Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
элективный курс (11 класс)

Чагдурова Надежда Хандуевна

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» очень актуален для выпускников.  КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku.docx754.91 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок (551).jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок (550).jpg


Пояснительная записка

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 учебных часа. Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» очень актуален для выпускников.  КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий.

      Курс полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Курс составлен с учетом изменений в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2020 года. Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Цели курса:

формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;

  • - совершенствование языковой грамотности;
  • - совершенствование письменной речи;
  • - освоение норм русского литературного языка;
  • - развитие логического мышления

Задачи курса:

  1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;
  2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;
  3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;
  4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;
  5. сформировать умение использовать разные виды чтения;
  6. развивать умение анализировать текст;
  7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
  8. сформировать навыки составления собственного текста;
  9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения элективного курса.

После освоения курса выпускники должны знать:

  • - правила русской орфографии и пунктуации;
  • - нормы русского литературного языка;
  • - основные теоретические понятия лингвистики;
  • - средства художественной выразительности;
  • - основы анализа текста;
  • - теорию написания сочинения-рассуждения;
  • - процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;

уметь:

  • Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  • Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
  • Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
  • Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
  • Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
  • Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Содержание курса.

Информация о ЕГЭ.

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Текст и речь 

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Орфоэпические нормы 

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.

Лексика

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Орфография

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Синтаксис и пунктуация.

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.


Языковые нормы

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Коммуникативная компетенция

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Тематическое планирование (34 ч.)

Тема урока

Тема

Количество часов

Результативность

урока

1

Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2020-2021 году

1

2

Задание №1 ЕГЭ: информационная обработка текста.

1

Чтение текста, понимание его содержания, умение находить его главную мысль

3

Задание №2 ЕГЭ: средства связи предложений в тексте.

1

Повторить средства связи предложений в тексте

4

Задание №3 ЕГЭ: лексическое значение слова.

1

Умение определять лексическое значение слов

5

Задание №4 ЕГЭ: орфоэпические нормы

1

Знать и уметь определять орфоэпические нормы слов

6

Задание №5 ЕГЭ: паронимы

1

Умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованиями лексической сочетаемости;

Знать группы паронимов и уметь подбирать нужный пароним по контексту.

7

Задание №6: лексические нормы

1

Знать лексические нормы , правила лексической сочетаемости, правила употребления слов в соответствии с их стилевой окраской, уметь находить и исправлять речевые ошибки(н-р, тавтологию и плеанизм).

8

Задание №7 ЕГЭ: образование форм слова

1

Знать морфологические нормы (правила образования форм слова)

9

Задание №7 ЕГЭ: образование форм слова

1

Знать морфологические нормы (правила образования форм слова)

10

Задание №8 ЕГЭ: синтаксические и грамматические нормы.

1

Знать синтаксические нормы согласования и управления, уметь находить грамматические ошибки.

11

Задание №8 ЕГЭ: синтаксические и грамматические нормы.

1

Знать синтаксические нормы согласования и управления, уметь находить грамматические ошибки.

12

Задание №9 ЕГЭ: правописание корней

1

Правописание корней с гласными, проверяемыми ударением, с непроверяемыми ударением, с чередующимися гласными.

13

Задание №10 ЕГЭ: правописание приставок

1

Знать приставки неизменяемые, оканчивающиеся на з-с, прав-е которых зависит от значения, от ударения, Ы и И после приставок, разделительные ъ и ь.

14

Задание №11 ЕГЭ: правописание суффиксов различных частей речи(кроме -н-/нн-)

1

Правописание суффиксов прилагательных,:чив, лит, чат, ев, ив; суффиксов существительных: ин, еств и др; глаголов: ова, ева, ыва, ива.

15

Задание №12 ЕГЭ: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

Знание правил правописания личных окончаний глаголов, суффиксов причастий, деепричастий.

16

Задание №13 ЕГЭ: правописание НЕ с разными частями речи.

1

Знать правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи.

