Представление педагогического опыта
статья
Создание условий для развития творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии на основе использования современных технологий обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats_opyt_2020.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя химии МОУ «Лицей №31» г. о. Саранск
Гараниной Светланы Эрнстовны
Тема: «Создание условий для развития творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии на основе использования современных технологий обучения»
Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Поэтому сегодня наиболее востребованы учителя, которые должны быть не просто специалистами в преподавании учебного предмета, а педагогами-профессионалами, способным проектировать ситуации развития учащихся и создавать условия для креативного развития личности ученика.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Требование необходимости формирования инновационного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем творческих способностей, умения применять получаемые в процессе базового образования знания на практике, инициативности и ответственности стало основой становления моего педагогического опыта «Создание условий для развития творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения химии на основе использования современных технологий обучения».
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Это противоречие определяет главную задачу: развитие совокупности творческих и нравственных качеств обучающихся, включающих мотивационные, инструментальные и когнитивные компетенции и исследовательские навыки. Мотивационные компетенции включают в себя ценностные ориентации, потребности, созидательную направленность личности, способность брать на себя ответственность, способность защищать личные убеждения. Инструментальные компетенции состоят в освоении учащимися универсальных способов деятельности, видении ими вариативности достижения цели, планомерности и самоконтроле собственной деятельности. Когнитивные включают знания, предметные умения, навыки, владение творческими методами решения проблем. Ученику необходимо обладать высоким уровнем креативности, способным брать ответственность за свое образование и нравственное развитие, активно участвующим в позитивном преобразовании общества и социума, раскрывая свой творческий потенциал. Содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, а включать систему метапредметных способов деятельности и новые компетентности. Технологии обучения и воспитания ориентированы на субъект-субъектные отношения, активное включение учащихся в процесс целеполагания, экспертизу собственных результатов. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.
Основной педагогической идеей моей работы является создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению (в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительной способности), использование элементов компетентностного подхода.
Сущность опыта заключается в том, чтобы привлечь школьника к самостоятельному поиску новых знаний, научить его осмысливать изученное, помочь ему стать творческой и ответственной личностью.
Еще Я.А. Коменский писал, что «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью». Образование должно стать побуждением к творчеству, которое является важнейшим механизмом развития личности.
Методологической основой моей работы является: теория развивающего обучения (Дж. Дьюи, Ильина Т.А. и Якиманская Н.С.), система креативного образования и самообразования на основе принципов эвристического обучения (А.В. Хуторской), системно-деятельностный, проектный, компетентностный подходы в школьном образовании. Объединяет эти подходы идея креативного развития ребенка в образовательном процессе, которые включают не передачу ученику опыта прошлого, а проектирование ситуаций развития и формирование творческих способностей к преобразованию деятельности и себя.
Теоретические представления системно - деятельностного подхода были сформулированы работах А.Н.Леонтьева, Л.С.Выготского. По их представлениям, учебная деятельность является особой формой активности личности, целью и результатом которой «является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъект деятельности». Основными компонентами учебной деятельности, как и любой человеческой деятельности, являются потребности, мотивы, цель, способ деятельности, конечный результат, который соотносится с первоначально поставленной целью. Признание факта, что личность формируется и проявляется в деятельности, требует специальной работы по организации в школе системы деятельностей: учебной, проектной исследовательской, экспериментальной, рефлексивной и др. Формирование учебной деятельности учащихся объясняет необходимость обучения их целеполаганию и планированию деятельности, ее организации, регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Компетентностный подход определяет становление системы компетентности ученика и учителя как универсальной способности проектировать и реально обеспечивать новое качестве образования и новый образовательный результат. В работах А. В. Хуторского представлена технология конструирования компетентностного подхода. Основная идея не только обеспечение учащегося запасом знаний и умений, но и гармоничное всестороннее развитие личности. Именно на этой основе возможно формирование компетенций. Компетенции должны конструироваться и формироваться средствами содержания образования. ФГОС подразумевают, что учащиеся должны «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в жизни человека. Методы, предлагаемые для достижения целей компетентностного подхода: проектный, творчески-проблемный, метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие, метод исследования, презентация идей.
