Инклюзивное образование
материал
Методические рекомендации, фрагменты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_ramkah_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 1.53 МБ |
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 68.26 КБ |
opornyy_konspekt_zadanie.docx | 19.79 КБ |
russkiy_yazyk_opros_ovz.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Еремеева Оксана Сергеевна
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «ЛИТЕРАТУРЫ»
(методические рекомендации)
г. Нижневартовск
2017
АННОТАЦИЯ
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с приказом БУ «Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа» № 207-ОД от 30.08.2017 «О создании условий для обеспечения программ подготовки специалистов среднего звена учебно-методическими материалами», а также с целью создания оптимальных условий для выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по обеспечению программ подготовки специалистов среднего звена учебно-методическими материалами и обеспечения исполнения государственного задания в части выполнения работ по методическому обеспечению образовательной деятельности.
Пособие содержит описание особенностей обучающихся с нарушением слуха, основные требования, предъявляемые при обучении студентов с нарушением слуха в условиях общего (не коррекционного) образования, а также отражены рекомендации по организации работы таких обучающихся при изучении «Литературы» (методы обучения, ИКТ.
Данные рекомендации предназначены для преподавателей русского языка и литературы, преподающих в условиях среднего профессионального образования. Могут быть также использованы в работе преподавателями других дисциплин, преподавателями общеобразовательных учреждений, методистами.
Разработчик: Еремеева О.С., преподаватель русского языка и литературы БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж», высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 | |
Особенности обучающихся с нарушением слуха | 6 | |
Организация работы студентов с нарушением слуха на занятиях «Литературы» | 7 | |
Методы обучения, используемые при изучении «Литературы» | 9 | |
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса | 12 | |
Создание проблемной ситуации | 12 | |
Возможности ИКТ | 13 | |
Рекомендуемая литература | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Проблемы образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ нормативно регулирует право на образование без дискриминации по состоянию здоровья (ст.5) и определяет возможности получения образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
Нормативная правовая база обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Федеральные нормативные правовые документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.).
- Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Распоряжения Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
- ФГОС среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012г.) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ № 1578 от 31.12.2016, приказ Министерства образования и науки РФ № 613 от 29.06.2017 г.)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Психологически глухие и слабослышащие обучающиеся отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).
Устная и письменная речь обучающихся с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие обучающиеся запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден. Они хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ).
Обучающийся, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.
Для слабослышащих детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со слышащими сверстниками обучению, может быть эффективно интегрированное обучение. Могут быть включены в систему интегрированного обучения обучающиеся с нарушениями слуха, имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии. Не подлежат интеграции обучающие, имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП).
Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением слуха
- Обучающийся должен сидеть за первой партой (предпочтительно со стороны стола преподавателя) на максимально близком расстоянии от преподавателя. При этом обучающийся должен иметь возможность видеть всех одногруппников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ.
- При проведении занятия преподаватель всё время должен стоять ближе к обучающимся, повернувшись к ним лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае обучающиеся не воспринимают речь преподавателя и не понимают, о чём он говорит.
- Речь преподавателя должна быть нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, но не быстрой.
- Преподаватель должен владеть способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:
- напишите слово или фразу на доске, в тетради;
- повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
- сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;
- замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
- напишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.
- При выполнении самостоятельных заданий преподаватель должен дополнительно уточнить правильно ли обучающийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснить в более лёгкой и доступной форме.
- При проверке знаний предпочтение лучше отдавать письменным заданиям, чтобы на фоне хорошо говорящих сверстников обучающийся не чувствовал свою особенность речи.
- Максимально стимулировать устные ответы (слабослышащих обучающихся), даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это стимулирует обучающихся к стремлению в устном общении, вырабатывает положительное отношение к речи.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ «ЛИТЕРАТУРЫ»
Дети с нарушенным слухом – группа, разнородная по следующим показателям:
- степень нарушения слуха (слабослышащие и глухие);
- характер снижения слуха (кондуктивная и сенсоневральная);
- время наступления нарушения (ранооглохшие, до овладения речью, и позднооглохшие);
- наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
- время обнаружения снижения слуха и начала медицинской и педагогической коррекции и реабилитации (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и после 5 лет);
- характер медицинской коррекции слуха глухих детей (слухопротезирование или кохлеарная имплантация);
- уровень речевого развития.
