Методика "Сфера интересов"
методическая разработка

Анна Александровна Моисеенкова

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

Методика  направлена  на выявление следующих ценностных ориентаций:

* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

* наличие хороших и верных друзей;

* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

* творчество (возможность творческой деятельности);

* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sfera_interesov.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Сфера интересов»

(О.И. Мотков)

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.

Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:

* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

* наличие хороших и верных друзей;

* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);

* творчество (возможность творческой деятельности);

* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.

1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.

2 балла – когда она малозначима.

3 балла – сфера средней значимости.

4 балла – когда сфера значима.

5 баллов – очень значима.

Напротив, номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.

Текст.

1.Телевидение, радио.

2. Общение в семье.

3. Учеба.

4. Спорт, занятия физической культурой.

5. Общение с противоположным полом.

6. Домашний труд.

7. Общение с педагогом, с руководителем.

8. Музыка любая.

9. Бизнес.

10. Кино.

11. Коллектив класса, группы.

12. Одежда.

13. Самовоспитание личности.

14. Общение с друзьями.

15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.

16. Походы.

17. Экскурсии, краеведение.

18. Техническое творчество.

19. Общение с природой.

20. Чтение художественной литературы (вне программы).

21. Изготовление различных предметов своими руками.

22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).

23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.

Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):

Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.

Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)

Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.

Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.

Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22.

Коллектив группы – № 11.

Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6.

Самовоспитание – № 13.

С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».

Тест

Варианты ответов

Не значима 1

Мало значима 2

Средне значима 3

Значима 4

Очень значима

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Данные по классу представляются в виде таблицы.

Класс    _________    Дата _________

Список учащихся

Общение

Трудоемкие, активные виды деятельности

Развлечения

Общение с друзьями

Общение в семье

Общение с учителями

Общение с противоположным

полом

Общение с природой

Учеба

Спорт, занятия ФК

Домашний труд

Бизнес

Живопись, лепка, макраме

Техническое творчество

Изготовление своими руками

Другие виды творческой

деятельности

Походы

Экскурсии, краеведение

Самовоспитание личности

Коллектив класса

T V, радио

Музыка, любая

Кино

Одежда

Чтение художественной литературы

ничегонеделание

Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:

Уровень

По широте интересов

По активным видам деятельности

По области общения

5-9классы

10-11 классы

Достаточный

16-22 (75-100%)

10-11 сфер

8-11 сфер

4-5 сфер

Средний

11-15

(50-74%)

8-9 сфер

5-7 сфер

2-3 сферы

Низкий

3-10 (11-49%)

6-7 сфер

3-4 сферы

1 сфера

Неудовлетворительный

1-2

(0-10%)

Менее 5сфер

1-2 сферы

0 сфер

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету

Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....