Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
методическая разработка
В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, так как любому обществу нужны одаренные люди, потому что именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с появлением в конце 90-ых годов 20 века Федеральной программы «Дети России», в которой есть подпрограмма «Одаренные дети». Одаренные дети рассматриваются как объект работы педагогов на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с одаренными | 145.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ 19
Учитель начальных классов
Коваленко Лариса Вениаминовна
Система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка
В настоящее время является чрезвычайно актуальной проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей, так как любому обществу нужны одаренные люди, потому что именно талантливые дети и молодежь обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с появлением в конце 90-ых годов 20 века Федеральной программы «Дети России», в которой есть подпрограмма «Одаренные дети». Одаренные дети рассматриваются как объект работы педагогов на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Какого ребенка можно считать одаренным? Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Многие ученые указывают на генетическую обусловленность одаренности. Среда, воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Исследования ученых показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит от школы, поэтому задача школы – «увидеть» и «развить» способности ребенка, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Поэтому так важно вывести ребенка на дорогу поиска в науке, в жизни; помочь раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Одно из направлений работы нашей школы – работа с одаренными детьми. Я попыталась построить свою систему работы с одаренными детьми. Толчком к построению системы были достижения моей ученицы из первого выпуска в начальной школе (2002-2006гг.). Она занималась в кружке «Мир слов и чисел» в 4 классе (до этого я не вела кружок) и показала отличные результаты не только в школьной, но и в районной олимпиаде по русскому языку (1 место в обеих олимпиадах). Я задалась вопросом: «Почему я не выявила её способности к языку раньше? Почему упустила её из виду?» Ее достижения и подтолкнули меня к созданию своей системы работы с одаренными детьми. Чтобы построить работу с талантливыми детьми, мне необходимо было выбрать
- форму работы;
- цели и задачи работы;
- содержание работы;
- методы обучения.
При определении формы работы с одаренными детьми свой выбор я остановила на участии одаренных детей в олимпиадах. Но чтобы подготовить учащихся к олимпиадам, я решила вести групповые занятия. Почему именно групповые занятия? Работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяются разные методы работы: наблюдение, исследование, работа со словарями. Групповые занятия воспитывают внимание и самостоятельность мышления, орфографическую зоркость и интерес к языку. Каждое занятие – это поиск, исследование, сопоставление, доказательства, постоянное преодоление трудностей, а именно преодоление трудностей развивает интерес.
Второй шаг - нужно было определиться с целями и задачами обучения
Цель- создание условий для развития и поддержки одаренных людей.
Задачи:
*выявлять одаренных детей;
*воспитывать ответственное отношение к изучению русского языка;
*развивать познавательные способности учащихся через групповые занятия по русскому языку;
*проводить групповые занятия по русскому языку для одаренных детей;
*участвовать в предметных конкурсах, играх, чемпионатах, олимпиадах.
Третий шаг - выбор содержания работы. Проанализировав задания, которые встречаются на олимпиадах и различных конкурсах, я включила в программу групповых занятий следующие разделы: «Фонетика и графика», «Лексика», «Фразеология», «Морфемика», «Морфология», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Орфоэпия».
Последнее, в чем нужно было определиться – это определение методов обучения. Метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Мне были известны следующие 5 групп методов обучения:
1.Методы объяснительно – иллюстративного обучения: лекции, семинары, рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом.
2.Методы репродуктивного обучения: упражнения, практикум, программированное обучение, тренинги навыков.
3.Методы проблемно-поискового обучения: проблемное изложение, частично- поисковый (эвристический, или сократический), исследовательский, мозговой штурм.
4.Коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, полемика, жужжащие группы, снежный ком, метод проектов, презентации.
5. Имитационно- ролевые методы обучения: имитационные упражнения, деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры, аквариум, анализ конкретной ситуации.
В основном мною были использованы различные методы из первых четырёх групп, такие как рассказ, беседа, самостоятельная работа, упражнения, практикум, частично-поисковый, исследовательский, мозговой штурм, диалог, снежный ком. Причем, с каждым годом методы обучения менялись : от менее активных к более активным методам, в основе которых заложено побуждение учащихся к практической и мыслительной деятельности, без которых нет движения в овладении знаниями.
Свою работу я построила таким образом:
1 класс - выявить одаренных детей (наблюдение за детьми на уроках, диагностики (см. .Приложение №1), анкетирование (Приложение № 2), беседы с родителями и воспитателями детского сада, индивидуальные задания)
2 класс – заинтересовать выявленных одаренных детей (групповые занятия «Грамотейка» (Приложение №3), которые строятся на различном занимательном материале: играх, упражнениях, сказках, задачах).
3 – 4 класс - целенаправленная работа по углубленному изучению русского языка и развитию интеллектуальных способностей учащихся (групповые занятия «Мир русского языка», дифференцированные задания на уроках русского языка).