При проектном подходе происходит непрерывное образование, цель которого предоставить ученикам возможность самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Алгоритму проектной деятельности посвящены работы М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера, М.Б.Романовской и других авторов. Особенностью технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Характерной чертой проектной технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения, самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности, способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Новизна проявляется в оптимальном сочетании современных приемов и методов обучения на основе проблемного обучения, компетентностного подхода, ИКТ, использование современных ЦОР.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Практическое использование методики проблемного обучения в курсе химии включает в себя несколько этапов.
- Разработка проблемных вопросов.
Из опыта работы в этом направлении следует, что проблемный вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- увлекательным, но соответствующим логике науки;
- емким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
- создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
- Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
- через углубление проблемного вопроса;
- через поиск разных граней его решения;
- через сопоставление разных вариантов ответов.
- Формы решения проблемных ситуаций:
- дискуссия;
- научный спор;
- проблемная лекция;
- задачи исследовательского характера.
- Определение факторов создания проблемных ситуаций:
- уровень развития обучающихся;
- характер химического материала;
- педагогические цели;
- творческие и познавательные способности школьников, их интересы и потребности;
- организация поисковой работы;
- стимулирование личной заинтересованности обучающихся в разрешении проблемной ситуации;
- выявление причинно-следственных связей.
- Разработка методики проблемных уроков.
- Дидактико-методическое обеспечение.
Проблемное обучение включает в себя несколько стадий:
- Подготовка к восприятию проблемы.
- Создание проблемной ситуации.
- Формирование проблемы.
- Процесс решения проблемы.
- Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
Методы и приемы, которые использую на практике, это - проблемное изложение материала, проблемная и эвристическая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся (исследовательский метод).
Проблемное изложение использую в тех случаях, когда обучающиеся не обладают достаточным объемом знаний, впервые сталкиваются с тем или иным явлением. В этом случае демонстрирую путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя ребят тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем. Не просто сообщаю выводы науки, а раскрываю путь, который привел к ним. Руковожу мыслительным процессом школьников, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления, и заставляю задуматься. Ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и выводом учителя. Например, формируя понятие об ароматической связи в молекуле бензола, можно проследить историю синтеза и изучения бензола через анализ формулы Кекуле.
Проблемную (поисковую) беседу применяю тогда, когда ребята уже обладают минимумом знаний, необходимых для активного участия в решении учебной проблемы. В данном случае провожу беседу на основе проблемной ситуации, которую создаю сама. Ребята самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения (гипотезы). Например, как объяснить нейтральную среду раствора аминокислоты в ходе демонстрационного опыта? Школьники вспоминают амфотерность аминокислот за счет наличия противоположных по свойствам функциональных групп. В ходе беседы подвожу их к раскрытию сущности амфотерности и образованию биполярного иона.
По моим наблюдениям, систематическая активизация вопросительной активности школьников на уроках приводит к тому, что уменьшается число вопросов, составленных по тексту, и увеличивается число проблемных вопросов. Это свидетельствует об их желании проявлять собственную поисковую активность.
Урок–обобщение,10 класс (тема«Природные источники углеводородов»).
Метод - эвристическая беседа, основанная на вопросах обучающихся.
- Ученые утверждают, что в скором будущем запасы нефти будут исчерпаны. Нашли ли химики замену нефти?
- Существует ли на сегодняшний день более дешевый и экологически чистый способ получения бензина, чем уже известные?
- Возможно ли повысить октановое число бензина без использования соединений свинца, т.к. свинец вреден для нашего организма?
И т.д.
И как не согласиться с высказыванием Ж. Левиса «Об уме человека легче судить по его вопросам, нежели по ответам»!
Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность возможна тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать гипотезы. Исследование включает в себя логическую цепочку: теоретический анализ → прогнозирование → эксперимент → формулирование выводов.
