Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
материал
«Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_russkogo_yazyka.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 31 декабря 2015 года №1576-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008
- ПисьмоМинобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Актуальность
Введение основного государственного экзамена по русскому языку повысило значение данного предмета и заставило обратить особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у учащихся выпускных классов школы в области орфографии и пунктуации; на совершенствование знаний о синтаксисе; формирование навыков анализа текста, соблюдение языковых и культурных норм, создания собственного высказывания. Данная программа расширяет знания и умения учащихся и помогает осознавать себя как активную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения.
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Программа дополнительного образования имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития практических навыков, речевых умений.
Педагогическая целесообразность: повышение лингвистической компетенции по русскому языку — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Изучение текста с точки зрения строения предложений, функции знаков препинания позволяет акцентировать внимание учащихся на необходимости повышения орфографической и пунктуационной грамотности.
Разнообразные формы изучения языка посредством мультимедийных средств обучения способствуют активному участию обучающихся в конкурсах, викторинах, интеллектуальных турнирах.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение освоения школьниками общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся.
- Всестороннее, гармоничное развитие личности через сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика.
- Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта познания и самопознания.
- Создание условий для социального самоопределения личности, формирования знаний об отношениях человека к природе, к себе,
к другим людям, обществу, государству, нормам, регулирующим эти отношения. - Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
- Способствовать становлению человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетенциями, определяющими национальную элиту России.
В системе дополнительного образования кружок «Знатоки русского языка» реализует цель и задачи:
Цель
- Создание условий для развития личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- формирование лингвистической, коммуникативной компетенции;
- воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свой язык;
- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам;
- расширение зоны творческих возможностей детей
Возрастная ориентация программы
Программа дополнительного образования «Знатоки русского языка» ориентирована на возрастные особенности детей 15-16 лет, различные подходы к содержанию программы обеспечивают усвоение материала на разных познавательных уровнях в соответствии с возрастом.
Сроки реализации
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия длительностью 40 минут проводятся один раз в неделю. Применение различных форм занятий помогает оптимизировать учебный процесс:
- Практикумы;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым
материалом, их анализ, выводы);
- Работа в группах;
- Проектная деятельность.
Особенности содержания программы:
- основные функции языка
- фонетический и орфоэпический разбор и транскрипция
- тема текста, основная мысль, микротемы
- способы словообразования и типы речи
- части речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
- морфологический разбор частей речи
- стили речи, стилистический анализ текста, изобразительно-выразительных средств.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- знание закономерностей построения текста, владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, выразительных возможностей русского языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
Формы годовой промежуточной аттестации: зачет
Материально-техническое обеспечение (оснащение кабинета)
- Персональный компьютер
- Интерактивная доска
- Мультимедийный проектор
- Мобильный класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематика и содержание программы | Кол-во часов по теории | Кол-во часов по практике | всего |
1 | Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в современном мире. Экология языка | 1 | 2 | 3 |
2 | Словари русского языка. Создание словарных статей | 1 | 1 | 2 |
3 | Нормы современного русского литературного языка | 2 | 2 | 4 |
4 | Лексика и фразеология. Типы лексических значений слов. Новые термины. | 0 | 4 | 4 |
5 | Фонетика. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпии. | 1 | 1 | 2 |
6 | Синтаксис простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации. | 3 | 3 | 6 |
7 | Олимпиада по русскому языку. | 2 | 2 | 4 |
8 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | 1 | 2 |
9 | Комплексный анализ текста | 2 | 2 | 4 |
10 | Тестовая работа | 2 | 2 | 4 |
35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата (план) | дата (факт) | Тема занятия | Содержание |
1 | Язык как могучее средство общественного развития. | Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее средство человеческого общения. Место русского среди других языков в современном мире. Проблемы экологии языка. | ||
2 | Словари русского языка. Виды словарей. Практическая работа со словарями. | Овладение навыками практической работы со словарем, самостоятельное составление словарных статей для словарей орфографических, лексико - грамматических, толковых, фразеологических, синонимов, антонимов. Словари омонимов, паронимов, этимологический. | ||