Такое разнообразие детей с нарушенным слухом требует применения разных методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения, Особенно при изучении такого предмета, как «Литература».
Изучение литературы для детей, имеющих нарушение слуха, представляет значительную сложность. Вербальная основа литературы предъявляет повышенные требования к уровню сформированности словесной речи. Поэтому естественно предположить, что понимание художественной литературы неслышащими обучающимися характеризуется некоторой спецификой и знание этой специфики поможет найти наиболее рациональные приемы преподавания литературы в условиях массового образования. Чтение позволяет раздвинуть чрезвычайно узкие рамки личного опыта, восполнить дефицит общения, благодаря чтению обогащается словарь и грамматический строй словесной речи, усваиваются нравственные нормы и образцы поведения, формируется характер, развивается личность человека.
Главной задачей воспитания ученика, как читателя, является формирование интереса и положительных эмоций по отношению к содержанию литературного текста.
Проблемы, возникающие в процессе обучения литературе глухих и слабослышащих, связаны со снижением развития слухоречевой функции студентов. Это отрицательно влияет на развитие восприятия, памяти и мышления студентов с проблемами слуха и речи.
В современном мире, когда потоки информации сменяют друг друга с космической скоростью, у обучающихся не хватает времени на вдумчивое и внимательное прочтение художественного произведения. Неслышащие обучающиеся не являются исключением. Телевизионные программы с сурдопереводом, интернет служат для них основными источниками информации о событиях, происходящих в мире, о жизни представителей различных социальных групп и культурных слоев. Но нельзя сказать, что глухого человека не интересует книга. Чтение высокохудожественной литературы избавляет от всеядности, совершенствует эстетический вкус, помогает духовному воспитанию, формирует нравственный мир неслышащего человека. Им важно разобраться в непростых человеческих взаимоотношениях, в поступках людей, через которые проявляются характеры, художественные образы. Вот тогда на помощь приходит литература.
Уроки литературы призваны развивать у студентов умение осмысливать прочитанное, воспроизводить созданные писателем картины жизни героев, формировать читательские интересы, активизировать и развивать творческую деятельность учащихся. Из вышеописанных функций вытекают задачи преподавания литературы в колледже для студентов с недостатками слуха:
- познавательная;
- воспитательная;
- эстетическая;
- коммуникационная;
- коррекционная.
Программа по литературе предусматривает формирование системы знаний, необходимых обучающимся для изучения литературного произведения: о жизни и творчестве писателя; об эпохе написания произведения и эпохе, отраженной в нем; о специфике литературного произведения (композиции, художественных и языковых средствах); о различных видах искусства (живопись, кино, театр, музыка); о человеческих чувствах, характерах.
Кроме знаний обучающиеся овладевают умениями, необходимыми для работы с литературным текстом: историко-литературные, речевые, логические, литературоведческие и умения эмоционально-эстетического направления.
Какие проблемы возникают у обучающихся с нарушенным слухом на уроках литературы?
- Затруднения в понимании читаемого текста, обусловленные речевым недоразвитием, вызванным нарушением слуховой функции.
- Трудности языкового плана влияют на развитие эмоционально – волевой сферы.
- Ярко выраженная эстетическая неграмотность.
- Процесс восприятия и осмысления текста характеризуется неточностью и фрагментарностью.
Поэтому для них остаются «за кадром» такие тонкости, как многоплановость повествования, противоречивость характеров героев, их переживания, скрытые мотивы поступков, взаимосвязь событий и прочее. В лучшем случае они усваивают основную сюжетную линию, поверхностные оценочные категории, описания внешности, отдельные яркие эпизоды.
Поэтому обучение студентов с нарушениями слуха «Литературе» рекомендуется выстраивать через реализацию принципов наглядности, индивидуализации, коммуникативности на основе использования информационных технологий.
Обучающиеся лучше воспринимают тот материал, который предъявлен в наиболее легко воспринимаемой форме. Следовательно, при планировании занятий необходимо отбирать методы, формы и средства обучения, обусловленные, в первую очередь, физиологическими и психологическими особенностями глухих/слабослышащих студентов. Исследованиями психологов доказано, что чем большее количество анализаторов принимает участие в процессе изучения учебного материала, тем знания глухих/слабослышащих студентов полнее, глубже и прочнее.
