Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 8 класс» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Рабочих программ Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. 5 –8 классы». /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы. Смысловая и логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает чѐткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Место учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Учебно-методическое обеспечение.
Данные программы обеспечены учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.
1. Питерских А. С. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5 –8 классы- М.: Просвещение, 2015.
3. Голицынв В. Б, Питерских А. С. «Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс» под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;\
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощѐнных в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного опыта в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-
пространственных искусств;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты.
Ученик научится элементарной азбуке фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
- применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
- принципам построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- принципам киномонтажа в создании художественного образа.
ученик получит возможность
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видео-работами;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (35 часов)
Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке изображений, зримых образов. Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра — самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестаёт быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссёр, актёры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Раздел 3. Фильм —творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра). Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы кино-языка. Многообразие жанров и возможностей кино-зрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа, приходом в него звука и цвета). Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссёром, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме). Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как оператор, и как художник). Необходимость овладения азами сценарного, режиссёрского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма). Овладение основами кино-грамоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео. Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кино-слова и кино-фразы. Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кино-культуры.
Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. Существенно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов. Практическое освоение грамоты кино-языка через систему творческих упражнений и заданий. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения — просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.
Критерии оценки
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Календарно - тематическое планирование |
№ урока | Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов | Основное содержание материала темы | Планируемые результаты Универсальные учебные действия (УУД) | Методы и приемы |
Раздел «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах»- 8ч.
|
1 | Образная сила искусства. Изображение в театре и кино (1 час) | Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. единство правды и вымысла на сцене; Жанровое многообразие театральных спектаклей; роль художника в содружестве драматурга, режиссера и актера. | Предметные: научиться делать вывод, подтверждая собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации Личностные: Рассказывать о вкладе национальной культуры в историческое развитие культуры РФ. | Текущий опрос.
|
2 | Театральное искусство и художник. Правда и магия театра (1 час) | Актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника в театре Устройство сцены и принципы театрального макетирования. Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре. Природа актёрской игры и основы актёрского искусства. | Предметные: Научиться находить различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. | Фронтальный опрос. Объяснительно-иллюстративный. |
3 | Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены (1 час) | Сценография — элемент единого образа спектакля. Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актёра. ческой и актёрской грамоты. Основы режиссёрско-сценографической и актерской грамоты. Анализ драматургического материала — основа режиссёрского и сценографического решения спектакля. Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. | Предметные: понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. | Текущий опрос. Беседа. |
4 | Сценография- искусство и производство (1 час) | Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые специальности дизайна сцены. Элементы декорационного оформления спектакля. Цвето -световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и и цеха. Театральные службы Производственно- технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения | Предметные: изучать историческую эволюцию театрально-декорационного искусства и типы сценического оформления Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях. Метапредметные: умение планировать учебные действия - к реализации намеченного. Развитие навыков восприятия и умение выражать свои мысли. | Работа в парах. Лекция с элементами беседы. |
5 | Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим, маска, или магическое «если бы» | Образность и условность театрального костюма. Отличие бытового костюма, грима и прически от сценического. Костюм – средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях. | Предметные Знать театральный костюм, способы перевоплощения актёра. Уметь выполнять эскиз костюма, театрального грима. Навыки владения различными материалами Метапредметные УУД Умение использовать разные источники информации. Умение планировать учебные действия - к реализации намеченного Личностные Развивать художественный вкус | Текущий, групповой |
6 | Художник в театре. Привет от Карабаса-Барабаса!
| Игра с куклой — форма актёрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге. Виды театра кукол и способы работы с ними. Технологии создания простейших кукол на уроке | Предметные: учиться понимать условности и правдоподобие в театре реальность и фантазии в творчестве художника. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, учиться критически оценивать свою деятельность. | Текущий, групповой
|
7-8 | Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок (2 часа) | Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно- общественная значимость. Важнейшая роль зрителя как участника спектакля. Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры.
| Предметные: учиться понимать условности и правдоподобие в театре реальность и фантазии в творчестве художника. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, учиться критически оценивать свою деятельность. | Работа в группах. Объяснительно-иллюстративный. |
Раздел Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий»- 8ч |
|
9-10 |
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности (2 часа) |
| История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение — не реальность, а новая художественная условность, несмотря на своё внешнее правдоподобие. Фотография — реальности, новое соотношение объективного и субъективного. Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. | Предметные: анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности Метапредметные: Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, учиться критически оценивать свою деятельность. | Работа в группах. Объяснительно-иллюстративный |
11 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать (1час)
| Опыт изобразительного искусства — фундамент съёмочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и отбора — основа операторского мастерства. Практика фотокомпозиции и съёмки: выбор объекта и точки съёмки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии | Предметные: научиться анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. Метапредметные: Знать о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах; Навыки работы с фотокамерой. Навыки общения, восприятия . Умение планировать учебные действия - к реализации намеченного. Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, учиться критически оценивать свою деятельность. | Фронтальный опрос. Беседа. |
12 | Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура (1 час)
| Операторская грамота съёмки фото - натюрморта. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет — средство выразительности и образности. Фотография — искусство светописи, когда свет является не только техническим средством, а её изобразительным языком. | Предметные: различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); Метапредметные использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний, приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков, учиться критически оценивать свою деятельность. | Фронтальный опрос. Беседа. |
13 | «На фоне Пушкина снимается семейство» Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера (1 час)
