения выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;
  • развивать умение владения основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • развивать умение осуществлять учебную и познавательную деятельность как «поленезависимую», устойчивую в отношении помех;
  • развивать умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование умение адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  • формирование умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
  • формирование умения владения основами саморегуляции эмоциональных состояний;
  • развивать умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  1. Выпускник научится:
  2.  развивать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • развивать умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • развивать умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • развивать умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  • развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • развивать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • развивать адекватность использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • развивать умение задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • развивать адекватность использования речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • развитие адекватность использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • развитие умения организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • управлять поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать;
  • развитие умения работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • формирование умения владения основами коммуникативной рефлексии;
  • развитие умения использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • развитие умения отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать различные позиции других людей, отличные от собственной, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию,
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий, как партнера, так и собственных действий;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументации своей позиции, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого; адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • уметь устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
  1. Выпускник научится:
  • развивать основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие умения проведения наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
  • развитие умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • развитие умения давать определение понятиям;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умения осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
  • развитие умения обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • развитие умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • развитие умения строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • развитие умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • развитие умения объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • развитие основ ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • развитие умения структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,
  • развитие умения работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

УУД 8 класс

Личностные

  1. Регулятивные
  1. Коммуникативные

Познавательные

В рамках когнитивного компонента:

 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
  • готовность к выбору профильного образования;
  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;
  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
  • компетентности в реализации снов гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  1. Выпускник научится:
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи; так и в форме внутренней речи.
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований действий, как партнера, так и собственных действий;
  1. Выпускник научится:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

УУД 9 класс

Личностные

  1. Регулятивные
  1. Коммуникативные

Познавательные

В рамках когнитивного компонента:

  • знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;
  • сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • готовность к выбору профильного образования;
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

  • умение самостоятельно вырабатывать  и применять критерии  и способы дифференцированной оценки  собственной учебной деятельности;
  • самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;
  • формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  • принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.
  • умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств;
  • выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
  • разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его;
  • управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;
  • переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий;
  • стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии;
  • речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий.



Предварительный просмотр:

Формирование гражданской компетентности личности
как актуальная задача современного образования

Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. ФГОС  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые описаны в «портрете выпускника школы»: «...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества». Демократизация общественной жизни требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Компетентностный подход к гражданскому воспитанию, сформированный в работах отечественных авторов (И.А. Жигалова, Ю.В. Клецов) и декларированный в рамках образовательной политики России на современном этапе, предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).

По мнению В.Ш. Масленниковой, гражданские компетенции личности – это совокупность готовности и способности, которые позволяют личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Термин «компетенции гражданственности» был введен И.А. Зимней в результате транслитерации термина «competence of citizenship». Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).

Можно говорить о том, что гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании.

Гражданская компетентность складывается из четырех структурных компонентов: когнитивного, деятельностного, аксиологического и индивидуального.

  1. Когнитивный компонент связан со знаниями и способами их получения. Причем важны не сами знания в их многообразии, а система знаний в важнейших терминах, фактах, понятиях, которая позволит ребёнку самостоятельно пополнять багаж необходимой информации по мере надобности. Для этого требуются определенные умения и навыки по приобретению знаний, овладение информационной компетенцией. Это, прежде всего, знания об обществе и его строении:

-  создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

  1. Деятельностный (операциональный) компонент включает в себя:

 - участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенцией (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; толерантное отношение к иным мнениям, взглядам, убеждениям, уважение  мировоззрения и веры другого человека;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

  1. Аксиологический компонент предполагает наличие у человека таких ценностей, как:

- чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

4. Индивидуальный компонент предполагает, что гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны кем-то, их нельзя воспитать целенаправленным воздействием общества, государства или школы. Они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей. Гражданственность и патриотизм представляют собой не социальное в человеке, а индивидуальное, поэтому в раскрытии понятий гражданской компетентности и гражданских компетенций необходимо опираться на концепцию индивидуальности. Гражданские компетенции проявляются во всех сферах индивидуальности:

  • в интеллектуальной сфере – это развитое критическое мышление, умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе, широкий спектр социально-гражданских знаний, умений и навыков;
  • в мотивационной сфере – это развитая гражданская мотивация. Человек должен осознавать необходимость в определении своей гражданской позиции, у него должны быть сформированы мотивы гражданской деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Он должен понимать взаимосвязь своего личного успеха с развитием гражданского общества;
  • в сфере саморегуляции – умение адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере гражданской деятельности;
  • в эмоциональной сфере – высокий уровень правовой, гражданской и политической культуры, т.е. положительное эмоциональное отношение к деятельности в этих сферах;
  • в волевой сфере – гражданская инициативность, стремление к активной роли в обществе, настойчивость и решительность в достижении своих целей.
  • в предметно-практической сфере – способности, проявляющиеся в публичной деятельности: умение влиять на людей, привлекать ресурсы общества для достижения своих целей и т.п.;
  • в экзистенциальной сфере – это толерантность, осознание личных интересов в неразрывной связи с интересами общества, стремление к добру, справедливости, самосовершенствованию, общественному благу, свободе.

Формирование гражданина, патриота начинается ещё в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте зарождается любовь к родной природе, родному дому, семье, истории и культуре родной страны. Дошкольное учреждение образования имеет оптимальную предметно-пространственную среду, обеспечивающую развитие и воспитание с учётом принципов Концепции дошкольного воспитания.

Гражданское образование на различных уровнях образования характеризуется своим набором гражданских компетенций.

На первой ступени (начальное общее образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основное общее образование) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.

На третьей ступени (среднее общее образование) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную траекторию развития и коллективную деятельность.

Некоторое время формирование гражданской компетентности в процессе получения образования напрямую связывалось сугубо с содержанием различных учебных дисциплин. Так, в ходе изучения истории и обществоведения, учащиеся получают представление о духовном развитии человека, о различии понятий «равенство» и «равноправие». Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: «мораль», «право», «законность», «ответственность», «достоинство», «честь». Внимание учащихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе. При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, толерантности. Предметы естественно-научного цикла (биология, география) акцентируют внимание на природных, социальных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми ведет к гибельным последствиям; формируют чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды, как в местном, так и глобальном масштабах.

В.Ш. Масленникова считает, что эффективность процесса формирования гражданской компетентности у обучаемых зависит не от содержания учебной дисциплины, а от правильности подбора методов обучения и воспитания. К таким методам возможно отнести убеждение и разъяснение, положительный пример (демонстрация положительной модели поведения), проблемные ситуации и ситуации достижения успеха, анализ конфликтов, моделей, стилей поведения и принятия решений, демократический диалог и состязательность, педагогический менеджмент, ролевые игры, педагогическое управление лидером и культивирование авторитета, методику коллективных творческих дел, традиций, средств народной педагогики.

Особую роль в процессе формирования гражданской компетентности также играет гражданская деятельность (природоохранного, экономического, правового, политического, патриотического и т.д. характера).

В педагогике принято подразделять методы формирования гражданской компетентности на методы формирования гражданского знания и методы выработки гражданских навыков. Методы выработки гражданских навыков направлены на интеллектуальные навыки (через использование методов дискуссии, «мозгового штурма», театрализации, анализа политической информации, проведение общенациональных мероприятий, политические деловые игры) и практические навыки (проведение социологических опросов, работа в благотворительных организациях, участие в судебных процессах над малолетними правонарушителями, работа над созданием общественных проектов, участие в управлении школой). В свою очередь, различают два блока методов формирования гражданского знания – информационно-дискуссионные (лекции, беседы, рассказы, проблемные задачи, просмотр видеокассет, использование компьютерных технологий) и самостоятельного освоения материала (выполнение заданий по изучению учебных тем с применением учебников, монографий, биографий, автобиографий, исторических рассказов, эпоса).

