Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
учебно-методическое пособие на тему
Материал помогает педагогам дополнительного образования свободно ориентироваться в структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст к презентации | 38.82 КБ |
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ | 903.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ»
(текст к презентации)
Добрый день уважаемые коллеги. В своем выступлении я познакомлю вас с проектированием дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в том числе и разноуровневых) на примере работы педагогов Центра детского творчества. | |
Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается на основании определенной структуры, которая соответствует нормативно-правовой базе, и включает в себя элементы, представленные на слайде:
Календарный учебный график выделен другим цветом, так как в программы Центра детского творчества он не включен. В нашем учреждении на основании каждой дополнительной программы ежегодно разрабатываются учебно-воспитательные планы и утверждаются на начало учебного года, куда и входит учебно-календарный график. Но в конце презентации вы познакомитесь с таблицей календарного учебного графика, представленной в методических рекомендациях по разработке разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ. | |
Титульный лист знакомит нас с краткой информацией о программе: в каком учреждении она реализуется, ее направленности, названии, содержит данные об авторе-составителе, сроке реализации и возрасте детей, на которых рассчитана. | |
На данном слайде представлен образец правильного оформления титульного листа. | |
Пояснительная записка – это обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс. В Центре детского творчества мы постарались включить в каждую программу наиболее полную информацию:
| |
Предлагаю подробнее рассмотреть основополагающие моменты, входящие в пояснительную записку, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. | |
Перечень документов, в соответствии с которыми разрабатывается программа, представлен на слайдах:
| |
| |
Актуальность – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем, материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательной организации; социальном заказе муниципального образования и др. факторах. В качестве примера формулировки актуальности на слайде представлены выдержки из программ объединений Центра детского творчества. | |
Педагогическая целесообразность - подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы: выбранных форм, методов образовательной деятельности, средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами), организации образовательного процесса. На слайде представлены примеры. | |
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает: новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы; разноуровневость программы и т.д. Примеры на слайде. | |
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы определяются содержанием и зависят от количества недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. Расписывается образовательный процесс по уровням, дается характеристика каждого уровня: 1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к предпрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. | |
Характеризуя режим организации занятий необходимо указать: общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий. В объеме программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы. В пояснительной записке следует отметить: основные возрастные особенности детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы; количество обучающихся в группах. | |
3. Цель и задачи программы Целью дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы. Существительные для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др. | |
Задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель. Задачи должны соответствовать цели и быть:
| |
4.Содержание программы представлено учебно-тематическим планом и содержанием учебного плана. Содержание разноуровневой программы оформляется по уровням и в соответствии с годами обучения. Содержание учебного плана раскрывается через краткое описание тем. В содержании программы указывается:
| |
Обратите внимание на слайде представлен учебно-тематический план, форма которого используется в программах Центра детского творчества. Весь образовательный процесс делится на разделы, которые в свою очередь разбиваются на темы. Показано сколько часов отведено на теорию и практику. Существует колонка форм контроля и аттестации. | |
5.Формы аттестации и контроля Формы аттестации в дополнительном образовании разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. Они могут существовать в различных вариантах: творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д. Педагоги дополнительного образования ЦДТ в своей работе используют:
Для проведения данных форм контроля и аттестации разрабатываются контрольно-измерительные материалы:
Входной мониторинг разрабатывается для каждого уровня разноуровневой программы. | |
Документальными формами, отражающими достижения обучающихся являются:
| |
6.Планируемые результаты Требования к результатам освоения программы дополнительного образования детей отражают совокупность индивидуальных, общественных и социальных потребностей. Ожидаемый результат – это конкретная характеристика универсальных учебный действий, которыми овладеет обучающийся и должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. К дополнительному образованию не разрабатывались федеральные стандарты, но тесное сотрудничество в образовательной среде диктует свои условия, поэтому планируемые результаты мы разделяем на: личностные, метапредметные и предметные. | |
На следующих слайдах представлены примеры. Личностные результаты:
| |
Метапредметные результаты Регулятивные:
| |
Познавательные:
выбирать эффективный способ решения творческой задачи; | |
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
В качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников. Предметные результаты разноуровневой программы определяются по уровням. На стартовом уровне обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки: - обладать навыками работы с инструментами по технике безопасности; - знать историю развития соломоплетения; - уметь правильно организовать рабочее место; - знать процесс заготовки, нарезки и калибровки соломки; - уметь работать по технологическим картам; - знать терминологию специальных слов: «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая», «жгут», «листик», «дизайн», «декор», «элементы декора», «каркас», «вязка каркаса»; - знать технологию изготовления плоских и объемных видов плетений, правила прямого плетения, правила плетения простых элементов; - уметь плести все вышеперечисленные виды и элементы плетений; - знать технологию вязки простого каркаса скульптуры; - знать правила наращивания и сшивания соломенного полотна; - знать процесс окрашивания плетеных заготовок. | |
7. К условиям реализации программы относятся:
| |
8. Методические материалы Для обеспечения образовательного процесса дополнительная общеобразовательная программа должна быть оснащена методическими видами продукции, к которой относятся: описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если это предусмотрено локальными документами организации. Методические материалы оформляются в виде таблицы. | |
9. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы). Должен быть составлен для разных участников образовательных отношений — педагогов и обучающихся, может включать в себя родителей. Оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок. | |
Приложение. Календарный учебный график. В заключении своего выступления представляю вашему вниманию таблицу календарного учебного графика, который относится к приложению программы. | |
Спасибо за внимание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структурные элементы программы Титульный лист Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Формы аттестации и контроля Планируемые результаты Условия реализации программы Методические материалы Список литературы и интернет-ресурсов Календарный учебный график
1.Титульный лист Полное название вышестоящего органа управления образованием ; Полное название образовательной организации; Где , когда и кем рассмотрена и утверждена ДОП; Название программы; Направленность ; Возраст детей, на который рассчитана программа; Срок реализации программы; Данные об авторе (Ф.И.О., должность); Год разработки программы.
