Педагогические/образовательные технологии
учебно-методический материал
Методологической основой применяемого УМК, является системно-деятельностный подход. Это даёт возможность рассмотреть учебный процесс как целостную систему. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:
- технология проблемного обучения,
- технология исследовательской деятельности,
- технология проектной деятельности,
- игровые технологии,
- здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.docx | 24.36 КБ |
proektnaya.docx | 2.54 МБ |
zdorovesberegayushchte.docx | 27.99 КБ |
igrovye_tehnologii.docx | 2.56 МБ |
issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация уроков русского языка и литературы по технологии проблемного обучения.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не одной памятью. Л. Н. Толстой
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является развивающей, личностноориентированной технологией и достаточно результативной, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск еѐ решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:
∙ актуализация знаний.
∙ постановка проблемы.
∙ «открытие» детьми нового знания.
«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д. В последнем задании запланировано «затруднение». Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией «затруднения» в деятельности.
Возможности постановки проблемы на уроке русского языка:
∙ создание проблемной ситуации
∙ подводящий диалог
∙ сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
1. Создание проблемной ситуации. Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала.
Например:( Тема: «Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения», 8 класс)
Учитель:
- Запишите предложение под диктовку, расставьте знаки препинания, составьте схему: «И все это: огромная пышная вершина клена, светлая зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба - все поражало не только густотой, но и свежестью, новизной.»
Ученики составляют схему на доске, сравнивают со схемой учителя.
Учитель:
- Справились с заданием? Каким правилом руководствовались? Что сегодня предстоит узнать?
2.Подводящий диалог. Использую репродуктивные задания (вспомни, выполни, как делал раньше)и мыслительные (сравни, проанализируй).
Например: (Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», 5 класс)
На слайде или доске представлены схемы:
- Ө, Ө 2. Ө и Ө 3. Ө, но Ө 4. Ө и Ө, Ө и Ө 5. и Ө, и Ө, и Ө
Что объединяет все эти схемы?
Как могут быть связаны однородные члены?
Почему мы должны знать, как связаны однородные члены предложения?
Назовите ключевые слова нашего диалога.
Сформулируйте тему урока.
Подводящий диалог + создание проблемной ситуации
Например: (урок русского языка по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться»).
1.Актуализация знаний (игра «Пресс-конференция «Что мы знаем о глаголе
2.Создание проблемной ситуации со столкновением мнений .
На доске глаголы: умыть, причесывать, купать, учить, лечить.
- Что вы замечаете? (Все слова - глаголы, стоят в начальной форме.)
- Поставьте глаголы в возвратную форму и запишите их в два столбика так, чтобы слова первого столбика отвечали на вопрос что делать? А слова второго столбика - на вопрос что делает?
1 ) что делать? 2) что делает?
Двое учащихся работают у доски, остальные на листочках за партами.
- Посмотрим, как вы справились с заданием. Открываем отвороты доски.
Слова написаны по–разному.
- Почему так получилось? (Мы этого не изучали и не знаем, как пишутся эти слова.)
- Какой у вас возникает вопрос или вопросы? (Нужно писать мягкий знак или нет? Как правильно писать глаголы с суффиксом –ся?)
- Можно допустить ошибку при записи глаголов возвратной формы с суффиксом –ся? (Да.)
- Как избежать такой ошибки? (Нужно найти способ проверки.)
- Как думаете, какая будет тема урока? (Правописание глаголов с суффиксом –ся. Или: правописание глаголов с –ться, –тся.)
3. Постановка учебной проблемы («яркое пятно»)
Например: Урок в 5 классе «Разносклоняемые существительные»)
Найдите лишнее слово из представленных: озеро, облако, пламя, стекло, дно, поле, море.
Обоснуйте ответ.
В качестве «яркого пятна» использую такие приёмы работы: «Письмо с дырками» (восстанови текст/ предложение), музыкальные заставки, кроссворды, «Рассыпанное предложение»( восстанови порядок слов), притчи.
Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:
1) формулирование проблемного вопроса;
2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;
3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;
4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.
5-6 класс: вопросы проецируются на жизнь учащихся, основываются на событийной, сюжетной основе.
5 класс. Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: «Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?»