По объему осваиваемой методики научного исследования я использую такие формы организации учебной деятельности, как уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроках первого типа ребята отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность (выбор темы или метода исследования, выработка умения формулировать цель, проведение эксперимента и т.д.) На уроке - исследовании школьники овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
Урок с элементами исследования, 9 класс (тема «Соли азотной кислоты»)
Цель. Выработать умение строить логическую цепь рассуждений при изучении способов получения, свойств и областей применения нитратов.
Ход урока
I Мотивационно-ориентировочный этап.
Формирование обучающимися задач урока, предложение ими плана решения познавательной задачи - изучение солей азотной кислоты.
II Операционно-исполнительный этап.
Знания о способах получения, физических и химических свойствах нитратов систематизируются обучающимися в заполняемой по ходу урока таблице.
III Оценочно-рефлексивный этап.
Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке. Подтверждают тезис о взаимосвязи свойств веществ и их применения. Желающие выступить с сообщениями получают индивидуальные задания к следующему уроку по теме «Применение нитратов, их влияние на окружающую среду и организм человека».
Урок – исследование, 9 класс (тема «Алюминий»).
Цель. Создать условия для исследования обучающимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома; развития логико-смыслового мышления, памяти, химического языка; развивать их умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке; воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Ход урока
I Мотивация. Актуализация знаний.
Путешествие по станциям («Визитка химического элемента», «Физические свойства», «Химические свойства», «Выбери задание», «Конечная»).
II Изучение нового материала.
Заполнение маршрутной карты в ходе беседы. Выполнение самостоятельной работы. Демонстрационные опыты. Практическая работа.
III Проверка усвоения знаний.
IV Закрепление знаний.
V Подведение итогов. Рефлексия.
Проблемное домашнее задание.
В исследовательском методе мыслительная деятельность, познавательная активность, самостоятельность обучающихся достигает высочайшего уровня. Данный метод предусматривает использование заданий разной степени сложности и видов проблемных ситуаций.
Ситуации неожиданности создаю при ознакомлении школьников с материалом, вызывающим удивление, поражающим своей необычностью. Так, при изучении окислительных, разрушительных свойств озона необычным кажется полезная, защитная роль этого вещества в атмосфере, а также его использование на Земле.
Ситуации неопределенности возникают, когда предлагаю задания с данными, недостаточными для получения однозначного ответа. Так, при изучении получения и свойств водорода привожу случай, когда экспериментатор, получая этот газ, сильно отравился, решив испытать не себе его физиологическое действие, в то время как в чистом виде водород неядовит. Как можно объяснить такой исторический факт?
Ситуации конфликта возникают при наличии противоречий между теорией и практикой, жизненным опытом и научными знаниями. Так, алюминий известен как активный металл, исходя из его положения в электрохимическом ряду напряжений. Как в таком случае можно объяснить широкое применение алюминиевой посуды в быту?
Ситуации опровержения создаются, когда предлагаю ребятам доказать несостоятельность какого-либо предположения, идеи, вывода на основе всестороннего анализа. Так, изучая свойства оксидов углерода и их физиологическое действие на организм, ребята знакомятся с отравляющим действием угарного газа и роли углекислого в процессах фотосинтеза, дыхания. Они делают ошибочный вывод о пользе СО2 для человека. Затем, знакомясь с удушающим свойством этого газа (пожары и т.д.), убеждаются в его полезности в малых дозах и вредности - в случае больших концентраций.
Ситуации предположения создаю, когда требуется доказать справедливость какого-то предположения, расходящегося с полученными ранее знаниями. Так, при изучении строения глюкозы предполагаю следующее: глюкоза сладкая на вкус, таким же свойством обладает глицерин (многоатомный спирт), значит и в молекуле глюкозы может быть несколько гидроксогрупп. Свое предположение проверяем качественной реакцией на многоатомные спирты.
Одним из способов развития творческого мышления, на мой взгляд, является включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера, которые подразделяются на познавательные и нестандартные. Они могут иметь один правильный ответ при различных вариантах решений. Это могут быть экспериментально-исследовательские задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; предполагающие поиск неизвестного с помощью анализа через синтез; задачи с «изюминкой», требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода. Это, по сути, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления. Приведу примеры задач творческого характера.
