Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.
методическая разработка по физкультуре по теме

Марадудин Роман Арсентьевич

Поиск наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blochno-modulnaya_tehnologiya.doc776 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания

Практически каждый человек знает, чтобы быть здоровым нужно, прежде всего, вести здоровой образ жизни. Особую тревогу у всех вызывает состояние здоровья подрастающего поколения и то, что нет у школьников потребности в здоровом образе жизни.

По  данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским данным не годятся для службы в Вооруженных силах.

Сегодня перед школой стоит серьезная задача - подготовка здорового, физически развитого выпускника, вооруженного практико-ориентированными знаниями и сформированной потребностью в здоровом образе жизни.               Уроки физической культуры в отличие от других школьных дисциплин

обладают огромным потенциалом для решения этой актуальной проблемы. Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья немыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни.

Сложившаяся традиционная система физического воспитания не способствует формированию потребности в здоровом образе жизни, в физической культуре.

Поэтому обострилась проблема поиска наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры, мой взгляд, блочно-модульная технология обучения обеспечивает

каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет ему самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений.

Разработанная  доктором педагогических наук,профессором БГУ Г.Я.Галимовым     блочно-модульное     планирование     процесса

физического воспитания базируется на системно - деятельностном подходе. В соответствии с ним на деятельностном уровне блок, как фрагмент дидактического цикла включает когнитивный, аффективный, творческо-деятельностный (исполнительный), контрольно-рефлексивный этапы, функционирующие в линейной последовательности и ориентировочным, мотивационным, исполнительным и оценочным компонентами в учебной

разрабатывает

 деятельности   учителя   и   ученика.   «Каждый   учащийся

программу   маршрута   развития   «физического   и   духовно-

индивидуальную      

нравственного Я». В каждом блоке своей программы он имеет: входную диагностику; четко спланированную цель; намеченные конкретные задачи, решение которых позволяли бы достичь поставленную цель; содержание изучаемого материала в виде краткого конспекта; указание способов решения намеченных задач, средств достижения цели; ожидаемые результаты; выходную диагностику (самооценка); внешнюю оценку (педагога, одноклассников, группы ребят); рефлексию; коррекцию.

 В соответствии с программой весь учебный процесс по физическому

вопитанию делился на три крупных блока «блок самоорганизации» - этап  мотивации,     «блок самотворчества»     -     этап     деятельности,     «блок самоутверждения» - этап контроля и рефлексии. Каждый блок включал в себя совокупность   взаимосвязанных   модулей,   субмодулей:    «основы   знаний»,

"умений и навыков» - когнитивно-аффективный этап, «творческо-поисковый» -деятельностно-исполнительный, «контрольный» - контрольно-рефлексивный.,

   Например фрагмент блока самотворчества

Блок самотворчества

(«творческо-поисковый» - деятельностный этап)

Особый акцент был сделан на осознанный подход к самопознанию и самосовершенствованию учащихся. На уроках сообщаются знания о значении физической активности, об основах здорового образа жизни.

К   составлению   собственной   программы маршрута   своего   развития относятся со всей серьезностью и ответственностью.   К ее оформлению они подходят творчески: кто-то придумывает себе девиз, которому бы следовал в процессе самосовершенствования,   кто-то начинает с оформления с визитной  карточки,  с изучения своего    генеалогического    родословного    древа.

                                                   

                                                                                               3

 Теоретические знания в области здоровья и здорового образа жизни, получают не только на уроках физической культуры, но и на уроках биологии и ОБЖ в виде кратких конспектов и выдержек заносят в свои индивидуальные программы маршрутов.

Блочно-модульное планирование учебного процесса позволила повысить эмоциональный фон занятий физическими упражнениями и эффективно использовать воспитательный процесс для формирования потребности в физической культуре и здоровом образе жизни.

В течение учебного года показатели уровня физической подготовленности в целом повышаются, и ребята с нетерпением ждут уроки физической культуры

Таблица 1 Динамика показателей уровня физической подготовленности

                             Сравнительный      анализ      показателей экспресс-оценки  уровня соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко (1988) показывает, что в конце учебного года 12,5% старшеклассников достигают обычно высокого уровня соматического здоровья, например в этом году в 9 классах с 56,25 % до 37% снизилось число учащихся с низким уровнем здоровья.

                                      П высокий • средний о низкий

Рис. 1. Сравнительная диаграмма уровня соматического здоровья учащихся 9 кл. в начале и в конце учебного года (по Г.Л. Апанасенко, 1988 г.)

Таблица № 2. Сравнительный анализ данных анкеты ЗОЖ

Показатели 

Начало учебного года 

Конец учебного года 

уровней 

 

96 

 

96 

Основы 

Сила 

Основы 

Сила 

Основы 

Сила 

Основы 

Сила 

знаний 

потребное 

знаний 

потребное 

знании 

потребное 

знании 

потреби 

ЗОЖ и 

ти в ЗОЖ 

ЗОЖ и 

ти в ЗОЖ 

ЗОЖ и 

ти в ЗОЖ 

ЗОЖ и 

ости в 

физ. 

физ. 

физ. 

физ. 

ЗОЖ 

культуры 

культуры 

культуры 

культуры 

Низкий 

63% 

78% 

59% 

72% 

27% 

35% 

33% 

15% 

уровень 

Достаточный уровень 

37% 

22% 

41% 

28% 

65% 

51% 

52% 

75% 

Высокий 

- 

_ 

- 

- 

8% 

14% 

13% 

10% 

уровень 

Как мы видим из таблицы № 2 в конце учебного года сила потребности

учащихся в здоровом образе жизни и уровень знаний теоретических основ по физической культуре и ЗОЖ в 9 классах заметно стало выше по сравнению с началом учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения

В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....

Личностно-ориентированная технология в процессе физического воспитания школьников.

Статья направлена на помощь педагогогам в  планировании учебного процесса, в разделеле гимнастика....

Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.

Поиск наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры...

Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.

Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания....

Эффективность применения физкультурно-оздоровительной технологии в процессе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.

Аннотация  В наше время достаточно актуальна проблема физкультурно-оздоровительной технологии, в процессе воспитания школьников. Многие учащиеся среднего школьного возраста проводят большое колич...