Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
рабочая программа на тему
В рабочей программе определены коррекционно-развивающие цели и задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_trifonovoy_a.a._1_programma_dopolnitelnyh_platnyh_uslug.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 28
город Таганрог Ростовская область
Программа
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда
учитель-логопед
Трифонова Анна Анатольевна
2011 год
Пояснительная записка
В рабочей программе определены коррекционно-развивающие цели и задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы школьного образования, потребностей и возможностей детей школьного возраста.
Методической базой рабочей программы являются:
- «Программа воспитания и обучения в школе» под ред. М.А. Васильевой;
- программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Обучение в школе детей с ОНР» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями речи и ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель разработки программы: оказание индивидуальной логопедической помощи детям с проблемами в речевом развитии в школьный период.
Задачи:
- диагностика, коррекция нарушений в развитии устной и предпосылок письменной речи у школьников;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися
образовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии родителям обучающихся.
Коррекция нарушений речи детей младшего школьного возраста требует организации специальной логопедической работы. Значительно эффективнее коррекция речи проходит в начальный школьный период. Более того, скорректированные недостатки речевого развития в начале обучения в первом классе, обеспечивают успешное обучение в школе с первых его дней. Поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий. В рамках организованных занятий по индивидуально составленному плану школьного обучения формируется речь как средство общения, что позволяет в дальнейшем справиться со школьной программой.
Актуальность заключается в необходимости вовремя выявить имеющиеся нарушения в речи ребёнка. Родители впервые обращают внимание на речевые недостатки, когда наступает пора школьного обучения. Если же и обнаруживают раньше, что их ребёнок не произносит какие-то звуки, не сразу начинают беспокоиться, надеясь, что со временем всё войдёт в норму и ребёнок «выговорится». На общее недоразвитие речи, скудный словарь, длительное употребление в речи «детского лепета» и вовсе не обращают внимание. Вследствие этого контингент детей с речевыми нарушениями достаточно велик. А у многих детей нарушения устной речи ещё более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой и ведут в дальнейшем к нарушениям письменной речи.
Логопедическая работа построена и ведётся с учётом особенностей психики и речевых нарушений. Успех этой работы во многом зависит от того, насколько учтены типические и индивидуальные особенности проявления общего недоразвития у детей-логопатов.
В алгоритм коррекции и развития входит:
- обследование (входная диагностика);
- формирование логопедических групп;
- проведение коррекционно-логопедической работы;
- общее развитие речи;
- промежуточная диагностика;
- формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
- итоговая диагностика;
- популяризация логопедических знаний среди родителей.
Схема коррекционно-развивающей логопедической работы | Диагностика:
|
Анализ и планирование:
| |
Коррекционно-развивающая работа:
| |
Профилактическая и консультативная работа:
| |
Методическое обеспечение:
| |
Контроль:
|
Планированию коррекционной логопедической работы предшествует комплексное обследование детей с целью установления характера, особенностей и степени проявлений дефекта. Затем проводится индивидуальное собеседование.
Коррекционно-развивающая логопедическая работа проводится поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произнесения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Постановка звуков проводится индивидуально. Автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на групповых занятиях. Важное место на данном этапе я отвожу формированию потребности в речевом общении; развитию слухового и зрительного восприятия. Широко использую упражнения по развитию «мелкой» моторики рук.
Содержание второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического оформления речи. Помимо логопедических занятий эта работа ведётся в ходе учебной и игровой деятельности учащихся.
На третьем этапе главное внимание уделяется развитию и формированию связной речи, т.е. коррекции речемыслительной деятельности учащихся.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми
Целью коррекционно-развивающих занятий в логопедической группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе.
В ходе занятий решаются следующие задачи:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса обучающихся с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи обучающихся.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Необходимая информация о:
- сохранных компонентах языка ребенка, которые служат базой для коррекции и совершенствования его речевого развития;
- степени и характере остаточных проявлений недоразвития речи ребенка;
- об особенностях психического и моторного развития ребенка, важных для полноценного преодоления недоразвития речи
собирается учителем-логопедом в процессе первичной диагностической беседы с ребёнком и его родителями.
В процессе коррекционно-развивающей логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей необходимых для актуализации общеучебных навыков:
- способностей к сосредоточению;
- умений войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;
- умений следовать единому замыслу работы в процессе индивидуальных и совместных усилий по преодолению трудностей;
- умений реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;
- возможности использования помощи партнера по работе.