Наглядные методы
В работе с глухими/слабослышащими обучающимися наглядные методы являются наиболее востребованными. Т.к. они предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
Обучающиеся с нарушенным слухом, благодаря компенсаторному свойству организма, опираются на слухо-зрительное восприятие, где зрению отводится значимая роль в получении информации. Поэтому преподаватель должен обращать внимание на визуальную составляющую своих занятий. Длительные устные объяснения педагога требуют от глухого/слабослышащего обучающегося максимальной концентрации внимания, что приводит к быстрой утомляемости, сужению объема принятой информации и вызывает практическое выключение этих обучающихся из учебного процесса.
Оптимальное восприятие, осмысление, усвоение материала возможно обеспечить только при расширении сенсорной основы обучения, подключении у обучающихся с нарушенным слухом максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный и др.) при работе с информацией.
Наглядный материал должен соответствовать психологической готовности учащегося с нарушенным слухом к его усвоению, учитывать возрастные и другие особенности. Текстовое сопровождение (письменные комментарии, аннотации, субтитры) наглядного материала оптимизирует его восприятие глухим/слабослышащим ребенком.
При демонстрации фрагментов фильма, если отсутствуют субтитры, преподаватель должен позаботиться о том, чтобы глухому/слабослышащему ребенку на слухо-зрительной основе воспроизводили звучащее на экране речевое сопровождение или необходимо предоставить покадровую письменную аннотацию.
Наглядные методы при изучении «Литературы» подразумевают демонстрацию иллюстраций к художественным произведениям, портретов поэтов и писателей, а также демонстрацию фрагментов художественных фильмов, созданных по мотивам литературных произведений, которые дополняют представление обучающегося о произведении или герое. На основе наглядности можно организовать работу по сопоставлению различных иллюстраций к произведению (одному и тому же эпизоду) и сопоставлению фрагментов фильма с проиллюстрированными местами текста.
Словесные методы
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и обязательно сочетаются с наглядными методами.
Т.к. «Литература» связана с изучением художественных текстов, то в первую, необходимо правильно организовать работу с данными текстами. Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания глухими/слабослышащими обучающимися читаемого текста (улавливают сюжет, но не замечают многоплановость произведения, особенности характера героев и т.д.).
Работа над содержанием произведения должна включать различные этапы, во время которых происходит формирование сознательности чтения и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:
- вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, введения в тему и активизации словаря;
- самостоятельное чтение текста и проверка понимания содержания прочитанного в целом - используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, составление схем, конспектов (свободных и по заданному плану, по заданным вопросам), планов, поиск предложений в тексте по заданию преподавателя;
- подробный анализ текста: выделение частей текста, составление плана, выбор из текста слов/выражений, характеризующих тему учебного текста, героя произведения (описание внешности, поступков, внутренних качеств), происходящее явление и т.п.:
- изложение в письменной форме содержания прочитанного.
Перед обсуждением произведения преподаватель должен выяснить, какие слова, моменты произведения остались непонятыми. Какие затруднения возникли при чтении произведения. Если есть необходимость, преподаватель может прокомментировать места (слова), вызвавшие затруднения, или организовать консультацию слышащего студента.
Для слабослышащих обучающихся эффективна практика опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет обучающимся лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.
С целью лучшего запоминания сюжета, особенностей произведения, тем и т.д., а также с целью сокращения объема записей в тетради целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям. Для начала опорные конспекты и схемы создаются под руководством преподавателя, а затем самостоятельно. Преподаватель лишь направляет и корректирует деятельность обучающихся.
Особенно актуальны опорные конспекты и схемы при изучении художественных произведений большого объема, с большим количеством героев, сюжетных линий. Составление опорных конспектов и схем позволит глухим/слабослышащим обучающимся не потеряться в потоке информации. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» у обучающегося в тетради может быть несколько опорных схем, связанных с описанием военных действий, с любовной линией романа, взаимоотношениями героев и т.д.