17

Задание №13 ЕГЭ: правописание НЕ с разными частями речи

1

Знать правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи.

18

Задание №14 ЕГЭ: слитное, дефисное, раздельное написание слов с разными частями речи

1

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов, союзов, частиц и омонимичных частей речи (наречий, местоимений)

19

Задание №14 ЕГЭ: слитное, дефисное, раздельное написание слов с разными частями речи

1

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов, союзов, частиц и омонимичных частей речи (наречий, местоимений)

20

Задание №15 ЕГЭ: правописание -Н- и -НН-в различных частях речи

1

Правописание Н и НН в существительных  прилагательных, причастиях и наречиях.

21

Задание №16 ЕГЭ: знаки препинания в предложении с однородными членами и сложносочинённом предложении.

1

Пунктуация. Знать правила постановки знаков препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами и в сложносочиненном предложении)

22

Задание №17 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях с обособленными членами 

1

Пунктуация. Знать правила постановки знаков препинания в осложненном предложении (с обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. )

23

Задание №17 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях с обособленными членами 

1

Пунктуация. Знать правила постановки знаков препинания в осложненном предложении (с обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. )

24

Задание №18 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Пунктуация. Знать правила постановки знаков препинания в осложненном предложении (с конструкциями , грамматически не связанными с членами предложения: вводными словами и предложениями, обращениями.)

25

Задание №18 ЕГЭ: знаки препинания в предложениях конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

Пунктуация. Знать правила постановки знаков препинания в осложненном предложении (с конструкциями , грамматически не связанными с членами предложения: вводными словами и предложениями, обращениями.)

26

Задание №19 ЕГЭ: знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

 Знать правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном  предложении

27

Задание №20 ЕГЭ: знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

1

Знать правила постановки знаков препинания в сложных   предложениях с разными видами связи.

28

Задание №20 ЕГЭ: знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

1

Знать правила постановки знаков препинания в сложных   предложениях с разными видами связи.

29

Задание №21 ЕГЭ: постановка тире в разных видах предложений

1

Умение проводить пунктуационный анализ текста, знать случаи постановки тире, двоеточия, запятой в предложении.

30

Задание №21 ЕГЭ: постановка тире в разных видах предложений

1

Умение проводить пунктуационный анализ текста, знать случаи постановки тире, двоеточия, запятой в предложении.

31

Задание №24 ЕГЭ: лексика русского языка

1

Знать и уметь различать следующие понятия: лексическое значение слова, синонимы (в том числе контекстуальные), антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению.

32

Задание №25  ЕГЭ: средства связи предложений в тексте.

1

Знать и уметь находить средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические и синтаксические.

33

Задание №26 ЕГЭ: языковые средства выразительности

.

1

Знать языковые средства выразительности: ( лексические: метафора, эпитеты, сравнение, оксюморон, метонимия, синекдоха, ирония, лексический повтор, фразеологизм.;

Синтаксические: парцелляция, синт. параллелизм, градация, антитеза, риторический вопрос, восклицание и др)

34

Итоговый тест ЕГЭ

1

Выполнение Тестовых заданий.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2020.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2020.

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2019.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2019.

5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение задания 27 ЕГЭ. М.: «Астрель», 2017.

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2019.

7. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2019.

8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2015.

9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание 27). М., 2019.

10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ. М., 2019.

11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2019, 2020.

12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к написанию сочинения)» / Г.Т. Егораева. – М., 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Элективный  курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для учащихся 10 кл...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

ПРОГРАМММА элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" для учащихся 9 класса (34 часа)

Программа-победитель в номинации "лучшая методическая разработка" международного фестиваля работников образования "Педагогические идеи" 2015г.АННОТАЦИЯ Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ ...

«Говорим красиво и пишем правильно» Элективный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Элективный курс «Говорим красиво и пишем правильно» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах. Главная задача языкового образования – форм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» на 2017 – 2018 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по русскому языку»на 2017 – 2018 учебный год...