- Ученые изобрели аппарат для получения кислорода из воды. Аппарат запущен в широкое производство. Спрогнозируйте возможные изменения в природе.
- Натуральный мед содержит глюкозу и фруктозу. Предположите способ получения искусственного меда.
- Предположите, что произойдет, если на Земле исчезнет железо?
- Усложните условие предложенной вам задачи (или упростите).
- В настоящее время большое значение придается разработке безотходных и экологически чистых технологий с низкой энергоемкостью. Исходя из этих требований, предложите схему получения важного азотного удобрения - аммиачной селитры.
- Вы - руководитель проблемной лаборатории по переработке жиров. Как можно решить проблему превращения жидких жиров в твердые?
И т.д.
Одним из критериев высокого уровня творческого саморазвития, на мой взгляд, является способность школьников к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений из различных школьных дисциплин для решения ими реальных жизненных задач. С этой целью я использую задачи интегрированного характера. Примеры таких задач.
- Точный состав напитков держится в секрете. Но на этикетках все же указаны типичные составные части: газированная вода, сахар, краситель, ароматизаторы, кофеин. Как экспериментально определить наличие в лимонаде диоксида углерода, кислоты, красителя?
Используя элементы технологии проблемного обучения, я подхожу дифференцированно к разным по уровню подготовленности классам и обучающимся. Программа [А] оценивается на «5», рассчитана на сильного ученика, который может найти выход из нестандартной ситуации, реализуя свой творческий потенциал. Программа [Б] оценивается на «4», рассчитана на среднего ученика, включает элементы творчества. Программа [С] оценивается на «3», рассчитана на слабого ученика, основана на репродукции пройденного материала. Каждый вправе самостоятельно оценить свои силы и выбрать любую из предложенных программ. Пример заданий по теме «Спирты» (10 класс).
[А] Шестиатомный спирт сорбит применяется для лечения сахарного диабета. Получите его из карбоната магния.
[Б] Глицерин применяется для изготовления мазей, смягчающих кожу. Предложите метод его получения из трихлорпропана.
[С] Нитроглицерин - сосудорасширяющее средство при сердечных заболеваниях. Как получить это вещество из глицерина?
Одним из способов реализации концепции творческого саморазвития личности является организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников. На мой взгляд, экологическая тематика наиболее приемлема для ученических исследований. Проблемы экологии многоаспектны, для их решения требуется привлечение знаний из области не только химии, но и смежных наук. Это позволяет с учетом интересов и склонностей ребят дифференцировать их на группы. Такая форма деятельности особенно оправдывает себя при проведении уроков в виде ролевых игр, конференций, например, при изучении действия на организм различных веществ, способов их очистки, производств, экологических проблем и путей их решения.
Опыт показывает, что проблемно-поисковая деятельность создает у школьников положительную мотивацию, побуждает их к поиску, развивает их творческие способности.
В практике преподавания химии особое внимание уделяю эксперименту как методу научного исследования. Решение экспериментальных творческих задач помогает мне воплотить идею развития навыков творческого мышления, научного исследования, привить вкус к их решению. Например:
- Исследуйте состав молока, т.е. разделите молоко на составные части (жир, белок казеин, углевод лактозу); укажите физиологическую роль всех трех компонентов.
- Докажите экспериментально, что картофель содержит крахмал, прокомментируйте физиологическую роль крахмала и глюкозы.
- Молоко разбавляют водой, а чтобы прозрачность его не увеличилась, добавляют крахмал. А чтобы было незаметно, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как можно распознать фальсификацию?
Творчеству, приемам решения изобретательских задач школьников нужно обучать. И такая технология создана, она называется ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Ее элементы я использую в практике своей работы в виде отдельных изобретательских задач.
Решение такой задачи начинается с нахождения в ней противоречия, затем формулируется идеальный конечный результат, выбирается прием устранения противоречия, далее подбирается к этому приему физический или химический эффект, снимающий это противоречие. Пример.
- Тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге: «Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее. Когда спортсмен падает с высоты, вода не такая уж мягкая …» Что нужно сделать с водой, чтобы она стала мягче и спортсмен не травмировался при неудачных прыжках?
