Методическая работа
материал
Выступления на педагогическом совете
- «Условия успешной адаптации воспитанников школы- интерната»
-«Изменения в адаптированных образовательных программах школы-интерната на 2016-2017 учебный год»
-«ИКТ-технология. Естественнонаучная лаборатория «Наураша».
- Степень удовлетворенности родителей работой воспитателей в 2018-2019году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnoy_adaptatsii_vospitannikov_shkoly-_internata.docx | 23.63 КБ |
vystuplenie_ped_sovet.docx | 252.53 КБ |
vystuplenie_ped_sovet_2.docx | 15.23 КБ |
vystuplenie_udovletvorennost_roditeley.ppt | 676.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Условия успешной адаптации воспитанников школы- интерната».
27.12.2018 Маркова Нонна Борисовна,
воспитатель интерната
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Среди них есть как дети из полноценных и благополучных семей, так и дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.
Работа каждого воспитателя направлена на создание благоприятных условий для быстрой и успешной адаптации учащихся.
Для этого необходимо:
- Ближе познакомится с каждым ребенком, определить его способности и личностные качества;
- Определить уровень адаптации;
- Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
- Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.
Нами используются следующие методы и формы работы:
- Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
- Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
Всё это способствует:
- Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством детей, как ранее обучавшихся в школе-интернате, так и вновь поступивших;
- Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
- Гармоничным взаимоотношениям между детьми и взрослыми;
- Активному участию вновь поступивших детей в жизни класса, школы;
- Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.
В начале 2015-2016 учебного года я стала воспитателем у первоклассников. Две трети детей до этого посещали детские дошкольные учреждения, часть детей – так называемые «домашние дети».
Передо мной стояла
ЦЕЛЬ:
Создать благоприятные социально-педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы – интерната.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Вновь прибывшие дети.
ЗАДАЧИ:
Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
Создать условия для социально – психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного детского коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
- Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);
- Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
- Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы – интерната
Хочу предложить вашему вниманию несколько диагностических методик, с помощью которых я пыталась определить уровни адаптации своих воспитанников к условиям школы-интерната.
В конце первого года обучения детей было проведено анкетирование «Что мне нравится в школе?» (приложение 3), с помощью которой можно было оценить уровень школьной мотивации и, как следствие, выяснить, насколько ребёнок адаптировался в школе.
В анкетировании принимали участие 21 воспитанник. Из них 10 человек характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, у 6-ти воспитанников показатели соответствуют среднему уровню, у 3-х человек низкая школьная мотивация, показатели одного воспитанника свидетельствуют о внешней мотивации, и, к сожалению, в одном случае можно говорить о негативном отношении к школе.
Также с воспитанниками проводился опрос по методике «Градусник» (приложение 2), данная методика позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью. Из двадцати человек, принимавших участие в опросе, у 11 воспитанников показатели стабильные, что говорит о низкой степени тревожности, у 9 воспитанников показатели говорят, что они испытывают некоторые затруднения и ощущают тревожность и угнетённость на некоторых уроках.
В начале этого учебного года я проводила диагностику с применением методики «Краски» (приложение 2). С помощью данной методики также можно определить, испытывает ли ребёнок затруднения, связанные с его успешностью в учебной деятельности. Детям предлагалось закрасить геометрическую фигуру тем цветом, с которым у него ассоциируется то или иное слово, связанное со школой. Некоторые воспитанники закрасили часть предметов в тёмные и чёрный цвета, это говорит о том, что он испытывает некоторые трудности в учебной деятельности. Порадовало то обстоятельство, что слова «учитель» и «воспитатель» у детей вызывают ассоциации со светлыми, тёплыми цветами.
Работа с участниками педагогического совета.
Методика «Адаптация»(приложение 1).
1.Сейчас я хочу предложить вам представить себя в роли ребёнка, воспитанника школы-интерната. Внимательно прослушайте каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе напротив его номера поставьте поставьте знак «+», а если не согласны – знак «-».
- Обработка результатов.
3.Интерпретация результатов.
Методика «Краски» (приложение 2).
