ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Художественной направленности «АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ»
рабочая программа
Программа «Аппликация соломкой» знакомит детей с декоративным творчеством – неиссякаемым источником красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетение соломой, которые получили широкое распространение благодаря доступности, простоте заготовки, обработки материала и техники выполнения изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_applikatsiya_solomkoy_3_goda.docx | 151.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи Администрации
Солонешенского района Алтайского края.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Солонешенский Центр детского творчества»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 03.09.2019 | Утверждена приказом МБУДО «Солонешенский ЦДТ» № 25 от 03.09.2019 г Директор ________ Н.Н. Корчагина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Художественной направленности
«АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ»
Творческой мастерской «Природа и фантазия»
(Срок реализации 3 года, возраст детей 10 - 17 лет)
с. Солонешное
2019 год
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к декоративно-прикладному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человеком. Средствами декоративно-прикладного искусства воспитываем носителя и хранителя национальной культуры, осуществляем личностное развитие учащихся, развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к постижению тайн ремесла, профессиональную ориентацию учащихся.
В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. Это можно объяснить возрастающим интересом к истории, культуре, традициям и обычаям русского народа, доступностью и дешевизной материала, а также практически неограниченными возможностями для творчества.
Сейчас мастера прикладного искусства снова возвращаются к натуральным материалам, а ведущие дизайнеры находят в современном интерьере достойное место для натуральных цветов и трав, соломы и других природных материалов, используя их в качестве декора. Изделия ручной работы из натуральных материалов придают интерьеру особый уют и изысканность. Теперь очевидно, что сделать прекрасным пространство своей жизни может только сам человек. В отличие от промышленного дизайна прикладное искусство опирается на ремесло и рукоделие, и именно они развиваются на основе законов творческих принципов, максимально сближающих человека с природой, а для детей творческий труд с использованием природно-растительных материалов - один из методов приобщения их к искусству и воспитания любви к природе. Во время работы с природным материалом пробуждаются трудовые навыки, развивается усидчивость, терпение, настойчивость, ребёнок приобщается к интересному и самобытному виду народного прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных растительных материалов - бересты, лозы, соломы.
Как материал для изготовления изделий различного назначения солома известна с давних времён. Художественные приемы работы с соломкой складывались столетиями, беря свое начало в устойчивой системе верований и представлений древних земледельцев. Народные мастера украшали дома селян изделиями из соломы, простая соломка в их руках превращалась в драгоценный материал. Особенно славились своими работами белорусские мастера. Они изготовляли и интерьерные сооружения, и игрушки, и рамочки для икон. В их изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. Для того чтобы получить из соломы изделие, колосья жали серпом, замачивали в горячей воде. После этого солома становилась податливой и эластичной.
Соломенными фигурами украшали дома, даже работая над иконостасами, мастера привносили в культовую архитектуру изображения ярких желтых солнышек. Из соломы выкладывались изображения на коврах, к потолкам хат подвешивали огромных соломенных пауков, выполнялись различные по своему назначению изделия: шкатулки, украшения, картины, интерьерные декоративные элементы и т.д. Из соломы делали и многие необходимые в быту изделия – головные уборы, сумки, корзины, чаши для овощей и фруктов и другую хозяйственную утварь. Солома обувала и одевала крестьянина, утепляла его дома и служила ему постелью. Крестьяне считали, что в соломе заключена сила плодородия, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники славян сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.
В крестьянских семьях приёмы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях цивилизации такая преемственность прервалась. Для того, чтобы сохранить традиции, прикоснуться к части народной культуры, а так же способствовать гармоничному развитию и творческой самореализации детей, призвана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Аппликация соломкой».
Актуальность данной программы состоит в том, что она знакомит детей с традиционным для России видом народного творчества, который, однако, не имел широкого распространения в Алтайском крае. Программа «Аппликация соломкой» поможет заполнить этот пробел и даст возможность прикоснуться к новому источнику народного искусства, ведь в нашей местности выращивают пшеницу и овёс, но большинство людей используют солому в домашнем хозяйстве, но не подозревают, какие уникальные возможности она в себе таит. Актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, творческих, бытовых, гражданских, патриотических ориентиров. Мысль о появлении этого вида творчества в нашем районе и подтолкнула к созданию данной программы. Программа «Аппликация соломкой» знакомит детей с декоративным творчеством – неиссякаемым источником красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетение соломой, которые получили широкое распространение благодаря доступности, простоте заготовки, обработки материала и техники выполнения изделий. Работа с соломой не требует сложного инструмента, а материал для аппликации в изобилии даёт сама природа: собранные во время прогулки злаки, травы и цветы продлят своё существование в выполненных работах, принесут в дом радость. Как сделать подарок близкому человеку, чем удивить окружающих, когда удивить уже сложно?
Дополнительная (общеобразовательная) общеразвивающая программа «Аппликация соломкой» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ», утвержденными приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам». Программа имеет базовый уровень.
Новизна данной программы состоит в том, что, она направлена на активное приобщение учащихся к художественному творчеству и обеспечивает общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в изготовлении изделий из соломы. За основу взята программа Министерства Просвещения СССР для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Аппликация соломкой», 1986 год. При анализе имеющихся программ по декоративно-прикладной работе с соломой выявлено узкое тематическое содержание деятельности. Программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, технологий, ориентирует обучающихся на социальную адаптацию и направлена на формирование у них художественной культуры. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей обучающихся; на формирование представлений традиционных художественных видах народных мастеров; на эстетическую значимость изделий; на расширение кругозора обучающихся; на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.
