Дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"
методическая разработка
В данном разделе содержится дополнительная общеобразовательная программа "Дизайн и проектирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_i_proektirovanie.docx | 93.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»п.Пурпе Пуровского района
Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование»
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2 года.
Разработала: Кудрявцева Н.О.
Адаптирована
педагогом дополнительного образования
Валеевой Л.Р.
Пояснительная записка.
Дизайн относят к сравнительно молодой профессии. Но если видеть в дизайне профессию, формирующую мир вещей, то ее истоки и корни уходят во времена зарождения цивилизации, культуры. Социокультурная природа дизайна обусловила широкое распространение его на все сферы жизнедеятельности общества: на промышленное и сельскохозяйственное производство, быт, отдых и спорт, торговлю и сферу обслуживания, общественную жизнь и т. д. Вместе с тем дизайн представляет собой синтез науки, техники и искусства.
Обучение основам дизайнерской деятельности даёт возможность учащимся получить представление о художественном проектировании, а также основных видах дизайна. Помимо формирования профессионального кругозора такое представление поможет им определить свои интересы, свое направление специализации в дальнейшем обучении.
Программа «Дизайн и проектирование» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2011 год;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
- Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки программы.
Программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология», «черчение» и «искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни, предусматривает развитие художественно – конструкторских способностей учащихся, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.
Дополнительная общеобразовательная программа «Дизайн и проектирование» технической направленности МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составлена на основе:
- Примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «черчение», «технология», «изобразительное искусство», и с учетом требований ФГОС основного общего образования;
- Учебных пособий по основам дизайна и проектирования.
Содержание программы разработано на основе:
- Учебного пособия для студентов вузов «Основы теории дизайна», авторы Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И., Издательство: М.: Машиностроение 1999г.;
- Учебного пособия «Основы дизайна», авторы: Михайлов С., Кулеева Л. Издательство: Новое знание 1999;
- Учебного пособия «Основы теории и методологии дизайна», авторы: Рунге В., Сеньковский В., Издательство: МЗ-Пресс 2003.
Место программы в учебном плане МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
Программа «Дизайн и проектирование» введена в учебный план МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе, формируемого образовательным учреждением в рамках технической направленности и реализуется в объединении «Студия дизайна и проектирования». Содержание программы распределено по разделам: «Дизайн. Общие понятия», «Разновидности дизайна», «Стили в дизайне», «Дизайн и конструирование», «Дизайн в театре и музее», «Дизайн и архитектура», «Макетирование», «Основы черчения», «Проектирование», «Рисунок и композиция».
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа, всего 162 часа в год. Количество детей в группе 10-15 человек.
Особенность программы.
Программа является интегрированной, так как содержит объем знаний из различных областей прикладных наук (изобразительной искусство, биология, строительство, архитектура и др.). Отличительной особенностью программы является включение в нее элементов черчения, рисунка, композиции и художественного конструирования. А также расширение знаний в области искусства архитектуры, знакомство с работами архитекторов и дизайнеров прошлого и современности. Программа построена циклично, с постоянным повтором и углублением изучения тем разделов.
Также отличительной особенностью программы является разноуровневость (ступенчатость) освоения программы, так как программа учитывает запросы детей дошкольного и школьного (младшего и среднего) возраста, желающих расширить свои знания в области технического и художественного дизайна.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в формировании предпрофильного и предпрофессиональном самоопределения юношей и девушек.
Современный уровень развития производства, техники, строительства немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только технологичность, прочность конструкций, но и эстетический вид изделий, предметов, построек, малых архитектурных форм. Все это дизайн. Дизайн – это особая сфера изобразительного искусства, которая проектирует, создает, усовершенствует предметное окружение человека «от иголки до самолета», улучшает качество жизни. Программа необходима и для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
Новизна, значимость программы.
Еще в дошкольном возрасте многие дети рисуют, лепят и того не подозревая создают маленькие проекты будущих изделий, скульптур, зданий, совмещая при этом занятии любовь к рисованию и способности к макетированию.
В школах учебный план включает в себя уроки черчения, уроки технологии, на которых ребята могли бы проявить свои конструкторские способности, но темы по дизайну и проектированию заканчиваются в 4 классе, а темы по перспективе и архитектуре заканчиваются на уроках изобразительного искусства в 7-8 классе. А потребность расширять знания в области дизайна и архитектуры никуда не исчезает. Кроме того, часть учащихся выбирает технические вузы, где такие способности им пригодятся. Поэтому занятия по дизайну и проектированию, включающие в себя разделы: черчение, макетирование, рисунок геометрических тел являются не только способом развития пространственного и конструкторского мышления, но и основой предпрофподготовки ребят к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программой «Дизайн и проектирование» предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику, с учетом его интересов, направленности на творческую самореализацию. В программе выделены разделы, посвященные авторскому проекту, где ребята могут раскрыть себя в соответствии со своими увлечениями.