2.Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной программы Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа Актуальность и практическая значимость данной программы Педагогическая целесообразность Новизна программы Отличительная особенность данной программы
Адресат программы Формы обучения Методы обучения Тип занятий Формы проведения занятий Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы Объем программы Режим занятий
Перечень документов, в соответствии с которыми разработана программа Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации "; Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008; Федеральный государственный стандарт основного общего образования ; " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России "; Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 );
Программа развития образования Курской области; Устав МКУДО «ЦДТ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242); Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29.13.2016г. №ВК-641/09).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕР (выдержки из программ МКУДО «ЦДТ»): Актуальность программы «Музыкальная радуга» обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке… В процессе работы по программе дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Традиционная народная кукла» способствует вовлечению детей в изучение традиционной народной культуры с младшего школьного возраста, что влияет на формирование у ребенка национального самосознания и приобщения к занятиям трудовой деятельности…
Педагогическая целесообразность ПРИМЕР (выдержки из программ МКУДО «ЦДТ»): Педагогическая целесообразность программы « Барбарики » объясняется тем, что она позволяет на раннем этапе развития ребенка активизировать его интеллектуальные, творческие и речевые способности. Образовательная программа «Луч» педагогически целесообразна . Эффективным для художественного развития детей является введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению .
Н овизна ПРИМЕР (выдержки из программ МКУДО «ЦДТ»): Новизна дополнительной образовательной программы «Школа Лидеров» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами . Новизной программы «Кукольный театр» является то, что впервые используется разноуровневый подход в ее реализации. Каждый ребенок имеет возможность осваивать программу трех уровней сложности: стартовый, базовый, продвинутый.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы Стартовый Базовый Продвинутый
Объем программы общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность занятий. общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения. Режим занятий
3. Цель и задачи программы ПРИМЕР (цель программы): Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства.
Задачи Обучающие Развивающие Воспитательные Валеологические
4.Содержание программы Учебно-тематический план Содержание учебного плана
Учебно-тематический план
5.Формы аттестации и контроля Вводная диагностика Промежуточная диагностика у стные опросы; п рактические задания; и ндивидуальные задания; п едагогическое наблюдение. Итоговая аттестация практические задания; индивидуальные и фронтальные опросы; комбинированные задания; самоконтроль .
5.Формы аттестации и контроля
6.Планируемые результаты Универсальные учебные действия: Личностные Метапредметные р егулятивные п ознавательные к оммуникативные Предметные
Личностные ПРИМЕР широкая мотивационная основ художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные ПРИМЕР принимать и сохранять учебно-творческую задачу; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; вносить дополнения и коррективы в план и способы действий; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; мобилизовывать свои силы, преодолевать препятствия.
Познавательные ПРИМЕР искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска; проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно структурировать знания, выбирать эффективный способ решения творческой задачи.
Коммуникативные ПРИМЕР планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; ставить вопросы и разрешать их; выявлять проблемы, искать способы их устранения; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь .
Предметные ПРИМЕР На стартовом уровне обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки: обладать навыками работы с инструментами по технике безопасности; знать историю развития соломоплетения ; уметь правильно организовать рабочее место; знать процесс заготовки, нарезки и калибровки соломки; уметь работать по технологическим картам; знать терминологию специальных слов: «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая», «жгут», «листик», «дизайн», «декор», «элементы декора», «каркас», «вязка каркаса »; знать технологию изготовления плоских и объемных видов плетений, правила прямого плетения, правила плетения простых элементов; уметь плести все вышеперечисленные виды и элементы плетений; знать технологию вязки простого каркаса скульптуры; знать правила наращивания и сшивания соломенного полотна; знать процесс окрашивания плетеных заготовок.
7. Условия реализации программы материально-техническое обеспечение; информационное обеспечение; кадровое обеспечение.
Раздел или тема программы Формы занятия Приемы и методы организации образовательной деятельности Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов контроля 8. Методические материалы
9. Список литературы и интернет-ресурсов Для педагогов Для обучающихся Для родителей
№ п/п Месяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Календарный учебный график
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический конструктор проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данные методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы адаптированные для детей имеющих статус «...
Статья "Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Умник"
В статье описаны этапы проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по развитию творческого мышления "Умник"....
Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Презентация
Современная система дополнительного образования переживает кардинальные изменения, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было пост...
Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уважаемые коллеги, мое выступление на сетевом методическом объединении педагогов дополнительного образования Черепановского района - это опыт рабо...
Методические рекомендации по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования при разработке образовательной программы...
Нормативно-правовая основа проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в нормативных документах. Харакеристики программ, их направленность и содержательны...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...