ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
статья (11 класс)

Бобрышева Наталья Ивановна

Цифровизация образования дает боль­шие возможности для повышения качества различных форм обучения. Очную форму обучения можно улучшить за счет исполь­зования различных ИКТ при обучении, для заочной же формы обучения цифровизация становится настоящим прорывом. Те­перь ученику не обязательно физически находиться рядом с учителем, он может вступать в беседу с учителем через интер­нет. С помощью видеотрансляции учитель может объяснять информацию ученикам, находящимся в разных городах и странах. Какие ресурсы в Интернете возможно и полезно использовать педагогам и студентам в процессе обучения знакомит статья "Возможности  ИКТ в  работе учителя- словесника"  (X Всероссийскойнаучно-практической конференции «Организационно-педагогические факторы информатизации среднего профессионального образования» ВЮТc 30 марта по 10 апреля 2021 года.)Сборник статей конференции http://www.law.vrn.ru/index.php/novosti/15-osnovna...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Бобрышева Н.И.

ГБОУ СПО «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»

bobryshevanatalya@yandex.ru

Перед учителем общество ставит задачу дать обучающемуся набор знаний, умений и качеств для того, чтобы позднее вчерашний школьник мог себя уверенно чувствовать в самостоятельной жизни. Педагог может успешно справиться с такими требованиями, постоянно овладевая новыми педагогическими технологиями, постоянно пополняя свой педагогический «багаж» и обновляя «инструментарий ».

Учителя- словесники всегда работали с разными способами представления информации: текстами, таблицами, схемами, словарными и энциклопедическими статьями и т. д. С приходом информационно-коммуникационных технологий изменился не подход к работе с информацией, а скорее, формат работы.

Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьника.

В свете решения этой задачи мы в течение нескольких лет постоянно используем в процессе обучения информационные технологии, стараясь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок.

Какова цель использования ИКТ на уроках? Это, прежде всего, повышение мотивации обучения, развитие познавательной активности учащихся, стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

При внедрении информационных технологий в образовательный процесс работа ведется по следующим направлениям:

  • использование готовых программных продуктов;
  • работа с программами MS Office (Word, Power Point, Publisher);
  • работа с ресурсами Интернет;
  • участие в семинарах и конференциях по актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы, подготовки к ЕГЭ, организованных Фондом поддержки образования посредством ВКС (видеоконференцсвязи).

Использование ИКТ на уроках постепенно привела в систему, которую можно представить в виде схемы:

  • дидактические материалы, в т. ч. в программе MS Publisher;
  • презентации;
  • фильмотека экранизаций программных произведений литературы;
  • электронные библиотеки и аудиокниги;
  • электронные учебники, энциклопедии, программы-тренажеры;
  • ресурсы сети Интернет;
  • сеансы видеоконференцсвязи.

Дидактические материалы. Современные технические средства дают возможность подготовить дидактический материал по различным темам изучаемого предмета. Это могут быть такие привычные средства активизации познавательной деятельности, как карточки-задания, карточки-инструкции, алгоритмы, логико-смысловые схемы, таблицы и т. п.

Например, при изучении «Серебряный век»  на 2 курсе используется опорный конспект- таблица, выполненный в программе MS Publisher, в которой четко прослеживается логическая структура урока и представлены основные выводы.

В программе MS Word создаем раздаточный материал для работы на уроке, содержащий информацию, дополняющую материалы учебника, а также карточки-задания для групповой или индивидуальной работы (например, при подготовке к уроку по роману Достоевского «Преступление и наказание»).

Презентации. В своей практике автор статьи использует созданные специально для конкретных уроков мультимедийные презентации, содержащие краткий текст (цитаты, выводы и т. д.), иллюстрации, аудио- и видеофрагменты. Использование презентации на уроке литературы позволяет значительно расширить и обогатить иллюстративный материал, помогающий созданию художественного образа, усилить эмоциональное восприятие изучаемого произведения. Обучающиеся получают возможность услышать авторское слово, побывать на родине писателя (например, при изучении творчества Л.Н.Толстого ребята совершают виртуальную экскурсию в усадьбу писателя Ясная поляна).

Часто уроки литературы сопровождаются видеофрагментами, что очень оживляет урок и привлекает внимание учеников, дает возможность сравнить авторский текст и режиссерскую трактовку какого-либо эпизода. (при изучении романов Ф. Достоевского «Преступление и наказание», И. Гончарова «Обломов», М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и др. использованы фрагменты экранизаций этих произведений.)

Очень помогает использование презентаций и на уроках русского языка. Учитель получает широкие возможности для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического или пунктуационного правила. Здесь используются разнообразные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов и т. д. Слайды демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффектов анимации, «оживления» иллюстраций и так далее, а это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его более интересным и результативным.

