Представление педагогического опыта
статья

Наталья Юрьевна Бердова.

Исследование проводилось на уроках  химии в 8-11 классах на базе  МБОУ

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»  Теньгушевского муниципального  района   РМ.

1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным   тенденциям развития образования, его практическая значимость)

            Актуальность опыта состоит в том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянии общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. В этих условиях важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения сложных задач. А это требует от современного человека умения мыслить критически, то есть  уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie.docx770.33 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного   

педагогического опыта учителя  химии

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия  

 Бердовой Натальи Юрьевны

  «Развития критического мышления учащихся

на уроках химии,

как средство успешной самореализации личности»

Исследование проводилось на уроках  химии в 8-11 классах на базе  МБОУ

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»  Теньгушевского муниципального  района   РМ.

1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным   тенденциям развития образования, его практическая значимость)

         Актуальность опыта состоит в том, что отличительной особенностью нашего времени является переход к новому состоянии общества, которое характеризуется повышением роли информационных процессов. В этих условиях важно обладать способностью приобретать знания и использовать их для решения сложных задач. А это требует от современного человека умения мыслить критически, то есть  уметь работать с информацией: находить и отбирать нужную информацию для решения поставленных задач, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать решения.

В современном обществе существует необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных  и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образовании. Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументированно отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю, оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление  предполагает  умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений,  умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира,  возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Основные противоречия, решаемые в данном опыте:

 между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации; между высоким уровнем содержания курса  химии и дефицитом учебного времени; между интенсивностью процесса обучения и несформированностью у учащихся навыков мыслительной деятельности.

2.     Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых      принципов и приемов).

     Своеобразие и новизна опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В рамках  системно- деятельностного подхода к обучению как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, технологию развития критического мышления. В своей работе я активно использую такое направление  системно-деятельностного  подхода,  как технологию развития  критического мышления.

      Технология опыта.  Согласно новым образовательным стандартам необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира.  Это обеспечит успешность любых школьных занятий,   научит детей "сортировать" и анализировать информацию, которая обрушивается на неокрепшие умы и откладывает серьезный отпечаток на формирование менталитета и развитие подрастающего поколения страны.

    Однако, возникает противоречие между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально-активного, сознающего и способного отстаивать свою позицию, и отсутствием практической основы, методологической базы для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся, и как следствие, их творческой самореализации.

   Цель педагогического опыта: создать условия для развития критического мышления учащихся.

   Мною была изучена технология развития критического мышления  (ТРКМ). Данная технология является надпредметной, проникающей, она применима в любых программах и предметах. 

  Таким образом, объектом исследования  является ТРКМ

  Предметом исследования является эффективность приемов ТРКМ для развития критического мышления учащихся.

Этапы работы:

1. Исследование особенности ТРКМ.

2. Разработка критериев и способов диагностики уровня развития мыслительных способностей учащихся.

3. Ведение наблюдения за динамикой развития мышления учащихся в процессе работы с использованием приемов ТРКМ.

4. Примение приемов и методов ТРКМ на практике.

5. Отбор наиболее эффективных приемов и методов.

6. Внедрение ТРКМ в работу других педагогов.

   Была выдвинута гипотеза: если системно использовать методы и приемы ТРКМ, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся, научить их:

  • - исключать лишнее, выделять главное;
  • - логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;
  • - обобщать материал;
  • - классифицировать материал;
  • - систематизировать материал;

   Критическое мышление способствует продуктивному взаимодействию между людьми, пониманию различных "взглядов на мир", позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с уровнем неопределенности, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. Ученик вступает в активную деятельность, выполняет различные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, а главное - у него формируется самостоятельность мышления.

3. Наличие теоретической базы опыта:

Важным для учителя является наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники  О.С Габриелян, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках  химии  использую презентации, созданные самой, а также презентации других учителей, предварительно переработанные под своих учащихся. Использую электронные ресурсы сети Интернет.  

     Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

  "Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Технология развития критического мышления разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики, в настоящее время реализуется в 29 странах. На английском языке понятие "критическое мышление" означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать и запомнить. Ученики задаются вопросами: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Подтверждается ли данная информация фактами?", "Как я могу использовать эту информацию?" Этот осмысленный подход к обучению важен для жизни в современном мире.

4.Ведущая педагогическая идея

      Развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развития.

     Методически правильное проведение уроков  химии позволяет мне решать целый ряд учебно-воспитательных задач:

   -улучшать качество усвоения учащимися программных  знаний;

   - развивать у учащихся умения познавать окружающий мир и самого себя, использовать   знания и умения в реальной жизненной практике;

   - повышать адаптивные возможности личности в социальной среде за счет формирования гибкого нешаблонного мышления и объективной самооценки;

   - формировать позитивные свойства личности.

       Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Технология РКМ позволяет решать задачи:

  • Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета
  • Повышение учебной мотивации:
  • Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
  • Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
  • Повышение социальной компетентности
  • Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов

  Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:

1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.