Процесс усвоения языковых средств в условиях коррекционного воздействия ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнении и упрочение соответствующих навыков в актах речевой коммуникации.
Направления коррекционно-развивающей работы:
1. Совершенствование произносительной стороны речи;
2. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
3. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
4. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Содержание коррекционно-развивающей логопедической программы
Период | Основное содержание работы |
I этап октябрь, ноябрь. | Совершенствование произносительной стороны речи Закрепление навыков четкого произношения звуков (гласных и согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Корригирование произношения нарушенных звуков (W, [л'], [j], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [р] и т. д.). Развитие умения дифференцировать звуки по парным признакам (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д.). Закрепление произношения звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнение в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Введение в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. Развитие лексико-грамматических средств языка. Расширение лексического запаса в процессе изучения новых текстов (черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка). Активизация словообразовательных процессов: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Употребление существительных с увеличительным значением (голосище, носище, домище). Совершенствование навыков подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных (вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный). Толкование значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист — спортсмен, который играет в футбол). Упражнение в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля). Обучение дифференцированному использованию в речи простых и сложных предлогов. Обучение образованию сравнительной степени прилагательных (добрее, злее, слаще, гуще, дальше); сложных составных прилагательных (темно-зеленый, ярко-красный). Развитие понимания и умения объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда. Совершенствование умения преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. (воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка). Обучение преобразованию одной грамматической категории в другую (танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий). Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи. Закрепление умения выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствование навыков сравнения предметов, объектов; составление рассказов-описаний каждого из них. Обучение подбору слов-рифм, составлению пар, цепочек рифмующихся слов; рифмованных словосочетаний. Упражнение в конструировании предложений по опорным словам. Формирование навыков составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Упражнение в распространении предложений за счет введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Обучение анализу причинно-следственных и временных связей, существующих между частями сюжета. Закрепление навыков составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графические планы). Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок; заучивание потешек, стихотворений. Совершенствование навыков пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный и вопросный планы. Формирование навыков составления предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами). Обучение составлению рассказов с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды). Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Развитие произвольного внимания, слуховой памяти. Закрепление понятий «звук », «слог». Совершенствование навыков различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д. Формирование умения выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у — утка). Обучение анализу звукового ряда, состоящего из двух — трех — четырех гласных звуков. Обучение анализу и синтезу обратного слога. Формирование умения выделять последний согласный звук в слове. Обучение выделению первого согласного звука в слове. Формирование умения выделять гласный звук в положении после согласного (в слогах, словах). Обучение анализу и синтезу прямых слогов. Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам ([а], [о], [у], [ы], [л], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптико-пространственные и графические признаки. Обучение составлению из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые. Обучение осуществлению звукобуквенного анализа и синтеза слогов. Развитие оптико-пространственной ориентировки. Развитие графо-моторные навыков. |