Аудиокниги и электронные библиотеки. Прослушивание аудиозаписей авторского и актерского чтения художественных произведений способствует развитию навыков выразительного чтения.

Очень помогает использование ресурсов электронных библиотек в сети Интернет (Allbest.ru ; Lib.ru) и на CD-диске, особенно при проведении уроков внеклассного чтения по литературе XX века, т. к. фонды библиотеки не всегда располагают достаточным количеством нужных произведений.

«Живые страницы» на платформе Samsung — интерактивная литературная энциклопедия, наполненная большим объемом дополнительной информации из разных областей: история, лингвистика, география http://voinaimir.com/info. Это позволяет не только читать произведение, пользуясь всеми удобствами электронной книги, но и изучать историю и культуру эпохи. В работе над приложением приняли участие студенты Школы филологии НИУ ВШЭ.

«Война и мир» Л.Н. Толстой:

  • текст романа содержит комментарии литературоведов, а оглавление произведения преобразовано в инфографику.
  • вся хронология событий произведения наглядно отображена в календаре наряду со значимыми историческими событиями, на фоне которых развивается сюжет.
  • в разделе «Судьбы» представлены основные события из жизни главных героев и пересечения с другими персонажами книги.
  • инфографика позволит отследить жизненный путь каждого персонажа, его судьбоносные встречи.
  • словарь устаревших выражений.
  • интерактивная карта.

Электронные учебники, энциклопедии, словари, программы-тренажеры. Для образовательного мультимедиа на первое место выходят эстетические характеристики, наличие элементов увлекательности. Другая важная особенность образовательного мультимедиа-продукта — интерактивность.

К сожалению, современные материальные условия школы таковы, что использовать мультимедиа-пособия на уроках русского языка и литературы в полном объёме не всегда возможно, поскольку большинство пособий рассчитано именно на интерактивность. Поэтому мне видится возможным использование отдельных медиа-ресурсов на уроке (в качестве объяснительного или иллюстративного материала) и отсыл к ним учащихся в самостоятельной подготовке.

Важным на сегодняшнем этапе информатизации является понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании. Прежде всего, они сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 5000-летней традицией её использования. Книга удобна всегда и везде.

Однако учебный процесс включает в себя отнюдь не только приём- передачу теоретической информации, но ещё и практические занятия в самых разных формах. Необходимым компонентом учебного процесса является также контроль, традиционно реализуемый педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга даёт достаточно мало. Её главный недостаток — плохая передача действия.

В старших классах дополнительные занятия и консультации по подготовке к ЕГЭ иногда проводятся в компьютерном классе, где ребята имеют возможность работать с обучающими программами в индивидуальном режиме. Обучающая программа дает возможность наглядно представить результат своих действий. Это могут быть различного рода тренинги по отдельным орфографическим и пунктуационным темам или же тренинги обобщающего характера (обучающие программы); работа с целью контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор»).

Ресурсы сети Интернет. Кино и книга неинтерактивны, не позволяют развивать активно-деятельные формы обучения. Именно в этой зоне наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее — преимущества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Однако эффективное применение ЦОР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символикоабстрактной форме. ЦОР могут представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Получается, что грань между двумя компонентами образования — информацией и практикумом — стирается.

Хорошо зарекомендовали на рынке образовательных услуг продукты компании «Видеоуроки в Интернете» (https://videouroki.net). С помощью системы видеоуроков по русскому языку и литературе, разработанных этой компанией, процесс объяснения нового материала становится более интересным для учащихся, т.к. часть материала сопровождается иллюстрациями, анимированными схемами, фото- и видеоматериалами.

Ещё одна важная составляющая работы учителя-словесника — работа со словарями. Не секрет, что умение работать со словарно-справочной литературой — одна из важнейших составляющих общей информационной культуры. Однако далеко не в каждой семье есть словари и справочники, да и в школьной библиотеке количество подобных изданий ограничено. В этом случае незаменимым помощником учителя и ученика выступает портал Грамота.ру (http://gramota.ru/). Словари, представленные на этом портале, авторитетны (что, к сожалению, не всегда бывает на других порталах), навигация проста и доступна. Кроме того, на уроках и в подготовке домашних заданий ученики могут использовать материалы раздела «Класс», где представлены мультимедийные учебники, цитаты о русском языке и весёлые «запоминалки». TextoLogia.ru — интернет-журнал, созданный с целью привить интерес к русскому языку, литературе, языкознанию. Исторические вопросы, интересные факты, популярные статьи, справочная служба. school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Поддерживает интерес студентов  к учебе, помогаем раскрыть их потенциал. interneturok.ru — открытые уроки по всем предметам школьной  программы, содержат тесты, тренажеры и конспекты. Учитель найдет готовые материалы для урока, может послушать видеолекции по детской психологии.