Решив изобретательскую задачу с помощью химического или физического явления, ребята как бы заново знакомятся с ним, открывая в нем нечто новое, интересное и видят в химии, физике доступные, сильные, изящные инструменты для творчества, а также изобретательское применение достижений этих наук.
С целью активизации познавательной деятельности обучающихся использую различные методические приемы: выполнение индивидуальных заданий познавательного характера, домашние практические задания, работу с разнообразными источниками информации (словари, справочники, энциклопедии и т.д.), решение занимательных задач, а также такие нетрадиционные формы проведения занятий как урок - путешествие; урок - игра; урок - сказка; урок - конференция; ролевая игра. Но наиболее результативными в плане развития творческих способностей школьников являются уроки в форме творческих мастерских.
Основные принципы мастерской:
- учитель не над учеником, а с учеником;
- в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребенка;
- всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; отсутствуют оценка, соревнование, соперничество; их заменяют самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;
- учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон, вызывая у учащихся информационный запрос.
В своей педагогической практике использую мастерские построения знаний.
Опыт показывает, что проведение таких уроков побуждает к творчеству обучающихся с разными способностями, у них исчезает неуверенность, появляется вера в свои силы. Методика данных уроков предусматривает использование элементов такой развивающей технологии, как технология критического мышления.
С целью рациональной организации образовательного процесса я использую различные обучающие, тренинговые и контролирующие дидактические материалы. Оптимизация процесса обучения требует разработки и использования универсальных материалов, которые выполняли бы различные образовательные функции - обучения, тренинга, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, воспитания и развития; способствовали формированию у школьников системных знаний, интегративных умений, положительной мотивации к учению
Технология развивающего обучения вобрала в себя лучшие педагогические находки, опирающиеся на психологические основы образовательного процесса. Действенность знаний школьников, т.е. способность применить их на практике в новых нестандартных ситуациях, успешность обучения в целом напрямую зависят от уровня развития познавательных процессов. Поэтому, в практике своей деятельности разрабатываю и применяю упражнения для развития различных познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, речи и памяти. Все они тесно связаны между собой, поэтому их комплексное развитие может привести к высоким результатам в обучении. Приведу примеры таких упражнений.
Для развития внимания:
- В приведенном списке обведите кружком формулы кислот, подчеркните формулы оснований и вычеркните формулы солей.
- Определите на слух верные утверждения (идет перечисление верных и неверных высказываний по определенной теме).
В ходе выполнения этих заданий идет тренировка концентрации внимания на определенный объект.
Для развития восприятия (слухового и зрительного):
- Прослушайте текст с заведомо допущенными ошибками и найдите их по ходу прослушивания (звучит текст).
- Прочитайте текст и выберите информацию, касающуюся химических явлений.
Выполнение этих заданий требует волевых усилий обучающихся, что способствует тренировке устойчивости и концентрации произвольного внимания. Последнее способствует правильному и четкому восприятию рассматриваемого объекта.
Для развития воображения и речи:
- Представьте, что произойдет, если вдруг исчезнет то или иное вещество.
- Предскажите химические свойства данного вещества, зная его строение.
- При выполнения этих заданий развиваются способности видеть взаимосвязь веществ и явлений; виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, монолог и диалог.
Для развития мышления.
Эти упражнения сводятся к упражнениям на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и систематизации, абстрагирования и конкретизации.
Приемами анализа и синтеза должен овладеть каждый обучающийся, т.к. решение любой поставленной перед ним задачи начинается с ее анализа и заканчивается синтезом отдельных ее частей.
- В чем причина повышения температуры кипения спиртов по сравнению с галогеналканами?
Упражнение на развитие сравнения.
- Сравните химические свойства фенолов и спиртов. Объясните причину различия.
Классификация - более сложный прием умственных действий, как и систематизация, обобщение.
- Разделите вещества, формулы которых приведены, на три группы. Какой признак вы положили в основу классификации?
- Расположите следующие формулы в порядке возрастания кислотных свойств веществ, дайте название веществам.
