Развитие познавательных способностей учащихся
статья

Здесь представлен материал по развитию познавательных способностей учащихся на урках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey.docx742.98 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Работа  по выявлению и развитию способностей учащихся побудила меня к поиску таких методов, приёмов, форм обучения, что позволяют повысить эффективность усвоение географических знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные способности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Я активно и целенаправленно построила свою деятельность на развитии и формировании познавательных интересов учащихся на уроках географии. В своей практике я использую разнообразные методы и приёмы, которые позволяют мне провести ребёнка от любопытства к познавательному интересу.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности стимулировании и мотивации, контроль и самоконтроль в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты, объяснение с использованием произведений, сказок, пословиц, загадок, занимательный материал, современные педагогические технологии (проблемного изучения, критического мышления, информационно-коммуникативную.)

Использую различные нетрадиционные формы урока. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков лекций, семинаров, уроков-экспедиций, уроков-исследований. На уроках обучения умений и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой. А на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений игровые: уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках учёта и проверки знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, зачёты, творческие работы. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения, развивающего, критического мышления, информационно-коммуникативным технологиям.

Все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока. Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

  1. Выдвинуть гипотезу.

 Собрать материалы. Проанализировать их. Обобщить и сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Работа в группе в классе.

Пример:

Природа западного  и восточного африканских побережий океанов в тропических широтах различна. В этих широтах вероятнее всего увидеть пустыню. На восточном побережье океана так и есть. Но на его западном побережье распространены саванны. То есть факты не укладываются в общие знания. Как это можно объяснить? Случайность это или закономерность?

  1. Написать сочинение от имени (горной вершины, реки, моря)
  2. Решить магический квадрат - найти слова, которые даны. Из оставшихся букв сложить термин и дать его определение.

п

у

и

с

т

о

й

о

л

о

а

м

е

с

к

р

т

ь

у

в

у

с

к

р

а

Найдите четыре термина: Исток, русло, устье, пойма

Из остальных букв сложите пятое, относящееся к изученной теме

  1. Решить кроссворд, сканворд, филворд и т.п.
  2.  Синквейн

Строгие правила синквейна заставляют анализировать и чётко формулировать свои мысли. использовать ёмкие понятия. учат обобщать, выделять главное.

Карта

Вижу маршрут

Могу измерить путь

Без карты в рюкзаке пусто

Дойду!

  1.   Преобразовать объект, свойство. Условие среды. Характеристику организма проследить,  какие изменения и с чем произойдут (прогноз дать устно)

Как изменится климат Южной Америки, если Анды будут располагаться не на западе материка, а на востоке.

  1.  Заполнить слепой текст пропущенными словами или пропущенными числами.

На территории Египта находится_________канал, который соединяет________море______океана с____морем_________океаном

  1. Восстанови смысл чисел, «оцифровавших» географический объект или явление (устно)

6-число материков на Земле

1606-год открытия Австралии

40000-длина экватора

1-число спутников Земли

8848-высочайшая вершина Земли

  1.   Решить развивающий канон -«прочитать» его решение устно:

Евразия     Мыс Рока

Австралия     Стип-Поинт

Африка  ?

  1. Назвать одним словом:

Анды. Кордильеры. уральские, Гималаи-…

  1. В этой стране

В этой стране появился первый парламент

Столица в этой стране самая северная столица

В этой стране льда и снега выращивают дыни, арбузы, виноград и даже бананы и ананасы. А в домах её столицы часто нет дымовых труб - потому что обогреваются они природным горячим источником (Исландия)

  1.  «Починить цепочку»- задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями

Уменьшилось количество планктона

На берегу Байкала построили два мощных ЦБК

Уменьшилось количество рыбы, питающейся планктоном

Ухудшилось качество воды

Резко снизились уловы рыбы в озере

  1. Найди смысловую ошибку в тематическом тексте.

Природная зона занимает бассейн р. Конго и побережье Гвинейского залива. Почвы красно-жёлтые ферратллитные. Растительность леса многоярусная. Резкие колебания температуры в течение суток. Обитают различные виды обезьян, в том числе гориллы и шимпанзе

Сейчас, когда мы живём в информационный век, у детей нет желания листать учебник. Информационные образовательные технологии позволяют не только наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, но дают совершенно новые возможности для творчества. Позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов. Использование компьютерной анимации, интерактивных моделей поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, существенным образом обогащает процесс обучения. Современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию в такой форме.

Для повышения мотивации обучения учащихся к своему предмету использую проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов и на опережение материала имеют личностно-значимую цель для учеников. Задание ребёнок формулирует в виде проблемы. Решая её, ученик определяет свою стратегию и тактику, распределяет время. Привлекает необходимые ресурсы в том числе информационные. Ребятами были выполнены проекты «Области Центральной России», «Виды транспорта».