В образовательной деятельности педагога бывают моменты, когда он не имеет возможности проводить уроки в реальной обстановке (конференции, семинары, длительная болезнь). В данной ситуации эффективным средством обучения становятся онлайн-уроки, вебинары, дистанционные курсы, когда педагог может удаленно посредством сети Интернет объяснять материал, выдавать и проверять домашнее задание, проводить дополнительные занятия. С другой стороны, интернет-уроки позволяют учащемуся по-новому увидеть знакомую информацию, преподнесенную другим преподавателем. Так, о творчестве А. Блока можно узнать на очном уроке в традиционной системе обучения, но можно и получить информацию из видеолекции на https://russia.tv/anons/index/brand_id/37665/, где авторитетные педагоги, в том числе, работающие в ведущих вузах страны, расскажут об основных этапах творческого пути поэта. Причем наиболее актуальным этот способ получения информации становится в условиях труднодоступных школ в отдаленных районах государства, когда нет возможности обеспечить очное обучение высокопрофессиональными педагогами.

Творческие мастерские писателей и специализированные порталы для обучения написанию текстов различных жанров(сказок, сочинений, басен) позволяют не только развивать грамотную связную речь учащихся, но и обучать их стилизации, что помогает лучше понять суть басен и сказок, правила их написания, структуру.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в образование. На сегодняшний день существует множество сайтов, без которых деятельность учителя была бы неполной. При подготовке к урокам часто обращаемся к материалам, размещенным на различных образовательных сайтах. Помимо работы с различного рода информацией при подготовке к урокам, мы имеем возможность работать с тестами и интерактивными диктантами в режиме онлайн. Вот лишь малая часть интернет-ресурсов, используемых нами при подготовке к урокам: http://school-collection.edu.ru; http://www.gramota.ru; http://language.edu.ru; http://www.collection.edu.ru

Системное использование информационных технологий на уроках имеет следующие результаты:

  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • улучшение организации урока;
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразные его формы;
  • активизация творческого потенциала ученика и учителя;
  • повышение эффективности обучения, улучшение качества образования.

Цифровизация образования дает большие возможности для повышения качества различных форм обучения. Очную форму обучения можно улучшить за счет использования различных ИКТ при обучении, для заочной же формы обучения цифровизация становится настоящим прорывом. Теперь ученику не обязательно физически находиться рядом с учителем, он может вступать в беседу с учителем через интернет. С помощью видеотрансляции учитель может объяснять информацию ученикам, находящимся в разных городах и странах.

Об образовании новой информационной технологии можно говорить только в том случае, если она:

  • соответствует основным принципам образовательных технологий (предварительный дизайн, воспроизводимость, цель, целостность);
  • решает проблемы, которые еще не были решены теоретически или практически в дидактике.

Безусловно, перечисленные продукты - далеко не исчерпывающий список. В данной работе я представила только то, что активно использую сама и рекомендую своим ученикам. Каждый учитель может дополнить этот список своими предпочтениями.

Литература:

  1. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: учеб.- метод. пособ. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.
  2. Роберт И. В. Информатизация образования как новая область педагогического знания. — Человек и образование № 1 (30). —2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://portalsga.ru/data/2812.pdf
  3. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: Учебник / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора О. Б. Епишевой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_d_j/text_0090.shtml. - (15.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные технологии в работе учителя – словесника при изучении творчества А.Н.Островского

Статья из сборника Всероссийской конференции "Интеграционные технологии в преподавании русской словесности"....

Кожина ИА Интеграционные технологии в работе учителя словесника. Презентация Microsoft Office PowerPoint

Авторская презентация учителя представляет собой иллюстративный материал к статье  "Интеграционные технологии в работе учителя-словесника при изучении творчества А.Н.островского в 10 классе", опу...

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Обобщение опыта педагогической работы учителя-словесника

Вот уже 20 лет я преподаю русский язык и литературу, но не утратила живого интереса к своей профессии, потому что убеждена « Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле»....

Презентация "Сайты для работы учителя -словесника"

Сссылки на полезные сайты, подготовлена по материалам рубрики Интерент-копилка Издательского дома Первое сентября...

Система работы учителя-словесника по подготовке учащихся к ГИА (из опыта работы)

В настоящее время в процессе обучения в школе делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными.  Инструментом качес...

ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА

Сегодня трудно представить урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что использование новых технологий, перспективных методов обучения направлено на процесс интел­лектуального,...