Программа «Аппликация соломкой» интегрированная, так как вместе с основным видом деятельности она включает в себя и другие виды творческой работы и теоретических занятий по изучению основ композиции и элементов цветоведения, техники безопасности труда. Программа взаимосвязана с такими общеобразовательными предметами, как технология, ОБЖ, ИЗО. Во всех этих направлениях отрабатываются основные приемы аппликации соломкой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что освоив курс данного материала, дети приобретут знания и опыт изготовления предметов прикладного искусства на уровне мастера-надомника, что позволит им чувствовать себя социально защищёнными
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающемуся - возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка. Развитие творческих способностей тесно связано с воспитанием творческого отношения к труду. Творческое отношение к труду – это любовь к делу, которым занимаешься, желание добиться успеха. В условиях творческой деятельности ребёнок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои способности и дарования. Занимаясь в творческой мастерской, дети и подростки профессионально самоопределяются, получают возможность более легкой адаптации и самореализации в обществе. Именно в творческой мастерской развиваются индивидуальные способности, что помогает детям реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. В процессе работы с соломой у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Аппликация соломкой» относится к художественной направленности, способствует формированию у детей художественной культуры и ставит перед собой основные цели и задачи.
Цель программы - формирование художественных умений и навыков в декоративно-прикладном творчестве посредством создания высокохудожественных изделий.
Учебно-воспитательные задачи:
Обучающие:
- обучение детей приёмам художественной обработки соломы с целью выполнения художественных изделий;
- формирование специальных знаний (материаловедение, терминология, инструменты и приспособления, техника безопасности);
- приобретение учащимися технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приборами, способы наклеивания и т.д.).
- освоение более сложных приемов работы (инкрустация, мозаичный способ выполнения аппликации);
- формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать материал, изготавливать изделие, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.).
Развивающие:
- развитие у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и эмоционального отношения к природе и предметам;
- обогащение визуального опыта детей через посещение выставок, музеев, выходы на природу, встречи с интересными людьми;
- развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления;
- развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.
Воспитывающие:
- воспитание у детей интереса и любви к декоративно-прикладной работе, народному искусству;
- воспитание внимательности, аккуратности, бережливости, целеустремленности;
- воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени.
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного на основе знакомства с современным декоративно-прикладным искусством и народным творчеством;
- выработка жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель занятия;
- определять план действий;
- формулировать алгоритм выполнения задания;
- действовать по выбранному плану;
- находить рациональные способы работы;
- описывать желаемый результат;
- осуществлять взаимопроверку.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осмысливать, какая информация нужна для решения задачи;
- искать информацию в разных источниках;
- решать задачу/проблему разными способами и выделять наиболее оптимальный;
- уметь самостоятельно анализировать, обобщать
- выделять и формулировать проблему;
- делать выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задавать вопросы/отвечать на вопросы;
- убеждать другого человека;
- критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту;
- строить монологическое высказывание;
- работать в группе;
- вносить вклад в совместные действия.
В объединение принимаются дети в возрасте от 10 до 17 лет, у детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. Для обучения рекомендуется принимать усидчивых, склонных к кропотливой работе детей.
Курс обучения распланирован на 3 года обучения и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работу. Первый год обучения – 144 часа занятий, второй год обучения - 216 часов, третий год обучения – 144 часа. Режим работы объединения для групп 1 и 2 годов обучения – 2 раза в неделю по 2 и 3 часа с перерывами по 5-10 минут. Для группы 3 года обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, данный курс считается итоговым и рассчитан на 1 год обучения, включая в себя теоретическую и практическую творческую работу.
В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков, но имеющие навыки работы с материалами (бумага, картон, клей и т.д.) и инструментами (ножницы, циркуль, карандаш, линейка и др.), полученные на уроках технологии в школе. Оптимальное количество детей в группе - 8 человек, с учётом разного уровня развития двигательных навыков и творческих способностей детей большее количество обучающихся не рекомендуется. Берётся во внимание и то, что на занятиях работа ведётся с помощью различных режущих инструментов и электроприборов.
В группу 3 года обучения могут быть зачислены мальчики и девочки в возрасте от 12 до 17 лет, уже прошедшие обучение по программам «Аппликация соломкой» и «Аппликация опилками» и имеющие навыки работы с различными материалами и инструментами, полученные в творческой мастерской «Природа и фантазия». Состав группы от 6 человек, так как при большем количестве учащихся сложно осуществлять индивидуально-творческую деятельность для развития способностей детей. Обучение происходит по одному индивидуальному маршруту, и основным видом деятельности являются практические занятия по изготовлению декоративных панно, в том числе и на конкурсы.
Содержание теоретических сведений согласовывается с темой занятия. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени, остальное время посвящается практической работе, при которой дети занимаются выполнением художественных изделий. Теория преподносится в форме проектов, докладов, сопровождающихся показом слайдов, а так же индивидуальных бесед и ответов на вопросы учащихся.
Содержание разделов программы позволяет каждому обучающемуся в течение года ознакомиться с теоретической частью курса и изготовить сувениры и изделия для конкурсов различных уровней.
Режим работы
Год обучения | Возраст учащихся | Кол-во учащихся в группе | Число занятий в неделю и их продолжительность | Кол-во часов за год |
1 | 9-10 лет | 8-10 | 2 (2 по 40 мин.) | 144 |
2 | 11-12 лет | 8-10 | 2 (3 по 40 мин.) | 216 |
3 | 13-15 лет | 6-8 | 2 (2 по 40 мин.) | 144 |
Основные этапы реализации программы.
Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии изготовления различных изделий из соломки, сочетающих в себе эстетические и практические навыки. Приобретая теоретические и практические навыки работы с соломкой, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, которые могли бы окружать их и оказывать влияние на образ жизни.
Основой содержания теоретических занятий являются вводные беседы о содержании и задачах предстоящей деятельности, раскрытие тем и заданий на ближайший период, сведения по истории традиционных ремёсел, а также о приёмах художественной обработки, и отделки изделий, организации рабочего места и технике безопасности.
На практических занятиях дети учатся пользоваться материалами, инструментами, получают навыки изготовления художественных изделий. Содержание программы каждого года обучения представляет собой завершённый тематический блок знаний. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объёма знаний, а содержание программы каждого года обучения может рассматриваться как самостоятельная программа.
Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения. Каждый тематический раздел - это завершённый блок знаний, что даёт возможность изменять отдельные блоки, заменять их.
Задачи первого этапа (первый год обучения - базовый уровень) заключаются в ознакомлении учащихся с художественной обработкой соломы; приобретении технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, электрооборудованием, соблюдение техники безопасности). На этом этапе обучающиеся учатся выполнять аппликации способом «по деталям», приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, воспитанию трудовых качеств. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.
На втором этапе (второй год обучения - базовый уровень) продолжается формирование знаний, умений и навыков изготовления изделий из соломы, путём расширения тем и предметов деятельности, правил и приёмов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. Воспитанники учатся самостоятельно собирать иллюстративный материал, пользоваться схемами и рисунками, придавать изделиям законченный вид. Процесс выполнения работы постоянно усложняется. К освоенному на первом этапе способу «по деталям», добавляется мозаичный способ выполнения аппликаций. На этом этапе учащиеся знакомятся с новым видом художественной обработки соломы – инкрустацией, изучают виды и композиции орнамента.
Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся по выполнению работ с нарастающей степенью трудности. Структура каждого занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей и их увлечением.
Образовательный процесс третьего года (третий этап – продвинутый уровень) обучения построен как на индивидуальных занятиях с обучающимися, что позволяет найти подход конкретно к каждому ребенку и наиболее полно раскрыть его потенциал с постепенной усложненностью заданий, так и на групповых занятиях для совместного выполнения и обсуждения готовых работ; для защиты творческой итоговой работы.
При отборе тем для занятий следует руководствоваться следующими принципами:
- Принцип гуманизации;
- Принцип личностно-ориентированной направленности;
- Принцип увлекательности и творчества;
- Принцип доступности;
- Принцип коллективизма
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Техника аппликации и инкрустации требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком.
Процесс овладения знаниями, формирования навыков, развития умений у каждого школьника различен. Интенсивность и качественность его находятся в прямой зависимости от того уровня, с которым ребёнок включается в этот процесс. Необходимо учитывать этот уровень, чтобы дифференцированно, а, следовательно, и наиболее эффективно строить процесс обучения.
Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Такая форма работы помогает воспитанникам приобретать опыт взаимодействия, брать на себя ответственность за выполнение задания, ведь успех общей работы, зависит от успеха каждого. При коллективном обсуждении работы акцент делается на положительные её стороны, тем самым моделируется ситуация успеха, создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию у детей положительной самооценки и устойчивого интереса к занятиям.
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы формирования общественного создания (упражнения, поручения, практические задания), методы стимулирования (требования, поощрения), методы проблемного обучения, проектный, метод взаимообучения.
Формы организации занятий. Основными формами образовательного процесса являются: практическое учебное занятие (знакомство с цветовой гаммой, разработка эскизов изделий, изготовление панно и поделок и т.д.) экскурсия, выставка (посещение и участие), праздник, конкурс. На занятиях предусматривается следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная - обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей; фронтальная- работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала; групповая – разделение обучающихся на группы для выполнения определенной работы; коллективное выполнение композиций, работ. Конкурсы и выставки помогают довести работу до конца с наилучшим результатом, учат детей анализу и самоанализу.
Основные формы диагностики и контроля
- Наблюдение во время занятий
- Устный опрос
- Практическая работа
- Тестирование
- Конкурсы и выставки
- Защита проектов
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации
№ п/п | Год обучения | Форма промежуточной аттестации | Форма итоговой аттестации |
1. | 1 год обучения | Наблюдение. Итоговая работа | выставка |
2. | 2 год обучения | Тестирование. Итоговая работа | выставка |
3. | 3 год обучения | Защита итоговая работа | выставка |
Способы отслеживания контроля результатов образовательного процесса. Контроль знаний и умений направлен на оценку не только теоретических, но и практических умений. Контроль результатов усвоения материала проводится в несколько этапов. Первичный контроль осуществляется при работе с целью выявить уже имеющиеся навыки, знания и умения детей. Промежуточный – отслеживание результатов в процессе обучения путем бесед с обучающимися. По окончании курса проводится итоговый контроль, он позволяет оценить сформированность познавательных знаний и практических умений обучающихся по конечным результатам выполненных работ, собеседования. Очень важно приучить детей к самоконтролю для оценки своих возможностей
При анализе уровня программного материала обучающимися педагог проводит диагностику результатов освоения программного материала, используя карты достижения обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств обучающегося определяются по трем уровням: высокий - усвоение программного материала в полном объеме: обучающийся имеет достижения на уровне муниципалитета, края и на всероссийском уровне; средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в выставках, конкурсах на уровне муниципалитета; минимальный - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях, участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Прогнозируемые результаты обучения по годам обучения.
Таблица 1
К концу 1-гого года обучения обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Технику заготовки и первичной обработки соломы; Основные этапы технологии выполнения аппликации из соломы; Об использовании соломы в народном прикладном творчестве; Названия основных злаковых растений и их строение; Названия и предназначение используемых материалов, инструментов и оборудования; Слова, обозначающие понятия и представления, указанные в программе; Правила по технике безопасности при работе с инструментами и электрооборудованием. | Определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно использовать их; Подготовить к работе и содержать в порядке свое рабочее место. Экономно расходовать материалы; Подготавливать материал к работе, обрабатывать его с помощью педагога; Под руководством педагога выполнять: - орнамент из соломенных элементов, - аппликацию способом «по деталям»; Выполнять задания по образцу; Изготавливать изделие по готовому эскизу; Создавать учебные проекты; Самостоятельно изготовить эскиз и изделие по этому эскизу; Работать индивидуально и группами; Оказывать помощь товарищам. |
Таблица 2
К концу 2–го года обучения обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Об использовании соломы в прикладном творчестве народов разных стран, в том числе и России; Этапы и технологию выполнения аппликации и инкрустации соломкой; Названия изготовленных изделий, необходимых операций, используемых инструментов; Возможности использования изготовленных предметов; Слова и словосочетания, обозначающие понятия, указанные в программе; Правила техники безопасности при работе с инструментами и электроприборами. | Работать самостоятельно инструментами, материалами и оборудованием и выполнять самостоятельно знакомые операции; Переводить рисунки и подготавливать их к аппликации и инкрустации; Выполнять орнаментальные композиции из геометрических фигур и растительных элементов, составлять несложные орнаменты; Выполнять аппликации двумя способами – «по деталям» и мозаичным; Подготавливать основу для аппликации и инкрустации; Выполнять отделку изделий; Оценивать свою работу и работу товарищей, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку; Подготавливать своё рабочее место и содержать его в порядке. |
Таблица 3
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны:
Знать | Уметь |
Терминологию по декоративно-прикладной работе с соломой; Основные промыслы России; Свойства различных злаковых растений и их применение в прикладной работе; Названия инструментов и материалов, применяемых в работе с соломкой, в том числе лаков, красок, отбеливателей; Правила техники безопасности при работе с инструментами и электроприборами | Планировать последовательность операций и время работы; Отбирать нужные для работы материалы и инструменты, иллюстративный и фактический материал. Самостоятельно выполнять все изученные за три года обработочные и сборочные операции; Самостоятельно изготавливать тематические композиции из соломы для украшения интерьера; Самостоятельно изготавливать сувениры в технике инкрустации соломой; Помогать младшим кружковцам в работе; Правильно и аккуратно оформлять изделия. Выполнять отделку изделий |
Учебный план первого года обучения
(базовый уровень)
№ | Тема раздела | Всего часов | Кол-во часов | Форма контроля/ | |
теория | практика | аттестации | |||
1. | Введение | 2 | 2 | - | наблюдение |
2. 3. | В мире ремесел. Технология обработки соломки. | 2 12 | 2 1 | - 11 | практическая работа |
4. 5. | Элементы цветоведения. Основы композиции. | 4 6 | 2 2 | 3 4 | наблюдение |
6. 7. 8. 9. 10. 11. | Аппликация соломкой. Этапы выполнения Сюжетно-тематические композиции в технике аппликация соломкой Отделка и оформление готовых изделий. Итоговая творческая работа. Промежуточная и итоговая аттестация. Подведение итогов | 2 82 18 12 2 2 | 1 4 1 1 2 2 | 1 80 17 11 - - | устный опрос практическая работа наблюдение практическая работа тестирование выставка |
Итого: | 144 | 19 | 125 |
Учебно-тематический план первого года обучения
(базовый уровень)
№ | Тема раздела Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение. 1.1. Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. 3. | В мире ремесел. 2.1. Художественная обработка соломы. Технология обработки соломки. | 2 12 | 2 1 | - 11 |
4. 5. | Элементы цветоведения. Основы композиции. | 4 6 | 2 2 | 3 4 |
6. 7. 8. 9. 10. 11. | Аппликация соломкой. Этапы выполнения Сюжетно-тематические композиции в технике аппликация соломкой: 7.1. Цветочные композиции. 7.2. Композиции анималистического характера. Отделка и оформление готовых изделий. Итоговая творческая работа. Промежуточная и итоговая аттестация. Подведение итогов. Заключительное занятие. | 2 82 40 42 18 12 2 2 | 1 4 2 2 1 1 2 2 | 1 78 38 40 17 11 - - |
Итого: | 144 | 19 | 125 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство: игра «Давай-ка познакомимся». Распределение рабочих мест и знакомство с организацией рабочего кабинета. Распорядок работы объединения. Ознакомление с содержанием работы на текущий учебный год. Цель и задачи объединения. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Основные правила и инструктаж по безопасности труда, правила личной гигиены и производственной санитарии. Техника безопасности труда на рабочих местах.
Тема 2. В мире ремесел. Знакомство с народными промыслами России. Художественная обработка.
Теория. Солома в изделиях мастеров народных художественных промыслов. Общие сведения о декоративных свойствах соломы. Виды соломы: ржаная, овсяная, пшеничная, рисовая и др. История возникновения и развития соломоплетения и аппликации. Использование соломы в календарно-обрядовой деятельности. Традиционные бытовые изделия из соломы. Современное состояние искусства аппликации.
Тема 3. Технология обработки соломки.
