Программа по профориентации "Мир профессий"
элективный курс (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 2
от 16 сентября 2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир профессий»
(профориентационное направление)
Программу составил(а) В.С. Саркулова
подпись
педагог-психолог
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для проведения элективного курса с учащимися 9 –го класса в системе профработы.
Выбор траектории жизненного пути, самоопределение в мире профессий – одна из важнейших задач, решаемых молодыми людьми и девушками в старших классах общеобразовательной школы.
Технология выбора профиля в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно. Под влиянием случайных факторов. Поэтому учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах. Если учащийся после 9-го класса не продолжает обучение в школе, то он вынужден сделать свой профессиональный выбор: пойти учиться в учебное заведение начального или среднего профессионального образования.
Необходимость профессионального выбора в старшем подростковом возрасте обусловлена и внутренними причинами – личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечить достойное существование, прожить счастливую жизнь.
Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовым к профессиональному самоопределению.
Разработанный нами элективный курс предпрофильной подготовки дает возможность учащимся совершенствовать знания о самих себе, своих возможностях и расширить систему представлений 9-классников о современном мире профессий, т. е. актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения.
Актуальность.
Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Кроме этого, одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.
Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни - это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда, под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ, основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом.
Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.
Адресат программы: учащиеся 9-х классов
Класс делится пополам на две подгруппы. Каждая подгруппа осваивает курс в течение одного полугодия.
По возможности группы делятся по гендерному признаку: на группу мальчиков и группу девочек, тогда появляется возможность более эффективно расставлять акценты на группах профессий и профессиональных требованиях с учётом половых различий. (но это необязательное условие).
В период освоения программы предусмотрено минимум по 2 индивидуальные профконсультации психолога с каждым обучающимся и его родителями.
Так же комплекс углублённой профдиагностики
- Концептуальные компоненты структуры.
Программа элективного курса «Профориентация» для 9х классов составлена на основе сокращённого курса программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой с включением материалов государственной службы занятости.
- Целевое назначение программы
Цель программы:
Оказание психолого-педагогической и информационной помощи обучающимся
в осознанном выборе дальнейшего маршрута образования, в том числе профессионального.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт активизации их психологических ресурсов;
- Обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда;
- Развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
- Ведущие идеи, на которых базируется программа.
В основу представляемого курса 9 класса положены такие принципы, как:
- Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном предпрофильной подготовки и сопровождения профессионального самоопределения учащихся школы. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников основам выбора профессии.
- Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора психологических понятий. Для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо - если что-то слишком сложно для школьников - не учить этому вовсе.
- Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
- Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации знаний: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для дальнейшего самообразования.
- Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области психологии личности, общей психологии, экономики рынка труда, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу – могу – надо).
Профориентация в программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.
Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.
Элективный курс «Профориентация» предназначен для учащихся 9-х классов. Курс ориентационный в рамках предпрофильной школы поможет учащимся старших классов познать себя и сориентироваться в определенной сфере деятельности.
Предусматривает расширение информационного поля учащихся, вооружение их средствами самопознания, формирование навыков целеполагания, анализа, моделирования, конструирования, а также умений соотносить свои потребности с реальными возможностями и сознательно выбирать предпочтительные сферы деятельности.
Курс предусматривает разные формы и методы работы (игры, лекции, упражнения, деловые игры, сочинения-эссе, тесты, моделирование, групповая работа, дискуссии, работа в Интернете, решение проблемных ситуаций и др.) Используя различные формы познания, учащиеся знакомятся с профессиями, их профессиограммой, требованиями к ним, определяют ошибки в выборе профессии и учебного заведения, также знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда и новыми профессиями, пользующиеся спросом у молодежи. С помощью методик познают себя и свои возможности, учатся строить свои жизненные планы, а также моделируют свое будущее с учетом своих потребностей и возможностей.
Данный курс предполагает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах старшей ступени.
Данный курс проводится в течении одного полугодия 9-го класса для каждой подгруппы: класс делится пополам – в первом полугодии первая подгруппа, в о втором - вторая.
Целесообразно первыми направлять на курс тех учащихся, которые уже имеют намерение завершить школьный курс обучения после 9 класса и выбирают для себя подходящее направление среднего профессионального образования. Таких обучающихся в большей мере необходимо знакомить с днями открытых дверей в лицеях, колледжах, училищах, посещать вместе с ними ярмарки учебных мест.
