Доклад: "Реализация различных интерактивных технологий как средство формирования УУД в рамках ФГОС ООО".
материал
Доклад
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Доклад:
"Реализация различных интерактивных технологий как средство формирования УУД в рамках ФГОС ООО".
Выполнил: учитель обществознания
Усов Н.И.
д. Родоманово, 2019
Активные и интерактивные методы обучения как средство формирования УУД
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий.
Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромны. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными, поэтому только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека.
В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивные, активные и интерактивные.
При использовании пассивных методов педагог на уроке играет центральную роль. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на уроке заранее составленный план. Любая попытка ученика проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких уроках являются только объектом воздействия взрослых.
При использовании активных методов обучения на уроке используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, но роль педагога остаётся центральной. Ученики уже не являются пасслушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. На таких уроках формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требуют от нас, педагогов, абсолютно нового подхода к организации обучения.
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты –«освоенные обучающимися учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.
Только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Использование технологии АМО обеспечивает качественное выполнение новых стандартов образовательного процесса. При системном использовании активных методов изменяется роль ученика. Он становится самостоятельным, смелым, активным участником в образовательном процессе. Так же принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
Активные методы обучения подразделяются на:
- методы начала занятия;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы;
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.
Активные методы помогают:
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;
- учить учащихся добывать самостоятельно добывать знания;
- развивать интерес к предмету;
- активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно на каждом или на одном занятии. Но использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
И только использование интерактивных методов обучения позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность в процессе урока.
Сущность интерактивных методов обучения основана на освоении нового познавательного опыта учащихся в ходе активного продуктивного взаимодействия, организованного в процессе совместной деятельности учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с различными источниками информации с целью активизации познавательной деятельности учащихся. С помощью интерактивных методов участники образовательного процесса совместно решают естественнонаучные проблемы, моделируют ситуацию, оценивают знания друг друга и свои собственные знания.
Слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» – «взаимный, между» и «actio» – действие - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Интерактивность – объединение, координация и взаимодополнение усилий для достижения коммуникативной цели и результата речевыми средствами. (Р.П.Мильруд). Интерактивность – это наличие взаимодействия, общения, прежде всего между людьми, обменивающимися информацией. (В.Кук). Интерактивность (в учебном процессе) – это полное вовлечение обучаемых в процесс общения, их тесное взаимодействие друг с другом и с преподавателем, а так же с компьютером, при фронтальной, индивидуальной и групповой работе. (Ш.Рафаэли).
Взаимодействие участников образовательного процесса организуется в ходе познавательной деятельности, вследствие чего в современной педагогике различают несколько групп методов (В.В. Гузеев, В.А. Беловолов): пассивные, при которой ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит) (схема 1); активные – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания) (схема 2); интерактивные – inter (взаимный), act (действовать), когда процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса [5, с.58]
Критерии отбора методов обучения:
- соответствие целям и задачам обучения и развития школьников
- соответствие дидактическим целям урока
- соответствие содержанию темы урока
- соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом
- соответствие временным рамкам обучения
- соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя
- соответствие способу руководства учебной деятельностью
- соответствие логике учебного процесса
Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками.
Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи:
- формировать интерес к изучаемому предмету;
- развивать самостоятельность учащихся;
- обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
- комфортно чувствовать себя на занятиях;
- проявлять свою индивидуальность в учебном процессе
- При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:
- работа в группе;
- самооценка участника групповой работы;
- свобода мышления;
- овладение культурными формами работы;
- коммуникация в учебном диалоге;
Риски необоснованного использования интерактивных методов
- Непонимание того, что такое интерактив.
- Теоретическая неподготовленность при работе с теми или иными интерактивными методами.
- Бессистемное применение интерактивных методов.
- Отсутствие четкого представления о результативности использования методов («метод ради результата, а не метода»).
- Чрезмерное увлечение педагогами интерактивными методами (это инструмент, а не развлечение учащихся).
Поскольку организация интерактивных методов часто требует специального оборудования, продолжительного время для реализации, определённое наполнение групп, то не все методы возможно и целесообразно использовать в начальной школе.
- «Кластер»
- «Свеча»
- «Займи позицию»
- «Пазлы»
- «Карусель»
- «С мира по нитке»
- «Аквариум»
- «Один – вдвоём – все вместе»
- «Мозговой штурм»
- «Дерево решений»
- Ролевая (деловая) игра
- Работа в парах
- Ролевые игры
- Творческие задания
- Разминки
- Смысловые ассоциации
- Сменные тройки
- Незаконченное предложение
- Анализ казусов
- Интервью
Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интерактивные технологии как средство формирования универсальных учебных действий».
Инновационный педагогический проект...
«Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС» (индивидуальный план саморазвития учителя технологии)
Необходимо отметить, что умение учиться, прежде всего, связано с «автономным действием» человека. Осмысленное и ответственное выстраивание личной жизненной траектории связаны со скво...
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» "
Мастер-класс "«Интерактивные технологии обучения - средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках географии» " был представлен на августовском совещании в 2016...
Проектный метод обучения на уроках технологи как средство формирования духовно-нравственной компоненты в рамках реализации ФГОС.
Обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический...
Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»
АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...
- Мне нравится (1)