Организация исследовательской деятельности в условиях современной историко-культурной среды
опыты и эксперименты
Рефлексия участия в сетевом проекте ВЕБ-КВЕСТ "в гости к Пушкину спешу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе-анализ «По следам участия в сетевом проекте веб-квесте «В гости к Пушкину спешу» (Организация исследовательской деятельности в условиях современной историко-культурной среды)
Новизна подхода к применению технологии веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности непосредственно на моих учебных занятиях. А.В. Хуторской отмечает, что «проектная форма обучения закрепилась в нашей стране преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничего не мешает распространить ее на базовый учебный процесс». Значимость и актуальность проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, определена им так: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности»
Всем хорошо известно, что к знаниям ведут три пути: путь размышлений – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий и путь опыта – самый тернистый. У каждого учителя есть своё понимание того, по какому пути вести детей к знаниям. Сегодняшняя школа совсем не похожа на ту, которая была 20, 10 и даже 5 лет назад. Система образования непрерывно развивается и обновляется, внедряются в учебный процесс современные технологии и различные инновации. Современная учебная программа требует от учащихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растет. Очень часто обилие информации приводит к пассивному ее восприятию, соответственно, к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению и снижению мотивации. Применение компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий дает большие возможности в решении этой проблемы. Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций является технология образовательных веб-квестов – это одна из форм работы, которая способствует повышению мотивации современных школьников к изучению литературы и чтению книг. Она позволяет перенести традиционные формы обучения в дистанционную среду, которая близка и понятна современным школьникам.
Принимая участие в веб-квесте, мы убедились, что он дает возможность работать в группе. Это способствует формированию личностных результатов: участвуя в групповой работе, ученик вступает в речевое общение, участвует в диалоге. Все это способствует воспитанию чувства эмпатии: понимание чувств других, сопереживание им. Участие в веб-квесте способствует развитию умений высказывать свою точку зрения, приводить аргументы для доказательств, что развивает метапредметные умения. Веб-квест развивает умение работать с разными источниками информации, учит анализировать, самостоятельно выдвигать гипотезу, структурировать материал, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
В процессе защиты выполненных заданий по веб-квесту учащийся реально видит, что по каждому действию, задаче и т. д. может существовать не его одна, а несколько точек зрения, несколько вариантов решения, и совсем не обязательно, что его точка зрения, его вариант решения будут правильными и лучшими. Учащийся учится сопоставлять, сравнивать, наконец, принимать другие точки зрения. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
Пробудить интерес - дело всегда архитрудное! Тем более к литературе, где для того, чтобы понять, почувствовать и принять - мало простых физических усилий, требуется и большая работа духа. И привычка (желательно многолетняя и с ранних лет воспитанная) в книгу-то заглядывать. И всё это, заметьте, в условиях жесточайшей конкуренции книги с компьютером и интернетом. Поэтому и надо интернет превращать в союзника педагога. Ученики наши давно там "живут" и мыслят другими масштабами. И просто замечательно, что родилась такая форма, способная увлечь ребят.
Веб-квестами мы интересовались и ранее (например, "В гостях у помещиков"), и уже и тогда было необычно и познавательно, но "В гости к Пушкину спешу" удивил, оставил сильнейшее впечатление. Несомненное достоинство данного "приключения": это состязательность, участие команд из других регионов, продуманная система самооценивания и взаимооценивания, возможность видеть, как пульсирует человеческая мысль и "рука друга". Почему напрашиваются такие сравнения? Когда ребята воочию видят, насколько по-разному можно выполнить одно задание; когда хочется быть на хорошем уровне, состоятельными, что приходится доказывать, в первую очередь, самим себе; когда погружение в творчество настолько ощутимо, что приходит понимание о том, как непросто поймать вдохновение, что Муза довольно капризна; когда опытные наставники(организаторы игры) в трудную минуту всегда находят нужные и мудрые слова, - понимаешь, как необходима ребятам именно такая организация освоения знаний, предмета, постижения своей личности через знакомство с Великой Личностью. Вот этот-то деятельностный подход очень понравился. Понравилось и открытие новых сервисов. А то, что ребята их оценили, я увидела при выполнении ими различных заданий.
Думаю, А.С.Пушкина точно для себя открыли! А самое главное - это послевкусие, оставшееся после заключительного этапа, когда при создании виртуальной газеты не только общались активно с другими командами, но и приобрели, как нам кажется, единомышленников! Я точно знаю, что вошли мы в веб-квест одними людьми, а вышли другими - обогащёнными новым, интересным, творческим. Веб-квест вдохнул в нас жажду деятельности!
Вместе с ребятами повышала свой уровень компьютерной грамотности и я. Так что веб-квест - это действительно мощный импульс к профессиональному совершенствованию и общению с учениками совершенно на другом уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых обр...
«Особенности организации исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»
Cтатья, посвященная особенностям организации исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)...
Организация исследовательской деятельности в условиях современной историко-культурной среды
Рефлексия участия в сетевом проекте ВЕБ-КВЕСТ "В гости к Пушкину спешу"...
Организация исследовательской деятельности учащихся в современной образовательной организации
В материале раскрываются теоретические основы исследовательской деятельности учащихся, а также рассматривается практический опыт учителя Сергеевой Ирины Николаевны....
Организация исследовательской деятельности в условиях современного урока
Данный материал поможет в выборе методов организации исследовательской деятельности на современном уроке в условиях реализации ФГОС...
Урок-исследование. Организация исследовательской деятельности в условиях современного урока
Публикация содержит описание некоторых аспектов и требований к организации исследовательской деятельности на современном уроке, особенности организации работы учащихся...