Теория. Разновидности зерновых культур: пшеница, рожь, ячменная и овсяная соломка. Пластические качества соломки различных видов зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень и овёс). Понятие о строении стебля. Соответствие соломенного стебля и пластических качеств выбранному виду изделия. Особенности заготовки соломки. Правила сушки и хранения. Инструменты, применяемые при работе с соломкой. Техника безопасности на рабочем месте.
Практическая работа: Срезание колосков, удаление листьев. Удаление узелков между коленцами. Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам. Распаривание соломки, отбеливание, и крашение. Разрезание, распрямление соломенной ленты. Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом, острыми предметами. Сортировка соломки, организация ее хранения.
Тема 4. Элементы цветоведения.
Теория. Цветовое богатство окружающего мира. Цветовой круг. Холодные и тёплые цвета и их сочетание. Символика цвета. Ахроматичность цвета как средство выразительности в оформлении изделий декоративно-прикладного искусства. Хроматические цвета.
Практическая работа: Выполнение деталировки для предложенных рисунков. Подбор цветовой гаммы соломки для выполнения аппликаций. Подбор фона для выполнения композиции с растительными мотивами. Экскурсия для сбора листьев растений и деревьев. Подготовка фона основы для выполнения композиции с изображением животных. Выполнение деталировки для предложенных рисунков.
Тема 5. Основы композиции.
Теория. Композиция – составление, сочинение построения художественного изделия, сопутствующие ее элементы подчиняются друг другу и целому. Композиционные принципы: композиционный центр, второстепенные детали, связывающие элементы. Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция». Правила составления композиции: ритм, симметрия и ассиметрия. Законы композиции: целостность, единство частей. Особенности композиций в декоративно-прикладном искусстве. Стилизация растительных форм для декоративных панно.
Составление сюжетно-тематических композиций и работа над созданием эскиза. Понятие стилизации и стиля. Специфика работы над рисунком. Зависимость изображения от материала и техники исполнения. Цвет, оттенки соломки как активное средство создания художественного образа. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное
Практическая работа: Создание эскиза по правилам построения композиции. Подготовка к выполнению аппликации соломкой.
Тема 6. Аппликация соломкой. Этапы выполнения.
Теория. Аппликация как вид изобразительной техники. Декоративно-прикладное искусство в быту. Декоративное панно, его роль в украшении современного интерьера. Декоративные возможности соломки при аппликации. Способы и виды аппликаций соломкой. Технология наклеивания элементов. Способы изготовления деталировки: вырезание различных деталей. Этапы подготовки основы для фона панно. Способы перевода рисунка на основу. Правила наклеивания деталей.
Практическая работа. Тренировочное упражнение на поэтапное выполнение аппликации: обведение детали по шаблону, вырезание детали по контуру, наклеивание на деталь соломенных лент, просушка детали, срезание по краю детали лишней соломы.
Тема 7. Сюжетно - тематические композиции.
Теория. Составление сюжетно-тематических композиций и работа над созданием эскиза. Специфика работы над рисунком, понятие стилизации и стиля. Цвет, оттенки соломки как активное средство создания художественного образа.
Цветочные композиции.
Теория. Выразительные средства цветочной композиции: расположение, симметрия, форма, пропорции, цвет, фон. Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Стилизация растительных форм. Особенности выполнения деталировки - элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья). Формат и размер готовой работы.
Понятие миниатюры. Миниатюра в работах мастеров Палеха.
Варианты изделий сувенирного характера. Безопасные приёмы работы.
Практическая работа. Изготовление плоскостного панно.
Композиция-миниатюра с растительными мотивами. Работа над эскизами, построение композиции. Выполнение аппликации соломкой.
Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Букет осенних листьев. Обведение листьев с натуральных образцов, вырезание бумажных деталей. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Цветочные композиции. Работа по образцам с изображением различных цветочных композиций. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Цветы для мамы. Работа над рисунком, создание эскиза. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Подарок к 8 марта. Просмотр иллюстративного материала. Выбор рисунка. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Оформление изделий. Безопасные приёмы работы.
Композиции анималистического характера.
Теория. Образ животных в анималистических композициях. Стилизация форм, декоративные пропорции, общее выражение. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Учет направления волокон соломки при аппликации. Практическая работа. Изготовление плоскостного панно с композицией анималистического характера.
Подводный мир и его обитатели. Рыбы. Работа над эскизами. Деталировка, перевод деталей на кальку. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Разметка и постановка деталей на деревянную основу. Выполнение аппликации.
Птицы. Образ птиц в анималистических композициях. Стилизация форм, декоративные пропорции, общее выражение. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Работа по образцам с изображением птиц, создание эскиза. Деталировка, перевод деталей. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Животные. Работа над эскизами. Деталировка, перевод деталей. Выполнение аппликации. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Изготовление плоскостного панно. Сочетание света, теней, тонов.
Новогодняя открытка. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Учет направления волокон соломки при аппликации. Работа над эскизами. Деталировка, перевод деталей. Выполнение аппликации. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Изготовление плоскостного панно. Украшение.
Тема 8. Отделка и оформление готовых изделий.
Теория. Виды и этапы оформления работ. Окончательная отделка панно из соломки. Технология изготовления рамки, окантовки готового изделия. Материалы, применяемые для рамки-окантовки: ватман, цветная и самоклеющаяся бумага. Технология выполнение петельки для подвешивания. Просмотр выполненных работ. Разбор основных ошибок, достижений. Практическая работа. Отделка и оформление готовых изделий, окантовка. Изготовление паспарту для мини-картин. Выполнение петельки для подвешивания. Безопасные приёмы работы.