3 | Нормы современного русского литературного языка | Основные морфологические, синтаксические и орфоэпические нормы. Сложные случаи правописания числительных, существительных. Язык – развивающееся явление. Примеры изменения норм литературного языка из художественных произведений. Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ОГЭ. | ||
4 | Принципы русской орфографии. Части речи в русском языке | Понятие об орфограммах и умение находить их в словах разных частей речи. | ||
5 | Язык – развивающееся явление. Изменения норм литературного языка . | Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее средство человеческого общения. | ||
6 | Состав слова. Морфемы и их значение | Самостоятельные и служебные части речи, умение их определять. Например: на встречу - навстречу, вследствие - в следствии. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка знаков препинания в зависимости от конструкции предложения. Умение определять морфемы и части речи, разделять однородные члены и предложения, выделять вводные слова, обращения, обособленные обороты. | ||
7 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Правописание согласных в корнях слов. | Отработка умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание; формирование умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов. Универсальное правило проверки безударных гласных ударением, его использование для правописания корней. Например: посветить-посвятить. | ||
8 | Чередующиеся гласные в корне слова | Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая, лексическая группы. Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова путем осознания состава. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями. | ||
9 | Правописание приставок, изменяющихся на письме. Приставки на -З, -С | Закрепление умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. | ||
10 | Правописание приставок, зависящих от значения. Приставки ПРЕ-, ПРИ- | Умение применить орфографическое правило: выбор букв Е и И в приставках –ПРЕ и –ПРИ. | ||
11 | Правописание на стыке приставки и корня. Ы, И после приставок | Умение применить орфографическое правило: выбор букв Ы и И после приставок, оканчивающихся на согласную. | ||
12 | О, Ё после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных. Суффиксы –ЕК (-ИК). Буквы Ч, Щ в суффиксах существительных. Различение на письме суффиксов прилагательных –К-, -СК- | Буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Единые правила правописания О,Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Буква Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований | ||
13 | Решение тестовых и олимпиадных заданий | Самостоятельное решение олимпиадных заданий по всем разделам языкознания. | ||
14 | Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи. | Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных и отглагольных образований (причастий, отглагольных прилагательных), а также образованных от них существительных и наречий (ветреный – ветреность - ветрено). | ||
15 | Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА-(-ЕВА-), –ИВА-(-ЫВА) | Закрепить и углубить умение учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор. Закрепление и отработка навыков правописания и проверки глагольных суффиксов. | ||
16 | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | Умения применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. Умение применять орфографические правила: правописание личных окончаний глагола и суффиксов действительных причастий настоящего времени. Умение определять тип спряжения глагола. | ||
17 | Правописание личных окончаний глаголов | Система спряжений глаголов. Роль категории наклонения и вида для правописания личных окончаний прилагательных и причастий: определение падежного окончания по вопросу, заданному от главного слова. | ||
18 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных: юго-восточный. Правописание сложных слов с первым компонентом ПОЛ- (ПОЛУ-). Слитное написание сложных слов-терминов: густонаселенный. Совершенствование навыков образования, произношения и употребления сложных слов в речи. | ||
19 | Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание союзов. | Отработать правильность написания предлогов. Дефисное написание сложных предлогов: ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ПО-НАД. Слитное написание производных предлогов, образованных от существительных, наречий, деепричастий: ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВРОДЕ, НАПОДОБИЕ, НАСЧЁТ, ВМЕСТО, НАРЯДУ, СВЕРХ, ВБЛИЗИ, ВНИЗУ, НАВЕРХУ, НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДИНЕ, СБОКУ, НЕВЗИРАЯ НА, НЕСМОТРЯ НА. | ||
20 | Различение частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | Научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать НЕ и НИ | ||
21 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь правописание Ь на конце слов после шипящих. | Ь в середине слова. Ь на конце и в середине количественных числительных. Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с твердыми и мягкими согласными. Умение пользоваться орфографическим словарем. Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место разделительного Ъ. Разделительный Ь в русских и заимствованных словах: воробьи, павильон. Расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о частях речи. Написание Ь после шипящих на конце существительных (3 склонение), прилагательных: ЖГУЧ, глаголов (всегда пишется после шипящих), наречий (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ), всех частиц (ЛИШЬ). Умение определять морфологическую принадлежность слов, составлять словосочетания, употреблять слова в прямом и переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи. | ||
22 | Лексика и фразеология. Значение и происхождение фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. | Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
23 | Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы. | Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
24 | Обогащение лексики: паронимы, синонимы, омонимы. | Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: бо́льшая — больша́я, омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов. Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц. Изобразительно-выразительные средства языка. | ||
25 | Синтаксические нормы языка. Грамматические ошибки. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции. | ||
26 | Основные понятия синтаксиса (словосочетания и предложение, структура предложения). | Основные понятия синтаксиса: словосочетания и предложение, структура предложения. | ||
27 | Практическая работа по определению синтаксических средств выразительности. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции. | ||
28 | Словосочетание. Именные и глагольные словосочетания. | Основные виды словосочетаний, по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний. | ||
29 | Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
30 | Синтаксис простого предложения. Грамматическая основа. | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | ||
31 | Решение тестовых заданий. | Решение тестовых заданий. | ||
32 | Изобразительно-выразительные средства языка | Значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь человека — один миг) в художественном произведении. Роль эпитета в художественном произведении. Сравнение и способы его оформления. Олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном произведении. Метафора и ее разновидности. | ||
33 | Изобразительно-выразительные средства языка | Сюжет, композиция, стиль писателя, своеобразие поэтики, основные средства, художественной изобразительности. Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, оксюморон и др. | ||
34 | Комплексный анализ текста. | План комплексного анализа, опыт коллективного анализа публицистического текста. | ||
35 | Итоговая тестовая работа | Решение тестовых заданий. | ||
Итоговая тестовая работа | Решение тестовых заданий. |
Тест по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.
3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.
4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.
3. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении:
Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) метафора
4) аллитерация
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.
3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...
7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.
2) Но результат не заставил себя ждать.
3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
10. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».
1) олицетворение
2) эпитет
3) синонимы
4) cравнительный оборот
11. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз».
1) метафора
2) олицетворение
3) сравнительный оборот
4) эпитет
12. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я проходил, но осталась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь».
1) гипербола
2) метафора
3) олицетворение
4) сравнительный оборот
13. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Созерцать, исцеляя душу».
1) олицетворение
2) метафора
3) гипербола
4) эпитет
14. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Оставили рваную язву в земле».
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитеты
4) гипербола
15. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «дрожали от холода березы»?
1) олицетворение
2) гипербола
3) сравнение
4) эпитет
16. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «растительный мир пробуждается»?
1) олицетворение
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет
17. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «потрясающая юношеская впечатлительность»?
1) олицетворение
2) аллегория
3) гипербола
4) эпитет
18. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью».
1) метафора
2) эпитеты
3) сравнительный оборот
4) гипербола
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18.
|
3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 |
Зачет.
- Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Наш взвод выбил из стари(н,нн)ой барской усадьбы фашистов и закрепился за старым запуще(н,нн)ым парком. По ту и по другую сторону головной а(л,лл)еи парка обсаже(н,нн)ой сер..бристыми тополями впереме..ку с ясенями и ореховыми деревьями стояли всевозможные боги и богини из белого гипса и мрамора.
При обстрел.. усадьбы пострадали (н..)только дом и деревья пострадали и скульптуры. Особенно досталось одной богине стоящей в глубине парка, над камее(н,нн)ой беседкой увитой плющом. Она уже вся была издолбл..на осколками а грудь одну у неё отшибло. Под грудью обнажилось серое пятно и проволока которая от сырости начала ржаветь. Богиня казалась ране(н,нн)ой в живое тело и ровно бы сочилась из неё кровь.
Узбек прибывший с пополнением в свободное от дежурства время всё ходил по а(л,лл)ее, всё смотрел на побитых богов и богинь и глаза его и без того задумч..вые покрывались мглистою тоской. Особенно подолг.. тосковал он у той богини и глядел, глядел на неё Венерой называл женщиной любви и радости именовал и читал стихи на ру(с,сс)ком и азиатском языках…
Мы смеялись над ним, подтрун..вали но Абдрашитов спокойно и скорбно относился к нашим словам лишь покач..вал головой (н..)то осуждая нас (н..)то нам сочу..ствуя.
По окопам прош..л слух будто Абдрашитов принялся реставрир..вать скульптуру над фонтаном. Ходили удостовери(т,ть)ся – правда, ползает на карачках Абдрашитов соб..рает гипсовые осколки оч..щает их от грязи носовым платком и на столик.. в беседк.. подб..рает один к одному… Маленький, с (н..)умело обёрнутыми обмотками он весь уж был в глине и гипсе исхудал совсем… Я говорил чтобы он хоть прятался при обстрел.. – убьют ведь а он отрешё(н,нн)о, с плохо скрытой досадой ронял «Какое это имеет значение!» Потом к Абдрашитову пр..соед..нился хромой поляк в мятой шляпе из(под) которой выбивались седые волосы. Богиню над фонтаном Абдрашитов и поляк поч..нили…
Началась артподготовка и командир взвода приказал мне смат..вать связь. Я как бежал с катушкой на шее так и споткнулся и мысли мои оборвались: богиня Венера стояла без головы а поляк и узбек лежали засыпа(н,нн)ые белыми осколками. Оба они были убиты…
Стояла изувече(н,нн)ая обезображ..(н,нн)ая богиня Венера а у ног её, в луже крови, лежали два человека пытавш..еся исц..лить побитую красоту.
По В. Астафьеву
Тест.
1. В каком ряду лексическое значение одного из слов сформулировано неверно?
А) соседский – принадлежащий соседям; соседний – расположенный рядом;
Б)генеральский – принадлежащий генералу; генеральный – очень важный, основной;
В) запасливый – резервный, оставленный на случай особой необходимости; запасной – предусмотрительно делающий запас чего-либо;
Г) искусный – умелый, хорошо знающий свое дело; искусственный – неприродный, ненатуральный, неестественный.
2. Как называются слова, приведенные в задании 1?
3. Укажите лексическое значение слова негодование:
А) сомнение, удивление;
Б) тяжелое переживание, несчастье;
В) суровость, безжалостность;
Г) возмущение, крайнее недовольство.
4. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Среди средств массовой информации есть те, которые представлены в электронном виде на информационных носителях.
Б) Назначен руководитель новой информационной программы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают решать многие проблемы.
5. В каком предложении слово употреблено неверно?
А) Мама песню напевала, одевала дочку.
Б) Девочка надела белую сорочку.
В) В такой сильный дождь нужно одеть высокие сапоги.
Г) Одень, обуй и накорми его.
6. В каком ряду все прилагательные употреблены в переносном значении?
А) лисья хитрость, железная воля, каменный дом;
Б) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ;
В) золотое солнце, теплый прием, чистая посуда;
Г) дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
7. Укажите ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости слов:
А) коричневый платок;
Б) степенный автомобиль;
В) пахать землю;
Г) карие глаза.
8. Укажите слово, являющееся старославянизмом:
А) враг;
Б) ворота;
В) полушка;
Г) болото.
9. В каком предложении нужно вставить слово красочный?
А) Картина мастера поражала богатством …. узора.
Б) В хозяйственном магазине мы купили …. вещество для ткани и хлопка.
В) В …. Состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.
Г) В светлых лучах особенно броско выглядели … наряды женщин.
10. Какое из данных слов является синонимов фразеологизма прикусить язык?
А) огорчиться;
Б) замолчать;
В) узнать;
Г) сделать выводы.
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?
А) тришкин кафтан;
Б) прокрустово ложе;
В) дамоклов меч;
Г) пиррова победа.
Зачет
1.Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскрывая скобки, расставьте знаки препинания.
(1) Когда человек с..знательно или интуитивно выб..рает себе в жизн.. какую(то) цель жизне(н,нн)ую задачу он вместе с тем даёт себе оценку.
(2) По т..му ради чего человек ж..вёт можно судить и о его сам..оценке - ни..кой или высокой:
(3):Стремит..ся к высокой цел.. ни..кими сре..ствами нельзя.
(4) Надо быть одинаков.. чес..ными как в больш..м так и в малом:
(5):А в чём самая б..льшая цель в жизн..?
(6) Я думаю - ув..личивать добро в окружающ..м нас.
(7) Добро сл..гается из много..о и каждый раз жизнь став..т перед человеком задачу которую нужно уметь р..шать.