Цели:
- Дать учащимся представление о различных видах дизайнерской деятельности;
- Формировать навыки предпрофильной подготовки по основам дизайна и возможность дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи:
- Приобретение непосредственного опыта общения с широким кругом материалов, технологий, инструментов и технических средств, понимание их возможностей;
- Привитие культуры графического труда;
- Приобретение навыков разработки и презентации проектных идей различными средствами – графикой, моделями, макетированием и др.
- Овладение методами и способами интеграции знаний различных предметных дисциплин и наук вокруг какой-либо выбранной учащимися проектной проблемы.
Решение задач через:
- изучение основ различных видов дизайна, стилей архитектуры;
- знакомство с работами архитекторов с мировым именем;
- формирование представления о современных тенденциях дизайна;
- формирование первичных умений графического изображения геометрических фигур в пространстве и составление композиции из них, формирование первичных графических умений области черчения, перспективы, аксонометрии;
- создание условий для последующего самообразования воспитанников в данном направлении, творческой самореализации при создании эскизов и проектов;
- привлечение к участию в конкурсах дизайна с целью апробации проектов и эскизов в жизнь, а также для самоанализа проектной деятельности.
- воспитание эстетического вкуса, чувства гармонии цвета и формы, красоты с пользой и функциональностью;
- развитие пространственного и конструкторского мышления.
- развитие пространственного видения конструкции.
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации программы - 2 года.
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
Для реализации программы используются основные методы развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий), дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания, вариативность основного модуля программы), игровые; используются разнообразные формы проведения занятий: беседа, лекция, объяснение, демонстрация и показ слайдов (с использованием обучающих компьютерных программ и оборудования), практическая и лабораторная работа, виртуальная экскурсия, творческая работа, конференция, конкурс работ, викторина, тест.
Выбор методов и форм для реализации программы определяется:
- поставленными целями и задачами;
- принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
- возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные особенности, уровень подготовленности);
- наличием соответствующей материально-технической базы.
Методы обучения:
1). Практические (практическая работа, изготовление макета, чертежа, рисунка, составление презентации), наглядные (демонстрация наглядных пособий, рисунок, технологические карты, поэтапность работы), словесные (беседа, рассказ, объяснение, лекция);
2). Методы стимулирования (поощрение, анализ ошибок)
3). Рефлексия
4). Метод мозгового штурма
5). Поисковые методы
Формы контроля.
Опрос, просмотр, участие в конкурсах, выставках, конференциях, защита проекта, составление портфолио воспитанника.
Формы занятий: групповое, индивидуальное.
Планируемые результаты освоения программы
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы дополнительного образования.
Прогнозируемые результаты по итогам обучения.
Учащиеся должны знать:
- историю зарождения и развития дизайна;
- принципы формообразования и композиции;
- принципы объемного проектирования (макетирования)
- роль цвета;
- профессиональный язык дизайна;
- последовательность выполнения проекта;
- технику выполнения проекта
- уровень развития своих профессионально важных качеств;
- правила выбора профессии, карьеры.
Учащиеся должны уметь:
- составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;
- выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму;
- использовать цветовое оформление;
- подбирать информацию, анализировать источники и получать необходимые данные, устанавливать личные контакты, определять свой уровень знаний и оценивать его у других;
- решать конкретные задачи художественного проектирования;
- реализовывать свои творческие способности в рамках существующих ограничений (сроки, ресурсы, возможности производства), работать в коллективе, организовывать свое время и планировать де6ятельность;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- воплощения идеи в материале,
- создания макетов, с использованием различных материалов, технологий, инструментов, оборудования.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к способам решения новой задачи в области дизайна и проектирования;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок других людей;
- способность к самооценке;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с искусством дизайна и архитектуры.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Система отслеживания результатов.
Диагностика:
- Тесты (складывание конфигураций из определенного набора элементов) позволяют оценить такие качества ума, как быстрота, гибкость (разнообразие идей), оригинальность (уникальность форм), масштаб охвата (число элементов, использованных в конфигурации);
- Срезы (направлены на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся);
- Курсовые творческие задания разного уровня, рассчитанные на проведение экспериментов, отработку навыков и умений, развитие художественного творчества;
- Авторские проекты - самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Проект состоит из отдельных частей, например, рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия, разработки технологического процесса.