- Перечислите свойства, характерные как для минеральных, так и для органических кислот.
Опыт показывает, что подобные упражнения необходимы для осознанного усвоения знаний и применения их на практике в изменяющихся условиях.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Благодаря инновационному подходу к организации образовательного процесса, в результате моей целенаправленной деятельности наблюдается позитивная динамика учебных достижений школьников - повысилось качество знаний обучающихся, возросло количество желающих расширить свой химический кругозор в рамках, научного общества; школьники стали более активны на уроках, их увлекает процесс добывания знаний. О стабильности уровня и качества усвоения программного материала свидетельствуют результаты промежуточного контроля знаний, ГИА по химии. Активное участие обучающихся в лицейских, муниципальных дистанционных Всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах.
Накопление обучающимися опыта творческой деятельности позволяет им показывать высокие результаты в предметной олимпиаде на муниципальном уровне, в творчеких и предметных конкурсах и НПК различного уровня.
Диссеминация педагогического опыта проходит на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Обобщение и распространение педагогического опыта:
Муниципальный уровень:
Мастер-класс «Методика проведения уроков с компьютерной поддержкой» в рамках городской педагогической мастерской «Становление» «Информационные технологии в практике учителя» (2016г.).
Региональный уровень
- Выступление «Использование технологии развития критического мышления на уроках химии» (курсы повышения квалификации МРИО, 2019г.);
- Выступление в рамках круглого стола «Методологические основы дополнительного образования: современные подходы» ФГБОУ ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева» - 13.11.2019г. .
- Участие в Межрегиональном форуме «Эффективные практики по предпрофессиональной подготовке обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ» (МРИО, 2018г.)
Профессиональные конкурсы:
- V Всероссийский педагогический конкурс «ФГОСОБРазование» (диплом победителя, 20.02.2018г.)
- Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогических работников приуроченный к 130-летию рождения А.С. Макаренко (весна 2019г.);
- Всероссийское тестирование педагогов на портале www.единыйурок.рф: «Учитель химии» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС; тест мониторинга психологической работы ОО, организованного в рамках реализации плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020г.; мониторинг информатизации системы образования (осень 2018г.).
Публикации на сайтах:
- Сайт учителя химии - http://nsportal.ru/miholap-svetlana;
- Методические материалы - http://kopilkaurokov.ru/himiya;
- Личная страница - www.proshkolu.ru;
- Работы моих учеников - http://project.1september.ru, http://portfolio.1september.ru, http://nsportal.ru/miholap-svetlana и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Баженова, И. Н. Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Педагогика,1990. - 560 с.
- Белякова, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии / Н. В. Белякова. Режим доступа: krh-shk1.narod.ru/uroki/issled.doc (дата обращения 24.10.2012)
- Гальбых, Й. Актуальные вопросы теории и практики школьного химического эксперимента в обучении химии / Й. Гальбых, Г. Чтрнацтова, В. Новотны // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. - София. - Ч. 2. - С. 138-147.
- Глазкова О.В. О психолого-педагогических основах химического практикума / О. В. Глазкова, М. К. Клеянкина, О. С. Зайцев // Химия в школе. - 1998. - № 3. - С. 64-67.
- Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах / Д.М. Жилин // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире. Сборник под ред. акад. РАН Лунина В.В. и проф. Кузьменко Н.Е. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - С. 125-149.
- Зайцев О. С. Исследовательский практикум по общей химии / О.С. Зайцев. - М: Издательство МГУ, 1994. - 480 с.
- Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. - Ижевск: ИЦПКПС, 2001. - 248 с.
- Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общ. ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 612 с.
- Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 4. - С. 24-36.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2004.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. - 197 с.
- Лунина, Л.Д. Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках химии и во внеурочное время / Л.Д. Лунина. Режим доступа: #"justify">Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы: Правительство Москвы, Департамент образования города Москвы. - М, 2003.
- Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.С. Обухов. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. 224 с.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: Ось-89, 2006. - 480 с.
- Сорокин В.В. Как ты знаешь химию? / В.В. Сорокин, Э.Г. Злотников. - Л.: Химия, 1987. - 256 с.
- Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...