Программа элективного курса «Профориентация» создана на основе программы «Твоя профессиональная карьера» С.Н.Чистяковой.
Программа построена с учетом информационной нагрузки школьника. Её цель – дать подросткам возможность осознать свои личные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.
В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и обеспечения его полноценного психологического развития.
Программу лучше реализовывать, проводя уроки, вставленные в сетку расписания уроков.
- Содержательные компоненты структуры
- Содержательная характеристика курса
Программа элективного курса «Профориентация» - это краткосрочный тематический курс (модуль), который общеобразовательное учреждение предлагает учащимся на основе изучения их запросов в области профессионального определения и реализуется за счет часов школьного компонента.
Рабочая программа элективного курса «Профориентация» составлена с целью оказания учащимся помощи в осознанном выборе дальнейшего маршрута образования, в том числе профессионального.
Программа составлена на основе учебника и методики «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н. Чистяковой, допущенных Министерством образования РФ в 2001 году, зарекомендовавших свою востребованность образовательными учреждениями несколько переизданий (издательство «Просвещение»). Есть электронная версия учебника.
Программа рассчитана на 1 полугодие – 17 занятий.
Обучение школьников 9 класса по данной программе строится на основе использования профориентационных диагностических материалов, знакомства с миром профессий, выбора жизненных профессиональных планов в условиях рынка труда.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Курс включает в себя в основном теоретическую часть программы «Твоя профессиональная карьера». Причина сокращения материала программы – ограничение времени изучения курса с 70учебных часов полного курса до 17 учебных часов элективного курса.
Теоретическая часть содержит психологическую составляющую – изучение образа «Я» - и профессиоведческую составляющую – изучение мира труда и профессий.
В ходе изучения сжатого курса школьники получают представление о богатстве внутреннего, психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать образ «Я» и составить личную программу профессионального самосовершенствования.
- Первый цикл тем посвящён «секретам» выбора профессии, которые анализируются с точки зрения трёх аспектов: «ХОЧУ» (профессиональные намерения), «МОГУ» (возможности личности), «НАДО» (социальные проблемы труда). Это помогает учащимся познакомиться с требованиями к современному профессионалу в новых социально-экономических условиях.
- Второй цикл представлен темами, характеризующими признаки профессиональной деятельности. Учащиеся знакомятся с профессиональными ресурсами личности (психофизиологические особенности, эмоциональные, волевые, интеллектуальные и коммуникативные качества) применительно к различным типам профессий.
- Третий, завершающий цикл тем служит осознанию школьниками неисчерпаемости человеческих ресурсов, пониманию идеи самореализации, необходимых для устройства будущей профессиональной карьеры.
Сформированность образа «Я» является одним из условий, обеспечивающих школьнику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий и соответственно эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессиональной деятельности. Изучение учащимися собственного образа «Я» осуществляется паралельно с анализом мира труда и профессий.
Знание мира профессий, способность школьников к анализу профессиональной деятельности достигается за счёт представления им широкой информации об экономических, социальных, педагогических основах профессиоведения. Взаимообусловленность общего, особенного и единичного позволяет выделить уровни профессиональной деятельности и сформировать на этой основе психологические образы – регуляторы, стимулирующие понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность и коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряжённости и ответственности) признаки профессиональной деятельности, образующие девять типов классификации по разным характеристикам:
- Предмету труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ, природа);
- Цели труда (гностическая, преобразующая, изыскательская);
- Средствам труда (ручные, механизированные, автоматические, функциональные);
- Проблемности трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем);
- Коллективности процесса труда (индивидуальная, коллективная работа);
- Ответственности в труде (моральная, материальная);
- Условиям труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклимат, специфические);
- Самостоятельности в труде (исполнительская работа, самоорганизация, организация труда других);
- Особенности деловых контактов (немногочисленные, многочисленные: с сотрудниками, с посетителями, с группой).
Указанная типология позволяет выделить совокупность классификационных признаков, характеризующих требования и возможности анализируемой и выбираемой профессиональной деятельности. Подобный подход позволяет использовать модульный принцип описания профессии в виде её формулы.
Уровень информационно-справочного описания профессии направлен на выделение экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности, знание которых необходимо учащимся для более детального анализа и понимания специфики избираемой (предпочитаемой) профессии.
Уровень функционального описания включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.
К сожалению, из-за сокращения программы курса до минимума из содержания курса убрано проведение профессиональных проб.
Тем не менее, направленность и основа содержания курса сохранена и – побуждение учащихся к деятельности, её регуляция по достижению поставленных личностью целей, наполнение её конкретным содержанием и, как результат, осознание школьником себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности.
Тематическое планирование.
17 учебных часов
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение. «Образ «Я» и выбор профессии | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Учёт интересов и склонностей в профессиональном выборе («хочу») | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей человека при определении условий трудовой деятельности | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Изучение психологических особенностей, обусловленных средой развития | 2 | 0 | 2 |
5 | Развитие психических качеств и способностей: волевых качеств, памяти, внимания, мышления | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Интеллект | 2 | 0 | 2 |
7 | Человеческие ресурсы. Личностный потенциал и его развитие. Самосовершенствование. | 2 | 1 | 1 |
8 | Мир профессионального труда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Классификация профессий | 2 | 1,5 | 0,5 |
10 | Человек на рынке труда | 1 | 1 | 0 |
11 | Рынок образовательных учреждений | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Технологии трудоустройства | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Повторение. «Образ «Я» и профессиональный выбор. | 1 | 0,5 | 0,5 |
ИТОГО: | 17 | 7,5 | 9,5 |
Содержание программы:
Тема 1. Введение. «Образ «Я» и выбор профессии
Цель: Создать условия для самовоспитания и самоанализа с целью формирования адекватного образа «Я». Показать необходимость адекватной самооценки при выборе профессии. Познакомить с основными составляющими формулы профессионального самоопределения: «Хочу», «Могу» и «Надо»
Оснащение: Методика «Кто я?» и методика самооценки личности (см.приложение учебника «Твоя профессиональная карьера, 8-9» и гл.5 методики), оборудование для передачи обучающимся электронной версии учебник «Твоя профессиональная карьера».
Теоретическая часть: 1) Ознакомление с планом обучения по курсу, необходимостью ведения личной тетради для записей, внесения результатов диагностических методик, собственных размышлений и выводов; 2) Формула профессионального самоопределения: «Хочу», «Могу» и «Надо»; 3)самооценка, адекватная самооценка, самооценка при выборе профессии.
Практическая работа: упр. «Кто я?»
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 2. Учёт интересов и склонностей в профессиональном выборе («хочу»)
Цель: 1)Раскрыть учащимся возможные ошибки при выборе профессии. 2) Раскрыть сущность понятий «профессиональное намерение», «мотивы», «интересы», «склонности». Выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся.
Оснащение: Таблица «Типичные ошибки при выборе профессии» (см.: Твоя профессиональная карьера: 8-9. –с.15), Методики: «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ), «Карта интересов» (см. гл.5 методики)
Диагностическая часть: «Опросник профессиональной готовности», «Карта интересов» (при недостатке времени учащимся предлагается доделать работу с методиками в кабинете психолога после уроков – в индивидуальной форме с последующей консультацией по результатам диагностики).
Теоретическая часть: интерес, познавательные потребности, любознательность и любопытство, склонность, призвание.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 3. Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей человека при определении условий трудовой деятельности
Цель: 1) дать учащимся представление о профессиональной пригодности и профессионально важных качествах, раскрыть их значение в профессиональной деятельности.
2) Показать учащимся необходимость учёта фактора здоровья при выборе профессии. Познакомить с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий.
3) Познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, раскрыть её значение в профессиональной деятельности.
Оснащение: методика самооценки личности, таблицы «Неблагоприятные факторы труда в некоторых отраслях промышленности», «Перечень профессионально-производственных противопоказаний», Анкета здоровья
Диагностическая часть: методика самооценки личности, «Теппинг-тест» на определение силы НС, методика «Проба Лачинса».
Теоретическая часть: Профессионально важные качества работника (ПВК), профессиональная пригодность. Основные свойства нервной системы – сила, уравновешенность и подвижность; возбуждение НС, торможение НС; рекомендации для работников с сильной НС, рекомендации для работников со слабой НС.
Практическая работа: заполнение Анкеты здоровья, работа с перечнем профессионально-производственных противопоказаний, выполнение «Теппинг-теста» и «Пробы Лачинса», запись результатов в тетрадь.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 4. Изучение психологических особенностей, обусловленных средой развития
Цель: дать учащимся представление о взаимосвязи среды и развития личности человека, рассматриваемой в трёх аспектах (по Л.Рубинштейну): направленность, способности, темперамент и характер.
Диагностическая часть: «Методика диагностики темпераментных характеристик по Айзенку» (см. Приложение 5 учебника, гл.5 методики), .
Теоретическая часть: личность, среда и мировоззрение, типология личности. Рассмотрение личности в трёх планах (по Л. Рубинштейну):
1) направленность (установки, интересы, потребности);
2) способности;
3) темперамент и характер.
Практическая работа: Эссе на тему «Мой характер»
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Дополнительно вне урока, в кабинете психолога можно пройти «16-факторный личностный тест Кеттела»
Тема 5. Развитие психических качеств и способностей: волевых качеств, памяти, внимания, мышления
Цель: Дать учащимся общее представление
- о воле, показать регулирующую функцию воли.
- о памяти, её видах, процессах и способах развития;
- о процессе внимания, его видах и свойствах, способах развития;
- о мышлении, основных процессах и способах развития.
Диагностическая часть: 1) Методика «Какая у меня воля?» (гл.5); 2)Тест проводится вне урока на индивидуальном приёме психолога (тест Амтхауэра (IST)? Тест Тулуз-Пьерона).
Теоретическая часть: 1) воля, целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность;
2) память, запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение, виды памяти,
3) внимание, условия поддержания произвольного внимания
4) мышление, операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Практическая работа: упражнения по развитию памяти, внимания, мышления:
- Приёмы саморегуляции психических состояний: самовнушение, релаксация.
- Приёмы мнемотехники.
- Развитие внимания – упр. «Муха»
- Упражнения на развитие мышления: упр. «9 точек», «На что похоже?», «Способ использования предметов», и др.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 6. Интеллект
Цель: дать представление о понятии интеллект, об уровнях и направленности интеллекта, о возрастной динамике развития интеллекта, о требованиях к уровню интеллектуальных способностей при выборе уровня профессиональной подготовки.
Диагностическая часть: Методика «Пиктограмма» (Приложение 8 в учебнике), методика «Интеллектуальная лабильность».
или результаты теста Амтхауэра на руках у учащихся, тест направленности интеллекта.
Теоретическая часть: интеллект, уровни и направленности интеллекта, о возрастной динамике развития интеллекта, о требованиях к уровню интеллектуальных способностей при выборе уровня профессиональной подготовки.
Практическая работа: учащиеся записывают в тетрадь выводы об уровне своего интеллекта и наиболее подходящем уровне профессионального образования.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 7. Человеческие ресурсы. Личностный потенциал и его развитие. Самосовершенствование.
Цель: дать представление о безграничности личностного потенциала человека. Создать условия для мотивации к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Показать роль других людей в жизни человека и возможности взаимопомощи в личностном самосовершенствовании.
Оснащение: Методики: «Потребность в общении», «Эмпатия», «Диагностика межличностных отношений» (гл.5)
Теоретическая часть: личностный потенциал, планирование достижений. Общение, межличностное общение его роль в саореализации и самосовершенствовании личности.
Практическая работа: план саморазвития.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 8. Мир профессионального труда.
Цель: Дать представление о многообразии мира профессий и труда, раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде. Познакомить с различными видами разделения труда, специализацией трудовых функций, возникновением профессий и специальностей, квалификацией как степенью мастерства;сформировать представление о содержании и характере труда как совокупности элементов данного конкретного трудового процесса, его качественных и колличественныхособенностях.
Оснащение. Раздаточный дидактический материал (тексты о разном отношении людей к труду, о профессионализме), методика «Незаконченные предложения», справочники, энциклопедические словари с описанием профессий, раздаточный материал, включающий перечни профессий с их краткими описаниями. Презентация (или таблицы): слайд 1: Общественное разделение труда», Слайд 2: «Формы разделения труда на предприятии», Слайд 3: Международное разделение труда», слайд 4: «Двойственная природа труда».
Теоретическая часть: Труд как неотъемлемая потребность человека (беседа). Формирование в труде психики человека, его нравственных представлений. Профессионализм и личность. Труд – работа – профессия – мастерство. Разделение труда. Профессия- должность – специальность. Двойственная природа труда. Многообразие мира профессий.
Практическая работа: определение ценностных ориентаций по отношению к труду (Методика незаконченных предложений).
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 9. Классификация профессий
Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщённых качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Оснащение: Таблица (слайды презентации): «Основные психологические признаки профессиональной деятельности; «Типы профессий (По И.А. Климову), «Классы профессий», «Группы профессий», «Отделы профессий», профессиограммы.
Теоретическая часть: 53 психологических признаков труда (перечень 12, приложение к учебнику). Предмет труда. Цели профессионального труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Функциональные орудия труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового процесса. Самостоятельность в профессии. Деловые контакты. Ответственность. Условия труда. Профессиограмма и формула профессии.
Практическая работа: написание формул известных из жизни профессий.
Рефлексия: Конкурс: «Угадай профессию», выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 10. Человек на рынке труда
Цель: Сформировать представление учащихся о социально-экономических условиях профессионального труда, ознакомить с кризисными явлениями в экономике, возникновением рыночных отношений, развитием предпринимательства, современным рынком труда и его требованиями к профессионалу.
Оснащение: Схемы-таблицы (или слайды): «структурная перестройка экономики», «Формы конверсии», «Экологические проблемы нашего края», раздаточный дидактический материал с проблемными ситуациями, характеризующими предпринимательскую деятельность, функционирование рынка труда и др.;
Теоретическая часть: Актуализация знаний учащихся, полученных на уроках географии, о народном хозяйстве и системе его функционирования. Эффективный менеджмент. Маркетинг. Предпринимательство. Рынок труда. Взаимоотношения на рынке труда работодателя и работника. Карьера: горизонтальная и вертикальная.
Практическая работа: составление алгоритма профессиональной карьеры.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 11. Рынок образовательных учреждений
Цель: сформировать представление у обучающихся о профессиональных образовательных учреждениях:
- уровни профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- правила поступления в текущем году;
- необходимый набор документов для поступления, портфолио достижений;
- выбор предметов ОГЭ и ЕГЭ;
- дни открытых дверей: когда проходят, какую информацию можно получить.
Оснащение: справочники образовательных учреждений Санкт-Петербурга, информационный раздаточный материал от образовательных учреждений города, образец портфолио достижений выпускника школы; презентация.
Теоретическая часть: обзор образовательных учреждений Санкт-Петербурга разного уровня профессиональной подготовки. Обзор общих правил поступления в ССУЗы и ВУЗы в текущем учебном году.
Практическая работа: работа со справочниками и информационными материалами, поиск информации в интернете, запись необходимой информации в тетрадь.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 12. Технологии трудоустройства
Цель: познакомить учащихся с основными технологиями поиска работы и трудоустройства. Научить писать автобиографию и резюме.
Оснащение: фильм государственного комитета по занятости населения РФ «Служба занятости населения», презентация «Этапы и технологии трудоустройства», газеты, листовки с вакансиями.
Теоретическая часть: отбор вакансий и поиск работы через разные источники, цель и общие требования к написанию резюме, собеседование с работодателем, причины и формы отказа. Психологические аспекты периода поиска работы, стресс и саморегуляция, тайм-менеджмент.
Практическая работа: составление образца резюме и автобиографии.
Рефлексия: выводы учащихся по теме урока и результатам практического задания.
Тема 13. Повторение. «Образ «Я» и профессиональный выбор.
Цель: обобщение представлений учащихся о необходимости формирования образа «Я» при профессиональном самоопределении.
Диагностическая часть: анкета «Основной и запасной выбор профессии»
Теоретическая часть: Образ «Я» и формула выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо»
Практическая работа: упражнение «Ступени развития «Я»»
Рефлексия выводы учащихся по результатам курса.
- Характеристика методики построения курса
Формы обучения.
Основной формой организации учебной работы по курсу является занятие (урок). На занятии учитель помогает учащимся освоить систему знаний о закономерностях, принципах, методах диагностики, развитии образа «Я», современном мире труда и профессий, об особенностях рынка труда, последовательно способствует формированию обоснованного профессионального самоопределения.
При изучении материала, как правило, используются разнообразные виды деятельности учащихся и учителя, вследствие чего, занятия чаще всего носят комплексный, комбинированный характер.
Каждая тема программы предусматривает практическую работу школьников. Основная задача её – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования. Практические задания выполняются в ходе работы в рабочей тетради.
Программой предусмотрены профконсультации учащихся во внеурочное время. На них учащимся оказывается индивидуальная помощь по формированию профессиональных планов. При необходимости проводится углублённая психологическая диагностика.
Также, из-за глобального сокращения курса, за сетку плана уроков вынесены и экскурсии в профессиональные учебные заведения, на предприятия, на ярмарки профессий и учебных мест, в центр занятости. Эти экскурсии проводятся во внеурочное время с привлечением к работе классных руководителей и родителей учеников.
Методы обучения.
- Развивающая психологическая диагностика.
Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания – знания о самом себе.
Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность:
- Получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры);
- Развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде упражнений);
Изучая курс, школьник выполняет различные диагностические процедуры, связанные с изучаемой темой, самостоятельно оценивает достигнутый уровень способности выбора профессии и фиксирует полученные данные в рабочей тетради, что, в свою очередь, позволяет ему наметить программу действий по развитию недостающих качеств для успешной профессиональной карьеры.
Все предлагаемые тестовые методики соответствуют темам курса, и учащиеся, вносящие регулярно в тетрадь результаты диагностики, получают свой психологический портрет с основными характеристиками интеллектуальной и эмоционально –волевых сфер.
Предполагается, что более детальное изучение психологических качеств школьника в соответствии с требованиями избираемой профессии может быть проведено в ходе индивидуальных консультаций. В течение обучения в 9 классе в рабочий план педагога-психолога закладывается по 2 индивидуальные консультации на каждого ученика и по 4 часа углублённой психологической диагностики, по желанию ученика и его родителей (в качестве углублённой профдиагностической методики используется Deeptest (MMPI + IST), применяемые в практике профконсультантов-психологов государственной службы занятости).
С диагностическими методиками на уроках профориентации учащиеся работают при изучении следующих разделов курса: «Учёт интересов и склонностей в профессиональном выборе («хочу»)», «Учёт индивидуальных психофизиологических особенностей человека при определении условий трудовой деятельности», «Изучение психологических особенностей, обусловленных средой развития», «Развитие психических качеств и способностей: волевых качеств, памяти, внимания, мышления», «Интеллект».
На уроках выполняются следующие диагностические процедуры:
- экспресс-методика для выявления интересов, опросник профессиональной готовности школьника (ОПГ), «Карта интересов». Они способствуют выявлению предпочитаемых областей познавательных и профессиональных интересов, склонностей к определённому типу профессиональной деятельности.
- Методика самооценки школьника (Приложение 1 в учебнике), цель которой – определение уровня адекватности самооценки учащегося. В случае неадекватности самооценки намечается программа самовоспитания, саморазвития.
- Теппинг-тест, направленный на оценку силы нервной системы (сильная, средняя, среднеслабая, слабая) и, соответственно – на определение уровня работоспособности.
- Методика диагностики темпераментных характеристик по Айзенку, предназначенная для диагностики основных характеристик нервной системы и их сочетаний, свидетельствующих об определённом типе темперамента (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник).
- Опросники «Ориентировочная анкета» и «Методика определния типа ценностных ориентаций», способствующие выявлению особенностей самовосприятия и самооценивания профессиональных взаимоотношений, отношения к предметному миру.
- Методика «Пиктограмма» (Приложение 8 в учебнике), раскрывающая учащимся особенности памяти и мышления и методика «Интеллектуальная лабильность», «Тест направленности интеллекта».
- Традиционные методы.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа. Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из жизни, истории, художественной литературы.
Объяснение имеет место при ознакомлении учащихся с новым материалом: техническими, технологическими, экономическими, психологическими и профессиографическими понятиями.
К объяснительно-иллюстративным методам обучения относится и лекция. Возможно предусмотреть небольшие лекции по темам: «Современный рынок труда и его требования к профессионалу», «пути получения профессии», «Основные признаки профессиональной деятельности» и др.
В ходе преподавания целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства.
- Информационно-поисковые методы.
Кроме традиционных методов, на занятиях по курсу должны широко использоваться информиационно-поисковые методы.
- Метод проблемного изложения. При решении проблем у школьников формируется умение видеть проблему в целом (для страны, города, отрасли) и переносить имеющиеся знания в новую ситуацию.
- Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска.
- Методы организации исследовательской деятельности способствуют формированию познавательной активности учащихся.
Оценка знаний.
Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами их проведения.
Как же целесообразно подходить к оценке знаний учащихся? Очевидно, целесообразно дифференцировать знания, которые подлежат контролю и оценке, и те понятия, рассуждения, которые ни в коем случае нельзя оценивать, а нужно лишь анализировать, чтобы помочь подросткам самостоятельно убедиться в неточности или ошибочности суждений.
Сформированность знаний по данному сокращённому курсу целесообразно оценивать по принципу «зачёт» - «незачёт».
Диагностика и самооценка. В ходе занятий часто возникают откровенные беседы учителя с подростками, когда они рассказывают о своих профессиональных планах, стремлениях. Можно ли в этом случае с помощью оценки судить о результатах труда учащихся? Конечно, нет.
Решить эту проблему помогает аналог Дневника профессиональной карьеры, предлагаемого программой С.Н. Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». В нашем случае мы используем обычную рабочую тетрадь и распечатанные диагностические материалы, которые крепятся в тетрадь.
Контроль знаний учащихся.
Работа обучающихся на занятиях предполагает их активное включение в процесс самоисследования, саморазвития и самоорганизации.
По каждой теме в рабочей тетради обучающиеся выполняют практические задания, делают выводы.
По результатам работы на уроке педагог ставит оценку «зачёт» - «не зачёт».
По итогам работы в полугодии так же выставляется «зачёт» - «не зачёт».
Для получения оценки «Зачёт» за элективный курс в тетради обучающегося должны быть:
- Обозначены все 13 тем курса, выполнены основные упражнения, записаны основные понятия, алгоритмы, справочная информация.
- Заполнена «Таблица самоисследования»
- Разработан план саморазвития.
- Разработан алгоритм профессиональной карьеры.
- Выполнен проект: «Моя будущая профессия»: в форме доклада в тетради или в форме презентации (участие в школьном, районном или городском конкурсе презентаций).
- Разработан индивидуальный образовательный маршрут с основным и запасными вариантами.
- Параметры результативности и диагностика
Результатом реализации программы элективного курса «Профориентация» должны стать:
- осознанный самостоятельный выбор учащимися профиля обучения;
- самоопределение в одной или нескольких сферах профессиональной деятельности, в которой с большой долей вероятности человек сможет достичь успеха.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально – волевой сфере, интеллектуальных особенностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Обучающиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынках труда.
Обучающиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
- Литература
Программно – методическое обеспечение элективного курса «Профориентация» С.Н. Чистяковой, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год; методика 8-9 классы, книга для учителя, М. «Просвещение», 2008 год; |
Рекомендуемая литература для учителя
Бондарев В. «Выбор профессии».-М., 2006.
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. –СПб.: Питер, 2005.
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. –М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
Найди себя / Г.К. Селевко, Н.И. Бабурина, О.Г. Левина..–М.: Народное образование, 2001.– .(Профессиональная библиотека учителя. Серия: Самосовершенствование личности).
Организация профориентационной работы с учащимися старших классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Департамент ФГСЗН, ГУ ДО ЦПНПИ.–Челябинск., 2001.
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
Профориентационные игры из приложения к УТ “Школьный психолог”.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры. Упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1.–М.: Владос, 2001.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л.А.Обуховой. –М.:ВАКО, 2005.
Справочник содействия занятости молодёжи.– Челябинск: ЦПНПИ, 2001.
Черняховская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
Рекомендуемая литература для учащихся
- Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов.–М., 2011г.
- Зуева Ф.А. Основы профессионального самоопределения. Предпрофильная подготовка: Учебное пособие для учащихся 9 кл. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.
- Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”.–М., 2008г.
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
“PROFI”, “Психолого-педагогический мониторинг”, “Тесты для детей и родителей”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
программа курса по профессии "Оператор ЭВМ"
Программа соответствует ФГОС по профессии "Оператор ЭВМ", имеет рецензию. В нашей школе применяся с 9-11 класса с вручением свидетельства о присвоении профессии....
программа "Шаг в профессию"
профориентационная программа расчитана на учащихся коррекционной школы 8 вида (7-9 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»
Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Выполнение механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 111101.01 Мастер животноводства
Комплект КОС по профессиональнму модулю "Выполнение механизированных работ на фермах и комплесах крупного рогатого скота"ОПОП...
Конкурсная программа «В мире профессий».
расширение знаний о мире профессий; воспитание уважительного отношения к труду....