Содержание программы по разделам
Разделы | Год обучения | ||
1 | 2 | ||
Дизайн. Общие понятия | 16 | 20 | |
Разновидности дизайна | 30 | 16 | |
Стили в дизайне | 10 | 15 | |
Дизайн и конструирование | 32 | 16 | |
Дизайн в театре и музее | 48 | 26 | |
Дизайн и архитектура | 6 | 16 | |
Макетирование | 4 | 20 | |
Основы черчения | 6 | 14 | |
Проектирование | 6 | 12 | |
Рисунок и композиция | 4 | 7 | |
Итого: | 162 | 162 |
Ожидаемые результаты по разделам.
- Дизайн. Общие понятия.
Обучающиеся 1 года должны:
- знать технику безопасности на занятиях по дизайну и проектированию;
- отличать и выделять дизайн среди других искусств и рекламы;
- иметь устойчивый интерес к изучению предмета;
- уметь ориентироваться в основных терминах: «Дизайн», «арт-объект», «дизайн-проект», «дизайнер ландшафта», «дизайнер интерьера», «модельер», «моушн-дизайнер»;
- уметь работать с обучающими ИКТ-материалами (игры, викторины, задания по дизайну и истории дизайна;
- развитие навыка работы в коллективе,
- отработка навыка выступления, участие в беседе, отстаивание точки зрения.
Обучающиеся 2 года должны:
- знать, демонстрировать и объяснять младшим ребятам технику безопасности на занятиях по дизайну и проектированию и правила поведения в ДДТ;
- уметь расширить свои знания и наблюдения в области дизайна в обычной повседневной жизни, стремление проанализировать плюсы и минусы дизайна среды;
- знать и называть имена известнейших дизайнеров и сферу их деятельности (Энди Уорхолл, Сальвадор Дали, Шанель, Карим Рашид, Филипп Старк, В. Зайцев, А. Лебедев);
- уметь самостоятельно сделать быстрый эскиз проекта, в том числе в компьютерной программе, рассчитать материалы, которые нужны на его исполнение, уметь составить задание, кроссворд, мини-викторину по дизайну;
- развитие навыка ведения дискуссии по темам дизайна, отстаивания своего видения, опираясь на знания по лученные ранее.
- Разновидности дизайна
Обучающиеся 1 года должны:
- знать и называть не менее 6 видов дизайна (рекламный, д. интерьера, средовой, ландшафтный, одежды и аксессуаров, полиграфия и графический, арт-дизайн);
- приводить примеры видов дизайна из нашей жизни, уметь наблюдать;
- выделять для себя наиболее интересные разновидности дизайна, планировать свои возможные проекты в этой сфере;
- уметь с помощью педагога пройти этап планирования, эскизирования, обрисовки в программе, создания готового продукта (макеты, готового изделия);
- развитие навыка работы на компьютере, с девайсами, облегчающими создание дизайн-проекта;
- развитие навыка сотрудничества в детском коллективе.
Обучающиеся 2 года должны:
- знать более 10 разновидностей дизайна, уметь различать их;
- уметь задаваться вопросом: «А как можно улучшить этот дизайн?»;
- уметь предлагать варианты выполнения дизайн-проекта, выделять наиболее удобные программы и способы создания проекта;
- уметь стимулировать себя к поиску новых знаний для улучшения своей работы;
- отработка навыка работы в программах типа: «Дизайн интерьера-зд», «Paint», «Corel Draw», программы для создания презентации, видеомонтажа, анимации.
- Стили в дизайне
Обучающиеся 1 года должны:
- знать и называть стили в дизайне и выделять их примеры в жизни;
- выделять наиболее применимые стили в дизайне мебели, интерьера, одежды в нашей стране, учитывая погодные условия и мировоззрения;
- уметь связывать дизайн и декоративно-прикладное народное искусство в отношении стиля;
- уметь работать в команде при создании коллективного проекта;
- развитие навыков вырезания из бумаги, текстиля, работы с различными материалами, создания коллажа.
Обучающиеся 2 года должны:
- знать признаки наиболее распространенных стилей в дизайне и применить знания, создавая проект;
- уметь создавать презентации по стилям в дизайне, выступать с теоретическим проектом по стилям в дизайне;
- уметь анализировать соответствие своей работы данному стилю, выделять способы доработки проекта;
- развитие навыков создания исследовательской работы, поиска недостающей для проекта информации.
- Дизайн и конструирование
Обучающиеся 1 года должны:
- знать 3 составляющие(формулу) дизайна (удобство+функциональность+красота);
- знать основные материалы для создания формы;
- владеть основными приемами формообразования из бумаги;
- умения пространственного мышления,
- навыки работы с клеем, бумагой, картоном, пенопластом и прочими материалами.
