Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа

Щербинина Ольга Васильевна
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 класс» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Рабочих программ Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. 5 –8 классы». /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5_klass.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 класс»

2020-2021 уч.г

учитель ИЗО Щербинина О.В

Пояснительная записка

       Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 класс» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Рабочих программ Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство. 5 –8 классы». /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2018.

       Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы. Смысловая и логическая

последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

        Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

        Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

       Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными

материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

         Основные задачи предмета:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределѐнности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных

образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и

структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической

организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

        Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой

предложенной темы. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает чѐткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

      Место учебного предмета в учебном плане Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). 

      Учебно-методическое обеспечение.

Данные программы обеспечены учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.

1. Горяева Н.А., О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2018.

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5 –8 классы- М.: Просвещение, 2015.

3. Горяева Н.А. «Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство Поурочные разработки. 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2017.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

     Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе

освоения учебного предмета:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к

членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в

познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач;\

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности.

     Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения;

развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в

художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всѐм многообразии еѐ видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,

воплощѐнных в пространственных формах;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных

образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного опыта в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных

(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в

синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-

пространственных искусств;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты.

       Должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в

образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России;

         Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться приѐмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан,

Жостово и др.)

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времѐн (например, Древнего Египта, Древней

Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика,

ковка, литьѐ, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных,

декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора

изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединѐнные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда,

детали интерьера определѐнной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объѐма, пространства в процессе создания в

конкретном материале плоскостных или объѐмных декоративных композиций.

Содержание учебного предмета

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч)

Древние корни народного искусства (8 часов).

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (8 часов).

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор - человек, общество, время (12 часов).

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире (7 часов).

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер.

Критерии оценки

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.

Календарно-тематическое планирование 5 класс.

Порядок

урока

Тема

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

УУД

Формы и методы обучения

Древние корни народного искусства 8ч.

1

Древние образы в

Народном искусстве.

Традиционные образы народного прикладного (крестьянского)

прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, дерево жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как

память народа. Связь образа

матери-земли с символами

плодородия. Форма и цвет как

знаки, символизирующие идею

обожествления солнца, неба и

земли нашими далѐкими предками.

Личностные результаты:

• воспитание патриотических чувств,

чувства гордости за свою Родину,

многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к по-

ликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение

культурных ценностей;

• формирование уважительного и

доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в

общении с народным декоративно-

прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

• умение осознавать народное

(крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира;

понимание ценности памятников крестьянского искусства для

зрителя XXI в.;

• умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера,

отражающих единство и многообразие

культур народов России; умение

сравнивать, объяснять, в чѐм отличие,

например, жилища, одежды народов

Русского Севера и Закавказья, иных

регионов России; умение самостоятельно определять цели и

задачи в учѐбе, планировать пути

достижения цели, приобретать основы

умения учиться, развивать интерес к

познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала,

умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устнопоэтического творчества (народные песни,

былины), выстраивание связей между

смежными предметными областями

(литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для

создания декоративного изображения;

организует самостоятельный поиск художественно- познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет;

готовит выступление-презентацию

совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества,

реализует себя в качестве экскурсовода;

• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на

поставленную учебную задачу, его

соответствие задаче, умение адекватно

воспринимать оценку учителя и сверстников.

Предметные результаты

• осознание древних корней, места и

значения уникального народного

(крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества

людей, территориально связанных междусобой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического

значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях

крестьянского прикладного искусства

тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в

практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений

крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщѐнного изображения в

опоре на существующие народные

традиции;

• приобретение опыта выполнения

декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках; приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

Индивидуальная работа.

Объяснительно-

иллюстративный

2

Убранство русской

избы.

Дом – мир, обжитой человеком,

образ освоенного пространства.

Дом как микрокосмос. Избы

севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.

Отражение картины мира в

трѐхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть, земля, подклеть – подземный мир;

знаки-образы в декоре избы,

связанные с разными сферами

обитания). Декоративное

убранство крестьянского дома:

охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.

Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Самостоятельная работа.

Объяснительно-

иллюстративный.

3

Внутренний

мир русской

избы.

Деревенский мудро устроенный

быт. Устройство и символика

внутреннего пространства

крестьянского жилища. Жизненно

важные центры в крестьянском

доме: печь, красный угол, коник,

полати и др. круг предметов быта,

труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Фронтальный опрос.

Беседа.