Целесообразно организовывать работу по составлению опорных конспектов и схем в парах или группах, включая обучающихся с нарушением слуха и обучающихся слышащих. Что позволит активизировать познавательную деятельность глухих/слабослышащих обучающихся, а также позволит таким учащимся социализироваться.
Как вариант работы с опорными конспектами и схемами, можно предложить обучающимся готовые варианты таких работ и составить ряд вопросов, на которые необходимо дать ответ. Что позволит проверить знания учащихся по конкретному герою произведения или по конкретной сюжетной линии.
Принцип индивидуализации и дифференциации
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению слабослышащих детей становится важнейшим, так как особенности детей данной категории проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач.
Зная особенности таких обучающихся, и прежде всего их речевого развития, преподаватель может дифференцировать требования, предъявляемые к обучающимся при определении материала аудиторной и внеаудиторной работы, определять индивидуально для данных обучающихся время выполнения заданий (с учетом темпа их работы).
При организации работы по анализу художественного произведения преподаватель может предложить обучающимся несколько вариантов работ на выбор. Например, при работе по сравнительному анализу стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк» можно предложить два варианта заданий:
- Самостоятельно проанализировать стихотворения, опираясь на предложенные вопросы. Заполнить сравнительную таблицу.
- Вставить пропущенные слова и словосочетания, выписать необходимые цитаты в печатную основу сравнительного анализа данных стихотворений.
Создание проблемной ситуации на занятиях «Литературы»
Повышению познавательной активности и самостоятельности глухих/слабослышащих обучающихся содействует использование в процессе обучения проблемных ситуаций. Работа организуется таким образом, что обучающиеся самостоятельно отыскивают или актуализируют из прежнего опыта нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить. При этом внимание обучающихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности.
В процессе решения проблемы выделяются несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа ее решения путем догадки или выдвижения предположения и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблемы;
- формулирование вновь приобретенных знаний и их применение в новых условиях;
- использование результатов, полученных при решении данной проблемы, в качестве эффективного средства дальнейшей учебной деятельности.
На занятиях по изучению художественного произведения проблемная ситуация наиболее уместна, когда возникает необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых условиях.
Например, задание на сравнение действующих лиц в одном произведении (ставится проблемный вопрос «Почему дружат Обломов и Штольц?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»). Чтобы ответить на данный вопрос, обучающийся должен сначала составить сравнительную характеристику Штольца и Обломова, а потом только делать вывод и ответить на вопрос.) Составление сравнительной характеристики героев произведения может строиться на основе цитат из произведения или свободных формулировок ответов по заданным критериям.
Следует отметить, что глухих/слабослышащих обучающихся нужно специально приучать вникать в непонятные вопросы и пытаться найти им объяснения. Отвечать на вопросы обучающихся следует не сразу, а в ходе изучения нового.
Рекомендации по использованию ИКТ
Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности обучающихся в образовательном процессе является использование информационно-коммуникационных технологий. Они позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизируют внимание, повышают творческий потенциал личности и темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся, углубляют степень отработки практических умений и навыков, позволяют вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Информационные технологии расширяют возможности педагога, помогают создавать такие условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционных средств.
Использование мультимедийных технологий призвано облегчить усвоение и запоминание учебного материала, индивидуализировать процесс обучения, позволяет студентам с разными уровнями знаний на одном учебном занятии выполнять действия и работы, которые соответствуют их стадии обучения, психофизическим особенностям.
Цифровые образовательные ресурсы могут быть разработаны в различных программах и включать разный объем материала, в зависимости от цели занятий: учебно-методические презентации, контролирующие и контрольно-обучающие программы.
Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. Использование развитых средств графики облегчает эту задачу.
Учебно-методические презентации представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением. Текст, представленный на слайдах, должен быть адаптирован для понимания глухих/слабослышащих обучающихся.
Учебно-методические презентации позволяют дать больше информации, визуализировать материал лекции, практического занятия. Для удобства глухих/слабослышащих обучающихся можно использовать знаковое обозначение на слайдах, дающее дополнительную информацию по работе с конкретным слайдом. Например, обозначает, что на слайде представлена ознакомительная информация, дополняющая знания обучающихся, но не обязательная для конспектирования. - говорит о том, что информацию, представленную на слайде (или часть информации, если перо находится не внизу слайда, а рядом с какой-то информацией), необходимо зафиксировать в тетрадь и запомнить.