Обучающиеся 2 года должны:
- знать, применять, комбинировать основные приемы формообразования из бумаги;
- Выделять составляющие дизайна в конкретных примерах из жизни;
- вводить неожиданные материалы в работу;
- иметь устойчивый интерес к поиску новых форм удобных, красивых, функциональных.
- Дизайн в театре и музее
Обучающиеся 1 года должны:
- знать основные понятие из театрального словаря: «Бутафории», «Кулисы», «Рампа», «Авансцена», «Задник» и др.
- знать основные техники театрального оформления;
- уметь с помощью техники «Тонель-бук» создать образ сцены театра;
- уметь создать мини-проект стеллажей музея;
- расширять свой кругозор в области культуры и театра, в частности кукольного, видов кукол, способов создания ширмы, сцены, декораций;
- иметь навыки работы в технике «папье-маше» для создания кукол кукольного театра;
- знать разновидности управления куклами, о работе кукловода;
- стимулировать к познавательной деятельности в области создания кукол, мимики лица, характера персонажа;
- иметь развитое эстетическое чувство вкуса.
Обучающиеся 2 года должны:
- интересоваться культурной стороной жизни, иметь представление о работе кукловода, экскурсовода;
- уметь предложить проект оформления стеллажей, стендов в музее и декораций в театре по заданной теме;
- знать особенности создания декораций, техники исполнения, особенности крепления декораций и кукол;
- уметь управлять пальчиковой, перчаточной и куклой-марионеткой;
- иметь представление о передвижной ширме и сцене театра;
- иметь навык презентовать свою работу.
- Дизайн и архитектура
Обучающиеся 1 года должны:
- знать понятие «архитектура», проводить связь с дизайном, определять области пересечения;
- быть знакомым и называть наиболее знаменитых архитекторов (Растрелли, Гауди, Райт, Роджерс);
- уметь выделить назначение здания и связать с внешним обликом,
- видеть, как соотносится природа вокруг здания к нему;
- развитие навыков наблюдения за окружающим миром;
Обучающиеся 2 года должны:
- знать названия наиболее известных архитектурных сооружений;
- выделять основные особенности стиля знаменитых архитекторов;
- уметь предложить идею для проекта здания с описанием нюансов стиля;
- развитие умения убеждать, защищать проект, отстаивать точку зрения, приводя доводы;
- навык работы в коллективе;
- навык создания проекта.
- Макетирование
Обучающиеся 1 года должны:
- знать понятие «Макет», уметь его объяснить;
- знать правила создания простейшего макета, быть знакомым с понятием «масштаб»;
- уметь создавать из бумаги картона произвольные формы, превращать их в бумажные здания без масштаба;
- уметь выполнять творческие работы с помощью педагога;
- опробовать создать макет в масштабе;
- совершенствовать свои навыки работы с различными материалами;
Обучающиеся 2 года должны:
- уметь создавать простейшие макеты зданий в масштабе, используя знания по формообразованию, бумагопластике;
- стимулировать свою познавательную активность для поиска решения проектных задач;
- уметь работать в паре, регулировать себя на каждом этапе создания макета для достижения наилучшего результата;
- связывать стили в дизайне с формами в архитектуре;
- открывать для себя работу проектировщика, архитектора, стимулировать себя к самоопределению
- Основы черчения
Обучающиеся 1 года должны:
- знать основные термины: «черчение», «Линии чертежа», «технический рисунок», «Проекции»;
- понимать о какой форме идет речь на чертеже;
- уметь отличить технический рисунок от объемного изображения предмета;
- различать «видимые» и «невидимые» линии чертежа при чтении;
- быть знакомым с графической работой «Линии чертежа»;
Обучающиеся 2 года должны:
- знать проекции (три вида) и называть, показывать их;
- уметь строить предположения как выполнить чертеж;
- уметь работать в простейших программах по созданию объемных предметов мебели;
- развивать свои графические навыки;
- уметь читать простейшие чертежи;
- проводить связь между приемами тушевки и штриховки в рисунке и техническом рисунке.
- Проектирование
Обучающиеся 1 года должны:
- различать термины «проект», «проектирование», «проектировщик», «дизайн-проект», отличать дизайн от скульптуры, арт-дизайн от ДПИ;
- уметь создавать пробные эскизы самостоятельно;
- уметь отрисовывать перспективу комнаты с помощью педагога;
- иметь устойчивый интерес к созданию собственного проекта и прорабатывать каждый этап проекта с корректировками педагога;
- иметь развитые коммуникативные навыки для сотворчества в детском коллективе.
Обучающиеся 2 года должны:
- уметь выбрать оптимальные способы создания проекта,
- знать и уметь донести информацию об этапах создания дизайн-проекта;
- уметь создать и защитить с помощью презентацию свою работу;
- постоянно отрабатывать навык совершенствования проекта.