2. Давать возможность учащимся размышлять. 
3. Принимать различные идеи и мнения. 
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. 
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение. 
7. Ценить проявление критического мышления.

   При этом учащиеся должны: 
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей; 
2. Активно участвовать в учебном процессе; 
3. С уважением выслушивать различные мнения; 
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

   Элемент новизны ТРКМ - это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. В основу технологии положен базовый дидактический смысл, состоящий из трех стадий.  Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. 

5. Практическая значимость.

     Передо мной как учителем стоит задача научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным. В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала. Ученик является партнером по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями. Учитель создает условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

6.Оптимальность и эффективность средств

      Главное в своей работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала.

     Уроки провожу и стандартные, и нестандартные. Изложение материала стараюсь вести доходчиво, без особой перегрузки. Вовлекаю учащихся в анализ поставленных проблем.

     Основа технологии – трёхразовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология предстовляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приёмов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить преобретённые знания.

     Стадии технологического цикла:

Вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают, что знают. Мозговая атака может проводиться индивидуально с каждым учащимся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а ученики – как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению.

Что происходит на этой стадии вызова? Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Это заставляет его анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Во-вторых, происходит активизация самого учащегося. Обучение в данной технологии не пассивная, а активная деятельность. Как часто на традиционных уроках обучаемые пассивно сидят, слушая учителей и делая вид, что активно мыслят. Для того, чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать свои мысли слогами, т. е. демонстрация знаний себе и другим обучаемым происходит при активной мыслительной деятельности при помощи устной и письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения  новых  знаний. Третья цель стадии вызова – определение цели предлагаемой темы.

Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, лабораторных работ, прослушивание лекции, просмотр фильма и т. д.

 Технологическая карта урока по технологии  РКМ

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

        Составление списка “известной информации”.

      Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.

        Верные и неверные утверждения.

        Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, лабораторная работа, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям  -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию

со старой,

используя знания, полученные на стадии осмысления

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

-Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

- Ответы на поставленные вопросы.

-Написание творческих работ.

- Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

      

7. Результативность опыта

       Использование технологии развития критического мышления    дает результат в повышении           эффективности обучения химии, способствует проявлению учениками высокой    познавательной активности, самостоятельности и влияет на качество усвоения  химических  знаний. Частое применение  этой технологии в условиях  системно – деятельностного  подхода не всегда возможно, так как пробелы в знаниях или отсутствие знаний по  определенным темам  ограничивает возможность учащихся участвовать в  таких уроках.

     Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа дает хорошие результаты и развивает творческие способности детей. Зачастую, у ребенка сохраняется интерес к предмету  химия на протяжении всего школьного обучения. В старших классах учащиеся имеют навыки и исследовательской работы. Многие из моих учеников продолжают дальнейшее изучение предмета в ВУЗах.

Средний балл обучающихся по  предмету

Учебный год

Качество знаний %

Успеваемость %

2017-2018

70,5

100

2018-2019

71,2

100

2019-2020

74

100

Результаты участия в олимпиадах

Год

Класс

Название

Уровень участия

Результат

 2017

8-11

Дистанционная  олимпиада «Эрудит»

Олимпиад по химии

«Вещества и соединения»

Блиц- олимпиада «Смеси и соединения»

Проект intolimp.org»Химия 9 класс»

Педагогика XXI век

Блиц-олимпиада

Международный

Международный

Всероссийский

Международный

Всероссийский

1,2 места

1,2 места

1  место

1 место

1 место

 2018

8- 11

 interkon.online «Отряд Менделеева»

mir-оlimp.ru»Химическая головоломка»

Дистанционная  олимпиада «Эрудит»

Химический калейдоскоп

Международный

 

Международный

Международный

Международный

1,3 места

1 место

1,3 места

2 место

 2019

 8-11

 Инфоурок

mir-olimp.ru «Загадочный мир химии»

Дистанционный конкурс «Старт»

Олимпиада «Мыслитель» учебный предмет: Химия

Химическая эстафета

Всероссийский

 

Международный

Международный

Всероссийский

Международный

 1,2,3 места

3 место

1 место

2 место

1,2 места

 Результаты обучающихся по исследовательским работам

Год

Класс

Название

Уровень участия

Результат

 2017

8-11

«Чудесный мир ароматов»

Твори! Участвуй! Побеждай! «Мыловарение в домашних условиях»

«Свобода творчества» «Соса Соla мифы и реальность»

Международный

Всероссийский

Всероссийский

2 место

2 место

1 место

 2018

8- 11

« Болезни древесных пород и оценка экологического состояния леса»

«Лизун своими руками»

«Отличие натурального меда от фальсифицированного»

«Красота с помощью химии»

 Муниципальный

1, 2 места

 2019

 8-11

 «Экономия воды в быту»

«Птицы на моем окошке»

«Получение экополимеров»

 Всероссийский

Муниципальный

1,2 места

8.Возможность тиражирования опыта

       В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, предметные недели, выступаю на семинарах ШМО и ММО. Я стараюсь идти в ногу со временем, строить педагогическую деятельность таким образом, чтобы урок отвечал и современным требования и запросам образовательной среды и запросам моих учеников.

   Использование технологии развития критического мышления  позволило достичь следующих результатов (не прогнозируемых)

- повысить познавательное отношение к прочитанному;

- развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;

- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие коммуникативной культуры);

- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель - ученик - класс", выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

   Результативность к концу реализации второго этапа проекта показала, что у учащихся успешно формируются способности:

- исключать лишнее, выделять главное;

- логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать материал;

- классифицировать материал;

- систематизировать материал;

- формулировать проблемные вопросы.    

Таким образом, ТРКМ дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

ТРКМ дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Материалы из опыта работы размещены на  сайте:   http://nsportal.ru/natalya-yurevna-berdova-0   

Методический приём 1.

Урок по химии в 8 классе на тему

 «Предмет химии. Вещества и их свойства»

(технология критического мышления)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.

Задачи урока:

обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между химией и другими естественными науками, между веществом и физическим телом, между формами существования химического элемента;

развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;

воспитательные:  содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование: раздаточный материал (опорный конспект), листы ватмана, таблички с изображением атомов разных видов,  цветные карточки-смайлики, оборудование и реактивы для демонстрационного опыта (дихромат аммония, спирт, лучина, спички, асбестовая сетка), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока:

  1. Стадия вызова (ликвидация чистого листа):

Вступление: ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового для вас предмета – химии. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

- индивидуальная работа –  в течение  2 минут ребята индивидуально в тетради составляют  кластер  “Что я сам знаю о  химии? ”(рис.1):

                                                         

                                     Рис. 1. Кластер        “Что я сам знаю о  химии? ”              

- работа в группах – в течение 5 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях  учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер  новыми понятиями.

- “защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о химии?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик  записывает ключевые слова на доске) – 5 минут.

  1. Стадия осмысления -  используется метод “инсерта”. Каждому учащемуся раздается опорный конспект  для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 5 минут:

      “V” – то, что уже известно;

      “--”  --  противоречит вашим представлениям;  

     “+”  -- новое;

     “?” – хочу узнать.

         Ребята маркируют текст и дополняют свой кластер  новыми понятиями.

      После маркировки текста вместе  с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске.

      По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (15 минут):

  1. вещества – физические тела: на доске  два столбика -

вещества                                             физические тела

На экране показываем изображения веществ и физически тел (карандаш,  уголь, чашка, дерево, вода, алюминий, вилка, парта, гвоздь, железо, кольцо, золото, сода, пластмасса, хрусталь )

                    

 

Учащиеся выходят  по одному и записывают каждое название в соответствующий столбик. В заключение упражнения: подытожить – что такое вещество (то, из чего состоят физические тела).

2)физкультминутка – упражнение: ребятам раздаются карточки с изображением  атомов разных видов (раздаются несколько одинаковых  карточек для возможности создания разных комбинаций простых и сложных веществ):

                                

      Карточка 1                                   Карточка 2                                       Карточка 3

                                                         

                                 Карточка  4                                           Карточка  5

Учащиеся выходят в свободное пространство класс (около доски, сзади парт и т.п.).

     По  команде “Атомы хаос” – атомы двигаются; по команде “простое вещество ” -  учащиеся объединяются в группы атомов одного вида;  “сложное вещество” – в группы атомов разных видов произвольного количества. Задачу можно усложнить, если конкретизировать количество атомов в простом веществе (два, три) и количество атомов в сложном веществе (два, три и т.д.)

  1. свойства веществ:   демонстрационный опыт - “извержение вулкана”

Обсуждение: каким свойствами обладает вещество – дихромат аммония (оранжевый цвет, твердое, сыпучее, блеск, при нагревании разлагается)

  1.  Стадия рефлексии (5 минут) – составление синквейна.

- перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам  урока: химия как наука, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, свойства вещества.

оставление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;

  1. Одно существительное;
  2. Два прилагательных;
  3. Три глагола;
  4. Крылатая фраза;
  5. Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.  

Примерный вариант синквейна:

  1. Вещества;
  2. Увлекательная, сложная;
  3. Учить, изучать, удивляться;
  4. Лучше один раз увидеть, чем два услышать!
  5. Наука.

-  прослушиваем синквейны учащихся.

Д.З. параграф №1

4.     Анализ настроения учащихся после урока: при выходе из класса учащиеся проходят через учительский стол, берут цветные карточки-смайлики  (рис.2) и кладут их на  чашу весов с аналогичной рожицей. Анализируем, какое настроение учащихся перевешивает.

                                                 

                                              Рис.2. Цветные карточки-смайлики.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...