По мнению ряда исследователей в области педагогической науки, в процессе формирования гражданской компетентности крайне важно использовать метод беседы. Беседа о гражданственности – это разговор коллектива идейных единомышленников. Главная цель беседы – вызвать у молодежи увлечение, которое нужно превратить в стремление и подвести к мыслям, что главное в жизни – оставить после себя след на земле – извечная мечта настоящего человека.

Очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются активные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач. Как отмечает Г.Н. Филонов, «предпочтительно вариативное моделирование конкретных деятельностных форм гражданского воспитания в процессе образовательно-воспитательной, социокультурной деятельности учащихся в школьно-семейном социуме». К таким формам и методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.

Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношей в деятельности детских общественных объединений и организаций. В этой связи определенный интерес представляют социально-психологические проблемы жизнедеятельности школьного коллектива, отражающие особенности общественной психологии учащихся, их взаимодействие с педагогами.

Одним из путей гражданского воспитания учащихся является их включение в процесс управления. Закон «Об образовании в Российской Федерации» одним из важнейших принципов государственной политики в области образования декларирует воспитание гражданственности и уважения к правам и свободам человека, любви к Родине. Практика показывает, что одними вербальными методами реализовать в школе этот принцип практически невозможно, нужна деятельностная социальная среда, которая и создается с помощью механизмов самоуправления, когда ребенок может практически повлиять на социальную ситуацию, начиная со своей школы и заканчивая районом или даже небольшим городом.

В настоящее время в педагогической литературе (Л.В. Байбородова, В.И. Бочкарев, А.С. Прутченков, А.Н. Тубельский и др.) представлен широкий спектр технологий создания систем школьного самоуправления.

Практика работы образовательно-воспитательных учреждений свидетельствует, что самоуправление в коллективе возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи. Демократическое управление обеспечивает первичным коллективам учащихся и отдельным учащимся право на самоопределение, саморазвитие и участие в самоуправлении общешкольным коллективом.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; в организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Самоуправление следует рассматривать как существенный фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно-ориентационной, нормативной и др. Задача педагогического коллектива через самоуправление расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социального мира, формировать у учащихся умение преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

Волонтерская (добровольческая) деятельность возникла как аналог общественно полезной деятельности (или морального поведения). Эта деятельность предполагает достаточную активизацию индивидуальной нравственной позиции личности, при этом ее осуществление носит коллективный характер ответственности за совершенное действие. Волонтерская деятельность позволяет сохранить ориентацию педагогической деятельности на формирование морального (общественно ориентированного) образа поведения, то есть адаптационных механизмов существования человека, и в то же время - реализовать потребность личности в неадаптивных актах нравственной деятельности, которые позволяют ей перейти на ступень преобразования существующей общественной реальности.

Сегодня формирование гражданской компетентности в процессе обучения происходит не столько благодаря содержанию учебных дисциплин, сколько благодаря оптимальному подбору педагогом методов обучения, направленных именно на развитие гражданских знаний, качеств, навыков, ценностей. Определение таких методов, а также организационных форм обучения и является одной из важнейших задач современной отечественной и зарубежной педагогики.

Список источников:

  1. Болотина Т.В. Гражданское образование как актуальная проблема современной школы // Мир образования – образование в мире. – 2001. – № 2. – C. 28–34.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 33 – 45.
  3.  Котова Г.Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности. // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 189 – 195.
  4. Масленникова В.Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента : метод. пособие. – Казань: ИСПО РАО, 2006. – 124 с.
  5. Сысоева М.Е. Подготовка студентов педагогических вузов Франции к гражданскому воспитанию школьников (80–90 годы, ХХ век): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1999. – 24 c.
  6. Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец ХХ века): автореф. дис. канд. пед. наук. – Казань, 2001. – 22 с.
  7. Чулкова Р.Г., Чулкова Р.Г. Формирование гражданской компетентности учащегося как актуальная задача современной школы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Формирование транспортной культуры - актуальная задача современного образования

Статья посвящена проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма....

Формирование транспортной культуры - актуальная задача современного образования

Статья посвящена методическим аспектам проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма....

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...

Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов

Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016...