Мною была разработана рабочая программа для групповых занятий по русскому языку для учащихся 2 – 4 классов на 3 года с целью подготовки талантливых детей к олимпиадам и различным конкурсам.( см. Приложение № 3).Очень важно было показать учащимся, что знание языка – это не только умение применять выученные правила, но и умение наблюдать, анализировать, размышлять, делать выводы.
Работа по этой системе проводилась в течение 4 лет. Я пришла к следующим выводам: работу по выявлению одаренных детей нужно начинать с первого класса, развивать способности одаренных детей системно и целенаправленно. Разработанная и апробированная мною система работы с одаренными детьми доказала это. Самым главным стимулом вначале были заинтересованные глаза детей, а затем победы в олимпиадах и различных конкурсах. Учащиеся, с которыми я работала, показали хорошие и отличные результаты на всех уровнях, начиная со школьного и заканчивая всероссийским уровням.
Данная работа требует от преподавателя постоянного напряжения, тщательной подготовки, но в то же время она интересна и благодарна.
Приложение № 1.
Первичная диагностика одаренности
Для выявления одаренных детей учителями специалисты разработали различные шкалы. Ниже приводятся 4 шкалы, показатели по которым существенны для большинства обучающих программ, предназначенных для одаренных детей. Шкалы для рейтинга (Дж.Рензуллии соавторы(1977), в адаптации Л.В.Поповой.
Инструкция. Эти шкалы составлены для того, чтобы учитель мог оценить характеристики учащихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.
Внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
- если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики.
- если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени.
3- если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто.
4- если Вы наблюдаете эту характеристику почти все время.
Шкала 1. Познавательные характеристики ученика.
1.Обладает необычно большим для этого возраста или класса запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
1 2 3 4
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам( выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)
1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
1 2 3 4
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов ( в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.
1 2 3 4
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 2.Мотивационные характеристики.
1.Полностью « уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремится к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).
1 2 3 4
2.Легко впадает в скуку от обычных заданий.
1 2 3 4
3.Стремится к совершенству; отличается самокритичностью.
1 2 3 4
4.Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от учителя.
1 2 3 4
5.Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 3. Лидерские характеристики.
1.Проявляет ответственность; делает то, что обещает, и обычно делает это хорошо.
1 2 3 4
2.Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда ее(его) просят показать свою работу классу.
1 2 3 4
3.Ясно выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит.
1 2 3 4
4.Любит находиться с людьми, общителен(общительна) и предпочитает не оставаться в одиночестве.
- 2 3 4
5.Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Шкала 4. Творческие характеристики.
1.Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.
1 2 3 4
2.Выдвигает большое число идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.
1 2 3 4
3.Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях; настойчив.
1 2 3 4
4.Любит рисковать; имеет склонность к приключениям.
1 2 3 4
5.Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает; занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.
1 2 3 4
6.Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.
1 2 3 4
7.Необычно чувствителен(чувствительна) к внутренним импульсам и более открыт(а) к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен( чувствительна).
1 2 3 4
8.Чувствителен(а) к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.
1 2 3 4
9.Не подвержен(а) влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным(ой) от других.
1 2 3 4
10. Дает конструктивную критику; не склонен(на) принимать авторитеты без критического изучения.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведенных цифр по каждой колонке и умножьте на соответствующий коэффициент.
1 2 3 4
Сложите полученные числа. Общий показатель______________
Характеристика ученика
Охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строки «да» или «нет».
Учебные характеристики.
1.Имеет необычно большой запас слов____
2.Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы____
3.Понимает смысл и причины действий людей и вещей_____
4.Является живым наблюдателем; «видит больше» или «берет больше» из рассказа, из какой-то деятельности, чем другие____
5.Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем требуется в этом классе_____
6.Показал быстрое понимание арифметики________
Мотивационные характеристики.
1.Настойчив в поисках проблемы______
2.Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела_____
3.Обычно прерывает других________
4.Прилагает усилия для завершения действия_________
5.Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя________
6.Упорный в отстаивании своего мнения_________
7.Чувствителен к мнениям других_________
8.Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи______
9.Склонен влиять на других; часто руководит другими; может быть лидером_____
Творческие характеристики.
1.Любопытен и любознателен, задает много вопросов( не только на реальные темы)____
2.Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям______
3.Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению____
4.С увлечением стремится рассказать другим об открытиях( голос возбужден)______
5.Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольствие от игры слов( играет в слова)__________
6.Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства_______
7.Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок______
Лидерские характеристики
1.Берет на себя ответственность______
2.Его любят одноклассники________
3.Лидер в нескольких видах деятельности_________
Обработка результатов
Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что Вы сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная Вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям.
Данная анкета «Карта интересов для младших школьников» поможет выявить область интересов и склонностей у ребенка .
Карта интересов для младших школьников( для определения склонностей ребенка)
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на 7 сфер (соответствует столбикам таблицы):
- математика и техника;
- гуманитарная сфера;
- художественная деятельность;
- физкультура и спорт;
- коммуникативные интересы;
- природа и естествознание;
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Инструкция для детей
(ответ на 1 вопрос в клетке пол номером 1, ответ на 2 - в клетке под номером 2 и т.д.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте « - », если нравится, ставьте « + », а если очень нравится, ставьте « + + ».