(8):Если человек став..т перед собой задачу пр..обрести все эл..ментарные мат..риальные блага он и оценива..т себя на ур..вне этих мат..риальных благ.
(9) Если человек ж..вёт что(бы) пр..носить людям добро обл..гчать их стр..дания д..вать людям рад..сть то он оценива..т себя на ур..вне этой св..ей человеч..ности:
(10):Если жить только для себя св..ими мелкими заботами о собстве(н,нн)ом благ..получии то от переж..того (не)останет..ся и следа.
(11) Если(же) жить для других то другие сб..регут то чему ты служил чему о..давал силы.
(12) Замет..ли ли вы что всё дурное и мелкое в жизн.. быстро забывает..ся?..
(13) Люди ни(о)ком (не)заботящ..ся как(бы) вып..дают из пам..ти.
(14) А люди служившие другим имевшие в жизн.. добрую и зн..чительную цель запом..нают..ся (на)долго.
(15) Счаст..я дост..гает тот кто стремит..ся ..делать счас..ливыми других и способ..н хоть на время забыть о своих инт..ресах о себе:
(Д. Лихачёв.)
2. Выполните задания.
Определите стиль текста.
Определите тему, основную мысль текста. Есть ли в тексте слова, употреблённые в переносном значении?
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
В каком слове все согласные мягкие?
а) время;
б) себе;
в) жизнь;
г) память.
В 1 - 4 предложениях найдите антонимы.
В 1 предложении укажите все слова, образованные суффиксальным способом.
В 9 - 12 предложениях укажите возвратное местоимение.
В предложениях с 3 по 8 найдите слово с чередованием гласной в корне.
В предложениях со 2 по 4 укажите все союзы.
В 12 и 13 предложениях найдите все частицы.
В 12 - 14 предложениях определите разряды прилагательных.
Из 15 предложения выпишите все местоимения.
Выпишите из 1 предложения несколько словосочетаний с разными видами связи.
Замените обособленное определение (предложение 13) синонимичной конструкцией.
Среди 6 - 8 предложений укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным условия.
Среди 13 - 15 предложений найдите сложноподчинённое с однородными придаточными и укажите его номер.
Как связаны между собой 10 и 11 предложения?
Среди 8 - 10 предложений укажите осложнённое однородными членами.
Среди 6 - 8 предложений найдите сложносочинённое и укажите его номер.
Список учебно - методической литературы для учителя
1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В.Егорова.- М.: ВАКО, 2015.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
4. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы. / по программам М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, А.И.Власенкова /сост. Г.М. Вялкова.-3-е изд.- М.: Глобус, 2019.
5. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова Т. А. Ладыженская и др.; научн. Ред. Н. М. Шанский). – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
6. Сборник нормативных документов. Русский язык/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
7. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова.- 5-е изд.-М.: Просвещение,2016.
8. Русский язык. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия. Диск.
Список литературы для учащихся
- Русский язык . Основной государственный экзамен. 9 класс/ И.В. Пасичник, Т.В. Соловьева. – Березники. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2019. – 264 стр.
- Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион, 2020 г.
- Русский язык [Выполнение заданий части 3]. Егораева Г.М., Экзамен,2014 г.
- Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ОГЭ. Миронова Н.И., Эксмо-Пресс, 2018 г.
- Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э., Эксмо, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бисероплетение, как одно из направленний в работе дополнительного образования детей
В статье рассказывается о бисероплетение, его значение в работе с детьми в сфере дополнительного образования...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ научно-техническое направление «Информатика»
Программа рассчитана для детей 8-16 лет. Срок реализации 2 года.Цель: Формирование информационной культуры, овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для работы с компьютерной гра...
Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.
Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения ...
Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей
В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...
Создание мотивирующей практико-ориентированной среды, способствующей развитию научно-технического творчества обучающихся в системе дополнительного образования
В современном мире большое внимание уделяется повышению мотивации детей к занятию техническим творчеством через создание особых пространств и форм интеллектуального развития детей и молодежи. Приорите...
«Приоритетные направления в области дополнительного образования детей и обновление практики воспитания.»
Публикация...
Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.
Творческое объединение «Английский c увлечением» органично входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...