Но не всегда глухие/слабослышащие обучающие могут работать в общем темпе урока по разным причинам: быстрая утомляемость, пробелы в знаниях, замедленное мышление и т.д. В этом случае обучающимся предлагается индивидуальная работа, которая позволяет им работать в оптимальном для них темпе, что не создает дополнительный стресс и позволяет сохранить психическое состояние таких обучающихся, и, конечно же, позволяет удержать интерес к процессу обучения и к конкретному предмету «Литература».
Здесь на помощь преподавателю приходит программа iSpring Suite, приложения которой позволяют оформлять материал в виде «Книги», «Временной шкалы». Эти приложения позволяют расположить материал в необходимом для его усвоения порядке, например, краткая характеристика жизни и творчества писателя, история создания произведения, тема, идея, сюжетные лини, герои, проблемы, затрагиваемые в произведении, критические отзывы, задания по тексту, контроль знаний. Все это может сопровождаться опорными схемами, таблицами, видеофайлами, что делает материал более увлекательным и запоминающимся для обучающихся с нарушением слуха (зрительное восприятие у них развито сильнее).
Главное, что обучающийся сможет работать в удобном для него темпе, неоднократно возвращаться к необходимому материалу (теория или опорные схемы), не испытывая страха, не испытывая зависимости от общего темпа работы группы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Митчел Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно-обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. – М., 2009.
- Соловьева Т.А. Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы. // Альманах коррекционной педагогики. - 2011 г. - № 15.
- Соловьева Т.А. Организация коррекционно-педагогической помощи ученику с нарушенным слухом, обучающемуся в массовой школе. // Дефектология. - 2011 г. - № 3.
- Шипицына Л.М., Назарова Л.П.. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Интернет-ресурсы:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. [Текст]– URL: http://pedlib.ru/
Books/1/0246/1_0246-1.shtml
- Инна Васильевна Королева, Петер Антон Янн
Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. [Текст] – URL: http://fictionbook.ru/author/inna_koroleva/deti_s_narusheniyami_ sluha_kniga_dlya_ro/read_online.html - Интернет-портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс]. - URL: www.ikprao.ru
- Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» [Текст] - URL: http://opmpk.68edu.ru
- О современных подходах к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ [Текст] – URL: http://nsportal.ru/
Предварительный просмотр:
«НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
ЗАДАНИЕ:
- Прочитайте материал раздела 1 Наука о русском языке (Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013)
- Отвечая на вопросы и заканчивая данные фразы, составьте опорный конспект по материалу учебника.
- Язык – это…
- Русский язык относится к живым или мертвым языкам? Почему?
- Русский язык начал складываться в….
- Основоположник современного русского литературного языка.
- Что говорит о постоянном развитии языка?
- Что влияет на изменение языка?
- Наиболее подвержена изменениям….
- В связи с изменениями в жизни общества некоторые слова… Например, …..
- В каждый исторический период жизни общества …. Например, …..
- Русский язык: семья - …; группа - …., подгруппа - …. .
- Родственные языки ….
- Роль русского языка в мире?
- Почему современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом национальной культуры русского народа?
- Высшая форма национального русского языка - ….
Русский язык
формы существования
- Как связаны литературный язык и диалектная речь?
- Языковая норма - ….
- Чем литературный язык отличается от общенационального?
- Функции языка:
1.
2.
3.
Домашнее задание: мини-сочинение «Я русский бы выучил только за то…»
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя___________________________________________
Русский язык
Прочитайте внимательно каждую строку колонки «Тема, правило». Напротив каждой строки поставьте знак «+» в столбике, со значением которого Вы согласны. Если Вы знаете эту тему или правило, поставьте знак плюс во второй колонке. Если не знаете – поставьте там же минус. Если Вы можете выполнять упражнения по этой теме (правилу), поставьте плюс в третьей колонке. Если нет, то поставьте знак плюса в четвертой колонке.