Инструкция для родителей
Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится ( с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте «-», если нравится- «+ », а если очень нравится, ставьте «++». Если по какой-то причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.Читать самостоятельно( слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.
3.Петь, музицировать.
4.Заниматься физкультурой.
5.Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6.Читать ( слушать, когда читают) рассказы о природе.
7.Делать что-нибудь на кухне.
8.Играть с техническим конструктором.
9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10.Самостоятельно рисовать.
11.Играть в спортивные, подвижные игры.
12.Руководить играми детей.
13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14.Ходить в магазин за продуктами.
15.Читать( или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и т.д.
16.Играть в игры с отгадыванием слов ( названий городов, животных).
17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных
21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23.Знакомиться с историей(посещать исторические музеи)
24.Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
25.Читать ( слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26.Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27.Ухаживать за домашними животными и растениями (помогать им, лечить их и др.).
28.Помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и др.).
29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30.Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31.Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.
32.Заниматься сортом в секциях и кружках.
33.Помогать другим людям.
34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество + и - по вертикали ( + и - взаимно сокращаются). Доминирование тем, где наибольшее число плюсов. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Диагностическое обследование
(в начале года - начало сентября)
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки, видите, под каждым есть небольшой кружочек. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и , если в названии картинки есть звук С, зачеркнуть кружок под ней. Например, картинка «солнце» , в слове «солнце» есть звук С значит, нужно зачеркнуть кружок.
Оценка выполнения:
0 баллов- отсутствие дифференциации звуков с-з, с-ц, с-ш или полное неприятие задания.
1 балл- наличие ошибок(отсутствует дифференциация звуков с-з).
2 балла- выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 2.
Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Инструкция: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко- звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове 3 звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».
Оценка выполнения:
0 баллов- неприятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».
1 балл- наличие ошибок в 2 звука.
2 балла- наличие ошибок в 1 звук.
3 балла- правильное выполнение задания
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: посмотрите на эти картинки( ящик, пила, лист, лампа, гиря).Назовите каждую картинку и, если в ее названии есть звук А, поставьте около нее галочку. Например, нарисован шар. Я медленно произношу слово «шар» и слушаю, есть ли там звук «а». «Ша-а-а-ар» - есть звук А. Значит, около этого рисунка я ставлю галочку.
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- наличие ошибок(более одной).
2 балла- звук А выделен в разных позициях, но в одном случае( в слове «ящик» или «гиря») звук не был указан.
3 балла –правильное выполнение задания( отмечены все рисунки, кроме листа)
Задание 2.
Цель : выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуково в слове( гласные, твердые и мягкие согласные).
Инструкция: «Проведите звуковой анализ слова «вишня». Покажите, какие в нем звуки: гласные отметьте красным цветом, твердые согласные – синим цветом, а мягкие согласные – зеленым.
Оценка выполнения
баллов- задание не выполнено.
1 балл- наличие 2 ошибок.
2 балла- наличие 1 ошибки.
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 3.
Цель : умение найти в слове заданный звук.
Инструкция: «Найдите и отметьте галочкой среди рисунков (указываются и называются рисунки: ложка, вилка, волк, звезда, сова) те, в названии которых есть звук, с которого начинается слово «вишня». Сначала подумайте, какой это звук, назовите его, потом начинайте работать.
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл- наличие 2 ошибок.
- Балла - наличие 1 ошибки.
- балла – правильное выполнение задания.
Задание 4.
Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно пары картинок: кит-кот, стол – стул, палка-полка, белка-булка. Самостоятельно назовите каждую из картинок и отметьте на схеме только те звуки, которыми эти слова различаются».
Оценка выполнения:
- баллов - задание не выполнено.
- Балл - допущено более 1 ошибки.
- Балла - наличие 1 ошибки ( не отмечены в 1 или в 4 паре).
- балла – правильное выполнение задания ( отмечены первый и второй звуки в 1 паре, третьи звуки во 2 паре, вторые звуки в 3 паре, первые и вторые звуки в 4 паре).
Задание 5.
Цель: выявить умение соотносить слово с его слогоударной схемой.
Инструкция: «Посмотрите на эти картинки( роза, лампа, барабан, слон), между ними изображены слоговые схемы. Назовите каждую картинку, определите, сколько слогов в каждом слове, какой слог ударный, и соедините картинку с соответствующей слоговой схемой. Будьте внимательны, проверяйте не только количество слогов, но и ударный слог.
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл- наличие 2 ошибок.
- балла- наличие 1 ошибки ( неправильно определен ударный слог, т.е. слова «роза» или «лампа» соединены с третьей слогоударной схемой).
- балла – правильное выполнение задания.
Задание 6.
Цель: выяснить знание позиционного принципа русского письма-умение поставить гласную букву после твердого или мягкого согласного.