2 этап декабрь январь, февраль | Совершенствование произносительной стороны речи Закрепление и автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи. Развитие умения дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] — [л], [с] — [ш], [ш] — [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] — [т'] — [ч], [ш] — [щ], [т] — [с] — [ц], [ч] — [щ] и т. д.). Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Исправление нарушенных звуков ([р], [р'], [ч], [щ]). Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Воспитание правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно-мелодической окраски. Развитие лексико-грамматических средств языка Уточнение и расширение знания значений слов (с опорой на лексические темы). Активизация словообразовательных процессов: объяснение и употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак — кулачок — кулачище). Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные). Совершенствование навыков употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Обучение практическому употреблению в речи слов с переносным значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.). Совершенствование умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный). Обучение употреблению этих слов в самостоятельной речи. Закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление навыков согласования числительных с существительными в роде, падеже. Обучение подбору синонимов и употреблению их в самостоятельной речи (молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать). Совершенствование умения преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье — веселый — веселиться — веселящийся). Обучение объяснению и практическому употреблению в речи слов с переносным значением (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками). |
3 этап март, апрель | Развитие самостоятельной фразовой речи. Закрепление навыков выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними. Совершенствование навыков распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Совершенствование навыков пересказа сказок, рассказов:
Заучивание стихотворений, потешек. Совершенствование навыков составления рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов в сопоставлении). Обучение составлению рассказов по картине, серии картин. Закрепление умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами. Совершенствование навыков составления развернутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих. Закрепление овладения элементарными навыками письма и чтения Развитие оптико-пространственной ориентировки. Совершенствование графо-моторных навыков. Закрепление понятий, характеризующих звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закрепление изученных ранее букв, формирование навыков их написания. Знакомство с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.). Закрепление графических и оптико-пространственных признаков изученных букв, формирование навыков их дифференциации. Формирование навыков деления слова на слоги. Формирование операций звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (н-р: вата, кот). Введение изученных букв в наглядно-графическую схему слова. Обучение чтению слогов, слов аналитико-синтетическим способом. Формирование навыков написания слогов, слов печатными буквами. Знакомство со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка), обучение их анализу, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение и написание печатными буквами. Формирование навыков преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д.). Обучение определению количества слов в предложении, их последовательности. Обучение выкладыванию слов из букв разрезной азбуки и чтению небольших предложений. Формирование навыка беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов. |
Программа рассчитана на 56 часов. Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам, сформированным с учётом характера нарушений речи. Материал по коррекции звукопроизношения используется в зависимости от характера нарушений речи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Лексическая тема | № занятия | Содержание занятия | Особенности проведения |
1 | Школа | 1 | Педагогическое обследование | Индивидуальная диагностическая беседа |
2 | Класс, урок | 2 | ||
3 | Осениий лес Грибы, ягоды | 3 | Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие “слово”. Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий. Согласование имен числительных (два и пять) с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Звук «У» Выделение звука “У” из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции. Знакомство с буквой “У”. Понятие “звук” и “буква”. Чтение и письмо букв У, у. | Деятельност-ные игры |
4 | Презентация Составление рассказа “Осень” | |||
4 | Дары осени Осень в деревне | 5 | Презентация Предметные картинки | |
6 | Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Звук «А». Выделение звука “А” из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции). | Пересказ отрывка из рассказа “Улетают журавли” | ||
5 | Осень в городе | 7 | Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных; словообразование родственных слов; упражнение в употреблении синонимов. Умение придумывать слова с заданным звуком. Чтение и письмо букв А, а. Звуковой анализ слов Ау, Уа. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов Ау, Уа. | Составление рассказа по картине |
6 | Хлеб Сельскохозяйственная техника | 8 | Употребление родительного падежа качественных числительных в сочетании с существительными Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование существительных с числительными. Буква «О». Выделение звука “О” из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового рядя типа АОУ. | Составление рассказа из коллективного опыта |
9 | ||||
7 | Перелётные и зимующие птицы | 10 | Имена существительные в творительном падеже. Знакомство с буквой “О”. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных АОУ. | Составление рассказа по серии картин |
8 | Дом, семья | 11 | Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. Употребление в речи несклоняемых существительных. Закрепление употребления в речи приставочных глаголов и существительных в винительном и родительном падежах множественного числа. Составление предложений по вопросам логопеда и объединение их в короткий рассказ. Звук и Буква «И». Выделение звука из состава слова. Анализ звукового ряда АОУИ. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных АОУИ. | Составление рассказа по сюжетной картине “Семья” |
