Методика "Самоанализ личности"
методическая разработка
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- волевые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_lichnosti.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Самоанализ личности»
(О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
- активность нравственной позиции;
- коллективизм;
- гражданственность в труде;
- трудолюбие;
- волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики.
- Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
- Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
- Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
- Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
- Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
- Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
- В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
- Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
- Часто изобретаю свой подход к делу.
- Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
- Я – целеустремленный человек.
- Умею длительно работать с полной отдачей сил.
- Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
- Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
- Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
- Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
- Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
- Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
- Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
- Люблю самостоятельную, трудную работу.
- Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
- Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
- Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
- Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ.
1. Активность нравственной позиции – №№ 1, 2, 13, 14.
1а – уважение к людям, совестливость – 1, 13.
16 – стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14.
2. Коллективизм – №№ 3, 4, 15, 16.
2а – ответственность перед коллективом – 3, 15.
26 – чуткость и взаимопомощь – 4, 16.
3. Гражданственность в труде – №№ 5, 6, 17, 18.
За – осознание значимости своего труда для общества – 5, 17.
3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6, 18.
4. Трудолюбие – № 7, 8, 19, 20.
4а – добросовестность – 7, 19.
46 – самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
5.Творческая активность – № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к улучшению процесса работы – 9, 21.
5б – стремление к новому, инициатива – 10, 22.
6. Волевые качества – №№ 11, 12, 23, 24.
6а – целеустремлённость – 11, 23.
6б – настойчивость и самообладание – 12,24.
Интервалы уровней проявления качества у школьников:
Низкий – 1,00-3,65.
Средний – 3,66-4,32.
Высокий – 4,33-5,00.
По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1 до 5.
Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – несколько более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.
Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.
Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.
Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно | скорее неверно | когда как | в целом верно | верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов». Данные по классу представляются в виде таблицы, данные по школе в целом – в виде аналогичной таблицы.
Бланк ответов
Тест | Варианты ответов | Неверно 1 Скорее неверно 2 Когда как 3 В целом верно 4 Верно 5 | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Самоанализ личности
Показатель | Активность нравственной позиции | Коллективизм | Гражданственность в труде | Трудолюбие | Творческая активность | Волевые качества | Итоговый | Уровни | ||||||||||||||
Класс | Уважение к людям | Стремление к нравственному самовоспитанию | Общий балл | Ответственность перед коллективом | Чуткость и взаимопомощь | Сумма баллов | Осознание значимости своего труда для общества | Бережное отношение к результатам труда, к природе | Сумма баллов | Добросовестность | Самостоятельность в преодолении трудностей | Сумма баллов | Стремление к улучшению процесса работы | Стремление к новому, инициатива | Сумма баллов | Целеустремлённость | Настойчивость | Сумма баллов | Высокий | Средний | Низкий | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.
«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...