Инструкция: «Вы видите схемы, в которых записаны только гласные буквы. Какие же согласные звуки могут стоять перед этими буквами- твердые или мягкие? Подумайте и ту клеточку, где стоит знак вопроса, закрасьте синим или зеленым цветом».
Оценка выполнения:
- баллов- задание не выполнено.
- балл - допущено более 1 ошибки.
- балла - допущена 1 ошибка .
- балла – правильное выполнение задания.
Диагностическое обследование по русскому языку
в конце года( конец апреля- начало мая)
Задание 1.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова в 1 задании. Нужно отметить те слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Например, если бы здесь было слова «день» .Я медленно его произношу. И слышу:1 звук –дь-мягкий согласный, 2 звук-гласный, 3 звук- нь- тоже мягкий согласный. Значит, около слова «день» нужно поставить галочку. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки – мягкие.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- допущено 2 ошибки.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- правильное выполнение задания.
Задание 2.
Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Инструкция: «Прочитайте слова ко 2 заданию. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные звуки – твердые. Например, в слове «дом» все согласные звуки – д,м- твердые, значит, это слово нужно отметить галочкой.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- допущено 2 ошибки.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- правильное выполнение задания
Задание 3.
Цель: выявить степень овладения звуко- буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. Например, слово «конь». Здесь первый звук – к, второй – о, третий- кь. Значит, в слове 3 звука, но 4 буквы, т.е. букв больше, чем звуков. Поэтому я ставлю галочку. Так же разберите все слова.»
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- одно слово обозначено верно, а другое – ошибочно.
2 балла- отмечено одно слово.
3 балла- отмечены слова «день», «медведь».
Задание 4.
Цель: выявить степень овладения звуко- буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.
Инструкция: «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово «яма»( написать на доске). В слове «яма» первый звук –й, второй -а, третий – м, четвертый –а. Вы видите, в слове «яма» -3 буквы, но 4 звука, т.е. звуков больше, чем букв. Надо поставить галочку. Так же разберите слова.
Оценка выполнения:
0 баллов- допущено 3 ошибки.
1 балл- одно слово обозначено верно, а другое – ошибочно.
2 балла- отмечены 2 слова.
3 балла- отмечены слова «юла», «ёжик», «змея».
Задание 5.
Цель: выявить умение найти пару согласного звука по звонкости –мягкости.
Инструкция: «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего рядов. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары, и в пустые клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания.
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- допущено 2 и более ошибок.
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- записаны все буквы.
Задание 6.
Цель: выявить знание написания сочетаний «жи-ши».
Инструкция: «Прочитайте слова. Запишите рядом с каждым словом такое слово, которое обозначает много этих предметов.»
Оценка выполнения:
0 баллов- задание не выполнено.
1 балл- допущено 2 и более ошибок в написании сочетаний «жи-ши».
2 балла- допущена 1 ошибка
3 балла- все слова записаны правильно.
Задание 7.
Цель: выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.
Инструкция: «У каждого из вас на листочке написаны слова. Из них нужно составить предложение и записать его на пустой строке».
Оценка выполнения:
0 баллов – задание не выполнено.
1 балл – предложение составлено верно, но в записи допущены ошибки( не обозначена большая
буква и точка в конце предложения).
2 балла – предложение составлено верно, но в записи допущена ошибка( например, предлог
записан вместе со словом).
- балла- предложение составлено и записано верно.
Приложение № 2.
Анкета «Познавательный интерес»
Название предмета | по необходимости | по ситуации | повышенный интерес | не нравится |
Русский язык | ||||
Литер. Чтение | ||||
Математика | ||||
Окруж. Мир | ||||
Технология | ||||
Музыка | ||||
ИЗО. | ||||
Физкультура |
Приложение № 3
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Грамотейка»( 2 класс)
Пояснительная записка
Данная программа появилась в результате того, что в современное время развитие российской науки зависит от притока талантливых людей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников.
Одной из наиболее эффективных форм работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады, которые в последнее время проводятся и в начальной школе, занимая важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже и незначительные , но в них – ростки будущего интереса к науке. Олимпиады позволяют ученику познать себя, служат развитию творческой инициативы учащегося. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Цель программы – подготовка одаренных детей к олимпиадам, различным конкурсам и играм по русскому языку.
Задачи: заинтересовать учащихся к изучению русского языка, прививать любовь к русскому языку, повышать познавательный интерес у учащихся.
Программа построена на основе концентрического принципа: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия, изучаемые в данном курсе: звуки и буквы; согласные звуки звонкие и глухие, мягкие и твердые; гласные ударные и безударные; шипящие звуки; алфавит; анаграммы и ребусы ; слог; ударение; слово и его значение; однозначные и многозначные слова; слова – двойники , слова – друзья, слова- спорщики; фразеологизмы и его значение; окончание, корень, однокоренные слова; имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Основные ЗУН ля учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
-однозначные и многозначные слова;
-слова-двойники, слова- друзья, слова- спорщики;
-имя существительное, имя прилагательное, глагол;
*выделять, находить:
-окончание, корень, суффикс, приставку;
-однокоренные слова;
-слова с прямым и переносным значением;
- слова-двойники, слова- друзья, слова- спорщики;
-фразеологизмы и определять их значение;
*решать учебные практические задачи:
-разбирать слова по составу;
-разгадывать ребусы и анаграммы.