- Рисунок и композиция
Обучающиеся 1 года должны:
- знать понятия «Линия», «Штриховка», «Пятно», «Тушевка», «Композиция», называть виды композиции;
- уметь составить с помощью педагога композицию к заданной теме;
- уметь создать на листе бумаги композицию из разнообразных линий и форм;
- развивать навыки работы с графическими материалами;
Обучающиеся 2 года должны:
- знать, назвать, применять правила композиции;
- уметь самостоятельно составить абстрактную композицию по теме;
- иметь навык составления абстракции из геометрических форм.
Содержание разделов. Тематическое планирование разделов.
- Раздел «Дизайн. Общие понятия».
Основные задачи раздела:
- раскрыть понятие "дизайн", познакомить с основными категориями дизайна;
- развивать познавательную активность, пространственное мышление;
- воспитывать эстетический вкус
Введение в дизайн. Общие понятия и категории дизайна. Знакомство с работами знаменитых дизайнеров. Воздействие дизайна на человека. История возникновения. Арт-объект. Декорирование вещей. Отличие работы дизайнера и декоратора. Понятие "китч". Функциональность+красота+удобство=дизайн. Причастность каждого к дизайну.
2. Раздел «Разновидности дизайна».
Основные задачи раздела:
- расширить знания о применении дизайна в жизни, показать охват им сфер жизни человека;
- развивать конструкторские и творческие способности, умения довести начатое дело до конца;
- воспитывать уважительное отношение в деятельности инженера, дизайнера, архитектора.
Направления деятельности дизайнера. Особенности каждого направления. Важность и согласованность каждой разновидности дизайна. Пробные работы в каждом виде дизайна. Разработка визитных карточек "от руки" и в графическом редакторе. Работа дизайнера украшений. Украшения в стиле "этно" из кожи и меха. "Ненецкие мотивы". Разработка пробного проекта транспорта.
3. Раздел «Стили в дизайне».
Основные задачи раздела:
- Обобщить и дополнить имеющие знания по стилям дизайна;
- развивать умения делать выводы о форме, цвете, стилистике;
- формировать четкие представления о стиле, эклектике, китче.
Из истории стилей. Гармония в интерьере и экстерьере. Создание презентаций по стилям дизайна и каждому понравившемуся. Применение стилей в разных видах дизайна. Стили в графическом дизайне, в дизайне среды: мебель, предметы быта, в интерьере. Сочетание стилей. Эклектика в повседневной жизни. Знакомство с работами Ееро Аарнио, Артемия Лебедева, Корбюзье и другими. Пробные эскизы мебели, ландшафта, маскарадных костюмов, интерьеров в различных стилях.
4. Раздел «Дизайн и конструирование».
Основные задачи раздела:
- Формировать умения представить форму и варианты ее сборки(создания), компоновки с другими формами;
- Развивать умению подбирать материал, сочетания материалов;
- Развивать умение видеть конечный результат труда, пространственное мышление, воображение.
Конструирование из бумаги. Конструирование без масштаба. Форма из бумаги. Сочетание форм. Русская изба из бумажных трубочек. Конструирование народного жилища. Сферические формы. Введение в работу других материалов. Применение умений и знаний по конструированию в жизни. Связь конструирования с другими сферами знаний.
5. Раздел «Дизайн в театре и музее».
Основные задачи раздела:
- формировать представления о работе декораторов и дизайнеров, особенностях создания подвижных декораций, технологии изготовлении подвижных кукол, об оформлении сценического пространства;
- воспитывать интерес к культурной стороне жизни и театральному искусству в частности;
- развивать умения работы с различными материалами, конструктивного видения.
6. Раздел «Дизайн и архитектура».
Основные задачи раздела:
- обратить внимание на направление деятельности дизайнера и архитектора-архитектуру;
- развивать пространственное мышление, непрерывную потребность в поиске информации для решения поставленных задач;
- совершенствовать умения проектирования;
- воспитывать усердие, желание добросовестно доводить дело до конца.
Знакомство с искусством архитектуры. Архитектура в обыденной жизни. Примеры гениальности в создании архитектурных сооружений. Создатель-природа и создатель (архитектор)-человек. Гармония в форме и расчеты инженера. Цветовое воздействие на человека. Виртуальные прогулки по прекраснейшим городам- Барселона, Рим, Париж, Нью-Йорк, Сидней, Санкт-Петербург, Москва. Зодчество старины русских городов. Стиль Прованс.
7. Раздел «Макетирование».
Основные задачи раздела:
- формировать представление о масштабе в макетировании, о соразмерности архитектурных элементов и ответственности работы дизайнера-архитектора;
- развивать умения и навыки работы с различными материалами для макетов;
- сформировать четкое представление о едином архитектурном стиле для всех частей ее ансамбля.
