Библиотека как культурно-образовательный центр школы
статья

Сазонова Лариса Андреевна

Библиотека как культурно-образовательный центр школы

 

Современную школьную библиотеку нельзя представить на современном этапе как пункт выдачи и приема литературы, она реализует культурные, информационные и образовательные функции.

Школьной библиотека — это культурно-образовательный центр, который призван не только прививать интерес к чтению, но и знакомить учащихся с историей, культурой, обычаями России и других стран, прививать школьникам увлечение коллективным творчеством, учить школьника ориентироваться в потоках информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Библиотека как культурно-образовательный центр школы

Современную школьную библиотеку нельзя представить на современном этапе как пункт выдачи и приема литературы, она реализует культурные, информационные и образовательные функции.

Школьной библиотека — это культурно-образовательный центр, который призван не только прививать интерес к чтению, но и знакомить учащихся с историей, культурой, обычаями России и других стран, прививать школьникам увлечение коллективным творчеством, учить школьника ориентироваться в потоках информации.

Концепция

Школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция. Как следствие — тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача библиотеки — стать культурным центром своего города, региона, так и задача школьной библиотеки — стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла и в этом, библиотека обязана помочь школьнику.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению — это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, — всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки является приобщение школьников к культуре и интересу к познанию. Поскольку каждый школьник — это, прежде всего личность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить мероприятия, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки.

 Хотелось бы отдельно остановиться на мероприятиях, проводимых в школьной библиотеке конкретной школы.

 Эти увлекательные занятия, которые требует и литературного кругозора, и читательского общения и умения работать с Интернетом.

 Например:

  1. Чтение вслух, обсуждение прочитанного и главных героев, ведение дневника читателя, иллюстрирование (для младших школьников).
  2. Проведение литературных салонов на различную тематику и приуроченных к юбилейным и памятным датам (для учащихся 5-9 классов).
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?» «Почемучки», правовые викторины «Знай закон смолоду» и др.
  5. Организация художественных выставок, поэтических конкурсов.
  6. Интерактивные уроки: изучение творчества поэтов и писателей.
  7. Проведение Дня родного языка на которой учащиеся знакомиться с различными языками, бытом, историей, религией республик нашей страны, ближнего зарубежья и других стран мира.
  8. Организация уроков толерантности.
  9. Знакомство со словарями - уроки «Справочная литература в помощь уроку русского языка», «Словарь –наш помощник».
  10. Нобелевская неделя- библиотечный урок для учащихся 5-6 классов, на которых ученики знакомятся с номинациями и церемонией Нобелевской премии, узнают о науках, которые им предстоит вскоре изучать (химия, физика).

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады дебаты, ток-шоу, типа «К барьеру», «За и против», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли соорганизаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Учащиеся чувствуют себя востребованными и задействованными в различных мероприятиях, и это очень важный момент.

Образовательный процесс в современной школе постоянно расширяет свои границы и возможности, обогащается новыми технологиями. Современный библиотекарь стремится использовать традиции отечественной российской культуры и мировые тенденции в новых социальных и педагогических условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотека - это информационный центр школы.

В статье рассказывается об информатизации библиотек, о взаимодействии традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями. Библиотека должна быть доступной, максимально современной и привлек...

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ

Школьные библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы....

физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы

Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...

Культурно - образовательная среда в школе.

Культурно - образовательная среда в школе....