Самообразование молодого специалиста
статья
Самообразование молодого специалиста при работе в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.67 КБ |
![]() | 307.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирова А.А.
Учитель русского языка и литературы
Самообразование молодого специалиста при работе в школе.
Заканчивая педагогический ВУЗ, не все решаются связать свою жизнь с педагогикой вообще и со школой в частности. Но те, кто пришел работать в школу, мечтает повести за собой детей, заинтересовать их учебой.
Наверное, каждый выпускник надеется реализоваться как специалист, но еще глубоко не осмысливает те большие и ответственные задачи, которые возложены на учителя, всю ту сложность профессии педагога. Поэтому важно, чтобы работа наша приносила не только доход, но и нравилась сама по себе. Иначе можно просто не справиться с большой нагрузкой, свалившейся на плечи молодого педагога.
Есть мнение, что учителем невозможно «стать», им нужно «быть», тогда и реализовать себя будет гораздо проще. Но и другое мнение, что учителем «нужно стать», тоже имеет место быть.
Естественно, само начало трудовой деятельности является стрессовой ситуацией. Возникает множество проблем с адаптацией молодых специалистов на рабочем месте.
Самыми распространенными проблемами молодого специалиста являются:
- Методическая неподготовленность (как бы не обучался выпускник педагогике и психологии, теории и методике обучения предмету, наука настолько быстро идет вперед, нормативные документы по ГИА, например, так быстро меняются, что можно просто за ними не успеть) Конкретные методические проблемы:
- Неумение логично выстроить последовательность этапов урока
- Неумение грамотно рассчитать время урока,
- Затруднения при объяснении материала,
- Недостаточное владение приемами и методами обучения,
- Самоорганизации и планирования своего рабочего времени и отдыха, в связи с чем возрастает риск потери интереса к работе вообще.
- Адаптация в новом коллективе.
- Психологический контакт с учениками, в особенности, с трудными детьми.
- Проблемы в установлении контакта с родителями. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю бывает трудно сдержать напор родителей.
Ошибки молодого педагога.
- Педагог не может справиться со своими эмоциями, может испытывать излишнее волнение и, как следствие - теряет уверенность в себе.
- Часто молодой учитель действует по жестким схемам, копирует методические разработки и т.д., что играет с ним злую шутку – е го уроки теряют свою индивидуальность вообще.
- Много и тщательно готовясь к уроку, учитель иногда до мелочей разрабатывает сценарий своего поведения и деятельности, забывает, что условием сосредоточенного внимания является активная познавательная деятельность ученика. Учитель сосредоточен скорее на себе, а не на ученике.
- Молодые специалисты часто стремятся делать все безукоризненно идеально, предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или показать детям свое незнание каких-либо фактов. Это провоцирует эмоциональное напряжение.
- Самый большой внутренний конфликт связан с необходимостью учителя в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии, и ограниченном количестве свободного времени.
- Придя в школу, мы все думаем, что дети будут рады сидеть на наших уроках, что все будут внимательно слушать и выполнять задания учителя. Это вовсе не так. И очень трудно за каждым отрицательным поступком школьника не видеть только отрицательные мотивы. Принять то, что все дети разные. И что среди «трудных» детей все равно всегда будут прилежные ученики, но твоя (учителя) цель – постараться дать одинаковое знание всем.
Безусловно, неотъемлемой частью успеха молодого специалиста является самообразование. На мой взгляд, педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и другом, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
Педагог, особенно молодой специалист, просто обязан постоянно совершенствовать свои знания, личностные качества. Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть ограничен каким-либо регламентом. Однако можно назвать некоторые необходимые пункты, без которых трудно представить себе самообразование педагога.
Большинство ранее озвученных проблем можно избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации.
Больше всего молодым учителям помогают в работе общешкольные мероприятия:
- Метод.объединения,
- деловые игры,
- школа молодого учителя,
- общение с коллегами,
- консультации наставников,
- посещение уроков опытных учителей (не только по своему предмету).