При осуществлении проектно-исследовательской деятельности создаются условия для развития:

  • самостоятельной познавательной деятельности;
  • навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;
  • умение увидеть проблему и наметить путь её решения;
  • спланировать и провести исследование;
  • проанализировать результаты;
  • учебно-коммуникативные умения, спланировать и провести исследование.
  • проанализировать результаты; учебно-коммуникативные умения;
  • творческого мышления.

Главное в создании проектов то, что  происходит творческое переосмысление и систематизация учащимися приобретённых знаний и навыков их практического применения. Включаю ребят в поисковую деятельность, например, при изучении климатических поясов с различными картами. Дети участвуют в коллективном обсуждении точек зрения. Ищут и используют информацию для решения задач, создают дидактический материал, дают оценку работ одноклассников.

Интеграция предметов, так же повышает интерес к изучаемому предмету. Был проведён урок на тему: «Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье человека» в 8 классе совместно с учителем биологии.

 Игровые моменты: овладение профессией геолога - определить полезные ископаемые, работа исследователя - найти острова по координатам, где пираты спрятали сокровища; стать капитаном яхты и проплыть на своей яхте вдоль берегов Африки по часовой стрелке и подписать береговую линию на карте.

Важным средством повышения эффективности моих уроков является также использование в преподавании художественной и научно-популярной литературы, материалов периодической печати. Это позволяет мне давать яркие картины природы и хозяйственной деятельности человека, делает рассказ учителя образным и запоминающимся, а «что действует на воображение, – говорил Н.В.Гоголь,-  то не скоро выбьется из головы». Художественную литературу я использую во всех классах. На первом уроке по новой теме я знакомлю учащихся с интересными, относящимся к данной теме книгами и рекомендую их прочитать. Приведу некоторые примеры работы с литературой по отдельным классам. В 5-7 классах много внимания уделяю путешествиям, в связи с этим знакомлю с такими книгами как Т. Хейердал «Путешествие на Кон-Тики». Рассказ об ориентировании по полярной звезде я сочетаю с чтением стихотворения, которое помогает лучше запомнить и понять, как найти в ночное время северную сторону горизонта:

«На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

Секрет, узнать где север прост -…»

При изучении гор я использую стихи А.С. Пушкина.

На уроках в 8 классе, рассказывая о необозримых просторах и несметных богатствах Сибири, зачитываю отрывок из поэмы А. Твардовского «За далью-даль».

« Сибирь! Леса и горы скопом.

Земли довольно, чтоб на ней..»

При изучении природы, подбор тематических загадок заставляет ребят обратить внимание на богатство русского языка.

«По синему пологу золотое просо просыпано»

(звёзды на небе)

«Падает горошками, скачет по дорожке»

(град)

При изучении климата через знакомство с пословицами и поговорками разных народов мира возникает интерес к предмету.

        Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Приём «Парадокс». Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала  привожу детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение.

«Вспомни силуэт». Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

«Что это?». Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Прием «Географический конструктор». Географический конструктор можно использовать и при обычном опросе и при игровых формах работы. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов и в то же время это напряженная работа для памяти, так как вариантов ответов слишком много. Географический конструктор тренирует не только память, но и внимание, так как ученик должен быстро найти нужную карточку в наборе. Ещё одно слагающее формулы развивающего обучения - развитие логического мышления

Для развития логического мышления применяю следующие приёмы:

Прием «Да-нет». Загадываю какого-либо путешественника или объект, а ученики ложны его отгадать. Они могут задавать наводящие вопросы, но учитель имеет право отвечать только «да» или «нет».

Прием «Географический диктант» или «Согласен – не согласен». Я зачитываю предложения, а ученики должны определить верно ли это утверждение или нет, согласны или не согласны.

Прием «Поиск общего». Даю два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Например: п-ов Калифорния – г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет.

 «Творческое задание». Например, в любом классе по любой теме составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать тесты к параграфу, самостоятельно разработать опорный конспект заданной темы и т. д. Такое задание делает выполнение домашнего задания более интересным.

Кла́стер. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно- следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: особенности региона и внутренняя политика. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких "гроздей", выделение новых. Например: я хочу поподробнее рассмотреть материал об особенностях региона. На стадии рефлексии работа с кластерами завершится. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

Сводная таблица. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе "линий сравнения" не было слишком много, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные.

"Таблица-знаю – хочу узнать - узнал". Заполняем графу З (знаю) графу Х (хочу узнать). По мере прочтения текста, сопровождающегося презентацией, ученики заполняют третью колонку таблицы.

Зигзаг (изучение, систематизация большого по объему материала).

Приём «Синквейн»  использую на стадии рефлексии.

Приём «Шесть шляп мышления». Я часто использую его на своих уроках, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Прием «Плюс – минус – интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления.