Макетирование - этап проекта. Размеры, масштаб. Материалы в макетировании. Способы создания макета. Макеты домов, площадок, парков. Правила создания.
8. Раздел «Основы черчения».
Основные задачи раздела:
- ввести в курс черчение;
- развивать пространственное мышление, конструкторские способности;
- установить связь предмета с сторонами жизни человека, подчеркнуть необходимость знаний технических предметов;
Введение в курс предмета. Первые графические работы. Линии чертежа. Три вида. Построение пространственного изображения детали в аксонометрии. Построение разверток геометрических тел. Выразительность графики и правильность чертежа. Оформление чертежа. Важность чертежа с технической стороны. Применение знаний по черчению в жизни и при создании проектов.
9. Раздел «Проектирование».
Основные задачи раздела:
- развивать умения проектирования и представления своего проекта, умение рассчитывать, как техническую сторону, так и эмоциональное воздействие на целевую аудиторию;
- воспитывать умение выслушать проект других ребят, вникнуть в суть, умения проводить рефлексию своей деятельности.
Особенности создания проекта. Метод мозгового штурма. Расчет целевой аудитории, средств, воздействие на человека. Реклама для проекта (визуальная, аудио, ролик). Представление проекта.
10. Раздел «Рисунок и композиция».
Основные задачи раздела:
- закрепить имеющиеся знания по средствам выразительности в графике и композиции;
- формировать представления о видах композиции и эмоциональному воздействию на человека;
- подготовить воспитанников, поступающих в технические Вузы к экзамену по пространственной композиции;
- подчеркнуть важность работы инженера в искусстве архитектуры и работы дизайнера в технических проектах, их неразрывность и согласованность.
Предмет-рисунок. Построение геометрических тел в пространстве. Передача объема. Графические приемы и средства. Композиция. Виды композиции. Динамика в композиции. Композиция из геометрических фигур, тел. Композиция из геометрических тел в пространстве. Подготовка к экзамену в вуз.
Тематическое планирование раздела «Дизайн. Общие понятия»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
Понятие дизайн. | 2 | - | - | 2 | 1 | - | - | 1 | |
Дизайн-проект | 1 | 1 | - | 2 | 2 | 2 | 1 | 5 | |
Декорирование | 0,5 | 0,5 | - | 1 | 0,5 | 2 | 0,5 | 3 | |
Китч | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Образ и цветовая гармония | 2 | 1 | 1 | 4 | - | - | - | - | |
Школы дизайна и знаменитые дизайнеры | 2 | - | - | 2 | 2 | 0,5 | 0,5 | 3 | |
Арт-дизайн | 1 | 1 | - | 2 | 1 | - | - | 1 | |
Группы "а" и "б" | - | - | - | - | 1,5 | 1 | 0,5 | 3 | |
Функциональность, удобство, красота | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 | |
Конструктивизм | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - | |
Итого: | 10,5 | 4,5 | 1 | 16 | 10 | 6,5 | 3,5 | 20 |
Тематическое планирование раздела «Разновидности дизайна»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Дизайн в различных сферах жизни человека | 2 | - | - | 2 | - | - | - | - |
2. | Полиграфия | 2 | 3 | 1 | 6 | 1 | - | - | 1 |
3. | Компьютерная графика | 1 | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 |
4. | Реклама | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 |
5. | Транспортный дизайн и арт-кар | 0,5 | 3 | 0,5 | 4 | 2 | 3,5 | 0,5 | 6 |
6. | Промышленный дизайн | 2 | - | - | 2 | 1 | 2 | - | 3 |
7. | Ландшафтный дизайн | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - |
8. | Дизайн интерьера | 1 | 4 | 1 | 6 | - | - | - | - |
9. | Дизайн мебели и среды | 1 | 2 | 1 | 4 | - | - | - | - |
10 | Фито-дизайн | 0,5 | 3 | 0,5 | 4 | - | - | - | - |
Итого: | 11 | 14 | 4 | 30 | 6 | 8,5 | 1.5 | 16 |
Тематическое планирование раздела «Стили в дизайне»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Классика | 2 | - | - | 2 | 0,5 | 1.5 | - | 2 |
2. | Минимализм | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
3. | Этнический стиль | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 |
4. | Античный | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
5. | Готика и романский | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
6. | Звериный и скандинавский стиль | - | - | - | - | 0,5 | 2 | 0,5 | 3 |
7. | Ренессанс, Рококо и барокко | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
8. | Модерн и винтаж | - | - | - | - | 1,5 | - | 0,5 | 2 |
9. | Арт-нуво, арт-деко, гранж | -- | - | - | - | 1 | - | 1 | 2 |
10. | Типо-графика | - | - | - | - | 2 | 1 | 1 | 4 |
Итого: | 6 | 4 | - | 10 | 6,5 | 5,5 | 3 | 15 |
Тематическое планирование раздела «Дизайн и конструирование»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Создание разверток геометрических тел | 3 | 4 | 1 | 8 | 1 | 1 | - | 2 |
