Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителямировой художественной культуры МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Давыдовой Марины Михайловны
материал
Использование инновационных методов обучения на уроках мировой художественной культуры позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным. Современный урок предполагает ценностную направленность образования и воспитания, целью которого является необходимость теоретических знаний и практических навыков для изучения культуры с помощью усвоения историко-культурного наследия, воспитание культурного человека. Одним из приоритетных направлений в современной педагогике является формирование общечеловеческих ценностей, образование и воспитание на основе отечественных культурных традиций, которые нашли отражение в образах народного и классического искусства. Мировая художественная культура является предметной областью искусства, целью которой является художественно-творческое развитие учащихся. Педагогика искусства — теория художественного образования. Современным педагогам необходимо найти тот ключ для формирования культуры творческой личности, приобщить к искусству, как духовной культуре и в этом нам помогут современные инновации. Проблемами инновационной педагогики занимались известные учёные А. В. Хуторской, В. И. Беляев, М. В. Кларин и другие. Инновация — нововведения в педагогической системе, направленные на совершенствование и улучшение всего учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта учителямировой художественной культуры МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»
Давыдовой Марины Михайловны
Тема инновационного опыта
Использование инновационного подхода в обучении в условиях МОБУ «Центр образования»
1. Актуальность и перспективность опыта
Использование инновационных методов обучения на уроках мировой художественной культуры позволяет сделать процесс обучения мобильным, индивидуальным. Современный урок предполагает ценностную направленность образования и воспитания, целью которого является необходимость теоретических знаний и практических навыков для изучения культуры с помощью усвоения историко-культурного наследия, воспитание культурного человека. Одним из приоритетных направлений в современной педагогике является формирование общечеловеческих ценностей, образование и воспитание на основе отечественных культурных традиций, которые нашли отражение в образах народного и классического искусства. Мировая художественная культура является предметной областью искусства, целью которой является художественно-творческое развитие учащихся. Педагогика искусства — теория художественного образования. Современным педагогам необходимо найти тот ключ для формирования культуры творческой личности, приобщить к искусству, как духовной культуре и в этом нам помогут современные инновации. Проблемами инновационной педагогики занимались известные учёные А. В. Хуторской, В. И. Беляев, М. В. Кларин и другие. Инновация — нововведения в педагогической системе, направленные на совершенствование и улучшение всего учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальность опыта
Инновационные процессы в области образования включают в себя четыре основных компонента: создание, распространение, освоение новшеств, образовательная деятельность. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность. Новшества в образовании — это выдвижение, проработка новых творческих идей, технологий, принципов, доведение до типовых проектов, которые будут содержать условия адаптации и применения их в массовой практике . Инновационное образование в настоящее время направлено, прежде всего, на развитие личности обучающихся, подготовку их к изменениям как способу жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире. Исследователь В. Я. Ляудис раскрывает значение понятия инновационное обучение так: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Во-вторых, это организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего
3 . Наличие теоретической базы опыта.
В подростковом возрасте происходит «скачок» в психофизиологическом развитии обучающегося. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающего его мира, возвращается к собственной личности и своему месту в социуме. Для него очень важно внимание к самому себе. В результате этого процесса в области восприятия искусства проявляется усиленный интерес к портрету. В этом случае мы можем воспользоваться инновационным подходом в преподавании предмета «Мировая художественная культура», с использованием ИКТ-технологий, в условиях виртуальных экскурсий по залам музеев и художественных галерей. Все это способствует решению задач эстетического воспитания, творчески и культурно развитой личности. В результате преподавания мировой художественной литературы средствами музейной педагогики мы получаем возможность формирования целостной личности обучающегося, так как искусство способствует этому процессу, а также формированию познавательных, художественных, эстетических и нравственных способностей. Искусство воспитывает без дидактики и нравоучений, увлекает, дает наслаждение, позволяет восхищаться прекрасным меняет жизненные установки, а главное — формирует внутренний мир собственных истинных взглядов и убеждений. Целостный характер искусства является объектом изучения предмета «Мировая художественная культура», которая включает содержание ряда дисциплин художественного цикла, что даёт возможность интеграции предметов. Современный ученик — это постоянный пользователь сети интернет. Увлечь, заинтересовать его можно только методами и технологиями, в условиях которых он будет чувствовать себя уютно и комфортно. Эти возможности предоставляет арт-педагогика — новое направление педагогической науки, которая базируется минимум на трёх областях научного знания: педагогики, искусства, психологии. Воспитательная роль арт-педагогики заключается в воздействии на этические, эстетические и коммуникативно-рефлексивные основы личности. Именно арт-педагогика способствует адаптации учащихся с помощью искусства В данном случае искусство понимается как творческая деятельность, средство создания комфортной атмосферы, креативного поиска, создание образа «Я». Продуктом самостоятельного творчества является построение индивидуальной траектории саморазвития и самореализации . Уроки учебного предмета «Мировая художественная культура» — это живые уроки, на которых с помощью инновационной педагогики мы достигаем ожидаемого результата, а обучающийся получает возможность удовлетворения своих внутренних потребностей. Невозможно на теоретическом уровне без визуализации и переживания достичь результата, воспитывая у обучающихся представления о патриотизме без эмоций и нравственных поступков, переживаний и сострадания. Он будет ложным, так как лишён нравственной необходимости какого-то поступка. А если учащийся будет ощущать его возвышенность и красоту, патриотизм будет истинным и действенным. У обучающихся необходимо сформировать мироощущение, которым проникнуто произведение искусства, для соотнесения его со своим, сделать выводы, согласиться с ним или нет — это и будет личностным результатом. На любом уроке мировой художественной культуры идёт познание мира, формируется познавательная деятельность. Мы должны использовать потенциал, который заложен в произведениях искусства. Так как помимо формирования эмоциональной отзывчивости, патриотизма, нравственности, духовности искусство, по мнению Э. Ильенкова, развивает «всеобщую универсальную человеческую способность, которая будучи сформированной, реализуется в любой сфере человеческой деятельности, в поведении и науке, и в политике, и в непосредственном труде». И эта способность — способность к творчеству. Подводя итог, отметим, серьёзную роль инноваций в преподавании мировой художественной культуры в решении проблем художественного воспитания. Искусство через художественное воздействие формирует целостную творческую личность, шедевры мировой классики и творения современности способствуют развитию художественно-эстетического вкуса. Как отмечают Л. П. Печко, В. Н. Шацкая, Д. Б. Кабалевский, что воспитывать, формировать личность, развивать эстетический вкус следует только на подлинных произведениях искусства.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школь-ника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.
Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир искусства, по культурам разных стран, открывают особенности художественного языка различных видов искусства выполняют различные творческие задания. Большую помощь в этом оказывают, используемые мной УМК по каждому классу.
Необходимость решать проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания Урок МХК это всегда интегрированный урок. Я активно включаю в урок изображения произведений искусства, музыкальные произведения, сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно - один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Ученики с интересом исследуют историю возникновения того или иного вида и жанра искусства, того или иного художественного образа, влияние искусства на жизнь человека.
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Ребусы, кроссворды на различные темы, викторины. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Соблюдаю все предписанные санитарные и гигиенические нормы.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
ИКТ технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране искусства.
Незаменимым помощником учителя является программа PowerPoint, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными стали: конкурсы рисунков, творческих проектов, конкурсы знатоков искусства.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная и внеучебная деятельность школьников помогает развитию творческих способностей последних.
6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Результаты обучение:
Якутский язык как государственный
Учебный год | % успеваемости | % качества |
2017-2018 | 100 | 48.1 |
2018-2019 | 100 | 26.8 |
2019-2020 | 100 | 46.5 |
МХК
Учебный год | % успеваемости | % качества |
2018-2019 | 85.8 | 42.1 |
2019-2020 | 93.4 | 35.7 |
Русский язык и литература
Марина Михайловна преподает русский язык и литературу в учебно-консультационных пунктах ИК1 УФСИН России по РС(Я), КП2 УФСИН России по РС(Я), СИЗО-1 УФСИН России по РС(Я). Выпускники сдают ГВЭ.
Русский язык
Учебный год | % успеваемости | % качества |
2017-2018 | 100 | 0 |
2018-2019 | 100 | 0 |
2019-2020 | 100 | 0 |
Литература
Учебный год | % успеваемости | % качества |
2017-2018 | 100 | 0 |
2018-2019 | 100 | 0 |
2019-2020 | 100 | 0 |
Русский язык 12 класс ИК-1
Учебный год | Количество выпускников | % успеваемости | % качества |
2017-2018 | 23 | 100 | 0 |
2018-2019 | 14 | 100 | 0 |
2019-2020 | 7 | 100 | 0 |
Русский язык 12 класс КП-2
Учебный год | Количество выпускников | % успеваемости | % качества |
2017-2018 | 3 | 100 | 0 |
2019-2020 | 3 | 100 | 0 |
Русский язык 12 класс СИЗО-1
Учебный год | Количество выпускников | % успеваемости | % качества |
2019-2020 | 4 | 100 | 0 |
Русский язык 9 класс СИЗО-1
Учебный год | Количество выпускников | % успеваемости | % качества |
2018-2019 | 2 | 100 | 0 |
2019-2020 | 4 | 100 | 0 |
Грамота Леонтьева Наина занявший 1 место в олимпиаде среди вечерних школ в конкурсе риторики «Я умею говорить красиво на якутском языке» 28.03.2019 г. Якутск
7. Возможность тиражирования
Опыт был представлен в:
- Городской уровень: Сертификат за участие в работе Открытой городской педагогической промо-ярмарки «Внедрение инновационных идей в рамках вхождения в проект «Десятилетие Детства» 16.05.2018г . АОУ РС/Я/ ДПО «ИРО и ПК им. Донского-II”
- Республиканский уровень: Сертификат о распространении опыта: за доклад «Особенности преподавания МХК в МОБУ «Центр образовния» 28.03.2019г. АОУ РС/Я/ ДПО «ИРО и ПК им. Донского-II”
- Республиканский уровень: Сертификат за участие в конкурсе риторики «Я умею говорить красиво» среди учащихся вечерних школ РС/Я/ 28.03.2019 г. . АОУ РС/Я/ ДПО «ИРО и ПК им. Донского-II”
С опытом работы учителя можно ознакомиться на сайте педагога: https://nsportal.ru/marina-mihaylovna-davydova
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны
Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.
Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны
Развитие современного общества ставит перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...
Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.
Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.
На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны
Развитие современного общества ставит перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...
Комментарии
спасибо
спасибо