6 класс. При изучении произведения А. С. Пушкина «Дубровский»: «Почему Владимир Дубровский отказывается от мести Троекурову?», «Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи?», «Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?»
7-8 классы. Это период нравственного самоуглубления, возникновения обостренного интереса к личности. На первом плане должен быть нравственный выбор героя, его состояние.
7 класс «Можем ли мы оправдать поступок Андрия?» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
8 класс «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?» (Н. В. Гоголь «Ревизор»)
9-11 классы. Учащиеся могут рассуждать на философские темы, затрагиваемые в произведениях классической литературы. Анализируя художественные произведения, целесообразно установить связи между эпохами, разными видами искусства, различными художественными элементами произведения. Ответ на вопрос должен выводить на какое-либо соотнесение с чем-либо.
9 класс «Почему у Акакия Акакиевича украли шинель?» (Н. В. Гоголь «Шинель»)
«Цена любви или кому это нужно?» (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». «Действительно ли Печорин герой своего времени?» Каждая часть романа рассматривается как отдельная проблемная ситуация, созданная своим проблемным вопросом.
(гл.«Бела»). «Кто Печорин – виновник или жертва трагедии?»
(гл.«Максим Максимович»). «Кто более прав в отношении друг к другу -Печорин или Максим Максимыч?»
(гл.«Тамань»). «Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?» (гл.«Княжна Мери»). «Кто побеждает в поединке: Печорин или общество?» «Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?»
(гл.«Фаталист»). «К кому относится название последней части романа?»
10 класс А.П.Чехов «Вишнёвый сад», «Чайка» «Какую функцию выполняют образы водоёмов в пьесах А.П.Чехова?»
11 класс А. Блока «Двенадцать». «Почему в конце поэмы возникает образ Христа?» «Можно ли назвать поэму Блока «Двенадцать» гимном революции?»
Решение проблемного вопроса может быть организовано в форме диспута, эвристической беседы, мозговой атаки, деловой игры, самостоятельного поиска.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках русского языка и литературы, делят на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса,
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся,
- психолого-педагогические технологии .
Применяю в своей работе элементы технологий:
проветривание кабинета по графику (5 мин после каждого урока), освещение класса и доски, расстановка классной мебели соответствует нормам СанПиНа;
чередую разные виды учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание, анализ, сопоставление и т. д.);
средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности на моих уроках составляет 10-15 минут;
использую разные способы объяснения нового материала (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа);
использую ТСО в соответствии с СанПиН, применяю ТСО как средство для дискуссии, обсуждения, беседы);
контролирую позу учащегося, слежу за чередованием позы (правильная посадка ученика, чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности);
провожу физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. ( Приложение№1);
считаю важным наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Мотивирую учеников оценкой, похвалой, поддержкой, соревновательным моментом.
создаю психологический климат на уроке (ученики чувствуют себя комфортно, сотрудничают с одноклассниками и учителем, поддерживаю активность детей, стараюсь заинтересовать подростков).
использую эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие);
считаю важным темп окончания урока (спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание уже записано, прокомментировано, настрой на успех, улыбка учителя).
Использую на уроках русского языка и литературы игровые технологии, нестандартные уроки (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и др., оригинальные задания , интерактивные обучающие программы, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. д..
Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, активно включаться в познавательную деятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность. (Приложение№2)
Приложение№1
Физкультминутки обязательны для учащихся всех классов.Продолжительность 2-3 минуты.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
1. Оздоровительно - гигиенические
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами. Наглядный материал на уроках можно расположить так, чтобы ученики переводили взгляд с одной стороны на другую.
2. Танцевальные
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Движения выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3. Физкультурно-спортивные
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать прыжки, приседания, ходьбу на месте.
МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот Повороты корпусом
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! Приседания
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. Дети садятся на свои места
4. Подражательные
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
2. «Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
5. Двигательно-речевые
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Например:
ВОТ МЫ РУКИ РАЗВЕЛИ
Вот мы руки развели, (Руки разводим в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь! (Наклоны вперед)
Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6.Физкультминутки на регуляцию психического состояния.
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речёвку учителя. Причем учитель говорит строчку речёвки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда -
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а …
А себя лишь одного!
7. Творческие физминутки
Приглашение на танец (Например, на уроках литературы по произведениям М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Л.Н.Толстого «Война и мир»).Предварительно учитель показывает, как это делали в 19 веке.
Имитация поведения в театре ( Например, на уроках литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») Имитация игры на музыкальных инструментах (Например, при изучении басен И.А.Крылова).
8. Микропаузы при утомлении глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.
Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
Повторять 3 раза.
Приложение №2
Разноуровневые задания
8 класс «Предложения с обособленными членами предложения»
Творческий уровень
На небе ярко сверкают звёзды льющие с вышины своё голубое мерцание. Облака налетая на
луну превращают её сияние в светлый туман. Всё дремлет. Воздух тёплый пахучий даже не
колышется. Над лугом в низине поднимается туман. Поражённые красотой ночи спят берёзы
одетые в ночной туман.
Задания:
Озаглавьте текст. Определите стиль текста, докажите свой выбор.
Перепишите, расставляя знаки препинания, графически объясните.
Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.
Базовый уровень
В лесу в оврагах блестят ложбины налитые весенней водой. В воде мелкой прозрачной
отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Река освободившаяся ото льда
величаво несёт свои воды. Скворцы прилетевшие в марте поселяются в новых скворечниках
шумно поправляют гнёзда растрёпанные зимними вьюгами. Лучше всего наблюдать за ними
рано утром до восхода солнца.
Задания:
Перепишите, расставьте знаки препинания, графически объясните.
Составьте и запишите предложения, используя в качестве уточняющих обстоятельств
следующие сочетания слов: в глухом лесу, недалеко от старого болота, в десять часов утра.
Минимальный уровень
На опушке под еловой лапой мы нашли большой гриб.
Зимой даже в сильные морозы он продолжал купаться.
Никто кроме сорок не наблюдал за ним.
72
За исключением двух заболевших на субботник вышел весь класс.
В лесу под деревьями ещё лежал снег.
На левом берегу реки у парома чернели подводы.
Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
Гроза началась вечером часу в десятом.
Над лесом в низине поднялся туман.
Издали с востока шёл скорый поезд.
Бабушка очень любила грибы особенно грузди.
Задания. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте уточняющие
члены предложения.
7 класс. Тема: «Правописание не с причастиями»
Минимальный уровень
Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно
со словом.
Неисследованная местность_________________________
Нескошенная трава_________________________________
Нерешенная проблема_______________________________
Невыполненное задание______________________________
Несостоявшееся соревнование_________________________
Базовый уровень
Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор
1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.
2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.
3 Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.
4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не) уснувшей еще птицы.
5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос.
Продвинутый уровень
Исправь ошибки, объясни свой выбор. Расставь знаки препинания.
1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль неумолкающего ни на минуту моря.
2. Сборы незакончены вещи несобраны неувязаны.
3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца.
4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.
5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики М.В. Кларин пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»
В структуре исследовательской деятельности в учебном процессе можно выделить:
1. Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).
2. Урок – исследование.
3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).
4. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося.
Организация исследовательской деятельности на уроках
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развивать у школьников навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов, ассоциативного мышления в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным, логического мышления – это умение выстраивать логику доказательств, умение рассматривать проблему в целостности связей, с опорой на ранее изученный материал. Исследовательская деятельность на уроке развивает творческий потенциал личности. Создание исследовательской атмосферы урока позволяет формировать умение открывать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить правильное решение. Выдвижение самых оригинальных, неожиданных версий, гипотез, а затем поиск и наконец, результат самостоятельного эксперимента, всегда творческий процесс, требующий усилий и внимания.
Для создания атмосферы исследования на уроке выбираю разные виды и формы заданий; стараюсь сочетать индивидуальные, парные и групповые формы проведения исследований на уроке; создаю проблемные ситуации в зависимости от уровня исследовательских задач. Домашнее задание может быть представлено как исследование, которому отводится более длительное время. Задание может получить как весь класс, так и отдельные ученики.
Задания исследовательского характера включаю на разных этапах урока: на этапе введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала, на этапе проверки знаний, во время зачётов. Исследуемые на уроке явления могут послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. Постановка исследовательских задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний. В процессе поиска решения задач учащиеся пользуются не одним источником: они обращаются к разным книгам, электронным носителям информации, используют поисковые ресурсы Интернета. Исследовательский подход к обучению русскому языку тесно связан с проблемой понимания текста, эта способность формируется при решении лингвистических задач на уроке, потому что решить лингвистическую задачу – это значит понять текст. Логико-структурные схемы, задания с пропуском слов или фраз, сокращений, символов, сопровождаю системой проблемных вопросов.
Примеры заданий проблемного характера.
- «Третье лишнее»:
- Семь, седьмой, семёрка.
- Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.
- Три, трояк, третьего.
- Девятка, девятого, девятый.
- Одиннадцатиминутный, одиннадцать, одиннадцатый.
- Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные суффиксы. Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;
сказать --> ? --> ? --> рассказчица;
меньший --> ? --> ? --> преуменьшение.
- Доберитесь до исходного непроизводного.
1. Цитрусовый ?
2.катастрофичность ? ?
3. непреодолимость ? ? ? ?
- Каковы значения суффиксов?
Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?
ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.
ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.).
Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?
И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)
Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)
К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)
Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)
Мы поговорили о делах _______.
Ну что поделаешь, коли ни Господь, ни _______ обстоятельства не дали человеку ни образования, ни таланта. (Газета «Известия»)
Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)
И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)
Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)
Д/З:Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить
Примеры заданий поискового характера
Это лингвистические задачи( « Почему мы пишем Сашок, но Игорёк?» или « Почему написание безударной гласной во втором слоге в слове сокр.тить нельзя проверить словом короткий?» и т.д.),загадки, шарады, кроссворды, выборочные задания, исследование происхождения слов с исторической точки зрения, т.е. этимологический анализ, сравнение их с современным толкованием, сопоставительный анализ.
(Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?
Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но... в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.)
Это работа с текстом. Перед вами – «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установите их нужную последовательность, и у вас получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.
1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.
Урок-исследование
Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.
На уроках-исследованиях по литературе организую многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Целевые установки урока-исследования по литературе:
Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.
Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:
- Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
- Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
- Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
- Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.
«Диалог» непохожих. Урок – исследование в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2020/02/13/prezentatsiya-k-uroku-literatury-v-5-klasse-dialog-nepohozhih
Исследование - самостоятельная творческая деятельность учащегося.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.
Каждый из нас по своей природе исследователь. Человеку присущи любопытство, исследовательская активность и исследовательское поведение.
Организую учебно-исследовательскую работу с цель развития исследовательских способностей:
- умение видеть проблему;
- умение вырабатывать гипотезу;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперимент;
- умение давать определение понятиям и другие
Учебно-исследовательской деятельности учащихся опирается на ряд принципов:
- принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
- принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
- принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
- принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);
- принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
- принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работ.
Мои ученики активно занимаются исследовательской деятельностью.
Например, в 5 классе самостоятельно изучают историю происхождения своего имени и фамилии. Результатом исследовательской работы стали мини-проекты, которые ребята защищали перед классом.
Для учащихся 6-х классов ученица 6 А класса Грудинина Анастасия подготовила работу «Прозвища. Хорошо или плохо?». https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/08/10/prozvishcha-horosho-ili-ploho Знакомство с этим явлением расширило знания о лексическом составе языка, позволило связать лингвистические понятия с жизнью, позволила выяснить отношение шестиклассников к прозвищам, выявить проблемы, возникающие у ребят при общении.
В 7 классе на научно-практическую конференцию «Серебряная альфа» Корытова Анастасия подготовила работу «Разрешите обратиться. (Как следует обращаться к женщине?). https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/08/10/razreshite-obratitsya-kak-sleduet-obratitsya-k-zhenshchine Заняла 1-е место.
Учащиеся 8 класса Ринчинова Арюна и Коноваленкова Дарья представили на школьную конференцию работу «Вывески нашего города». Получили Диплом IIстепени.
Ученик 10 класса Куренков Игорь исследовал проблему: «Всегда ли слово – источник счастья?». Со своей работой принял участие во II Международном образовательном конкурсе «Язык предков», награждён Дипломом Лауреата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Современные педагогические образовательные технологии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Педагогические образовательные технологии
образовательные технологии...
Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя
Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...