12 | ||||
9 | Человек и его строение. Наш организм | 13 | Обучение постановке вопросов (предлог+чем?+где?предлог+Кем?) Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов единственного и множественного числа, настоящего и пошедшего времени, совершенного и несовершенного вида. Звук и буква «Э». Выделение звука из состава слова. Произнесение звука «Э» с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. | Составление предложений по картинкам, действиям и опорным словам. |
14 | ||||
15 | ||||
10 | Азбука здоровья | 16 | Различение и употребление единственного и множественного числа, настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида. Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. Соотнесение слова и схемы. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа АОУИЭ | Творческое рассказыва-ние |
17 | ||||
11 | Одежда, головные уборы, обувь | 18 | Составление предложений по опорным словам с использованием сущ. творит. падежа без предлогов и сущ. родит. падежа мн. числа. Звук «Ы». Выделение звука “Ы” из состава слова. Анализ звукового ряда типа ОЫУА. | Составление описательного рассказа с опорой на схему |
19 | ||||
12 | Мебель. Домашняя и офисная мебель | 20 | Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений с ними Обозначение буквой звука “Ы” в схеме слова. Составление из букв, чтение и письмо ряда гласных. Дифференциация звуков и букв “И-Ы» | Составление рассказа по серии сюжет-ных картин с предварительной работой по составле-нию предло-жений по опорным словам. |
13 | Посуда, продукты питания | 21 | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления и сезонности. Составление предложений с однородными членами. | Составление описательного рассказа по схеме |
22 | ||||
14 | Зима. Новогодние праздники. | 23 | Практическое усвоение и употребление глаголов с приставками –У-Вы-На-При-Пере-. Закрепление и правильное употребление в речи глагольных категорий вида, времени, числа. Составление предложений с использованием глагола. Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы. Чтение и письмо ряда гласных букв. | Составление предложений по сюжетной картине. |
24 | ||||
15 | Домашние животные и их детёныши. Скотный двор. Птичник. | 25 | Обозначение буквами гласных звуков к схеме слова. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. Выделение звуков “М,мь” из состава слова. Дифференциация звуков М-МЬ. Подбор слов к схеме. Преобразование слогов. | Составление описательного рассказа с опорой на схему Работа над рассказом. Составление предложений по опорным словам. |
26 | ||||
27 | ||||
16 | Дикие животные и их детёныши | 28 | Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных. Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ 2х и 3х сложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем. | Составление рассказа по графическому плану. |
29 | ||||
17 | Животные жарких стран и их детёныши | 30 | Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Понятие об ударении. Выделение ударного гласного звука в слове. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | Творческое рассказыва-ние. |
31 | ||||
18 | Животные севера и их детёныши | 32 | Составление рассказа по серии сюжет-ных картин с предварительной работой по составле-нию предло-жений по опорным словам. | |
19 | Электроприборы | 33 | Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами. Звуковой анализ слогов Ам, Ма. Большая буква в начале предложения. Чтение слогов МА, АМ, слова МАМА. Выделение звуков «В, вь» из состава слова. Анализ слогов типа «ВА» | Обучение самостоятельному рассказыванию по началу, данному логопедом. |
20 | Профессии. | 34 | Усвоение смысловой значимости приставочных глаголов с предлогами –из-через-от-перед-между. Подбор слов-антонимов в предложениях с противительным союзом –А. Составление и чтение слогов. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом –В. | Составление рассказа по сюжетной картинке (или творческое рассказыва-ние). |
35 | ||||
21 | Наша Армия. Военная техника. Военные профессии. | 36 | Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа (хотеть-хочу, махать-машу). Расширение глагольного словаря. Подбор действий к существительным. Закрепление правильного употребления в речи существительных родительного падежа множественного числа (лев-львов, звери-зверей). Выделение звуков «Н, нь». Чтение слогов. | Предметные картинки. Презентация |
22 | Мамин праздник. Женские профессии. | 37 | Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления. Выделение звуков «П, пь». Чтение слов и слогов. | |
23 | Растения. | 38 | Практическое усвоение навыков постановки вопроса: Какой? Какая? Какое? Составление предложений по опорным словам, согласуя сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже. Выделение звуков «Т, ть». Чтение слогов и слов. | Практическое усвоение образования родственных слов. |
39 | ||||
24 | Комнатные и декоративные растения. | 40 | Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами. Выделение звуков «К, кь». Звуковой анализ слов. Чтение слогов и слов. | Описание комнатных растений |
25 | Почта. Библиотека. | 41 | Практическое усвоение и употребление имен существительных в дательном падеже. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа КА и дополнение их до целого слова. Письмо слогов и слов. | Презентация |
26 | Магазин. Рынок. | 42 | Работа над сложноподчиненным предложением с союзами –что-чтобы-. Выделение звуков “Х, хь” из состава слова. Дифференцирование звуков “Х-хь”. Звуко-слоговой анализ словмох, уха. | Рассказ из опыта по опорным словам и словосочета-ниям |
27 | Поликлиника. Больница. | 43 | Практическое усвоение и употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и согласование их с глаголами совершенного и несовершенного вида; настоящего и прошедшего времени, ед. и мн. числа. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ОХ, ХА и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. | Пересказ рассказа со скрытым смыслом. |
28 | Весна. | 44 | Закрепление правильного употребления предлогов. Составление предложений с однородными членами. Дифференциация звуков К,Кь-Х,Хь. Чтение и письмо слов с пропущенными буквами типа мак, мухи. Составление предложения по схеме. | Чтение поте-шек и стихо-творений |
29 | Времена года. Месяцы. | 45 | Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных. Составление предложений с употреблением степеней прилагательных. Выделение звуков “З, зь” из состава слова. Дифференцирование звуков “З-Зь”. Соотнесение слова и схемы. Звуко-слоговой анализ словакоза. | Загадки Презентация |
30 | Погода. Природные явления. | 46 | Словообразование существительных с разными суффиксами. Употребление в речи сущ. в роде; дательном, творительном, винительном падежах. Составление предложений с союзами – А – И. Дифференциация звуков С, Сь-З,Зь, и букв С-З. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Рассказ-описание. Видеофильм. |
31 | Насекомые | 47 | Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных. Составление предложений с употреблением степеней прилагательных. Выделение звуков Б, бь из соства слова. Дифференциация звуков “Б-Бь”. Звуко-слоговой анализ словбусы, бант. | Загадки. Словесное рисование. |
32 | Наша страна. Наш город. | 48 | Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными. Дифференциация звуков Б, Бь-П, Пь, и букв П-Б. Чтение слов с пропущенной буквой. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Презентация. Беседа. |
33 | Космос | 49 | Практическое усвоение образования родственных слов. Дифференциация звуков Т,Ть-Д,Дь, и букв Т-Д. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Дифференциация звуков К,Кь-Г,Гь, и букв К-Г. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | Составление рассказа-описания или по серии сюжетных картин. |
34 | Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. | 50 | Закрепление навыков согласования сущ. с числительными. Составление предложений с однородными членами. Правильное употребление в речи сложных предлогов – из-за – из-под – и т. д. в предложениях типа: подлежащее+сказуемое+дополнение, где один из членов предложения выступает словосочетанием существительного с числительным. Дифференциация звуков и букв С-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. | Словесные игры |
51 | ||||
52 | ||||
35 | Правила дорожной безопасности. | 53 | Работа над грамматическими категориями, изученными в течение года. Буква “Я”-гласная. Слог-Я, слово Я. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна. Письмо слов. “Рассыпанное” предложение Яна видит Яшу. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. | Словесные игры Видеофильмы |
36 | Мир нужен всем | 54 | ||
37 | Чему учат в школе. | 55 | ||
38 | Здравствуй 1 класс | 56 | ||
Всего 56 часов |
Дополнительный материал для планирования индивидуальных занятий
в зависимости от характера нарушения речи
№ п/п | Лексическая тема | № занятия | Содержание занятия | Особенности проведения |
1 | Коррекция звукопроизношения | Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа ЗА, ЗВО и дополнение их до целого слова. Письмо и чтение слогов и слов. Правописание безударных гласных. | ||
2 | Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов бусы, бант, кабина. Письмо и чтение слов Бобик, кубики, изба. | |||
3 | Звуки «Д, дь» Звук и буква «Д» | Выделение звуков Д, дь из соства слова. Дифференциация звуков “Д-Дь”. Звуко-слоговой анализ словдубок, диван. | ||
4 | Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов дом, дубок, посуда. Письмо и чтение слов. Правописание безударных гласных (дома). | |||
5 | Звуки “Г, гь” Звук и буква “Г” | Выделение звуков Г, Гь из соства слова. Дифференциация звуков “Г-Гь”. Звуко-слоговой анализ словгуси, Ганс. | ||
6 | Составление из букв разрезной азбуки и письмо слов книга, бумага, магазин. Письмо и чтение слогов и слов. | |||
7 | Звук и буква “Ш” | Выделение звука Ш из состава слова. Звук Ш – твердый. Звуко-слоговой анализ словшуба, мышка, камыш. | ||
8 | Составление из букв разрезной азбуки слова шуба.Преобразование слов:кошка-мошка-мушка-пушка-пышка-мышка. | |||
9 | Обозначение мягкости согласных буквой “Я”. Дифференциация “А-Я”. Составление из букв разрезной азбуки слов Катя, Вася и предложения:У кошки котята. | |||
10 | Звук “Ж” | Выделение звука Ж из состава слова. Звук Ж – твердый. Звуко-слоговой анализ словапижама. | ||
Составление из букв разрезной азбуки словжук, сижу, вижу;предложения: Жук видит жабу.Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Письмо:кроссворд,предложение Вот жук, жаба и уж. | ||||
Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Правописание слогов ЖИ-ШИ. Письмо слогов ШИ,ЖИ. | ||||
Дифференциация звуков и букв Ж-З. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | ||||
11 | Звук «Л, ль и буква “Л” | Выделение звука “Л” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лампа, клумба, волна. | ||
Выделение звука “Ль” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов лиса, пальма. | ||||
Дифференциация согласных по твердости-мягкости (Л-Ль). Превращение слов (замена Л на Ль). Звуковой анализ слова липа. | ||||
Составление из букв разрезной азбуки словлак, лук, волны, лодки;предложений: Лодки плывут. Волны шумят. Письмо слов и предложений. | ||||
12 | Буква “Е” после согласных Буквы “О-Ё” | Буква “Е” - гласная. Соотнесение слов и слоговых схем. Составление из букв разрезной азбуки слов. Письмо слов. | ||
Обозначение мягкости согласных буквой “Е”. Письмо слов: лес, небо, снег;предложения: Дети идут в лес. Чтение. | ||||
Ё – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений. | ||||
Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо. | ||||
Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Дифференциация букв “О-Ё”. Составление из букв разрезной азбуки предложения: Тёма везёт Тому. | ||||
13 | Звуки “Р, рь” | Выделение звуков “Р, рь” из состава слова. Дифференциация звуков “Р, рь”. Звуковой и звуко-слоговой анализ слов. | ||
14 | Звук и буква “Р” | Составление из букв разрезной азбуки предложения: Ракета на старте. Письмо слов и предложений. | ||
15 | Звуки и буквы “Р-Л” | Дифференциация звуков и букв Р-Л. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | ||
16 | Звук и буква “Ф” Звуки “Ф, фь” | Выделение звуков “Ф, Фь” из состава слова. Дифференциация звуков “Ф-Фь”. Звуко-слоговой анализ слов. | ||
17 | Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение. | |||
18 | Звуки и буквы “В-Ф” | Дифференциация звуков и букв Ф-В. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | ||
19 | Буква “Ю” в начале слога Буква “Ю” после согласных | Ю – гласная. Составление из букв разрезной азбуки слов. Чтение. Ребусы. Письмо слов и предложений. | ||
20 | Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Обозначение мягкости согласных буквой “Ё”. Чтение и письмо. | |||
21 | Звук и буква “Ц” | Выделение звука“Ц” из состава слова. Звук “Ц” - твердый. Звуко-слоговой анализ слов. | ||
22 | Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова. | |||
23 | Звуки и буквы “С-Ц” | Дифференциация звуков и букв С-Ц. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. Превращение слов. | ||
24 | Звук “Й” | Звук “Й” - мягкий. Выделение звука “Й” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. | ||
25 | Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений.Письмо слов и предложений. Чтение. Рассыпанные слова. | |||
26 | Звуки “Ль-Й” | Дифференциация звуков Ль-Й. Письмо и чтение слогов и слов. Слова с пропущенными буквами. | ||
27 | Звук и буква “Ч” | Звук “Ч” - всегда мягкий. Выделение звука “Ч” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. | ||
Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЧА, ЧУ. Чтение и письмо слов и предложений. | ||||
28 | Звуки “Ч-Ть” и буквы “Ч-Т” | Дифференциация звуков Ч-Ть и букв Ч-Т. Письмо и чтение слогов и слов. Потерянные слоги Ча, Тя. | ||
29 | Звуки “Ч-Сь” и буквы “Ч-С” | Дифференциация звуков Ч-Сь и букв Ч-С. Письмо и чтение слогов и слов. Буква потерялась. | ||
30 | Звук и буква “Щ” | Звук “Щ” - мягкий. Выделение звука “Щ” из состава слова. Звуко-слоговой анализ слов. | ||
Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Правописание ЩА, ЩУ. Чтение и письмо слов и предложений. Рассыпанные слова. | ||||
31 | Звуки и буквы “Щ-Ч” | Дифференциация звуков и букв Ч-Щ. Письмо и чтение слогов и слов. Слоги потерялись. | ||
32 | Звуки “Щ-Сь” и буквы “Щ-С” | Дифференциация звуков Щ-Сь и букв Щ-С. Письмо и чтение слогов и слов. Математическая грамота. | ||
33 | Буква “Ь” на конце слова Буква “Ь” в середине слова | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на конце слова. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложений. Письмо. Преобразование слов. Слова с пропущенными буквами. |
В итоге коррекционно-развивающей логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам.
Таким образом, дети должны уметь:
- свободно составлять рассказы, пересказы;
- владеть навыками творческого рассказывания;
- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
- понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
- понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
- овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
- оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
- фонематическое восприятие,
- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
- графо-моторные навыки,
- элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких фраз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование стандартного набора программ Windows в работе учителя-логопеда
Важнейшими задачами современного образования является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к трудовой деятельности, а для детей с ограниченными возможностями здоровья – это еще и преодоление ...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
Мониторинг качества освоения программы коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР учителя-логопедаАнтоненковой Натальи Вал...
Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Протоколы мониторинга качества освоения программы коррекционно-развивающей работыучителя-логопеда за 2019-2020 уч.г, 2020-2021 уч.г, 2021-2022 уч.г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работыв группе компенсирующей направленности для детей с ТНР учителя-логопеда Антоненковой Натальи Валерьевны...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...