Система работы с одаренными детьми.
статья
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 486.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
- Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- Цели и задачи работы с одаренными детьми. Цель: создание условий для оптимального развития детей. Задачи:
- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам) - научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области) 3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
- Коммуникативная (лидерская) одаренность.
- Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
- Этапы работы с одаренными детьми:
- этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
- этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научнопрактические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
- этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель 3 этапа: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
- организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию; 3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 4) расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и обучающихся школы и других образовательных учреждений города, области.
- Основные формы работы с одаренными детьми
9.Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
- Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
- Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
- Знакомство обучающихся с новинками литературы.
- Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
- Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
- Организация помощи ученикам в подборе литературы.
- Проведение переводной и текущей аттестации обучающихся в форме собеседования.
- Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
- Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
- Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений обучающихся.
- Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления).
- Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
- Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
- Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад.
- Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
10. Примерный план работы с одаренными детьми
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 | Диагностика обучающихся по следующим направлениям:
| Классные руководители, психолог |
2 | Проведение семинаров-практикумов с учителями по вопросам выявления одаренных детей обучающихся. Проведение совещания по результатам диагностирования одарённых обучающихся. | Администрация, психолог |
3 | Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога | Психолог, учителя- предметники
|
4 | Утверждение индивидуальных программ по работе с одарёнными детьми | Зам. директора по УВР |
5 | Осуществление контроля за выполнением образовательных программ и исследовательской деятельности одарённых детей | Администрация, руководители МО |
6 | Составление графика регулярных занятий с одарёнными обучающимися. | Педагоги – предметники, зам по УВР |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми | Библиотекарь учителя- предметники |
8 | Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся | Администрация, учителя - предметники |
9 | Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | Учителя - предметники |
10 | Привлечение одарённых обучающихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. | Учителя - предметники |
11 | Вовлечение одарённых обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, в марафонах знаний по предметам, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. | Учителя – предметники, администрация |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Администрация, учителя – предметники |
13 | Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. | Учителя- предметники |
14 | Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций с психологом школы. | Учителя – предметники, психолог, администрация |
15 | Активизация работы научного общества обучающихся и учителей | Администрация |
16 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одарённых детей | Педагоги дополнительного образования, учителя- предметники |
17 | Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одарёнными детьми. | учителя – предметники, педагоги дополнительного образования. |
18 | Подготовка и проведение предметных недель и декад | Учителя – предметники, руководители МО |
19 | Подготовка и проведение школьной научно-практической конференции | Учителя- предметники |
20 | Участие школьников в Интернет-конкурсах, проектах, викторинах, смотрах | Учителя- предметники |
21 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми | Руководители МО, учителя - предметники |
22 | Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся. | Администрация, руководители МО |
23 | Участие в районном летнем лагере для одаренных детей | Администрация, учителя- предметники |
24 | Участие в международных играх | Учителя- предметники, администрация |
25 | Организация и проведение школьного конкурса «Ученик года» | Учителя – предметники, администрация |
26 | Участие во всероссийских конкурсах по разным предметам | Учителя- предметники, руководители МО |
27 | Организация и проведение школьного творческого фестиваля «Звёздный дождь» | Педагоги дополнительного образования, классные руководители |
28 | Участие обучающихся в городских творческих конкурсах и спортивных мероприятиях | Учителя- предметники, педагоги дополнительного образования |
29 | Организация и проведение школьных спартакиад, соревнований | Классные руководители, учитель физкультуры |
30 | Организация и проведение классных, школьных интеллектуальных и творческих конкурсов | Классные руководители, педагоги дополнительного образования |
31 | Ведение элективных и факультативных курсов | Администрация |
32 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми | Учителя- предметники |
33 | Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми | Учителя- предметники |
34 | Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа» | Администрация |
35 | Проведение проблемных заседаний предметных методических объединений по выявлению системы работы со способными детьми | Администрация, руководители МО |
36 | Проведение торжественной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускниками школы | Администрация |
37 | Выставка научно- практической продукции методических объединений по теме. Создание банка творческих работ обучающихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | Учителя- предметники, руководители МО |
38 | Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям. | Учителя- предметники, администрация |
39 | Активное внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках | Учителя- предметники |
40 | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети» | Учителя – предметники |
41 | Подготовка педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной программы обучения | Учителя – предметники |
Анализ результативности с одарёнными обучающимися: Администрация
- на совещании при директоре
- методических объединениях
- на административном совещании
- педсовете
10. Формы проведения мониторинга одаренных детей
Формы | Периодичность |
Предметные олимпиады | 1 раз в год |
Общешкольная конференция достижений обучающихся | 1 раз в год |
Предметные недели | По годовому плану |
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми | На педсовете |
Внутришкольный контроль | По годовому плану |
Творческие отчеты кружков и спортивных секций | 1 раз в год |
Тематические конкурсы, выставки | По годовому плану |
Проектная деятельность | По годовому плану |
Мониторинг динамики развития | По годовому плану |
12. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
- наличие базы данных;
- участие обучающихся в школьных и городских олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- наличие НОУ (научного общества учащихся);
- участие обучающихся в школьных и городских спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
- участие обучающихся в школьных и городских творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
- создание портфолио выпускника школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Из опыта работы: "Система работы с одаренными детьми"
Презентация опыта...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...