Оценочные средства
методическая разработка

Загурская Светлана Александровна

Оценочные средства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критериальное  самооценивание  и  взаимооценивание обучающихся.

        Наша группа работала над темой  " Современные средства оценивания результатов обучающихся".

Ставила перед собой цель: изучить содержания и методы  контроля и оценки учебных достижений учащихся в соответствии ФГОС.

Задачи:

  • Определение педагогических условий для развития оценочной самостоятельности детей.
  • Разработка и внедрение в педагогическую практику средств и критериев содержательной оценки школьных достижений ребёнка.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися  новые требования. Обучающиеся  школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников. 

 «Оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом» потому что один внимательно наблюдает за тем, что делает и говорит другой. А если это самооценивание, то о своих собственных знаниях, понимании или поведении размышляет сам ученик.

        Самооценивание начинается еще в 1 классе с того, что ребёнок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя не сможет.

А чтобы научить этому, в практике своей работы мы используем критериальное оценивание.

На наш взгляд,  технология критериального оценивания

  • Помогает сделать оценку более объективной, как для обучающегося,  так и для учителя.
  • Позволяет обучающемуся оценить собственные знания.
  • Обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем.
  • Позволяет выявить пробелы в знаниях для их дальнейшего исправления.

Для того,  чтобы критериальное оценивание приносило свои результаты необходимо, чтобы оно было:

  1. Открытым, т.е. известным для всех участников образовательного процесса ( учитель, обучающиеся и родители);
  2. Многообразным, для того чтобы получить наиболее эффективную оценку деятельности, чтобы обучающийся,  знал над чем ему работать в дальнейшем.
  3. Имело обратную связь между оценивающим и оцениваемым.

 Основной смысл критериального  самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

 В практике своей работы для формирования самооценки используем следующие приёмы оценивания.

На этапе рефлексии:

  1. «Цветовой сигнал» или «Смайлики»: зелёный – всё понятно или выполнил без ошибок, жёлтый – были затруднения или допустил ошибку, красный – не понятно или не справился с работой.

У детей для этого есть две карточки (смайлики) - грустный и веселый. Ответив на вопрос учителя или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают т карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.

Используем  такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.

  1. «Закончи предложение»: дети заканчивают предложения:  

Я   узнал, что …

Я запомнил …

Я  смог …

Я  знаю …

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Могу себя похвалить за …

  1. «Лесенка»: обучающиеся на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Для оценки самостоятельных работ:

  1.  «Волшебная линеечка»: После выполнения самостоятельной работы обучающиеся оценивают свой результат  по   шкале, которую чертят  на полях в тетради и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. Вместе договариваемся о том, по каким критериям будет оцениваться работа. Например, может быть один критерий – правильность или несколько критериев – правильность, аккуратность, и оформление работы. На полях тетради ученики чертят один или три отрезка – линеечки с делениями, которые показывают уровень выполнения работы: высокий, средний, низкий. Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы. Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.
  2.  «Знаковый символ»: «!» выполнил без ошибок, «+»  допустил ошибку,    «-»не справился с работой.
  3. «Оценим вместе»: перед уроком детям выдаю карточку, в верхней её строке указаны задания, которые берем  под  контроль. Во 2 строке - самооценка работы ученика, в 3 – оценка учителя. В ходе выполнения задания ребенок наглядно видит результат своей деятельности: совпадает ли его оценка с оценкой учителя. Если не совпадает, то требуется  разъяснение полученных результатов.

Вид  задания

Устный счет

Формулировка правила сложения и вычитания десятичных дробей

Найти значение выражения, содержащее действия сложения и вычитания десятичных дробей

Ученик

Учитель

Итоговый вывод

  1. «Желаемая отметка»:  ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, имеет право сам себе поставить отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает.

Это позволяет оценить уровень объективности самооценки обучающихся и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.

Цель оценивание не в определении, кто лучше, а кто хуже, а  в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.
        Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Поэтому вместе с детьми разработываем критерии к разным видам деятельности. Например, при нахождении значения числового выражения, содержащего действия сложения и вычитания десятичных дробей

4,56 – (3,56 + 0,7):

  1.  Безошибочное переписывание в тетрадь задания.
  2. Правильное распределение порядка действий.
  3. Верно выполнено сложение дробей.
  4. Верно выполнено вычитание дробей.

В своей работе используем  критериальное самооценивание и взаимооценивание. Например, используем на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работу друг друга с использованием вышеперечисленных  условных знаков.  В ходе такой работы используются так же оценочные листы, которые разрабатываем сами или прибегаем к помощи интернета.

Следующий лист оценивания использую  на разных этапах урока по математике.  На листе указаны задания, которые взяты под контроль. Первые два задания использую  на этапе актуализации знаний, третье задание - на этапе изучения нового материала и последнее задания - на этапе рефлексии.

Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок ______________________________________________________________

Ф.И. обучающегося____________________________________       Класс_________

Задание

критерии

Оценка

о  выполнении  

(!, +, –)

акктуратность

правильность

внимательность

быстрота

Устный счет

Найти значение числового выражения.

Краткая  запись

Решение

Ответ

 Решение текстовой задачи по действиям

Итоговая оценка за работу

Оцени свою  работу. Отметь нужное место на линейке знаком X.

        0    1   2   3   4    5   6   7   8   9   10

На наш взгляд,  именно сформированная самооценка и  взаимооценка  позволяет обучающимся правильно  понять  степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности.  Мы считаем, что критериальное оценивание помогает обучающимся увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.  

К современным средствам  относятся  мониторинг, рейтинговая система оценивания, педагогические тесты, учебное портфолио.


Используемая литература:

  1. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - с. 160
  2. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
  3. Лукичева Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: СПб АППО, 2013.
  4. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы:

  1. http://si-sv.com/publ/14-1-0-319
  2. https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2018/06/12/otsenka-obrazovatelnyh-rezultatov-uchashchihsya-po-matematike-v
  3. https://infourok.ru/statya-po-teme-ocenivanie-obrazovatelnih-rezultatov-uchaschihsya-po-matematike-v-usloviyah-realizacii-fgos-ooo-881404.html

 



Предварительный просмотр:

Оценочные листы

Метапредметные универсальные учебные действия оцениваются по трем уровням: высокий (выполняет самостоятельно), средний (действует по образцу, способен выполнять при направляющей помощи педагога), низкий (умение не сформировано).

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию

Понимать других

Сотрудничать с другими людьми

Ученики

Ф.И.

Формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию

Подтверждать свою позицию фактами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

С учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию, как ориентир для построения действия

Уважительно, с пониманием вести диалог (задавать вопросы, отвечать по существу)

Планировать содержание беседы, прогнозируя ответ ы собеседника и отстаивая собственную позицию

Распределять роли в группе, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения.

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Продуктивно содействовать предотвращению и разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

Регулятивные УУД

Определять цель (проблему) и план действий

Действовать по плану, решая проблему

Оценивать результат действия и вносить коррективы

Ученики

Ф.И

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока

Самостоятельно формулировать тему проекта (исследования). С помощью учителя определять проблему проекта или гипотезу исследования

Планировать с помощью учителя решение проблем творческого и поискового характера, решение проектных задач.

Уверенно составлять план работ ы над проектной задачей, при этом в группе с одноклассниками занимать лидирующие позиции.

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблем ы, выбирая из предложенных

Самостоятельно искать средства достижения цели

Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения проблем ы

Работать по самостоятельно составленному плану, используя дополнительные средства: справочники, сложные прибор ы, средства ИКТ

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Формулировать причины успеха или неудачи (у себя и у одноклассников), осуществлять итоговый контроль по результату.

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Познавательные УУД

Ученики ФИ

Извлекать информацию

Перерабатывать информацию

Представлять информацию

Уметь находить информацию в различных источниках, необходимую для решения математических проблем.

 Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций                  

Анализировать, сравнивать результат с учебной задачей.

Устанавливать причинно-следственные связи

Решать по заданному алгоритму

Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи

Представлять информацию в форме таблиц, схем.

Представлять информацию в виде плана

Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

Строить рассуждения в форме развернутых суждений об объекте

Мониторинг сформированности метапредметных УУД

Метапредметные УУД

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во учащихся

                %

Кол-во учащихся

%

Кол-во учащихся

%

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Рейтинговое оценивание предметных УУД .

Универсальны три уровня успешности. 

Базовый (Б)

(Необходимый уровень)

50-65% решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится”) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. “хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).55-65% -“4”, 50-55%- “3”

Повышенный (П)

(Выше базового уровня)

66-100%решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик получит возможность научиться”); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).66-85%-“5-”, 86-100% -“5”

Недостаточный (Н)

(Ниже базового уровня)0

-50% Не умеет решить типовую задачу, (по подобию) подобную тем, что решали уже много раз. Неумение работать по алгоритму. Обучение выходит на коррекционный уровень.

“слабо”, “очень слабо”0-49% - “2”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

" Контрольно - оценочные средства как средства оптимизации результата образовательного процесса"

предназначена для преподавателей СПО и НПО с целью оказания помощь при разработки контроль - оценочных средств по профессии Сварщик...

Контрольно-Оценочные Средства как часть Фонда Оценочных Средств

Данные методические рекомендации помогут в работе над созданием собственных контрольно-оценочных средств, являющихся частью комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....