Методическая работа
материал

Нонна Борисовна Маркова

Выступления на педагогическом совете

- «Условия успешной адаптации воспитанников школы- интерната»

-«Изменения в адаптированных образовательных программах школы-интерната на 2016-2017 учебный год»

-«ИКТ-технология. Естественнонаучная лаборатория «Наураша».

- Степень удовлетворенности  родителей работой воспитателей в 2018-2019году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Условия успешной адаптации воспитанников школы- интерната».

 27.12.2018                                                                                        Маркова Нонна Борисовна,

                                                           воспитатель интерната

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Среди них есть как дети из полноценных и благополучных семей, так и дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.

Работа каждого воспитателя направлена на создание благоприятных условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.

Для этого необходимо:

  • Ближе познакомится с каждым ребенком, определить его способности и личностные качества;
  • Определить уровень адаптации;
  • Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
  • Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации.

 

Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.

Нами используются следующие методы и формы работы:

  • Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
  • Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
  • Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;

Всё это способствует:

  • Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством детей, как ранее обучавшихся в школе-интернате, так и вновь поступивших;
  • Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
  • Гармоничным взаимоотношениям между детьми и взрослыми;
  • Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;
  • Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.

  

В начале 2015-2016 учебного года я стала воспитателем у первоклассников.  Две трети детей до этого посещали детские дошкольные учреждения, часть детей – так называемые «домашние дети».

 Передо мной стояла

ЦЕЛЬ:

 Создать благоприятные социально-педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы – интерната.

 ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 Вновь прибывшие дети.

ЗАДАЧИ:

 Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

 Создать условия для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного детского  коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;

  • Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);
  • Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
  • Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы – интерната

Хочу предложить вашему вниманию несколько  диагностических методик, с помощью которых я пыталась определить уровни адаптации своих воспитанников к условиям школы-интерната.

В конце первого года обучения детей было проведено анкетирование «Что мне нравится в школе?» (приложение 3), с помощью которой можно было оценить уровень школьной мотивации и, как следствие, выяснить, насколько ребёнок адаптировался в школе.

В анкетировании принимали участие 21 воспитанник.  Из них 10 человек  характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, у  6-ти воспитанников показатели соответствуют среднему уровню, у 3-х человек низкая школьная мотивация, показатели одного воспитанника свидетельствуют о внешней мотивации, и, к сожалению, в одном случае можно говорить о негативном отношении к школе.

Также с воспитанниками проводился опрос по методике  «Градусник» (приложение 2)данная методика позволяет определить степень тревожности первоклассников,  которая связана с учебной деятельностью. Из двадцати человек, принимавших участие в опросе, у 11 воспитанников показатели стабильные, что говорит о низкой степени тревожности, у 9 воспитанников показатели говорят, что они испытывают некоторые затруднения и ощущают тревожность и угнетённость на некоторых уроках.

В начале этого учебного года я проводила диагностику с применением методики «Краски» (приложение 2).  С помощью данной методики также можно определить, испытывает ли ребёнок  затруднения, связанные с его успешностью в учебной деятельности. Детям предлагалось закрасить геометрическую фигуру тем цветом, с которым у него ассоциируется то или иное слово, связанное со школой. Некоторые воспитанники закрасили часть предметов в тёмные и чёрный цвета, это говорит о том, что он испытывает некоторые трудности в учебной деятельности. Порадовало то обстоятельство, что  слова «учитель» и «воспитатель» у детей вызывают ассоциации со светлыми, тёплыми цветами.

Работа с участниками педагогического совета.

 Методика «Адаптация»(приложение 1).

1.Сейчас я хочу предложить вам представить себя в роли ребёнка, воспитанника школы-интерната. Внимательно прослушайте каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе напротив его номера поставьте поставьте знак «+», а если не согласны – знак «-».

  1. Обработка результатов.

3.Интерпретация результатов.

 Методика «Краски» (приложение 2).

 А сейчас возьмите в руки листы бумаги с изображёнными на них кружками и цветные карандаши. Сейчас вы, как педагоги, дадите окраску тем или иным понятиям, которые мы встречаем в нашей профессиональной деятельности.

  1. Урок (для восп. – самоподготовка)
  2. тетради
  3. администрация
  4. каникулы
  5. комиссия (проверка)
  6. родители учащихся
  7. аттестация
  8. педсовет
  9. зарплата
  10. школа-интернат

Приложение 1

Методика «Адаптация»

Цель: выявление уровня адаптации учащихся.

Задачи:  Определить уровень адаптации ребенка к социальному окружению.

Выявить уровень принятия учащимися собственной личности.

Определить уровень адаптации ребенка к ведущей деятельности.

Тип методики: вопросник.  Форма проведения: групповая, индивидуальная..

Описание методики: текст вопросника состоит из 24 утверждений, описывающих состояние личности в различных ситуациях, исходя из которых, можно сделать вывод об уровне адаптации учащихся к социальному окружению (А/С), процессу обучения (А/Д) и к своей личности на данный момент (А/Я). В методику включены вопросы, составляющие «шкалу лжи» (Л), которая позволяет судить о выраженности у испытуемых тенденции давать «социально одобряемые» ответы. Высокие показатели по этой шкале сокращают достоверность результатов тестирования и выявляют особенности «самопрезентации» подростков.

Инструкция: Внимательно прочтите («прослушайте» – для групповой формы тестирования) каждое утверждение теста.  Если Вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера, поставьте знак «+», если не согласны – знак «».

Обработка результатов: сравнить данные протокола с ключом. За каждое совпадение поставить 1 балл. Подсчитать количество баллов в каждой колонке, затем общий балл – сумма баллов первых трех колонок.

                                                            Ключ:

А/С         А/Я           А/Д          Л             А

1 –           2 +             3 +          4 +

5 +           6 +             7 +          8 +

9 –         10 –            11 –        12 +

13 –       14 –            15 +        16 +

17 +      18 –            19 +         20 +

21 +      22 +            23 +         24 +

Средний:                 3            3,4              2,9           3              13

Ст. отклонение:   1,8          1,2              1,8           0,9           3,3

Интерпретация результатов:

  1. Если значение показателя Л – высокое (4-6), то данные теста можно признать недостоверными, а личность – стремящейся к социальному одобрению.
  2. Высокое значение показателя А/Я (4-6) свидетельствует о самопринятии личности, о гармонии с самим собой. Низкое значение (0-2) – о возможности наличия внутренних комплексов, конфликтов, степени их выраженности.
  3. Показатель А/С отражает уровень коммуникабельности личности, адаптацию к социальному окружению, эффективность взаимодействия личности с социальным окружением. Высокий уровень (4-6), низкий (0-2)
  4. Показатель А/Д позволяет определить уровень адаптации учащихся к учебной деятельности. Он позволяет также выявить проблемы, связанные с обучением (на основе анализа утверждений, объединенных в шкалу). Высокий (3-6), низкий (0-2)
  5. Значение общего показателя А позволяет охарактеризовать процесс адаптации – дезадаптации в целом. 18-12 –высокий уровень, 11-7 –средний уровень, ниже 6 – низкий уровень адаптации, дезадаптация.

Текст вопросника

Инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера поставьте знак (+), если не согласны – знак (-)».

  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
  2. Я люблю соревноваться с другими и побеждать.
  3. Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства.
  4. Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно.
  5. Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими.
  6. Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших.
  7. Я практически не имею свободного времени.
  8. Я всегда говорю взрослым только правду.
  9. Я стараюсь держаться ото всех в стороне.
  10. Часто я неприятен сам себе.
  11. На некоторых уроках я чувствую себя глупым.
  12. Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями.
  13. Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости.
  14. Я чувствую неуверенность в себе.
  15. Мои достижения – плоды моего труда, а не результат везения.
  16. Я никогда не говорю о других дурно.
  17. Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми
    знакомлюсь.
  18. Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.
  19. С учебой я справляюсь легко.
  20. Я никогда не беру дома ничего без спроса.
  21. Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях.
  22. В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением.
  23. Я умею упорно работать.
  24. У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.

  Приложение 2

 Методика «Градусник»

 Перед процедурой диагностирования воспитатель проводит предварительную беседу с воспитанниками, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык — 39°
математика – 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности  воспитанников – учащихся начальных классов, которая связана с учебной деятельностью.

Методика «Краски»

 Воспитанники отряда получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, дневник, тетрадь, воспитатель. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности .
Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.

 Приложение 3

«Что мне нравится в школе?»

 Оценивать уровень школьной мотивации можно  с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

по теме «Изменения в адаптированных образовательных программах

 школы-интерната на 2016-2017 учебный год»

Подготовила: воспитатель Маркова Н.Б.

«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности» А.Эйнштейн 

Специфика разработки АООП (АОП)  в рамках реализации ФГОС  начального общего образования обучающихся с ОВЗ  ФГОС  НОО обучающихся  обучающихся с ОВЗ

Разделы программы

  • целевой;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел

Целевой раздел

  • Пояснительная записка (цели реализации АООП, общая характеристика АООП, психолого-педагогические характеристики обучающихся, описание особых образовательных потребностей)
  •  Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (связь между требованиями Стандарта, ОП, системой оценки результатов, соответствие психофизическим, возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся)

Система оценки достижения планируемых результатов (особенности оценки личностных (портфолио творческих работ и мониторинги), предметных (диагностические работы (промежуточные и итоговые), направленные на определение уровня освоения темы учащимися)

Содержательный раздел

  • Программа формирования УУД/БУД (связь УД с содержанием учебных предметов, характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, технологии развития УУД. Программа формирования УУД является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов).
  • Программы отдельных учебных предметов, курсов (перераспределение по годам обучения, обусловленность увеличением срока усвоения программы).
  • Программа  духовно-нравственного/

нравственного развития (цель, задачи, направления работы, планируемые результаты воспитания, формы организации работы)

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
  • Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы

  • Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП НОО

Организационный раздел

  • Учебный план (предметные области, КРО, их состав и структура, внеурочная деятельность). АООП НОО может включать 1 или несколько УП.
  • Программа внеурочной деятельности (направления развития личности, формы)
  • Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (кадровые условия, финансовое обеспечение, психолого-педагогические условия, материально-технические условия, информационно-методические условия)    

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений

Индивидуальный учебный план учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.



Предварительный просмотр:

Тема выступления: «ИКТ-технология. Естественнонаучная лаборатория «Наураша».

Докладчик: Маркова Н.Б.

Цель: 

  • Пробуждение в ребенке интереса исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.

Задачи: 

  • Научить ставить цель и добиваться результатов;
  • Развивать любознательность, стремление к познанию и открытиям;
  • Прививать культуру общения со сверстниками и взрослыми;

Мультипликационный герой Наураша помогает маленьким исследователям с помощью датчиков познакомиться с различными явлениями в игровой увлекательной форме

Состав лаборатории

  • Цифровая лаборатория состоит из восьми модулей, посвященных разным темам (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность
  • Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру
  • Дополнительное оборудование находится в тематическом лотке.

Основные принципы:

  • Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
  • Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
  • Выполнение требований к предметным результатам обучающихся – освоение базовых учебных действий (БУД)

Способы работы в лаборатории

  • Работа педагога с небольшой группой детей, в парах, индивидуально
  • Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента
  • Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
  • Возможность повторить эксперимент.

Предложение:

В 2017-2018 учебном году Естественнонаучную лабораторию «Наураша»использовать педагогам в урочной и внеурочной деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...