Приём “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся использую на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Приём “Удивляй”. Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности, использую для привлечения интереса к теме урока

Приём “ИДЕАЛ”. Это стратегия технологии развития критического мышления. Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему;  умение находить и формулировать пути решения проблемы;  умение выбирать сильное решение

Приём “Фишбоун” (рыбный скелет). Используется на стадии осмысления

Приём “Толстый и тонкий вопрос”. Этот прием из технологии развития критического мышления вопрос используется для организации взаимоопроса.

Приём “Лови ошибку”. Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Приём “Связи”. Умение находить связи между объектами в системе; умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов; умение устанавливать связи между любыми объектами.

       Остановлюсь ещё на формирующих задачах и заданиях.

 «Природные ресурсы климатических зон России»

1. Анализ

Здесь обитают медведи и лисы волки и лоси, северные олени и росомахи, тетерева и глухари, дятлы и кедровки, клесты и другие животные.

 Кто из этих животных лишний для этой зоны?

2. Синтез

Здесь суровые природные условия. Короткое прохладное лето с внезапными похолоданиями, обилие болот и гнуса Длинная, холодная малоснежная зима с сильными ветрами. Леса нет. Но летом здесь можно получить удовольствие от сбора грибов, ягод, рыбалки.

 Какая это природная зона?

3. Сравнение

Сравните тайгу и смешанные леса. В чём сходство и в чём различие?

4. Логика (причинно- следственные связи)

Природная зона

Тундра

 тайга

степи

полупустыни и пустыни

Занятия населения

Охота на пушных зверей животноводство выращивание льна и серых хлебов

Выращивание пшеницы ,сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника

 Охота на моржей и тюленей, оленеводство

Разведение овец, верблюдов, коз, а в поймах рек выращивание арбузов

5. Вывод

Проанализируйте тексты о хозяйственном использовании тундры в начале прошлого века и в настоящее время. Как себя чувствует сегодня «чуткая Субарктика»? Какие выводы должен сделать человек из этих данных?

Задача, формирующая географические смысловые опоры

C:\Users\Светлана\Pictures\2020-08-22 567\567 001.jpg

Описание народов

Общее название народов этой группы происходит от греческого слова, переводимого, как кулак; об их малом росте писал ещё Гомер. Образ жизни этих людей мало изменился с тех далёких времён.

Дополнительный вопрос. С какими особенностями мест обитания этих народов связан их малый рост?

Дополнительный вопрос. Что угрожает существованию первичной их цивилизации

Обучающая задача, вырабатывающая умения работы с физической, административной и тематическими картами, развивающие аналитические способности и логику, формирующие знания по географии

Определите страну Х , если о её соседях известно, что

О первом

Здесь родился В.В. Маяковский

О втором

Здесь родился Н.А. Некрасов

О третьем

Здесь прошла юность императрицы Екатерины 1

О четвёртом

Здесь погиб художник В.В. Верещагин

О пятом

Здесь осуществляется запуск пилотируемых космических кораблей

 

Задания на развитие речи на уроках географии

Перечислите глаголы, с помощью которых вы можете сказать, что делает дождь

Расскажите про дождь. При этом используйте преимущественно глаголы

Напишите сочинение миниатюру «Жизнь дождя» Используйте преимущественно глаголы

Задачи на умение описать привычные объекты и природные явления

1.Каждый наверняка наблюдал росу. Опишите росу, опираясь на свои собственные наблюдения

2. Рассмотрите репродукцию картины Б.И, Лебединского «Сказ о Байкале», Составьте научное или художественное описание озера Байкал и его берегов.

 3. Познакомьтесь со стихотворением бразильского поэта Освальда де Андраде «Землеописание». О каком материке идёт речь?

Задание  для организации изучающего чтения

Прочитайте сказку народов Камчатки. Объясните, какие природные объекты и явления послужили основой для её создания

Подводя итог всему сказанному можно сделать вывод о том, что активные формы обучения позволяют развивать у обучающихся:

  • Познавательные навыки и способы к самообразованию;
  • Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • Целеустремлённости и настойчивости;
  • Способность взять на себя инициативу и ответственность;
  • Критическое мышление, способность к анализу и обобщению информации;
  • Коммуникабельность;
  • Служат средством повышающим интерес к географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК под редакцией М.М. Разумовской как инструмент развития познавательных способностей учащихся.

Особенности  использования УМК под редакцией М.М. Разумовской для развития познавательных способностей учащихся....

Методический урок по теме "Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики"

Цель и задачи:1.     показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии эффективных уроков и технологии проблемного обучения;2....

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс

Поурочное планирование уроков программы "Познавательное развитие учащихся"...

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс"

Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 6 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....

Развитие познавательных способностей учащихся - 6 класс

Поурочные разработки часов развития познавательных способностей учащихся....

Доклад на PMO «Развитие познавательных способностей учащихся и роль КСО, модульной технологии в этом»

В настоящее время нежелание школьников учиться - едва ли не главная проблема в школе. Причины возникновения такой ситуации многообразны. Главная причина - недостаточное развитие, деформация познавател...