Просьба отвечать на вопросы вдумчиво и честно. Правдивые ответы на данные вопросы помогут нам правильно выстроить дальнейшее взаимодействие по изучению русского языка
Тема, правило | Знаю «+» Не знаю «-» | Могу выполнять упражнение на это правило (тему) | Не могу выполнять упражнение на это правило (тему) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Речевая ситуация | |||
Стили речи: научный, деловой, публицистический, художественный, разговорный | |||
Определение стиля речи у определенного текста | |||
Составление текста указанного стиля речи | |||
Виды и средства связи предложений в тексте. | |||
Понятие текста | |||
Составление текста на заданную тему | |||
Соблюдение композиции текста (вступление, основная часть, заключение) | |||
Тема текста | |||
Идея текста | |||
Составление плана текста | |||
Составление конспекта текста | |||
Составление тезисов текста | |||
Составление аннотации текста | |||
Реферат | |||
Определение типов речи (повествование, описание, рассуждение) | |||
Составление текстов разных типов речи. | |||
Лингвостилистический анализ текста | |||
Звуки | |||
Слоги. Деление слов на слоги | |||
Ударение в словах | |||
Фонетический разбор слов | |||
Правописание безударных гласных, которые можно проверить ударением | |||
Правописание согласных, которые можно проверить ударением | |||
Правописание гласных, которые нужно запомнить | |||
Правописание непроизносимых согласных | |||
Правописание непроверяемых согласных | |||
Правописание чередующихся гласных | |||
Правописание З-С на конце приставки | |||
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | |||
Употребление мягкого знака в словах | |||
Употребление твердого знака в словах | |||
Правописание букв О-Е после шипящих и Ц | |||
Правописание букв Ы-И после приставки | |||
Работа с орфографическими словарями | |||
Аллитерация | |||
Звукопись | |||
Лексическое значение слова | |||
Прямое и переносное значение слова | |||
Омонимы | |||
Синонимы | |||
Антонимы | |||
Паронимы | |||
Устаревшие слова | |||
Неологизмы | |||
Заимствованные слова | |||
Исконно русская лексика | |||
Старославянизмы | |||
Диалектная лексика | |||
Жаргонизмы | |||
Профессиональная лексика | |||
Нейтральная лексика | |||
Книжная лексика | |||
Фразеология. Фразеологизмы | |||
Работа с лексическими словарями | |||
Лексический и фразеологический анализ | |||
Понятие морфемы как значимой части слова | |||
Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа) | |||
Однокоренные слова | |||
Разбор слова по составу | |||
Способы образования новых слов (приставочный, приставочно-суффиксальный и т.д.) | |||
Словообразовательный разбор слова (составление словообразовательной цепочки) | |||
Этимология (происхождение) слова | |||
Правописание сложных слов | |||
Части речи (самостоятельные и служебные) | |||
Имя существительное | |||
Лексико-грамматические разряды существительного | |||
Род существительного | |||
Число существительного | |||
Падеж существительного | |||
Склонение существительного | |||
Правописание окончаний имен существительных (буквы Е-И) | |||
Правописание окончаний имен существительных (Ь) | |||
Правописание сложных существительных (слитное и дефисное написание) | |||
Правописание суффиксов существительных (чик-щик, ек-ик и т.д.) | |||
Правописание НЕ с существительными | |||
Синтаксическая роль имени существительного в предложении | |||
Морфологический разбор имени существительного | |||
Имя прилагательное | |||
Лексико-грамматические разряды прилагательного | |||
Род прилагательного | |||
Число прилагательного | |||
Падеж прилагательного | |||
Краткая и полная форма прилагательного | |||
Степени сравнения прилагательного | |||
Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных | |||
Правописание окончаний прилагательных | |||
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий | |||
Правописание сложных прилагательных (слитное и дефисное) | |||
Правописание НЕ с прилагательными | |||
Синтаксическая роль прилагательного в предложении | |||
Морфологический разбор имени прилагательного | |||
Имя числительное | |||
Лексико-грамматические разряды числительного | |||
Склонение числительных | |||
Правописание числительных | |||
Синтаксическая роль числительного в предложении | |||
Морфологический разбор числительного | |||
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода | |||
Местоимение. Значение местоимения | |||
Лексико-грамматические разряды местоимений | |||
Склонение местоимений | |||
Правописание местоимение (НЕ-НИ, -ТО, -ЛИБО и т.д.) | |||