- Отдельно я бы еще добавила психологическая помощь. Это не значит, что нужно организовывать специальные психологические консультации. Но порой возникают такие вопросы и проблемы, которыми постесняешься поделиться с администрацией или даже с другими коллегами, И получается, что ты остаешься один на один со своими тревогами или несешь этот груз домой. Конечно, пройдет время и те проблемы, которые были вначале пути, покажутся пустяками, но на старте пед.карьеры, они могут серьезно выбыть из колеи.
Чему хотелось бы научиться?
Научиться применять на практике полученные педагогические знания с учетом конкретных педагогических ситуаций. Неоценимую помощь здесь могут оказать опытные коллеги, которые, также как и я, начали свой путь «методом проб и ошибок». Нужно не бояться спрашивать и просить помощи.
К чему надо стремиться?
Во-первых, стать учителем-профессионалом, творческой личностью, способной к самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию.
Во-вторых, стать исследователем, который постоянно ищет, анализирует, апробирует наиболее эффективные пути, условия, методы, средства решения конкретных задач образования, обучения и воспитания.
В-третьих, стать носителем высокой культуры, образцом и старшим другом для своих учеников, обладать качествами, которые привлекают молодежь.
Необходимые составляющие самообразования:
- прохождение курсовой подготовки;
- участие в семинарах, вебинарах различного уровня (школьных, районных, городских и т.д.);
- изучение современных образовательных технологий;
- взаимопосещение уроков;
- изучение опыта работы других учителей;
- не бояться экспериментировать, развивать свою научно-исследовательскую деятельность в том числе.
Период адаптации будет успешно пройденным, если молодой специалист чувствует себя частью школы, если перестанет бояться ее. Молодому педагогу следует понять, его успех формируют не случайные удачи, а повседневный труд, целенаправленная системная работа над собой, объективный самоанализ результатов своего труда.
Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения. Прежде всего, следует научиться владеть собой, правильно распределять время и усилия, постоянно заниматься самосовершенствованием и самообразованием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самые распространенные проблемы молодого педагога: Методическая неподготовленность. Самоорганизация и планирование своего рабочего времени и отдыха. Адаптация в новом коллективе. Психологический контакт с учениками, в особенности, с «трудными» детьми. Проблемы в установлении контакта с родителями.
Ошибки молодого педагога . Педагог не может справиться со своими эмоциями. Действия строго по жестким схемам, и как следствие – его уроки теряют свою индивидуальность вообще. Учитель сосредоточен скорее на себе, а не на ученике. Стремление делать все безукоризненно идеально, слишком высокие требования к себе, боязнь совершить ошибку или показать детям свое незнание каких-либо фактов. Принять то, что все дети разные.
Неотъемлемой частью успеха молодого специалиста является самообразование!!!
Пути решения проблем в адаптации молодого педагога: Изучение нормативных документов, необходимых для работы , Постоянное изучение существующих по предмету методических пособия и рекомендаций. Участие в общешкольных мероприятиях: заседания методических объединений и методических семинаров, школа молодого учителя, общение с коллегами, 4. Консультации наставников, 5. Посещение уроков опытных учителей (не только по своему предмету). 6. Психологическая помощь.
Необходимые составляющие самообразования: Прохождение курсовой подготовки; Участие в семинарах, вебинарах различного уровня (школьных, районных, городских и т.д.); Изучение современных образовательных технологий; Взаимопосещение уроков; Изучение опыта работы других учителей; Собственная научно-исследовательская деятельность.
Успех формируют не случайные удачи, а повседневный труд, целенаправленная системная работа над собой, объективный самоанализ результатов своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".
Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

Мои публикации о молодых коллегах в СМИ на 1-й конкурс "Очерки о молодых специалистах". которая заняла 1 место. Название статья "Молодо - не всегда зелено!"
Это статья на конкурс о молодых специалистах, моём последователе. Статья заняла 1 место в 1 региональном конкурсе " Молодой педагог Тамбовской области"...
Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»
Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.
Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

План работы педагога-наставника с молодым с молодым специалистом, отчет о реализации плана
План работы педагога-наставника, отчет о реализации плана...

Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственнос...