Презентация Внеурочная деятельность - пространство для познавательного развития детей с овз.
презентация к уроку
Сенсорная интеграция - спососбность человека организовывать ощущения для совершения движений, обучения и нормального поведения. Данный подход направлени на развитие физических и умственный способностей детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Содержание материала презентации -комплекс развивающих занятий в специально организованном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пространство для познавательного развития детей. | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения ( вестибулярная система ), чувство положения тела в пространстве ( проприоцепция ), поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете (что это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно). Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция , необходимая для движения, говорения и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. С помощью ощущения ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Более сложным познавательным процессом является восприятие , обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предметов, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь.
Проблемы интеллектуального развития у детей с ОВЗ выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. Недостаточность процесса переработки сенсорной информации .
ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях; способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом; комбинирование элементов по наглядному образцу и представлению; установление смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими. У детей с ОВЗ:
Таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объёме, в зависимости от структуры и степени тяжести нарушения умственного развития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсорное развитие ребенка .
Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное развитие – это основа познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ.
Именно восприятие предмета (объекта или явления) с помощью разнообразных органов чувств дает ребёнку: более полное и правильное представление о нём помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (включая запах, вкус и др.)
Развитие ощущений и восприятий происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятий трудом, на занятиях по лепке, рисованию. в учебной деятельности. во время игр, экскурсий на природу и т.д.
Источником расширения сенсорного опыта являются окружающие детей техника, строительство, бытовой труд, природа . С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия , основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера.
Сенсорное развитие направлено на развитие: зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического восприятия, восприятие запаха, восприятие вкуса. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка с ОВЗ и успешное овладение им любой практической деятельностью.
активизации двигательной активности, штриховке, рисованию, лепке, аппликации , конструированию, работе с природным материалом, комплексы дидактических игр на закрепление цвета, формы, величины, развитии мелкой моторики, упражнения по конструированию (наглядный и раздаточный материалы). серии кубиков, пирамидок, цветных столбиков. дидактические пособия, направленные на развитие перцептивного восприятия. оборудование сенсорной комнаты, физкультурного зала различными развивающими материалами. Усвоение сенсорных знаний строится на обучении детей продуктивным видам деятельности :
Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорная комната
В сенсорной комнате созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей, условия для занятий. Создавая это пространство, в первую очередь, учитывается такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. снижает беспокойство и агрессивность; снижает нервное возбуждение и тревожность; улучшает эмоциональное состояние; нормализует сон; улучшает концентрацию внимания.
Содержание занятий представлено по принципу: от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Занятия проходят во второй половине учебного дня после основных уроков.
Метод сенсорной интеграции в работе дефектолога, психолога и логопеда предполагает: стимуляцию работы всех органов чувств, на активизацию познания, развитие всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева . Методика ведущий канал восприятия. Тест аудиал, визуал, кинестетик. Цель : определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?
Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят. Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются. Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. Дискрет ( дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик. • Визуальный канал восприятия : 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. • Аудиальный канал восприятия : 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. • Кинестетический канал восприятия : 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) : • 13 и более – высокий; • 8-12 – средний; • 7 и менее – низкий. Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.
Интерпретация результатов: Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Дигитал ( он же дискрет ) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы. Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.
Отличительные признаки Визуальный тип Способ получения информации Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия Восприятие окружающего мира Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка На что обращают внимание при общении с людьми На лицо человека, его одежду и внешность Речь Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей Движения глаз Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза Память Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде
Отличительные признаки Аудиальный тип Способ получения информации Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками Восприятие окружающего мира Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей На что обращают внимание при общении с людьми На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова Речь Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди Движения глаз Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему Память Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки
Отличительные признаки Кинестетический тип Способ получения информации Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении Восприятие окружающего мира Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться На что обращают внимание при общении с людьми На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается Речь Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику Движения глаз Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону Память Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ: Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно его опекать. Не делайте за него все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельности. Конечно контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Приучайте его выполнять домашние обязанности и поручения, следить за чистотой, ухаживать за собой. Не ограничивайте самостоятельность ребёнка в самообслуживании. Приобретите небьющуюся посуду, следите за безопасностью. Не злитесь на медлительность. Детям с ОВЗ нужно больше времени на приобретение навыков. Хвалите ребёнка, когда у него получается что-то сделать или чего-то достичь. Используйте разные формы похвалы, чтобы ребёнок не начал относиться к ней как к чему-то естественному. Не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже нужны. Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку ориентироваться в социальных условиях среды (проще говоря - понять, что хорошо, а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему).
7. Не забывайте, что несмотря на особенности, ребенок с ОВЗ живет по общим закономерностям развития (например, он как и все дети, проходит возрастные кризисы. Только выраженность их будет ярче. Как и другие дети, ваш ребенок сначала учится играть, а потом понимать и произносить речь). 8. Следите за соблюдением режима дня, исполнением предписаний врачей, приемом таблеток, если это необходимо. 9. У большинства детей с ОВЗ ниже активность центральной нервной системы, они быстрее устают. Не требуйте от них быстрых реакций, предоставьте больше времени на сон и отдых. 10. Полезно вести дневник наблюдений, где фиксируются особенности развития, успехи, пройденные этапы. Отслеживайте динамику достижений. 11. Проявляйте инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам школы. Старайтесь прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим ребёнком. 12. Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕШКОЛЬНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Воспитательная работа в ДШИ, с точки зрения ее организации представляет большую сложность. В моем классе специального фортепиано обучаются 15 детей раз...
Презентация. " Внеурочная деятельность обучаемых как инструмент развития самостоятельной творческой,познавательной и проектоной деятельности в рамках ФГОС
Презентация из опыта рабрты по организации внеурочной деятельности обучаемых согласно требований ФГОС второго поколения....
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....
Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет
Конспектнепрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...