Синтаксическая роль местоимений в тексте | |||
Морфологический разбор местоимений | |||
Глагол | |||
Правописание суффиксов глаголов (ОВА-ЕВА, Е-И и т.д.) | |||
Правописание окончаний глаголов | |||
Определение спряжения глагола | |||
Правописание НЕ с глаголами | |||
Морфологический разбор глагола | |||
Причастие | |||
Действительные и страдательные причастия | |||
Правописание суффиксов причастий | |||
Правописание окончаний причастий | |||
Правописание НЕ с причастиями | |||
Правописание Н-НН в причастиях | |||
Краткие и полные причастия | |||
Различие причастий и отглагольных прилагательных | |||
Причастный оборот | |||
Знаки препинания при причастном обороте | |||
Морфологический разбор причастия | |||
Деепричастие | |||
Образование деепричастий | |||
Правописание НЕ с деепричастиями | |||
Морфологический разбор деепричастия | |||
Деепричастный оборот | |||
Знаки препинания при причастном обороте | |||
Построение предложений с деепричастиями | |||
Наречие | |||
Степени сравнения наречий | |||
Лексико-грамматические разряды наречий | |||
Правописание мягкого знака на конце наречий | |||
Правописание А-О на конце наречий | |||
Правописание НЕ-НИ в наречиях | |||
Правописание НЕ с наречиями | |||
Морфологический разбор наречия | |||
Слова категории состояния | |||
Группы слов категории состояния | |||
Предлог | |||
Производные и непроизводные предлоги | |||
Правописание предлогов | |||
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов | |||
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | |||
Морфологический разбор предлога | |||
Союз | |||
Разряды союзов | |||
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов | |||
Правописание союзов | |||
Употребление союзов в простом и сложном предложении | |||
Морфологический разбор союза | |||
Частица | |||
Разряды частиц | |||
Правописание частиц | |||
Морфологический разбор частицы | |||
Междометие и звукоподражательные слова | |||
Знаки препинания при междометиях | |||
Словосочетание | |||
Строение словосочетания | |||
Виды словосочетаний по главному слову | |||
Виды связи слов в словосочетании | |||
Синтаксический разбор словосочетания | |||
Умение находить словосочетания в предложении | |||
Простое предложение | |||
Виды простых предложений по цели высказывания | |||
Виды простых предложений по интонации | |||
Односоставные и двусоставные предложения | |||
Прямой и обратный порядок слов в предложении | |||
Тире между подлежащим и сказуемым | |||
Виды односоставных предложений | |||
Дополнение | |||
Прямое и косвенное | |||
Определение | |||
Согласованные и несогласованные определения | |||
Однородные и неоднородные определения | |||
Обстоятельство | |||
Разряды обстоятельств | |||
Полное и неполное предложение | |||
Синтаксический разбор простого предложения | |||
Составление простого предложения | |||
Однородные члены предложения | |||
Знаки препинания при однородных членах предложения | |||
Обособленные члены предложения | |||
Знаки препинания при обособленных членах предложения | |||
Уточняющие члены предложения | |||
Сравнительные обороты | |||
Вводные слова и предложения | |||
Разряды вводных слов | |||
Знаки препинания при вводных словах и предложениях | |||
Вставные конструкции | |||
Обращение | |||
Знаки препинания при обращении | |||
Сложное предложение | |||
Сложносочиненное предложение | |||
Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |||
Сложноподчиненное предложение | |||
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении | |||
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | |||
Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | |||
Бессоюзное сложное предложение | |||
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |||
Сложное предложение с разными видами связи | |||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | |||
Прямая речь | |||
Знаки препинания в предложениях с прямой речью | |||
Косвенная речь | |||
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью | |||
Замена прямой речи косвенной | |||
Диалог | |||
Знаки препинания при диалоге | |||
Цитата. Знаки препинания при цитировании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В 2008-2009 учебном году в нашей школе открылись классы коррекционного обучения. Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья
Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...
Инклюзивное образование-образование без барьеров: создание социально-образовательной среды в ОУ.
статья...
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...