В ходе изучения данного курса будут развиваться логическое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часов в год, 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в конкурсе «Русский медвежонок» , школьной олимпиаде по русскому языку и КВНе.
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план ( 34 часа, 1 час в неделю)
№ п\п. | Тема раздела | Количество часов | Формы контроля |
1. | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика и графика | 10 | Тестирование |
3. | Лексика и фразеология. | 8 | Тестирование |
4. | Состав слова. | 8 | Тестирование |
5. | Морфология. | 5 | Тестирование |
6. | Повторение. | 2 | Диагностика |
Учебно- тематическое планирование
Тема раздела | № заня-тия | Тема занятия | Основное содержание | Форма контроля |
1.Введение( 1 час) | 1. | 1.Знакомство со страной Языкознание. Входная диагностика. | Знакомство со страной Языкознание и ее жителями. | Входная диагностика. |
2.Фонетика и графика (10 часов) | 2. | 1.В мире звуков… | Знакомство со звуками речи и отличием их от других звуков. | |
3. | 2.Удивительные звуки. | Классификация звуков речи. Фонетические сказки о звуках. Выполнение упражнений , основанных на классификации звуков речи. | ||
4. | 3.Шипящие звуки. | Особенности данных звуков. Употребление гласных И,У, А после шипящих. Выполнение заданий. | ||
5. | 4.Алфавит. | Роль алфавита. Решение задач, связанных со знанием алфавита. | ||
6. | 5.Зашифрованные слова. Анаграммы. Криптограм-мы. | Знакомство с анаграммами и криптограммами и правилами их разгадывания. Обучение разгадыванию анаграмм и криптограмм. | ||
7. | 6.Зашифрованные слова. Ребусы. | Знакомство с ребусами, их расшифровкой. Обучение разгадыванию ребусов. |
| |
8. | 7.Зашифрованные слова. Ребусы. | Обучение разгадыванию ребусов. Составление своих ребусов. | Творчес-кая работа | |
9. | 8.Слогоделение. | Деление слова на слоги. Перенос слова. Решение задач, основанных на слогоделении. | ||
10. | 9.Волшебник Ударение. | Ударение и его роль. Решение задач. | ||
11. | 10.Проверь себя. Обобщение по разделу «Фонетика» | Выполнение упражнений по изученному разделу. | Тестирова-ние | |
3.Лексика и фразеоло-гия (8 часов) | 12. | 1.Что такое слово? | Понятие о слове и его значении. | |
13. | 2.Слово одно, а значений несколько. | Знакомство с однозначными и многозначными словами. Работа с толковым словарем. | ||
14. | 3.Слова – двойники. | Понятие о словах –двойниках ( омонимы). Нахождение омонимов и их толкование. | ||
15. | 4.Слова – друзья. | Понятие о словах – друзьях ( синонимы). Нахождение синонимов в тексте. Подбор синонимов. | ||
16. | 5.Слова – спорщики. | Понятие о словах – спорщиках. (антонимы). Игра «Подбери пару». | ||
17. | 6.Фразеологизмы. | Понятие о фразеологизмах. Значение фразеологизмов. Знакомство со «Школьным фразеологическим словарем». | ||
18. | 7.Фразеологизмы. | Нахождение фразеологизмов в тексте и их толкование. Игра «Собери фразеологизм». | ||
19. | 8.Проверь себя. Обобщение по разделу «Лексика и фразеология» | Выполнение упражнений по разделу. | Тестирова-ние | |
4.Состав слова ( 8 часов) | 20. | 1.Из чего состоит слово? | Знакомство с частями речи ( общее понятие). | |
21. | 2.Окончание. | Понятие об окончании. Нахождение окончания в словах. | ||
22. | 3.Без чего не может существовать слово? | Корень как главная часть слова. Выделение корня в словах. Понятие об однокоренных словах. Составление гнезд однокоренных слов. | ||
23. | 4.Суффикс- строительный материал для новых слов. | Значение суффиксов. Роль суффиксов в русском языке. Образование новых слов с помощью суффиксов. | ||
24. | 4. Приставка- строительный материал для новых слов. | Значение приставок. Образование новых слов с помощью приставок. | ||
25. | 5.Разбор по составу. | Алгоритм разбора слов по составу. Обучение разбору слов по составу. | ||
26. | 6.Словообразовательные задачи. | Игра «Собери словечко». Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. | ||
27. | 8. Проверь себя. Обобщение по разделу «Состав слова» | Выполнение упражнений по разделу. | Тестирова-ние. | |
5.Морфология ( 5 часов) | 28. | 1. Дружная семейка. | Общее понятие о частях речи. Составление схемы «Дружная семейка». Игра «Подскажи словечко» | |
29. | 2. Имя существительное. | Понятие об имени существительном. Род, число, склонение имен существительных. | ||
30. | 3. Имя прилагательное. | Понятие об имени прилагательном. Для чего нужны прилагательные? Род, число, падеж прилагательных. | ||
31. | 4.Глагол. | Понятие о глаголе. Употребление глаголов в речи. Нахождение глаголов в тексте. | ||
32. | 5. Проверь себя. Обобщение по разделу «Морфология» | Выполнение заданий и упражнений по изученному разделу. | Тестирова-ние | |
6.Заключение ( 2 часа) | 33. | 1.Итоговая диагностика. | Проверка ЗУН учащихся за год. | Диагности-ка. |
34. | 2.Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | Анализ заданий итоговой диагностики. Викторина по изученному за год. |
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Мир русского языка» (3 класс)
Пояснительная записка
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития одаренных детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные дети –потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений нашей школы. Одной из форм работы с такими детьми является подготовка к олимпиадам различного уровня. Данный курс является продолжением групповых занятий «Грамотейка», проводимых во 2 классе. Поэтому целью курса остается - подготовка одаренных детей к предметным олимпиадам и различным конкурсам по русскому языку.