А сейчас возьмите в руки листы бумаги с изображёнными на них кружками и цветные карандаши. Сейчас вы, как педагоги, дадите окраску тем или иным понятиям, которые мы встречаем в нашей профессиональной деятельности.
- Урок (для восп. – самоподготовка)
- тетради
- администрация
- каникулы
- комиссия (проверка)
- родители учащихся
- аттестация
- педсовет
- зарплата
- школа-интернат
Приложение 1
Методика «Адаптация»
Цель: выявление уровня адаптации учащихся.
Задачи: Определить уровень адаптации ребенка к социальному окружению.
Выявить уровень принятия учащимися собственной личности.
Определить уровень адаптации ребенка к ведущей деятельности.
Тип методики: вопросник. Форма проведения: групповая, индивидуальная..
Описание методики: текст вопросника состоит из 24 утверждений, описывающих состояние личности в различных ситуациях, исходя из которых, можно сделать вывод об уровне адаптации учащихся к социальному окружению (А/С), процессу обучения (А/Д) и к своей личности на данный момент (А/Я). В методику включены вопросы, составляющие «шкалу лжи» (Л), которая позволяет судить о выраженности у испытуемых тенденции давать «социально одобряемые» ответы. Высокие показатели по этой шкале сокращают достоверность результатов тестирования и выявляют особенности «самопрезентации» подростков.
Инструкция: Внимательно прочтите («прослушайте» – для групповой формы тестирования) каждое утверждение теста. Если Вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера, поставьте знак «+», если не согласны – знак «–».
Обработка результатов: сравнить данные протокола с ключом. За каждое совпадение поставить 1 балл. Подсчитать количество баллов в каждой колонке, затем общий балл – сумма баллов первых трех колонок.
Ключ:
А/С А/Я А/Д Л А
1 – 2 + 3 + 4 +
5 + 6 + 7 + 8 +
9 – 10 – 11 – 12 +
13 – 14 – 15 + 16 +
17 + 18 – 19 + 20 +
21 + 22 + 23 + 24 +
Средний: 3 3,4 2,9 3 13
Ст. отклонение: 1,8 1,2 1,8 0,9 3,3
Интерпретация результатов:
- Если значение показателя Л – высокое (4-6), то данные теста можно признать недостоверными, а личность – стремящейся к социальному одобрению.
- Высокое значение показателя А/Я (4-6) свидетельствует о самопринятии личности, о гармонии с самим собой. Низкое значение (0-2) – о возможности наличия внутренних комплексов, конфликтов, степени их выраженности.
- Показатель А/С отражает уровень коммуникабельности личности, адаптацию к социальному окружению, эффективность взаимодействия личности с социальным окружением. Высокий уровень (4-6), низкий (0-2)
- Показатель А/Д позволяет определить уровень адаптации учащихся к учебной деятельности. Он позволяет также выявить проблемы, связанные с обучением (на основе анализа утверждений, объединенных в шкалу). Высокий (3-6), низкий (0-2)
- Значение общего показателя А позволяет охарактеризовать процесс адаптации – дезадаптации в целом. 18-12 –высокий уровень, 11-7 –средний уровень, ниже 6 – низкий уровень адаптации, дезадаптация.
Текст вопросника
Инструкция: «Внимательно прочтите каждое утверждение теста. Если вы с ним согласны, то в протоколе, напротив его номера поставьте знак (+), если не согласны – знак (-)».
- Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
- Я люблю соревноваться с другими и побеждать.
- Мне легко подбирать слова, чтобы выразить свои мысли и чувства.
- Я всегда сдерживаю обещание, даже если это мне не выгодно.
- Я общительный, открытый человек и легко схожусь с другими.
- Я постоянно стремлюсь к успеху, мне важно быть в числе лучших.
- Я практически не имею свободного времени.
- Я всегда говорю взрослым только правду.
- Я стараюсь держаться ото всех в стороне.
- Часто я неприятен сам себе.
- На некоторых уроках я чувствую себя глупым.
- Я всегда справедлив в отношениях с учителями и родителями.
- Я часто смущаюсь и испытываю чувство застенчивости.
- Я чувствую неуверенность в себе.
- Мои достижения – плоды моего труда, а не результат везения.
- Я никогда не говорю о других дурно.
- Попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь и легко со всеми
знакомлюсь. - Порой мне кажется, что я ни на что не гожусь.
- С учебой я справляюсь легко.
- Я никогда не беру дома ничего без спроса.
- Мне нравится участвовать в различных коллективных мероприятиях.
- В целом я хорошо отношусь к себе и доволен своим положением.
- Я умею упорно работать.
- У меня никогда не было таких мыслей, которые нужно было бы скрывать от других.
Приложение 2
Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования воспитатель проводит предварительную беседу с воспитанниками, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык — 39°
математика – 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности воспитанников – учащихся начальных классов, которая связана с учебной деятельностью.
Методика «Краски»
Воспитанники отряда получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, дневник, тетрадь, воспитатель. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности .
Эта диагностика позволяет определить испытывает ли ребенок учебные затруднения, которые связаны с его успешностью в учебной деятельности.
Приложение 3
«Что мне нравится в школе?»
Оценивать уровень школьной мотивации можно с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1, положительный – 3 балла).
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
по теме «Изменения в адаптированных образовательных программах
школы-интерната на 2016-2017 учебный год»
Подготовила: воспитатель Маркова Н.Б.
«Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности» А.Эйнштейн
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ ФГОС НОО обучающихся обучающихся с ОВЗ
Разделы программы
- целевой;
- содержательный раздел;
- организационный раздел
Целевой раздел
- Пояснительная записка (цели реализации АООП, общая характеристика АООП, психолого-педагогические характеристики обучающихся, описание особых образовательных потребностей)
- Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (связь между требованиями Стандарта, ОП, системой оценки результатов, соответствие психофизическим, возрастным особенностям и особым образовательным потребностям обучающихся)
Система оценки достижения планируемых результатов (особенности оценки личностных (портфолио творческих работ и мониторинги), предметных (диагностические работы (промежуточные и итоговые), направленные на определение уровня освоения темы учащимися)
Содержательный раздел
- Программа формирования УУД/БУД (связь УД с содержанием учебных предметов, характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, технологии развития УУД. Программа формирования УУД является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов).
- Программы отдельных учебных предметов, курсов (перераспределение по годам обучения, обусловленность увеличением срока усвоения программы).
- Программа духовно-нравственного/
нравственного развития (цель, задачи, направления работы, планируемые результаты воспитания, формы организации работы)
- Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы
- Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении АООП НОО
Организационный раздел
- Учебный план (предметные области, КРО, их состав и структура, внеурочная деятельность). АООП НОО может включать 1 или несколько УП.
- Программа внеурочной деятельности (направления развития личности, формы)
- Система условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта (кадровые условия, финансовое обеспечение, психолого-педагогические условия, материально-технические условия, информационно-методические условия)
Адаптированная образовательная программа− образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
Индивидуальный учебный план− учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «ИКТ-технология. Естественнонаучная лаборатория «Наураша».
Докладчик: Маркова Н.Б.
Цель:
- Пробуждение в ребенке интереса исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Задачи:
- Научить ставить цель и добиваться результатов;
- Развивать любознательность, стремление к познанию и открытиям;
- Прививать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
Мультипликационный герой Наураша помогает маленьким исследователям с помощью датчиков познакомиться с различными явлениями в игровой увлекательной форме
Состав лаборатории
- Цифровая лаборатория состоит из восьми модулей, посвященных разным темам (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность
- Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру
- Дополнительное оборудование находится в тематическом лотке.
Основные принципы:
- Формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
- Выполнение требований к предметным результатам обучающихся – освоение базовых учебных действий (БУД)
Способы работы в лаборатории
- Работа педагога с небольшой группой детей, в парах, индивидуально
- Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента
- Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
- Возможность повторить эксперимент.
Предложение:
В 2017-2018 учебном году Естественнонаучную лабораторию «Наураша»использовать педагогам в урочной и внеурочной деятельности.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год
В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...
Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.
В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного цикла по разным направлениям. Определены задачи работы на новый уебный год...
Формы методической работы методических объединений
Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...
Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.
Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...