Тема 9. Итоговая творческая работа.
Теория. Особенности данной темы: итоговая отчетная работа по курсу 1-го года обучения; творческий поиск и развитие фантазии; умение произвольно выбирать и самостоятельно выполнять задания. Самостоятельная работа как подход к развитию творческой активности учащихся, для того, чтобы они могли выразительно и без особых затруднений создать изделие на произвольную тему. Закрепление и углубление знаний и навыков самостоятельной работы, полученные учащимися в процессе обучения. Демонстрация своих умений в работе с соломкой. Практическая работа. Выбор индивидуальной темы работы. Разработка и составление эскизов композиции, деталировки. Поэтапное планирование работы. Подбор соломы. Самостоятельное выполнение изделия. Требования к эстетичности, аккуратности. Конечное оформление работы.
Тема 10. Промежуточная и итоговая аттестации. Выставка работ.
Теория. Подготовка к выставке.
Практическая работа. Подготовка работ к выставке. Участие в выставке. Отбор лучших работ на выставке.
Тема 11. Заключительное занятие. Теория. Подведение итогов работы мастерской за год и деятельности учащихся за первый год обучения. Награждение учащихся. Рекомендации по работе в летний период.
Учебный план второго года обучения
(базовый уровень)
№ | Тема раздела | Всего часов | Кол-во часов | Форма контроля/ | |
теория | практика | аттестации | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Введение. В мире ремесел. Технология обработки соломки. Оформление и отделка готовых изделий. Основы композиции. Элементы цветоведения. Аппликация соломкой как средство декоративно-прикладного искусства. | 3 3 24 21 6 3 3 | 3 3 3 1 2 2 2 | - - 21 20 4 1 1 | устный опрос наблюдение устный опрос тестирование |
8. | Орнаментальные композиции на плоской поверхности. | 36 | 3 | 33 | практическая работа |
9. | Сюжетно - тематические композиции. | 84 | 2 | 82 | практическая работа |
10. 11. | Итоговая творческая работа. Подведение итогов. | 30 3 | 3 3 | 27 - | наблюдение тестирование выставка |
Итого: | 216 | 36 | 180 |
Учебно-тематический план второго года обучения
(базовый уровень)
№ | Тема раздела Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Введение. 1.1.Вводное занятие. В мире ремесел. 2.1. Изделия из бересты, лозы, соломы. Технология обработки соломки. Оформление и отделка готовых изделий. Основы композиции. Элементы цветоведения. Аппликация соломкой как средство декоративно-прикладного искусства. 7.1. Декоративные панно в технике аппликации. | 3 3 24 21 6 3 3 | 3 3 3 1 2 2 2 | - - 21 20 4 1 1 |
8. | Орнаментальные композиции на плоской поверхности. 8.1. Геометрический орнамент. 8.2. Растительный орнамент. 8.3. Животный орнамент | 36 15 9 12 | 3 1 1 1 | 33 14 8 11 |
9. | Сюжетно - тематические композиции. 9.1. Цветочные композиции. 9.2. Композиции анималистического характера. | 84 42 42 | 6 3 3 | 78 39 39 |
10. 11. | Итоговая творческая работа. Подведение итогов. 11.1.Заключительное занятие. Итоговая аттестация. | 30 3 | 3 3 | 27 - |
Итого: | 216 | 36 | 180 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. История возникновения и развития объединения «Соломка». Цели и задачи объединения. Ознакомление учащихся с содержанием работ и задач в новом учебном году. Распорядок работы объединения. Организационные вопросы и правила безопасности.
Тема 2. В мире ремесел. Знакомство с народными промыслами России. Изделия из бересты, лозы, соломы.
Теория. Современные виды декоративно-прикладного искусства, их разнообразие. Изделия из бересты, лозы, соломы. Сочетание в декоративно-прикладных изделиях красоты и пользы как основное требование к ним. История развития художественных народных промыслов. Соломка в изделиях мастеров соломоплетения и аппликации. Использование соломы в календарно-обрядовой деятельности. Традиционные бытовые изделия из соломы. Шедевры народного соломоплетения – царские соломенные врата XVIII – нач. XIX вв.
Тема 3. Технология обработки соломки.
Теория. Особенности заготовки соломки. Сбор, обработка и способы хранения. Правила сушки и хранения. Инструменты, применяемые при работе с соломкой. Правила техники безопасности при работе с природным материалом. Правила безопасной работы с электронагревательными приборами. Свойства соломки разных злаков. Способы окрашивания соломки. Техника безопасности на рабочем месте.
Практическая работа. Срезание колосков, удаление листьев. Удаление узелков между коленцами. Сортировка соломки по толщине, длине и оттенкам. Распаривание соломки, отбеливание, и крашение. Разрезание, распрямление соломенной ленты. Техника безопасности при кипячении и работе с утюгом, острыми предметами. Сортировка соломки, организация ее хранения.
Тема 4. Оформление и отделка изделий.
Теория. Виды и этапы оформления работ. Окончательная отделка панно из соломки. Технология изготовления рамки. Оформление панно в рамку. Технология выполнения подставки, петельки для подвешивания. Практическая работа. Выжигание отдельных штрихов, деталей и частей в композиции. Изготовление рамки для готового изделия. Оформление панно в рамку. Выполнение подставки, петельки для подвешивания.
Тема 5. Основы композиции.
Теория. Понятие гармоничной композиции. Правила, принципы, приёмы и средства композиции. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача ритма, симметрии и асимметрии.