Задачи: расширять и углублять знания по предмету; учить самостоятельно добывать знания; воспитывать любовь к русскому языку, развивать логическое мышление.
Программа построена по концентрическому принципу: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия: звуки и буквы; двойная роль букв е, ё, ю, я; фонетический анализ слова; шарады, метаграммы, логогрифы, прямое и переносное значение слова; синонимичный ряд; фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы – антонимы; устаревшие и новые слова; сложные слова; словообразовательный разбор; несклоняемые существительные; краткая форма прилагательного; местоимение; личные местоимения; имя числительное; количественные и порядковые числительные; простые, сложные и составные имена числительные; служебные части речи ( предлог, союз, частица)
Основные ЗУН для учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имена числительные;
-омонимичные части речи;
-количественные и порядковые числительные;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
*выделять, находить:
- слова с прямым и переносным значением;
-составлять синонимичный ряд;
-устаревшие и новые слова;
- сложные слова;
-несклоняемые имена существительные, краткую форму прилагательного, количественные и порядковые числительные, личные местоимения;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
*решать учебные практические задачи:
-выполнять фонетический разбор слова;
-выполнять словообразовательный разбор слова;
-разгадывать шарады, метаграммы и логогрифы.
В ходе изучения данного курса будут развиваться творческое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часов в год, 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в интеллектуальных предметных конкурсах разного уровня , стать призерами и победителями школьной и районной олимпиады по русскому языку .
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п\п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика и графика. | 8 | Самостоятельная работа |
3. | Лексика и фразеология. | 9 | Самостоятельная работа |
4. | Словообразование и состав слова. | 7 | Самостоятельная работа |
5. | Морфология. | 8 | Самостоятельная работа |
6. | Заключение . | 1 | Диагностика |
Учебно-тематическое планирование для 3 класса
Тема раздела | № заня-тия | Тема занятия | Основное содержание | Формы контроля |
1.Введение ( 1 час) | 1. | Мир русского языка. | Беседа «Мои знания о стране Языкознание». Входная диагностика. | Диагнос-тика |
2.Фонетика и графика(8 часов) | 2. | Классификация звуков речи. | Повторение изученного по теме во 2 классе. Составление схемы. Выполнение заданий , основанных на знании классификации. | |
3. | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | Повторение особенностей этих букв. Решение олимпиадных задач по данной теме. | ||
4. | Парные согласные. | Особенности данных согласных в фонетике. | ||
5. | Мягкий знак – буква-помощница. | Три роли мягкого знака. Игра «Помоги братцу найти своё место».Задания и упражнения по теме. | ||
6. | Фонетический разбор слова. | Знакомство с алгоритмом фонетического разбора слова. Обучение фонетическому разбору. | ||
7. | Зашифрованные слова. Шарады. | Понятие о шарадах. Обучение разгадыванию шарад. | ||
8. | Зашифрованные слова. Метаграммы. Логогрифы. | Понятие о метаграммах и логогрифах. Разгадывание данных зашифрованных слов. | ||
9. | Обобщение по разделу «Фонетика и графика» | Решение олимпиадных задач по изученному разделу. | Самост. Работа | |
3. Лексика и фразеология (9 часов) | 10. | Слово и его значение. | Повторение изученного по теме во 2 классе. Понятие о прямом и переносном значении слов. Нахождение слов с переносным значением слов. | |
11. | Синонимы. Синонимичный ряд. | Повторение изученного во 2 классе. Введение понятия «синоним» Знакомство с синонимичным рядом. Редактирование текста. | ||
12. | Антонимы. | Введение понятия «антоним». Употребление антонимов. Игра «Подбери пару». | ||
13. | Фразеологизмы. | Повторение изученного во 2 классе. Игра «Собери фразеологизмы». Нахождение фразеологизмов в тексте и их объяснение. | ||
14. | Фразеологизмы –синонимы. | Нахождение фразеологизмов – синонимов в тексте. Упражнения в подборе фразеологизмов –синонимов. | ||
15. | Фразеологизмы –антонимы. | Нахождение фразеологизмов –антонимов .Упражнения в подборе фразеологизмов – антонимов. | ||
16. | По страницам русской истории, античной мифологии и библейских преданий. | Беседа «Откуда появились фразеологизмы». Знакомство с историей возникновения некоторых фразеологизмов из русской истории, античной мифологии и библейских преданий. | ||