4

Конструкция

и декор предметов

народного быта.

Предметы народного быта:

прялки, ковши, ендовы, солоницы,

хлебницы и др. символическое

значение декоративных элементов

в резьбе и росписи. Нарядный

декор – не только украшение

предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в

образной форме. Превращение

бытового, утилитарного предмета

в вещь-образ.

Текущий опрос.

Самостоятельная работа. Диалог.

5

Русская народная

вышивка.

Крестьянская вышивка -

хранительница древних образов и

мотивов, устойчивости их

вариативных решений.

Условность языка орнамента, его

символическое значение.

Особенности орнаментальных

построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Символика цвета в крестьянской вышивке.

Работа в парах.

Беседа.

6-7

Народный

праздничный

костюм.

Народный праздничный костюм -

целостный художественный образ.

Северорусский комплекс и

южнорусский комплекс женской

одежды. Рубаха – основа женского

и мужского костюмов.

Разнообразие форм и украшений

народного праздничного костюма

в различных регионах России.

Свадебный костюм. Формы и

декор женских головных уборов.

Выражение идеи целостности

мироздания через связь небесного,

земного и подземного миров, идеи плодородия в образном строе

народного праздничного костюма.

Защитно-охранительное значение

орнамента в народном костюме.

Символика цвета в народной одежде.

Работа в парах.

Объяснительно-

иллюстративный.

8

Народные

праздничные

обряды (обобщение

темы).

Календарные народные праздники

– это способ участия человека,

связанного с землѐй, в событиях

природы, это коллективное

ощущение целостности мира,

народное творчество в действии.

Обрядовые действия народного

праздника, их символическое

значение.

Работа в группах.

Диалог.

Связь времен в народном искусстве 8 ч.

9-10

Древние образы в

современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Живучесть древних образов в

Современных народных игрушках.

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов

росписи глиняных игрушек

(филимоновской, дымковской,

каргопольской игрушек).

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской

идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей мно-

гонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их

значении в современной жизни;

• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог,

обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания

(эстетические потребности, эстетический

вкус, эстетические чувства, эстетический

идеал) через освоение особенностей

современных художественных промыслов

как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с

природой, необходимые человечеству

ценности.

Метапредметные результаты:

• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-

преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и

осуществляющем связь времѐн;

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного

анализа произведений делать обобщения,

классифицировать их по принадлежности

к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения

коллективных творческих работ и

исследовательских проектов, строить

продуктивное общение, межличностные

отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных

художественных промыслах России, не

включѐнных в программное содержание,

отмечать в них характерные особенности,

черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять

полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

Самостоятельная работа.

Беседа.

11

Искусство Гжели.

История развития промысла, его

слияние с художественной

промышленностью.

Разнообразие и скульптурность

посудных форм, единство формы и

декора. Особенности гжельской росписи.

Работа в парах.

Беседа.

12

Городецкая роспись.

История развития промысла. Единство формы предмета и

его декора, основные элементы

декоративных композиций.

Композиция орнаментальной и

сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи.

Работа в парах.

Беседа.

13

Жостово. Роспись по металлу.

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций

(рамочная и геральдическая).

Жостовская роспись – свободная

кистевая, живописная импровизация. Создание в

живописи эффекта освещѐнности,

объѐмности в изображении цветов.

Художественные особенности

жостовской росписи и приемы письма.

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

14

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла.

Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с

природой. Травный узор, или «травка», - главный мотив

хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента,

последовательность его выполнения. Роспись «под фон»,

или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-

затейливая роспись «кудрина».

Национальные мотивы в «золотой»росписи посуды Башкирии.

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба

по бересте.

Краткие сведения из истории. Значение промысла для

Отечественной народной культуры.

Природный мотив в изделиях

мастеров. Дерево и береста –

основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица

счастья – птица света. Изделия из

бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, резное узорочье

берестяных изделий. Слияние

промысла с художественной

промышленностью. Своеобразие

промысла.

Работа в парах.

Объяснительно-

иллюстративный.

16

Роль народных промыслов

в современной жизни

(обобщение темы).

Преемственность в народных

промыслах. Использование

традиционных приемов народных

промыслов в современном

искусстве. Выставка работ и беседы на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние

национальной отечественной

культуры», «Место произведений

традиционных народных

промыслов в современной жизни,

быту», «Промыслы как искусство

художественного сувенира».

Коллективная работа.

Беседа.

Декор –человек, общество, время 12 ч.