2. | Русская изба. Конструирование | 0,5 | 2 | 0,5 | 3 | - | - | - | - |
3. | Сферические формы: чум, иглу, юрта. Конструирование | 2 | 2 | 1 | 5 | 1 | 3 | 1 | 5 |
4. | Сложные формы. Конструирование существующего объекта дизайна ил архитектуры.. Материалы для конструирования. Работа по эскизу | - | - | - | - | 2 | 3 | 1 | 6 |
5. | Конструирование замков. Материал: картон | 2 | 5 | 1 | 8 | 1 | - | - | -1 |
6. | Конструирование. Угловатые формы. Современные здания | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 |
7. | Конструирование арт-объектов. Материалы: металл, папье-маше, картон | 3 | 4 | 1 | 8 | - | - | - | - |
Итого: | 10,5 | 17 | 4,5 | 32 | 6 | 8 | 2 | 16 |
Тематическое планирование раздела «Дизайн в театре и музее»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Проекты подвижных декораций | 1,5 | 4 | 0,5 | 6 | 1 | 2 | 1 | 4 |
2. | Игрушки с подвижным соединением деталей | 3 | 6 | 1 | 10 | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. | Куклы-марионетки | 4 | 9 | 2 | 15 | ||||
4. | Декорирование в дизайне | - | - | - | - | 2 | 3 | 1 | 6 |
5. | Боди-арт и визаж | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||
6. | Проекты выставочного оборудования | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
7. | Разработка ширмы кукольного театра | - | - | - | -- | 2 | 5 | 1 | 8 |
8. | Реклама и дизайн интерьера в театре | 2 | 1 | 1 | 4 | - | - | - | - |
9. | Дизайн среды в театре | 3 | 5 | 2 | 10 | - | - | - | - |
Итого: | 14,5 | 26 | 7,5 | 48 | 7 | 14 | 5 | 26 |
Тематическое планирование раздела «Дизайн и архитектура»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Дизайн и архитектура. Разное и общее | 2 | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 |
2. | Знаменитые дизайнеры и архитекторы | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 2 |
3. | Стили в архитектурном дизайне | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 2 |
4. | Зарисовки архитектурных сооружений | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
5. | Материал: бумага.Упражнения в бумагопластике | - | - | - | - | 2 | 3 | 1 | 6 |
6. | Создание образа здания. Пробные упражнения | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
7. | Архитектурные стили в технике бумагопластика | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
Итого: | 4 | 2 | - | 6 | 6 | 6 | 4 | 16 |
Тематическое планирование раздела «Макетирование»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Понятие | 1 | - | - | 1 | - | - | - | - |
2 | Масштаб в макетировании | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. | Материалы для макета | 1 | - | - | 1 | 2 | - | - | 2 |
4 | Типы макетов | - | - | - | - | 2 | - | - | 2 |
5. | Макет фонтана | - | - | - | - | 1 | 2 | - | 3 |
6. | Макет жилого дома | 2 | - | - | 2 | 0,5 | 3 | 0.5 | 4 |
7. | Макет театра, музея, цирка | - | - | - | - | 1 | 3 | 1 | 5 |
8. | Макет торгового центра | - | - | - | - | - | - | - | - |
9. | Макет парка | - | - | - | - | - | - | - | - |
10. | Пробный макет архитектурного ансамбля | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого: | 4 | - | - | 4 | 7,5 | 10 | 2,5 | 20 |
Тематическое планирование раздела «Основы черчения и перспективы»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Количество часов | Количество часов | Количество часов | |||||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Основные линии чертежа | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - | 1 | - | - | 1 |
2. | Симметрия в черчении | 0,5 | 1 | 0.5 | 2 | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
3. | Построение трех видов | 0,5 | 1 | 0,5 | 2 | 1 | 2,5 | 0,5 | 4 | 2 | 4 | 1 | 7 |
4. | Аксонометрия в черчении | - | - | - | - | 1 | 2,5 | 0.5 | 4 | - | - | - | - |
5. | Технический рисунок | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2,5 | 0,5 | 4 |
6. | Линейная и воздушная перпектива | - | - | - | - | 1 | 2,5 | 0.5 | 4 | - | - | - | - |
7. | Перспекива интерьера | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
8. | Перспектива улицы | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
9. | Графические зарисовки | - | - | - | - | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
Итого: | 2 | 3 | 1 | 6 | 4 | 8,5 | 1.5 | 14 | 7 | 12,5 | 4,5 | 24 |
Тематическое планирование раздела «Проектирование»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1. | Концепция в проектировании и метод мозгового штурма | - | - | - | - | 1 | 1 | - | 2 |
2. | Дизайн-проект визитной карточки | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
3. | Дизайн-проект торговой марки | - | - | - | - | 1 | 2,5 | 0,5 | 4 |