17. | Устаревшие и новые слова. | Знакомство с понятием «устаревшие» слова. Нахождение устаревших слов в тексте и объяснение их значения. Сопоставление устаревших и новых слов. | ||
18. | Обобщение по разделу «Лексика и фразеология» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Самост. Работа | |
4.Морфемика ( 7 часов) | 19. | Создатели слов. | Повторение изученного « Что я знаю о частях слова?» | |
20. | Для чего нужно окончание? | Роль окончания. Формы слов. Выбор нужной формы слова. | ||
21. | Корень – значимая часть слова. | Корень-главная часть слова. Составление гнезд однокоренных слов. | ||
22. | Как растут слова? | Знакомство с основными способами образования слов. Разбор слова по составу. Словообразовательный разбор. | ||
23. | Сложные слова. | Понятие о сложных словах. Образование сложных слов. Нахождение и составление сложных слов. | ||
24. | Словообразовательные задачи. | Игра «Собери слово», «Отгадай слово». Решение олимпиадных заданий. | ||
25. | Обобщение по разделу « Состав слова». | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | ||
5.Морфология ( 8 часов) | 26. | Дружная семейка. | Общее о частях речи . Самостоятельные и служебные части речи. Игра « Дружная семейка» | |
27. | Имя существительное. | Имя существительное как часть речи(повторение изученного во 2 классе). Имена существительные, имеющие только форму един.числа или только множ.числа. Несклоняемые имена существительные, определение рода несклоняемых существительных. Тренировочные упражнения. | ||
28. | Имя прилагательное . | Имя прилагательное как часть речи. Краткая форма прилагательных. | ||
29. | Глагол. | Глагол как часть речи. Изменение глагола по лицам, числам и временам. Редактирование текста с неверным употреблением глагола. Различие глаголов «есть-кушать, одеть-надеть». | ||
30. | Местоимение. | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Нахождение местоимений в тексте в косвенных падежах. | ||
31. | Имя числительное. | Имя числительное как часть речи. Классификация числительных по значению и по составу. Нахождение числительных. | ||
32. | Омонимичные части речи. | Понятие об омонимичных частях речи. Определение части речи в омонимичных парах. Составление предложений для различения части речи. | ||
33. | Служебные части речи. | Общее понятие о служебных частях речи. Знакомство с наиболее употребительными союзами и частицами. | ||
Заключение(1час) | 34. | Итоговое занятие «По страницам изученного» | Итоговая диагностика по изученному материалу. | Диагнос-тика |
Рабочая программа
для групповых занятий по русскому языку «Мир русского языка»(4 класс)
Пояснительная записка
Данный курс является продолжением групповых занятий «Грамотейка» и «Мир русского языка», проводимых во 2 и 3 классах.
Цель курса – подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам и различным конкурсам по русскому языку.
Задачи: углублять знания по предмету;
побуждать к активной мыслительной и праактической деятельности;
учить применять знания в нестандартных ситуациях.
Программа построена по концентрическому принципу: ознакомление и углубление изучаемого материала.
Основные понятия: орфоэпия, орфография, орфограмма, словосочетание, главные и второстепенные члены, однородные члены предложения, предложения с прямой речью, диалог.
Основные ЗУН для учащихся на конец года:
*различать:
-звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки; шипящие звуки;
- имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имена числительные;
-омонимичные части речи;
-количественные и порядковые числительные;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
-главные и второстепенные члены предложения
*выделять, находить:
- слова с прямым и переносным значением;
-составлять синонимичный ряд;
-устаревшие и новые слова;
- сложные слова;
-несклоняемые имена существительные, краткую форму прилагательного, количественные и порядковые числительные, личные местоимения;
-служебные части речи: предлог, союз, частицу;
-главные и второстепенные члены предложения ;
-однородные члены предложения;
- предложения с однородными членами.
*решать учебные практические задачи:
-выполнять фонетический разбор слова;
-выполнять словообразовательный разбор слова;
-разгадывать шарады, метаграммы и логогрифы;
- ставить знаки препинания при однородных членах , в предложениях с прямой речью, при диалоге.
В ходе изучения данного курса будут развиваться творческое мышление, самостоятельность, умение анализировать, делать выводы.
Объем часов: в год – 34 часа , 1 час в неделю.
Прогнозируемый результат: интерес к изучению русского языка, участие в интеллектуальных предметных конкурсах разного уровня , стать призерами данных конкурсов, стать победителями школьной и районной олимпиады по русскому языку .
