Нравственное воспитание в процессе физического воспитания
статья (6 класс)
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ здоровье это высшее благо человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами. Очень большое внимание уделяется государством вопросу здоровья и сохранности своих граждан.
Но, несмотря на это, каждый из нас должен помнить, что это, в первую очередь, ещё и обязанность граждан перед собой, своими близкими, своими детьми. Именно поэтому воспитание здорового поколения детей с гармонично развитыми физическими и нравственными качествами – главная задача в современном обществе.
В настоящее время наблюдается падение нравственных ориентиров, норм и идеалов в подростковой среде, что влечет за собой возрастание негативных тенденций в обществе, таких как преступность, аддиктивное поведение среди несовершеннолетних.
Роль педагогов в воспитании подрастающего поколения и формирования у него правильных ценностных ориентаций крайне высока. Многие учителя физической культуры в силу особенностей преподавания их предмета, большой нагрузки, недостаточным образом уделяют внимание воспитанию нравственных качеств детей. Но стоит отметить, что усвоение этих качеств посредством физического воспитания среди подростков происходит наиболее благоприятно, продуктивно. Именно поэтому так необходимо делать акценты в своей работе на этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Большаков Артем Иванович
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег»,
воспитатель общеобразовательной школы-интернат
«Нравственное воспитание в процессе физического воспитания»
В современном обществе в значительной степени наблюдается падение нравственного воспитания среди подрастающего поколения. Данные изменения характеризуются, в первую очередь, повышенной агрессией на фоне физиологических и психических перемен организма, стремлением привлечь к себе внимание. Также стоит отметить, что зачастую проблема нравственного воспитания носит системный характер, потому как такая тенденция охватывает и более взрослое население и, поэтому проблема может исходить уже из отдельно взятых семей. Родители таких детей в силу своей занятости не уделяют им должного внимания, что выливается в проблему физического и нравственного воспитания. Как известно, физическое воспитание является частью общего воспитания, педагогическим процессом, направленным на укрепление здоровья, гармоничного развития форм, функций организма человека, его физических способностей и качеств, формирования и совершенствования двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производственной деятельности, для достижения физического совершенства.
Составной частью физического воспитания обучающихся на уроках физической культуры является нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Данный процесс достаточно долгий и трудоёмкий, который необходимо начинать в раннем возрасте в работе с обучающимися.
Итак, физическое воспитание учащихся неразрывно связано с нравственным воспитанием. Но, несмотря на популяризацию нравственного воспитания в рамках современной системы образования, стоит отметить, что при организации уроков физической культуры недостаточным образом акцентируется внимание на нравственной составляющей физического воспитания.
Поэтому поиск эффективных способов формирования нравственного воспитания достаточно актуален.
С поступлением в школу у каждого ребенка начинается новый период в его жизни, происходит ряд глобальных перемен. В первую очередь, это связано с тем, что у детей появляется дело (учеба) и отношение к нему и успешность его выполнения постоянно оценивается взрослыми (родители, учителя). Также видоизменяется и увеличивается количество правил и норм, которым каждый ребенок должен следовать. То как выполняет ребенок данные правила, определяет отношение к нему со стороны окружающих его людей, взрослых и сверстников, определяет его оценку, которую даёт ему учитель, принимая во внимание его поведение в различных ситуациях. Таким образом, у школьника закрепляется в сознании необходимость следовать данным правилам и нормам, формируется стремление и увеличивается интерес к содержанию этических норм, к тому « как надо поступать, а как нельзя и почему», происходит его социализация. Для школьника, оказавшись в коллективе, характерно повышенное внимание к поступкам окружающих и стремление дать нравственную оценку их поведению. Критерии этой оценки ребенок заимствует у взрослых. Со временем школьник начинает требовать от своих сверстников соответствующего поведения в рамках этических норм, быть проводником требований взрослых. Особенно, это характерно для тех семей, в которых такой ребенок не является единственным и у него есть младшие брат и/или сестра.
Требования к другим, как правило, категоричны, невыполнение их должно повлечь за собой суровое наказание. Сам же ребенок старается выполнять большую часть правил (в основном – легкие). Его поведение продолжает определяться непосредственными мотивами, поэтому возникает противоречие между тем что « правильно» и реальным положением вещей, но ребенка это ничуть не гложет, он успокаивает себя тем, что соответствует образцу поведения, а о поступках, в которых он допустил ошибки, он говорит что « не хотел», « не специально», « больше не будет». В связи с этим формируется своеобразие нравственного облика младшего школьника, который определяет как особые возможности нравственного воспитания в этот период, так и его опасности .