Правила построения композиции. Законы линейной композиции. Три основных плана: ближний, средний и дальний.
Композиция, включающая орнаменты и растительные узоры. Технология выполнения деталировки композиции с растительными, геометрическим и животным орнаментом..
Практическая работа. Создание эскизов по правилам построения композиции. Выполнение эскиза композиции пейзажа из соломки и засушенных растений. Выполнение эскиза композиции стилизованного пейзажа и различных орнаментов (разных уровней сложности). Выполнение деталировки.
Тема 6. Элементы цветоведения.
Теория. Цветоведение как область науки. Психологическое воздействие цвета на человека. Цветовой круг. Символика цвета. Сочетание цветов. Объективные качества цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность, изменение цветов в зависимости от освещения. Смешение цветов, контрасты. Контраст цветов.
Тонирование соломки утюгом, получение дополнительных оттенков от светло-коричневого до черного. Влияние тонирования на структуру соломы. Отбеливание соломки. Подбор цветовой гаммы. Техника безопасности при отбеливании и тонировании утюгом.
Практическая работа. Подбор гармоничных сочетаний родственных и контрастных цветов. Смешение цветов, получение цвета разной светлоты.
Отработка навыков при тонирование утюгом. Подбор цветовой гаммы. Частичное тонирование деталей из соломки. Отбеливание соломки для изготовления бутонов цветов.
Тема 7. Аппликация соломкой как средство декоративно-прикладного искусства. Декоративные панно.
Теория. Художественные и утилитарные изделия из соломки. Обрядовые изделия из соломки. Разные по жанру и технике исполнения изделия из соломки (декоративная скульптура, плетеные изделия, декоративные панно, изделия, инкрустированные соломкой, макеты архитектурных сооружений). Аппликация соломкой как вид декоративно-прикладного искусства. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Способы аппликаций соломкой. Стилизация рисунка. Виды основы. Демонстрация видов аппликации на образцах работ воспитанников прошлых лет. Тестирование: этапы выполнения аппликации из соломы.
Практическая работа. Аппликация соломкой на деревянной, фанерной основе.
Тема 8. Орнаментальные композиции на плоской поверхности. Орнамент.
Теория. Знакомство с орнаментом. Городецкая, Хохломская, Гжельская, Мезинская росписи, орнаменты народов бывших советских республик. Закономерности построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента.
Геометрический орнамент. Геометрические мотивы. Создание композиций геометрического характера. Специфика работы над рисунком. Учет направления соломки при работе над аппликацией. Практическая работа. Узор, работа по образцам. Разработка геометрического орнамента в круге «Калейдоскоп». Работа над эскизом. Копирование эскиза на поверхность. Выполнение деталей закладки. Создание эскиза композиции с геометрическим орнаментом. Подготовка основы: ДВП, бархатная бумага, картон. Перевод рисунка на основу. Выполнение аппликации геометрического характера.
Растительный орнамент. Растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы в орнаменте. Создание композиций с растительными мотивами. Технология наклеивания элементов. Техника и технология криволинейной аппликации. Способы изготовления деталировки. Этапы подготовки основы для фона панно. Способы перевода рисунка на основу. Правила наклеивания деталей.
Практическая работа. Узор, работа по образцам. Выбор рисунка, деление на отдельные фрагменты, нанесение ориентировочных линий приклеивания соломки. Размещение деталей аппликации. Разработка эскиза композиции с растительным и геометрическим орнаментом для вазы. Выполнение аппликации соломкой. Деталировка. Вырезание различных деталей. Подготовка основы вазы, выполнение аппликации. Контроль за композиционным решением, цветовым сочетанием, чистотой исполнения.
Животный орнамент. Узор, работа по образцам. Просмотр иллюстративного материала.
Красота природного материала в изображениях животных, птиц, насекомых. Создание композиций для разделочной доски, работа над эскизами.
Практическая работа. Исполнение деталей орнамента в материале. Подготовка фона, наклеивание элементов на основу разделочной доски.
Тема 9. Сюжетно - тематические композиции.
Теория. Знакомство с темой. Понятие стилизации и стиля. Составление сюжетно-тематических композиций и работа над созданием эскиза. Специфика работы над рисунком. Зависимость изображения от материала и техники исполнения.
Цвет, оттенки соломки как активное средство создания художественного образа. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное оформление. Варианты изделий сувенирного характера.
Цветочные композиции.
Выразительные средства цветочной композиции: расположение, симметрия, форма, пропорции, цвет, фон. Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы. Понятие миниатюры. Миниатюра в работах мастеров Палеха. Стилизация растительных форм. Особенности выполнения деталировки - элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья). Безопасные приёмы работы.
Практическая работа. Работа над эскизами композиции. Выполнение аппликации композиции-миниатюры с растительными мотивами соломкой. Оформление работ.
Работа по образцам с изображением различных цветочных композиций. Выполнение аппликации соломкой. Выбор фона, сбор композиции на основе. Наклеивание деталей, оформление аппликации.
Композиции анималистического характера.
Теория. Образ животных в анималистических композициях. Красота природного материала в изображениях животных, птиц, насекомых. Просмотр иллюстративного материала. Стилизация форм, декоративные пропорции, общее выражение. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Сочетание света, теней, тонов. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Учет направления волокон соломки при аппликации.
Животные в анималистических композициях. Стилизация форм, декоративные пропорции, общее выражение. Специфика работы; определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании данной композиции. Единство технологических и эстетических требований к изделиям. Учет направления волокон соломки при аппликации.