Формы контроля: диагностика, тестирование.
Учебный план
№ п\п | Тема раздела | Количество часов | Форма контроля |
1 | Введение. | 1 | Диагностика |
2. | Фонетика. | 3 | Самостоятельная работа |
3. | Орфоэпия | 2 | |
4. | Морфемика | 4 | Самостоятельная работа |
5. | Лексика и фразеология . | 4 | Самостоятельная работа Тестирование |
6. | Морфология. | 4 | Самостоятельная работа |
7. | Орфография | 3 | Самостоятельная работа Тестирование |
8. | Синтаксис. | 5 | Самостоятельная работа |
9. | Пунктуация. | 6 | Самостоятельная работа |
10. | Заключение . | 2 | Диагностика |
Учебно-тематическое планирование для 4 класса
Тема раздела | № п\п | Тема занятия | Основное содержание | Формы контроля |
1.Введение. | 1. | Мир русского языка. | Беседа о разделах науки. Входная диагностика. | Диагностика |
2.Фонетика (3 часа) | 2. | Правила фонетики. | Повторение правил фонетики, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач. | |
3. | Фонетические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики. | Самостоятельная работа | |
4. | Фонетические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на правилах фонетики. | Самостоятельная работа | |
Орфоэпия (2 часа) | 5. | Как правильно звучит слово. | Что изучает раздел науки. Слова, которые чаще всего произносятся неверно. | |
6. | Орфоэпические задачи. | Решение задач, основанных на знании орфоэпических норм. | ||
3.Морфемика (4 часа) | 7. | Правила морфемики. | Обобщение знаний о морфемике, изученных во 2-3 классах. Решение олимпиадных и конкурсных задач. | |
8. | Морфемные задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики. |
| |
9. | Морфемные задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании морфемики. | Самостоятельная работа | |
10. | Обобщение по разделам «Фонетика. Орфоэпия. Морфемика» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование | |
4.Лексика и фразеология (4 часа) | 11. | Лексические понятия. Фразеологические обороты. | Повторение основных лексических единиц. Обобщение знаний о фразеологизмах. Решение олимпиадных и конкурсных заданий, основанных на лексических понятиях. | |
12. | Лексические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании лексических понятий. Редактирование текста. | ||
13. | Фразеологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами. |
| |
14. | Фразеологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, связанных с фразеологизмами. | Самостоятельная работа | |
5.Морфология (4 часа) | 15. | Самостоятельные и служебные части речи. | Обобщение знаний о частях речи и их морфологических признаках. | |
16. | Морфологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи. |
| |
17. | Морфологические задачи. | Решение олимпиадных и конкурсных задач, основанных на знании частей речи. | Самостоятельная работа | |
18. | Обобщение по разделам «Лексика. Фразеология. Морфология.» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование. | |
6.Орфорграфия (3 часа) | 19. | Где прячутся ошибки? | Виды орфограмм. Знакомство с некоторыми орфограммами. | |
20. | Орфографические задачи. | Решение орфографических задач. | ||
21. | Орфографические задачи | Решение орфографических задач. | Самостоятельная работа | |
7.Синтаксис (5 часа) | 22. | Словосочетание. | Понятие о словосочетании. Виды словосочетаний. Выделение из предложения словосочетаний. | |
23. | Главные и второстепенные члены предложения. | Понятие о второстепенных членах предложении (определение, дополнение, обстоятельство). Разбор предложения по членам. Составление предложения по заданной схеме. | ||
24. | Однородные члены предложения. | Нахождение предложений с однородными второстепенными членами. Составление схем предложений с однородными членами. | ||
25. | Простое и сложное предложение. | Понятие о сложном предложении. Отличие его от простого. Определение вида предложения. Составление сложного предложения по заданной схеме. | ||
26. | Синтаксический разбор предложения. | Алгоритм синтаксического разбора. Разбор простых и сложных предложений. | Самостоятельная работа | |
8.Пунктуация. (6 часов) | 27. | Что изучает пунктуация. | Понятие о разделе. Знаки препинания в середине и на конце предложения | |
28. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Постановка знаков препинания при однородных членах с различными союзами. Составление предложений к схемам с однородными предложениями. | Самостоятельная работа | |
29. | Знаки препинания в сложных предложениях. | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без союзов. | ||
30. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Понятие о предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Самостоятельная работа | |
31. | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Понятие о диалоге. Постановка знаков препинания в диалогической речи. | ||
32. | Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Решение олимпиадных заданий по изученному материалу. | Тестирование | |
Заключение (2 часа) | 33. | По следам изученного… | Итоговая диагностика по изученному материалу. | диагностика |
34. | Занимательная грамматика. |
Литература
1. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов –на- Дону,
Феникс,2006.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.И учеба, и игра: русский язык.- Ярославль: «Академия
развития», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Как работать с одарёнными детьми? Это один из актуальных вопросов , который волнует современного учителя....
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Активные формы работы с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие кон...
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...
Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)
Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями, в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...