Младший школьный возраст – самый благоприятный период для усвоения многих этических норм. При правильной организации процесса воспитания у детей, которые стремятся выполнять эти нормы, формируются положительные нравственные качества. Однако, в связи с тем, что у детей в недостаточной степени сформировались волевые качества, они легко могут отказаться от необходимости действовать в соответствии с нормами морали. Таким образом, возникает разрыв между моральным сознанием ребенка и реальным поведением. Далее это может привести к появлению такого явления, как моральный формализм . Также это благоприятный период для развития и закрепления нравственного отношения детей к труду. Абсолютно все дети, поступая в школу, понимают, что им придётся много трудиться, если они хотят хорошо учиться. Но это понимание не базируется на необходимых навыках и умениях, характерных для этого вида трудовой деятельности, потому что они ещё не сформированы у ребёнка, не выработались в привычку. Поэтому трудности, с которыми сталкивается такой ребёнок и неумение их побороть, может сформировать негативное представление об учебной деятельности. Учёба будет восприниматься как тяжелая и неприятная обязанность перед взрослыми, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на его нравственном развитии.
Исходя из вышеописанного, основной задачей нравственного воспитания в младшем школьном возрасте является развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения и положительного отношения к процессу обучения, заинтересованности в результатах труда, увлечённости этим процессом, благодаря чему будет развиваться трудолюбие. Для развития нравственного отношения к процессу обучения (труду) необходимо объективно оценивать усилия, затраченные для достижения результата.
Именно поэтому учителя физической культуры должны знать и успешно применять в работе с детьми методы, способствующие развитию нравственных качеств обучающихся. Также стоит помнить о том, что занятия физической культурой способствуют самовоспитанию. При выполнении различных физических упражнений, преодолевая внутренние и внешние раздражители, ученик тем самым занимается самовоспитанием, но сами по себе физические упражнения далеко не всегда вызывают стремление к нравственному самосовершенствованию. Такое стремление формируется под воздействием преподавателей, примеров проявленного героизма спортсменов, коллектива и т.д. Педагоги могут и должны оказывать помощь в составлении плана самовоспитания, корректировать рубежи нравственных и физических достижений, обеспечивать поддержку обучающимся .
Нравственные качества воспитываются, прежде всего, в процессе обучения. Так для детей школьного возраста основным таким процессом является трудовая деятельность в школе. На уроках истории, русского языка, ОБЖ учителя приводят множество примеров героического прошлого нашей страны, проявления мужества, смелости, решительности, отваги, формируя, тем самым, высокие патриотические чувства, любовь к своему Отечеству.
На уроках технологии и ИЗО формируются и закрепляются такие качества, как усидчивость, доведение каждого дела до конца, эстетическое восприятие и т.д. На биологии это забота об окружающем мире, растениях, животных.
Воспитание таких качеств, как честность, благородство, смелость, решительность, скромность, уважение взаимных интересов и ответственность перед коллективом непосредственно связано с проведением уроков физической культуры. Важнейшую роль на них играет также вопрос дисциплины. По средствам специальных, целенаправленных воздействий в ходе проведения учебных занятий должно происходить становление осознания долга перед своим коллективом, тренером. Именно поэтому так велика роль игровой деятельности в коллективе ( группе, классе ) . Н.К. Крупская отмечала, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Она придавала особое значение играм, которые развивают самостоятельность, организаторские навыки, воспитывают человека с психологией общественника-коллективиста. А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между определённых взаимоотношений. Позиция каждого ребёнка в игре активна. Он играет, пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые взаимоотношения.
Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать. Содержание некоторых подвижных игр требует, чтобы участники выручали товарищей по команде. Здесь решается нравственная задача – забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности к членам команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Существенная их роль в нравственном воспитании, в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил.
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: учитель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого учителя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей.
Накопление морального опыта и закрепление его осуществляются методом практического приучения, многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности. Особенно ценны в этом отношении подвижные игры. Руководящая роль в выработке нравственных качеств у детей принадлежит учителю.
В процессе физического воспитания у детей развиваются волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, решительность и др.). В наибольшей степени этому способствуют физические упражнения, требующие проявления смелости (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в высоту с разбега, скатывание с горки на лыжах и др.). При этом необходимость выполнения правил, пример товарищей побуждают детей преодолевать боязнь, проявлять выдержку, смелость. Конкретные проявления воли или волевые качества обусловлены особенностями препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться. Препятствия многообразны, отсюда многообразны и волевые качества. Все волевые качества подразделяют на три группы: самообладание, целеустремленность, морально-волевые качества.
К группе «самообладание», определяющейся как способность выходить победителем в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции, относятся выдержка, решительность, смелость.
Под выдержкой понимается устойчивое проявление способности человека контролировать своё поведение, сдерживать свои эмоциональные порывы, чувства, подавлять импульсивные влечения и желания, контролировать свои действия, мысли, сохранять ясность ума. В бытовом сознании это волевое качество понимается как хладнокровие.
В свою очередь решительность характеризуется своевременным нахождением и принятием решения в ответственной для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения. Рядом авторов решительность отождествляется со смелостью, особо ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких вариантов развития событий. Однако, несмотря на то, что смелость и решительность в сложной ситуации, обнаруживают взаимосвязь или проявляются в комплексе, в неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет, что подтверждает факт разности таких волевых проявлений как решительность и смелость.
Смелость это способность человека преодолевать чувство страха, и эффективно управлять своими действиями и поведением. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Однако, нравственная оценка смелых поступков зависит от их содержания: они положительно оцениваются, когда направлены на осуществление справедливых целей, в противном случае смелость считается признаком отчаяния. Смелости противоположно качество трусость. Выявлено, что трусливость связана с рядом врожденных типологических особенностей: слабостью нервной системы, преобладанием торможения и подвижностью торможения, и поэтому представлять их как аморальных личностей некорректно.
Целеустремленность понимается как ясная, сознательная направленность личности на достижение цели, результат, на практике проявляется в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость, трудолюбие.
Терпеливость - это способность сохранять спокойствие в неприятных ситуациях, противодействие неблагоприятным факторам, которые могут препятствовать достижению цели. Терпеливость характеризуется способностью человека испытывать внутреннее препятствие физиологического характера, предполагает последовательность, постоянство и настойчивость.
Под упорством понимается волевое стремление достижения поставленной цели (например, успеха в какой - либо деятельности) преодоления имеющихся трудностей и неудач. Негативным проявлением упорства является упрямство.
Длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, его упорство и решительность, несмотря на возникающие трудности и препятствия является настойчивость. Настойчивость, отражает целеустремленность человека. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Проявление настойчивости зависит от ряда факторов: степени уверенности человека в достижимости отдаленной цели; мотивации достижения; наличия волевых установок на преодоление затруднений. Напротив, от свойств нервной системы настойчивость зависит мало.
В реальной жизни волевое поведение человека определяется несколькими волевыми качествами, сочетающимися с нравственными установками, поэтому при характеристике волевого поведения используется понятие морально-волевых качеств, в частности, таких как самостоятельность и инициативность, дисциплинированность и организованность, старательность, героизм и мужество, самоотверженность, принципиальность.
Самостоятельность - это желание и способность человека осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, чувстве личной ответственности за свою деятельность и поступки. Самостоятельность как волевая черта личности присуща уже дошкольникам. Частный случай проявления самостоятельности - инициативность, выражающаяся в стремлении личности к самостоятельной деятельности, делающая человека активным, энергичным, направленным на достижение своих и общественных целей.
Дисциплинированность рассматривается как сложное свойство личности, отражающее способность и умение соблюдать общепринятые нормы, подчинять и регулировать свое поведение в соответствии с ними.
С дисциплинированностью связана организованность, определяющаяся как умение человека планировать свои действия и поступки и руководствоваться этими планами в деятельности, в поведении. Об организованности, судят по тому, как человек использует свое время.
Прослеживаются мотивационный и нравственный моменты и в таком качестве как старательность - стремление выполнить задание хорошо и добросовестно, усердие. Мотивационным моментом, определяющим старательность, является желание человека выполнять работу, показать себя; волевым моментом является сосредоточение на работе, преодоление встречающихся трудностей.
Еще парой сходных морально-волевых качеств являются героизм и мужество. Под героизмом понимается преодоление особо сложных препятствий, требующее от человека предельного напряжения силы воли, самоотверженности.
Мужество, в свою очередь характеризует такое нравственно-волевое поведение, результатом которого является достижение, превосходящее по своим масштабам результаты обычных действий и достойное того, чтобы проявленный подвиг мог служить другим людям в поучение и назидание.
В экстремальных обстоятельствах, когда от человека требуется превышение меры своих обязанностей, осуществляемых им в повседневной жизни, или, когда необходимо предельное волевое напряжение для перенесения возникших лишений человек проявляет самоотверженность. Выражением самопожертвования является героизм.
О принципиальности говорят в случае, когда человек строго и осознанно придерживается каких-то либо взглядов, идей, убеждений, определяющих норму его поведения, и последовательно претворяет их в жизнь. Базой принципиальности может быть, как уверенность в своей правоте, так и большая твёрдость уже сформированных установок и принципов. Характер волевого поступка проявление принципиальности приобретает в том случае, когда отстаивание своих принципов грозит человеку неприятностями. Напротив, отступление в этом случае от своих убеждений ради корысти говорит о беспринципности человека.
Как и любые качества личности, волевые качества имеют структуру. Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Вертикальная структура представлена нейродинамическими особенностями, волевым усилием и личностными факторами.
Характеризуя волевые качества, говорят о присущих им общих свойствах. Широта или узость волевого качества определяется через количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется. Сила, характеризуется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Признаком устойчивости волевых качеств служит постоянство проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
Проявление волевых качеств актуально в различных сферах деятельности, однако наиболее ярко и широко они проявляются в сфере спорта . Более того, известно, что систематические занятия спортом являются одним из наиболее действенных средств развития воли.
Главным и обязательным условием необходимости проявления волевых качеств в спортивной деятельности считается наличие сознательного преодоления многочисленных трудностей . Выделяются две группы трудностей: объективные и субъективные, преодоление которых способствует воспитанию «силы воли».
Под объективными трудностями понимаются трудности, характеризующиеся спецификой данного вида спортивной деятельности препятствий, в частности большие тренировочные нагрузки, погодные условия, техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т. д.
Субъективные трудности, по мнению автора, выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спортивной деятельности.
От индивидуального развития волевой сферы спортсмена зависит преодоление этих трудностей. Поскольку волевые качества, как и любые другие психические характеристики человека, не поддаются прямой оценке, дать строгое разграничение их роли в различных видах спорта чрезвычайно трудно. Однако, все же спортивные психологи разделяют волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта и делят на общие и основные. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам большинство специалистов относят целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. Исследования, посвященные изучению основных волевых качеств малочисленны. Установлено, что в игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложно - координационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость. В случае слабого развития данных качеств путь спортсмена будет более труден, чем при их наличии.
Волевые качества личности принадлежат к числу самых необходимых для человека, исходя из чего большую значимость приобретает проблема их воспитания, как вообще для человека, а особенно для лиц, чья деятельность связана с необходимостью преодоления различного рода трудностей, в том числе и для спортсменов, так как если вовремя не принять необходимых мер, то неблагоприятные черты личности в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей.
Анализ научной литературы показал, что средства и методы развития волевых качеств различны, но они должны быть связаны с преодолением каких-либо препятствий, выполняться ежедневно, а в случае занятий спортом, органически входить в программы тренировочных занятий с учетом характера спортсмена, особенностей его волевой подготовленности и вида спорта.
Проанализировав всевозможную литературу, связанную с данной проблемой и исходя из проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:
- Раскрывая понятия и роли нравственного и физического воспитания, становится ясно, что необходимо уделять значимое внимание всестороннему гармоничному развитию личности в процессе обучения и жизнедеятельности человека.
- Изучив воспитательную функцию процесса физического воспитания, хочется отметить, что нравственное воспитание происходит, прежде всего, в школе в процессе обучения. Именно на занятиях физической культурой, в том числе происходит серьёзное усвоение норм и правил поведения, регулирующих деятельность детей, формирование, развитие и закрепление нравственных качеств.
3. На занятиях физическими упражнениями эффективными средствами для формирования положительных черт характера, нравственных качеств являются следующие методы: убеждение, оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание), положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Убеждение применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, учитель разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ здоровье это высшее благо человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами. Очень большое внимание уделяется государством вопросу здоровья и сохранности своих граждан.
Но, несмотря на это, каждый из нас должен помнить, что это, в первую очередь, ещё и обязанность граждан перед собой, своими близкими, своими детьми. Именно поэтому воспитание здорового поколения детей с гармонично развитыми физическими и нравственными качествами – главная задача в современном обществе.
В настоящее время наблюдается падение нравственных ориентиров, норм и идеалов в подростковой среде, что влечет за собой возрастание негативных тенденций в обществе, таких как преступность, аддиктивное поведение среди несовершеннолетних.
Роль педагогов в воспитании подрастающего поколения и формирования у него правильных ценностных ориентаций крайне высока. Многие учителя физической культуры в силу особенностей преподавания их предмета, большой нагрузки, недостаточным образом уделяют внимание воспитанию нравственных качеств детей. Но стоит отметить, что усвоение этих качеств посредством физического воспитания среди подростков происходит наиболее благоприятно, продуктивно. Именно поэтому так необходимо делать акценты в своей работе на этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных, творческих и других,...
Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания.
Постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.
Поиск наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры...
Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.
Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...
исследовательская работа эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
В работе проведено исследование изучена и проанализирована специальная и методическая литература по разрабатываемой теме в количестве 14 источников. Существуют немногочисленные исследования...