Варианты системы оценки метапредметных достижений
методическая разработка

Муруева Розалия Доржиевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                 Варианты системы оценки метапредметных достижений

                             планируемых результатов по химии                               (обмен опытом)

            Планируемые результаты

                 Контроль и оценивание

Личностные

Формирование критического мышления

«Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями». Д.И.Менделеев

Объясните, почему Д.И.Менделеев так отозвался о нефти? Прав ли он? Какое значение имеет нефть для экономического развития страны?

Критерии оценивания

-учащийся объясняет позицию Д.Д.Менделеева.

-учащийся приводит аргументы в защиту позиции Д.И.Менделеева

-учащийся приводит примеры различных веществ, которые можно получить из нефти

- учащийся аргументировано доказывает, как получение разнообразных веществ из нефти поднимает экономику страны.

Предметные

Уметь определять классы органических веществ по формуле вещества.

Уметь определять правильный ответ

Метапредметные

Умение работать с текстом по теме

Биологическое значение белков

Белки входят в состав мозга, всех внутренних органов, скелета и суставов, кожи, волосяного покрова и т. д. В крови в растворенном виде содержится белок гемоглобин, обеспечивающий перенос кислорода по всему организму. Многие белки  выполняют роль  ферментов ― катализаторов обмена веществ в живых организмах. В растениях белки концентрируются в основном в семенах. Белковый обмен тесно взаимосвязан с обменом углеводов и нуклеиновых кислот. Существенное влияние на белковый обмен оказывает характер питания, качественный и количественный белковый состав пищи. Источниками белков могут служить не только животные продукты  ( мясо, рыба, яйца, творог, но и растительные),  например  плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис,  которые  содержат до 22-23 % белков по массе), орехи  и грибы.

 (не полностью).

Установите соответствие между формулой вещества и названием класса соединения

Формула вещества:

С2Н6 2. С2Н5ОН 3. С2Н4

Класс соединений:

А. Алканы Б. Алкены

В. Спирты Г. Алкины

Критерии оценивания

- установлено соответствие между формулой вещества и названием класса соединений

1А,2В,3Б

Дополните фразу «Нефть является ________   (выберите ответ)

А) экологически вредным веществом, т.к. отрицательно влияет на растения и животные

Б) экологически безвредным веществом

В) экологически полезным веществом

Г) полезным или вредным веществом в зависимости от условий

Критерии оценивания

- выбран правильный ответ. Дан текст «Биологическое значение белков», внимательно прочитайте, и найдите предложения, которые

  1. показывают роль белков, но только для всех живых организмов (устанавливает причинно - следственную связь)
  2. Чтобы бы было, если бы организм недополучал белки? (творческий вопрос)
  3. Предложите свой вариант белкового рациона (творческий вопрос с элементами моделирования)

Критерии оценивания:

- умение устанавливать причинно – следственную связь,

- умение прогнозировать развитие событий в предложенных условиях,

- умение прогнозировать развитие событий в новых условиях.

Для формирования глубоких и прочных знаний по химии   использую в практике преподавания  химии различные обобщающие таблицы, которые позволяют достигать метапредметных результатов обучения, например:

1)       составлять таблицы на основе текста (например, параграфа учебника);

2)       отбирать информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем, опорных конспектов;

3)       сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи;

4)       оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Отчёт оформляется после выполнения практической работы. Можно предложить учащимся заполнить таблицу.

         Задание на отбор информации, сопоставление и представление

                              информации в виде таблицы

Тип

кристаллической

решетки

Частицы в узлах кристаллической решетки

Взаимодействие между частицами в узлах решетки

Свойства веществ с таким типом решетки

Примеры (твердых веществ)

Атомная

 

 

 

 

Молекулярная

 

 

 

 

Ионная

 

 

 

 

Металлическая

 

 

 

 

Кроме рациональных компонентов мышления (когнитивных) о  сформированности,  которых у учащихся,  я сужу по результатам выполнения ими традиционных  тестовых заданий. Есть диагностика метапредметных умений (умение ученика отчетливо ставить собственные цели обучения и конструировать в соответствии с ними свой образовательный маршрут, способность к бесконфликтной работе в группе и другие умения) и она требует иных методов оценки.

Оценка метапредметных умений, формируемых в процессе изучения химии, я думаю должна осуществляться по-новому. Характер приведённых заданий требует от меня новых компетенций в оценивании — владения критериальной оценкой, включение безоценочных методов наблюдения за развитием умений учащихся, развитие их самооценки своей работы и взаимооценки   работ одноклассников.

Большой потенциал при оценке предметных и метапредметных умений играет самооценка и взаимооценка. В приёмах самооценки заложен механизм формирования метапредметаых УУД.

Например, после выполнения каждого задания я предлагаю учащимся оценивать свой результат по определенному алгоритму.  Работу,  выполненную на уроке, ученик самостоятельно оценивает.  Я всегда корректирую  оценку ученика — его комментарий и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил ее.

Оценку и отметку за письменные задания  определяю  сама. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм  самооценивания), что она завышена или занижена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Статья: Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС

Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС на примере предмета ОБЖ....

Оценка метапредметных достижений учащихся в рамках ФГОС

Оценка метапредметных достижений учащихся на уроках математики...

Система оценки образовательных достижений учащихся в образовательном учреждении

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) является составляющей частью целевого раздела образ...

ИКТ в системе оценки учебных достижений учащихся по химии.

Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри – и межпредметная актуализация этого ранее усвоенно...

АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.

АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему  оценки образовательных достижений обучающихся....