4. | Дизайн-проект фирменного стиля | - | - | - | - | 1 | 2 | - | 3 |
5. | Дизайн-проект предмета мебели | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
6. | Дизайн-проект транспортного средства | - | - | - | - | 1 | 2 | - | 3 |
7. | Дизайн-проект интерьера "В стиле..." | - | - | - | - | - | - | - | - |
8. | Дизайн-проект кафе | 0,5 | 1,5 | - | 2 | - | - | - | - |
9. | Дизайн-проект здания | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого: | 2,5 | 3.5 | - | 6 | 4 | 7,5 | 0,5 | 12 |
ъТематическое планирование раздела «Рисунок и композиция»
№ п\п | Наименование темы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | ||||||
Количество часов | Количество часов | ||||||||
Теория | Практика | Контроль | Всего | Теория | Практика | Контроль | Всего | ||
1 | Графические средства выразительности. Передача светотени | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
2. | Рисунок: постановка из двух геометрических тел. Конструктивное построение | - | - | - | - | 0,5 | 1.5 | - | 2 |
3. | Рисунок: постановка из трех геометрических тел. Конструктивное построение | - | - | -- | - | 0,5 | 2 | 0,5 | 3 |
4. | Композиция. Ее виды | 1 | 1 | - | 2 | - | - | - | - |
5. | Пространственная композиция | - | - | - | - | 0,5 | 1.5 | - | 2 |
6. | Пространственная композиция из нескольких геометрических тел | - | - | - | - | - | - | - | - |
Итого: | 2 | 2 | - | 4 | 1,5 | 5 | 0,5 | 7 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
На каждом учебном занятии предполагается использование нескольких учебных методов, являющихся наиболее эффективными в конкретной ситуации. В основе всех методов лежит движение:
- от целого к частному;
- от образа к образу;
- от повтора вариаций к импровизации;
- от интуитивного к осознанному, к пониманию «общего» в структуре разных этапов технологического процесса.
Каждая работа строится с учетом законов композиции – пропорций, ритма, контраста, в каждом проекте выбираются самые выигрышные для данной темы материалы и инструменты, продумывается колорит. Наряду со свободой в обращении с формой, материалами, технологиями учащимся прививается понимание полезности произведений архитектуры и дизайна, их социальной роли.
Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов, позволяющий развивать навыки решения проблем посредством проектирования и изготовления изделий.
Материально-техническое оснащение.
- Ученические столы для черчения.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Технические средства (проектор, компьютер)
- Презентации по темам занятий и разделов.
- Проекты и макеты, выполненные педагогом, другими воспитанниками.
Литература.
- Адамчик М.В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии Издательство: Харвест (Минск). 2010;
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005;
- Иконников А.В. Основы архитектурной композиции. - М.: Искусство, 1971;
- Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна: Учебное пособие для студентов вузов Издательство: М.: Машиностроение 1999;
- Коробьин М.Ю. Рисование геометрических тел: Методическое пособие. - М.: МАрхИ, 1986;
- Кудряшев К.В. Архитектурная графика. - М.: Стройиздат, 1990;
- Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. - М.: Стройиздат, 1988;
- Литавар В.В. Станчик Г.И. Благоустройство садово-огородных и приусадебных участков. - Мн.: Ураджай,1993;
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005;
- Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна. Учебное пособие. Издательство: Новое знание 1999;
- Объемно-пространственная композиция. - М.: Стройиздат, 1993;
- Рунге В., Сеньковский В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие. Издательство: МЗ-Пресс 2003;
- Соловьев С.А., Буланте Г.В., Шульга А.К. Черчение и перспектива. - М.: Высшая школа, 1982;
- Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчество Издательство: Астрель 2007;
- Шмидт Р. Учение о перспективе: Пер.с нем. - М.: Стройиздат, 1983.
Интернет-ресурсы:
1. template. ouverture.ru
2. avtdesign.ucoz.ru
3. stvservice.ru
4. artodocs.ru
5. RosDesign.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...
Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"
В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе....
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация
Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...
Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уважаемые коллеги, мое выступление на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района - это опыт рабо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектирование и дизайн десертов»
Мастерство приготовления вкусных лакомств — кондитерских изделий — ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфе...