Презентация "Развитие навыков познавательной самостоятельности"
презентация к уроку
В презентации представлены основные способы развития познавательной самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Развитие навыков познавательной самостоятельности" | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проблемного типа обучения усвоение результатов научного познания, системы знаний и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей
Цель традиционного типа обучения усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков
В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения принцип передачи учащимся готовых выводов науки
В основе организации процесса проблемного обучения принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике
Проблемное преподавание деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение
Проблемное учение учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения
Проблемная ситуация интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия
Полый цикл умственных действий - возникновение проблемной ситуации, - осознание сущности затруднения и постановка проблемы, - нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, - доказательство гипотезы, - проверка правильности решения проблем
Проблемное обучение имеет специальные функции: - воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); - воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности)
Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации; при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях; если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа; когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Способы побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними ; использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное; расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения; побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах; выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка; побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация; побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение; ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы; организация межпредметных связей; варьированные задачи, переформулировка вопроса.
Использование встречавшихся ранее проблем При учете следующих факторов: а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач; б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету; в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала; г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.
Метод монологического изложения учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция
Методы рассуждающего изложения Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция
Метод диалогического изложения Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Формы преподавания - поисковая беседа, рассказ
Метод эвристических заданий. открытие нового закона, правила и т . д. совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий
Метод исследовательских заданий Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и моделирование.
Метод программированных заданий учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия
Характеристики исследовательской компетенции готовность к проявлению компетенции (мотивационный аспект) владение знанием содержания компетенции (когнитивный аспект) опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект) отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект) эмоционально-волевая регуляция процесса и результат проявления компетенции
Компоненты исследовательской компетенции Мотивационно-ценностное и эмоционально-оценочное отношение учащегося к исследовательской деятельности Теоретическая готовность учащегося к исследовательской деятельности Технологическая готовность учащегося к исследовательской деятельности Результативная готовность учащегося к исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность Это-деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Цель исследовательской деятельности полагается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Уровни сформированности исследовательской компетенции Высокий уровень сформированности исследовательской компетенции характеризуется устойчивым интересом учащегося к исследовательской деятельности, исследовательская активность учащегося на высоком уровне, есть желание самореализовываться в исследовательской деятельности. Учащийся демонстрирует высокий уровень знаний методологии исследований, способен правильно и полно сформулировать цели и задачи исследования, может использовать разнообразные методы теоретического и эмпирического исследования, умеет критически анализировать литературу по проблеме исследования, способен к рефлексивной оценке результатов своей деятельности, постоянно осуществляет самоконтроль своей исследовательской деятельности, самостоятельно устраняет причины неудач.
Исследовательская активность учащегося со средним уровнем сформированности исследовательской компетенции проявляется преимущественно под влиянием внешних требований. Учащийся демонстрирует средний уровень знаний методологии исследований, его знания носят преимущественно репродуктивный характер. Он способен сформулировать цели и задачи исследования, умеет использовать методы теоретического и эмпирического исследования, анализирует литературу, но не всегда может сравнить точки зрения различных авторов, высказать свое мнение по проблеме. Умеет правильно оформить свою исследовательскую работу, способен к рефлексивной оценке результатов своей деятельности, но не всегда может осуществить самоконтроль, увидеть ошибки в своем исследовании, исправить их самостоятельно.
Низкий уровень сформированности исследовательской компетенции характеризуется неустойчивым интересом учащегося к исследовательской деятельности. Он не видит ее значимости в учебном процессе, демонстрирует низкий уровень знаний методологии исследований, не способен сформулировать цели и задачи исследования без помощи учителя, при отборе методов проведения исследования испытывает затруднения, не может правильно оформить исследовательскую работу, не способен самостоятельно оценить результаты своего исследования, постоянно нуждается в контролирующих действиях со стороны учителя.
Ведущие задачи учителя в процессе формирования исследовательской компетенции учащихся Дать учащимся представление об основных понятиях исследовательской работы о структуре, содержании и логике исследования об общих требованиях к исследовательским работам и их оформлению
Учить учащихся выделять проблему формулировать тему исследования выделять и формулировать цель исследования определять объект и предмет исследования выдвигать гипотезу ставить задачи исследования выбирать соответствующие методы исследования (теоретические, социологические, эмпирические и др.) планировать этапы исследования
осуществлять поиск и отбор материала, используя различные источники информации систематизировать и обобщать полученные данные анализировать результаты исследования делать аргументированные выводы обоснованно излагать свою точку зрения публично представлять результаты исследования в различных формах (реферат, компьютерная презентация, исследовательская работа и др.)
Организационные формы и методы, способствующие формированию исследовательской компетенции Деятельностные задания, содержащие коммуникативную цель и проблемно-прознавательную задачу Исследовательские проекты Рефераты Индивидуальная исследовательская работа Лекции и практикумы по методологии исследования
Деятельностные задания Тема урока Задания 1.Проблемы молодежи Выскажите свои предположения, почему молодежь объединяется в неформальные группы. Найдите сходства и различия у представителей различных субкультур. Расспросите своих одноклассников об их проблемах в отношениях с родителями. Обсудите в группах и определите, какие из них являются типичными. Решите, какие действия приемлемы и неприемлемы для решения этих проблем 2.Средства массовой информации Некоторые люди считают, что телевидение приносит только вред юным зрителям. Приведите собственные аргументы, чтобы убедить их в обратном. Прочитайте статью и сделайте вывод, нужна ли цензура в СМИ. 3.Проблемы города и деревни Назовите преимущества и недостатки проживания в большом городе. Обсудите проблемы транспорта в вашем городе и выскажите свои идеи о способах их решения. 4.Наука и техника Докажите, что открытие электричества оказало значительное влияние на развитие цивилизации. Обсудите в группах и назовите три самые значительные научно-технические достижения. Обоснуйте свой выбор.
Проекты Познавательно-исследовательские: «Древние цивилизации» (9 класс) Рекламно- исследовательские: «Путеводители по городам мира» (10 класс) Исследовательские: «Экологические проблемы Алтайского края» (11 класс)
Курсовые рефераты по страноведению Особенности британского характера Самые значительные события в истории Британии Особенности британской кухни Национальные виды спорта в США и России: сходства и различия Образование в США и России: преимущества и недостатки
Исследовательские работы Байрон в русской лирике: мотив звезды Слэнг как средство создания эмоциональной атмосферы в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» Особенности синонимических связей английских разговорных существительных Особенности использования в британских и американских газетах
Основные понятия исследовательской работы Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Исследовательское задание - элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов. Научная тема - задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Научное исследование - целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Научное познание - исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний. Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований.
Методы исследования Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы: 1 — методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2 — методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3 — методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Общая схема хода исследования Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Основные компоненты исследовательской работы 1.Проблема - вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях... 2.Актуальность - почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. 3.Цель - запланированный результат ваших исследований. Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета... 4.Задачи - что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Определяя задачи исследования, вы составляете план работы, её этапы: - изучение литературы (научная, критическая, художественная,публицистическая) - материалы проектов других авторов - Интернет -архив -музеи...
5.Методы - как решать задачи, проводить исследование: сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический).Очень хорошо, если выбранная вами тема, позволяет поставить опыты, эксперименты. Методы социологических исследований: анкетирование, интервью... Обязательно должен быть самостоятельный вывод. 6.Гипотеза - предположение, требующее доказательств. 7.Теоретические основания - теории, в рамках которых проводится исследование. 8.Объект - что исследуется. 9.Предмет - как, в каком аспекте исследуется объект. 10.Результаты исследования. 11.Выводы. 12.Заключение.
Обрати внимание и на формулировку темы исследования. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования. Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме. Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач. В заключение работы вы должны провести рефлексию относительно ЦЕЛЕЙ и ответить на вопрос: КАКОВ УРОВЕНЬ достижения цели, ЧТО НОВОГО я узнал, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ, КАКИЕ ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования? ЖЕЛАЕМ УСПЕХА !
Useful language for Research 1 Introduction The research paper (scientific research) is devoted to … The subject matter of … is very topical today. Its actuality may be explained by the following: … On the one hand, it’s necessary to know … On the other hand, we lack … , that’s why we have investigated …
2 The outline of research The object of our research (study) is …and the subject is … The main aim of our research is to study /to find out / to reveal the role of/ … To achieve our aim, the following tasks were set: 1) to study … 2) to elicit the most common … 3) to find out the most typical/important … 4) to classify …
According to the tasks, we suggested the following hypotheses : … We used the following methods of research: analysis of the text interview with opinion poll Internet conversation with observation of
3 The analysis of the results While testing our hypotheses/studying the … /investigating the../, we have got the following results: … Analyzing the results, we have come to the following conclusions: … or As a result of the analysis of all the information on the subject, we have come to the following conclusions : …
4 Conclusion This research has a practical significance for … Its novelty is in … The results of this research can be used in/for …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Познавательная самостоятельная деятельность учащихся в курсе " Человек, его здоровье и окружающая среда".
На современном этапе преподавания биологии в школе большое внимание уделяется развивающему обучению, где одним из критериев является познавательная самостоятельная работа учащихся....
Проблемное обучение как средство познавательной самостоятельности
В докладе кроме теоретической части о технологии проблемного обучения отражена практическая часть на основе исследовательской деятельности учащихся....
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
из опыта работы...
: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»
Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...
7 навыков родителей самостоятельных детей
Попробуйте принять к сведению!...