17-18

Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определѐнных

Человеческих отношений.

Украсить вещь – значит, наполнить еѐ смыслом, определить социальную роль еѐ хозяина. Эта роль сказывается на всѐм образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой

строй композиции. Особенности

украшений древних воинов  охотников, вождя племени,

фараона, царя и т. д.

Личностные результаты:

• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и

народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству —

сокровищнице мировой цивилизации;

• формирование целостного, социально

ориентированного видения предметного

мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и

способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности

человека;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного

театрализованного праздника-спектакля.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в широком

зрительном материале — в произведениях

классического профессионального декоративно-

прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности

социального положения людей; проявлять

заинтересованное отношение к знаково-

символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных

областях (история, география);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-

прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно- стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать

результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной

работы «Бал во дворце»), находить общее

решение на основе согласования позиций,

отражающих индивидуальные интересы учащихся.

Предметные результаты:

• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времѐн в жизни человека и общества, его

социальных функций;

• расширение представлений о

многообразии форм и декора в

произведениях классического

декоративно-прикладного искусства,

художественно-познавательного,

культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую,

социальную окрашенность в образном

строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его

хозяина (владельца) в обществе, понимать

символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим

особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и

социальным признакам;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

Работа в парах.

Беседа.

19-21

Роль декоративного искусства в жизни

Древнего общества

Роль ДПИ в древнем Египте.

Подчѐркивание власти, могущества

Знатности египетских фараонов

с помощью ДПИ. Символика

элементов декора в произведениях

Древнего Египта, их связь с

Мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-

скарабея, священной кобры, ладьи

вечности, глаза-уаджета, др.)

Различие одежд людей высших

сословий. Символика цвета в

украшениях.

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

22-24

Одежда «говорит» о человеке.

Одежда, костюм не только служит

практическим целям, но и является

особым знаком положения человека

в обществе, его роли в обществе.

ДПИ Древнего Китая. Строгая

регламентация в одежде людей

разных сословий. Символы

императора. Знаки отличия высших

чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ

Западной Европы 17 века

(эпоха БАРОККО). Черты

торжественности, парадности,

чрезмерной декоративности.

Причудливость формы интерьера,

мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии,

простых горожан.

Коллективная работа.

Диалог.

25-26

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность,

Изобразительная условность

Искусства геральдики. Первые

гербы, которые появились в

Западной Европе в средние века.

Роль геральдики в жизни

Рыцарского общества.

Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ

чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья

как отражение характера их

деятельности. Основные части

классического герба. Формы щитов,

геральдические фигуры, взятые из

жизни и мифологии. Символика

цвета в классической геральдике.

Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели,

корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном

обществе: отличительные знаки

государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

Фронтальный опрос.

Работа в группах

27-28

Роль декоративного

искусства в жизни

человека и общества

(обобщение темы)

Итоговая игра  викторина с

привлечение учебно-творческих работ, произведений ДПИ

разных времѐн, открыток, репродукций, слайдов, собранных

поисковыми группами.

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

Декоративное искусство в современном мире 7 ч.

29-30

Современное выставочное

искусство.

Многообразие материалов и техник.

Насыщенность произведений яркой

образностью, фантазией.

Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма,

линия, цвет, пятно, фактура) в

построении декоративной композиции в определѐнном

материале. Декоративный ансамбль.

Творческая интерпретация древних

образов в работах современных

художников.

Метапредметные результаты:

• умение ориентироваться в многообразии

проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства;

умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства;

умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического

отношения к низким образцам массовой

культуры, т. е. к китчу;

• умение оценивать свой творческий

результат, свои творческие возможности в

соотнесении с другими участниками

художественной деятельности.

Предметные результаты:

• понимание места и значения

современного декоративного искусства в

жизни человека и общества, знание разно-

образных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьѐ, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного

художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного

искусства;

• приобретение опыта работы над декоративной композицией (панно), связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических

навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определѐнной последовательности, используя знание языка декоративного искусства

(декоративная обобщѐнность изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в

изображении, красота и разнообразие фактур).

Фронтальный опрос.

Работа в группах.

31-35

Ты сам – мастер.

Коллективная реализация в

Конкретном материале

Разнообразных творческих

замыслов.

Технология работы с выбранным

материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное.

Поэтапное выполнение работы.

Деление общей композиции на

фрагменты, соединение в блоки,

монтаж в общее панно.

Коллективная работа.

Беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...