| Цвет в живописи и фотографии (авторски-сочинённый и природно-фиксирующий). Графическая природа чёрно- белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход) как объект съёмки. Образные возможности цветной и чёрно-белой фотографии. | Личностные:Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном пространстве культуры Метапредметные: умение участвовать в диалоге. Умение действовать по плану Познавательные: Знать изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в интерьере
| Текущий, групповой |
14 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета (1 час) | Операторская грамота репортажного фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съёмки, передача эмоционально-психологического состояния и др.Типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии Постановочный и репортажный фотопортреты Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека? | Предметные: пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; Метапредметные: Умение вступать в общение друг с другом, формирование самооценки достигнутого результата. Уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, стремиться к достижению поставленной цели. | Фронтальный опрос |
15 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа (1 час)
| Методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа | Предметные: научиться анализировать и сопоставлять художественную ценность черно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи. Метапредметные: навыки общения, восприятия, умение принимать учебную задачу Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, стремиться к достижению поставленной цели. | Фронтальный опрос. Объяснительно-иллюстративный. |
16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка (1 час) | Возможности компьютера в обработке фотографического материала. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации (СМИ). Фотография — остановленное и запечатлённое навсегда время. Правда и ложь в фотографии. | Предметные: Знать что такое объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино. Уметь дискутировать на предложенную тему. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, стремиться к достижению поставленной цели. | Самостоятельная работа. Диалог. |
Раздел «Фильм-творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» -12ч
|
17-18 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма. Пространство и время в кино (2 часа) | Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от «Великого немого» до прихода в кинематограф звука и цвета. Экранное изображение — эффект последовательной смены кадров, их соединение - т. е. монтаж, который рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому и является языком кино. Кино — синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение . | Предметные: научиться оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, стремиться к достижению поставленной цели. | Текущий, объяснительно-иллюстративный |
19-20 | Художник – режиссер-оператор. Художественное творчество в игровом фильме (2 часа) | Специфика творчества художника- постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино. Коллективность художественного творчества в кино. Художническая роль режиссёра и оператора в создании визуального образа фильма. | Предметные: называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации
| Фронтальный опрос. Объяснительно-разъяснительный |
21-22 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. (2 часа)
| Элементарные основы киноязыка и конокомпозиции рассматриваются в трех аспектах: сценарном, режиссерском и операторском. | Предметные: Осознавать единство природы творческого процесса в фильме блокбастере и домашнем видеофильме. Иметь представление о значении сценария в создании фильма. Метапредметные: умение осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, Формирование способности обучающегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Личностные: формирование основ художественной культуры обучающихся
| Фронтальный опрос. Объяснительно-разъяснительный |
23 | Фильм — «рассказ в картинках» (1 час)
| Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съёмки со схематическими зарисовками - наилучшая сценарная форма для любительского видео. Раскадровка — изобразительная запись (покадровая зарисовка) фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов. Значение сценария в создании фильма. Сценарий — литературно-текстовая запись будущего фильма. | Предметные: усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки); Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. | Фронтальный, объяснительно-иллюстративный |
24 | Воплощение замысла (1 час)
| Образ как результат монтажного соединения планов. Азбука композиции «кинослова» и «кинофразы.» Искусство видеть и осознанно выажать свою мысль на киноязыке или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кинокультуры. Художническая природа режиссёрко-операторской работы в создании фильма | Предметные: усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: Развитие эмоционально-ценностного видения окружающего мира | объяснительно-иллюстративный |
25-26 | Чудо движения: увидеть и снять (2 часа)
| Техника съёмки камерой в статике и в движении. Влияние хронометража на ритм и восприятие происходящего на экране. Азы операторского мастерства при съёмке кинофразы. Умение оператора «монтажно» мыслить и снимать. Замысел и съёмка. Опыт фотографии- фундамент работы кинооператора (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет). | Предметные: усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. | Текущий, групповой |
27 | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. (1 час)
| История и специфика рисованного фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссёра. Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров (популярный и успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимаций или видеоклипов. Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию. | Предметные: научиться самостоятельно оценивать новую тему, уметь находить информацию для решения учебной задачи Метапредметные: Навыки общения и восприятия . Умение принимать учебную задачу Уметь реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов, понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, понимать значение знаний для человека. | Работа в парах. Беседа. |
28 | Живые рисунки на твоем компьютере (1 час) | Значение сценарно-режиссёрских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной «кинофразы» Технология создания и основные этапы Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео. | Предметные: быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов, понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, понимать значение знаний для человека. Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. | Текущий, групповой |
Раздел «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство-зритель»-7 часов
|
29 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения
| Интернет — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой телепрограммы для современных школьников Художественный вкус и культура — средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана. | Предметные: понимать изобразительную природу экранных искусств; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов, понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, понимать значение знаний для человека. | Фронтальный, объяснительно-иллюстративный |
30 | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка
| Специфика телевидения – это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документального репортажа – основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики. | Личностные: Развитие творческих способностей обучающихся. Предметные: уметь осознавать общность творческого процесса при создании любой телеви зионной передачи и кинодокумента листики. Иметь опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. Метапредметные: Навыки общения и восприятия. Умение действовать по плану.
| Фронтальный, объяснительно-иллюстративный
|
31-32 | Жизнь врасплох, или Киноглаз. (2 часа) | Метод кинонаблюдения — основное средство изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности — главное содержание телеинформации Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве | Предметные: применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, иметь мотивацию к учебной деятельности. | Фронтальный опрос. Лекция с элементами беседы. |
33 | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. | Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики сюжетно-изобразительного по строения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы. | Предметные: понимать основы искусства телевидения; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, иметь мотивацию к учебной деятельности. | Фронтальный опрос. Лекция с элементами беседы. |
34-35 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. (2 часа) (обобщение темы) | Экран — не пространство культуры, а кривое зеркало, отражающее пошлость и бездуховность. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — путь духовно-эстетического становления личности. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс культуры. Позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества | Предметные: понимать основы искусства телевидения; Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний, планировать деятельность в учебной ситуации. Личностные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели, иметь мотивацию к учебной деятельности. | Работа в группах. Самостоятельная работа. |