Практическая работа. Работа над рисунком анималистического характера по образцам. Работа над эскизами. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Выполнение аппликации. Сочетание света, теней, тонов. Оформление изделий.
Птицы в анималистических композициях.
Теория. Строение птиц. Виды перьев и их имитация из соломки. Экспериментирование путем сочетания разного цвета соломки и других природных материалов. Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.
Практическая работа. Работа над эскизами. Подготовка основы, фона, перевод рисунка. Выполнение аппликации соломкой. Оформление изделий.
Тема 10. Итоговая творческая работа на произвольную тему
Теория. Знакомство с целями и задачами темы. Заключительный этап работы в объединении, самостоятельное решение поставленных задач, применение знаний и умений, полученных в процессе обучения за год.
Особенности данной работы: творческий поиск и развитие фантазии; умение самостоятельно выполнять различные изделия в технике аппликация соломкой. Демонстрация своих умений в работе с соломкой.
Практическая работа. Выбор индивидуальной темы работы. Разработка и составление эскизов композиции, деталировки. Поэтапное планирование работы. Подбор соломы. Самостоятельное выполнение изделия. Выполнение основных деталей. Изготовление дополнительных элементов работы. Подготовка декоративных элементов изделия. Соединение деталей в единую композицию. Оформление работы. Требования к эстетичности, аккуратности, композиционного решения, цветового сочетания, чистоты исполнения. Отделка и оформление работы.
Тема 11. Заключительное занятие.
Промежуточная итоговая аттестация. Подготовка итоговой выставки. Подведение итогов работы объединения за весь период обучения.
Выставка и обсуждение итоговых работ. Новые проекты – перспективные планы. Награждение обучающихся.
Учебный план третьего года обучения
(продвинутый уровень)
№ | Тема раздела | Всего часов | Кол-во часов | Форма контроля/ | |
теория | практика | аттестации | |||
1. | Введение. | 2 | 2 | - | наблюдение |
2. | Технология обработки соломки | 2 | - | 2 | практическая работа |
3. | В мире ремесел. | 2 | 1 | 1 | устный опрос |
4. | Инкрустация соломкой. | 14 | 1 | 13 | практическая работа |
5. | Декоративно–художественные композиции. Декоративное панно | 96 | 4 | 92 | практическая работа |
6. | Творческая самостоятельная работа | 24 | 1 | 23 | практическая работа |
7. | Подведение итогов. | тестирование |
Учебно-тематический план третьего года обучения
(продвинутый уровень)
№ | Тема раздела Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теорет. | практ. | |||
1. | Введение. 1.1.Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Технология обработки соломки 2.1. Подготовка соломки для аппликации. (в начале учебного года) | 2 | - | 2 |
3. | В мире ремесел. 3.1. Знакомство с народными промыслами России. Роспись по дереву. Художественная керамика. | 2 | 1 | 1 |
4. | Инкрустация соломкой. 4.1. Орнамент из соломенных элементов на плоской поверхности. Орнамент в полосе. Орнамент в круге. 4.2. Разделочные доски. Геометрический и растительный орнамент. | 14 1 13 | 1 1 | 13 13 |
5. | Декоративно – художественные композиции. Декоративное панно Предметная композиция. 5.1. Декоративное панно «Корабль» Сюжетно-тематическая композиция. 5.2. Декоративное панно «Птицы», «Животные» 5.3. Декоративное панно «Цветы» 5.4.Декоративное панно «Пейзаж и архитектурные композиции» | 96 24 24 24 24 | 4 1 1 1 1 | 92 23 23 23 23 |
6. | Творческая самостоятельная работа - Декоративное панно (по выбору). | 24 | 1 | 23 |
7 | Подведение итогов. 7.1.Итоговая аттестация. 7.2. Заключительное занятие. Выставка работ. | 2 2 | 1 2 | 1 - |
Итого: | 144 | 12 | 132 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение.
Тема. Вводное занятие (2 часа)
Теория. План и режим работы кружка в новом учебном году. Обсуждение самостоятельных работ учащихся, выполненных за лето. Напоминание правил безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Организационные вопросы.
Раздел 2. Технология обработки соломки (2 часа)
Тема. Подготовка соломки для аппликации. Обработка соломы
Теория. Закрепление знаний о злаковых растениях. Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами и электроприборами.
Практическая работа. Сортировка, разрезание, распаривание и глажка соломы.
Раздел 3. В мире ремесел. Знакомство с народными промыслами России
Тема. Роспись по дереву. Художественная керамика. (2 часа)
Роспись по дереву.
Теория: Беседы о традициях народного декоративно-прикладного творчества России. Краткие сведения о распространенных видах НДПТ России (гончарное искусство, декоративная резьба по дереву, роспись по древу, народная вышивка, вязание, мозаика).
Знакомство с одним из самых ярких проявлений русского народного творчества - хохломской росписью. История села. Этапы изготовления хохломских изделий. Основные мотивы росписи.
Городецкая роспись, богатство её традиций, особенности технологии производства. Декоративные принципы росписи.
Художественная керамика.
Теория. Гончарное ремесло в России, его, исторические традиции. Гжель - крупнейший керамический промысел, история села. Технология производства посуды. Рождение кобальтового цветка.
Дымковская игрушка. История глиняной расписной игрушки, технология изготовления. Характерные элементы росписи.
Раздел 4. Инкрустация соломкой. (14 часов)
Знакомство с инкрустацией, новым видом художественной отделки соломкой предметов обихода. Декоративные и технологические особенности инкрустации. Орнамент из соломенных элементов на плоской поверхности.
Теория. Использование народных орнаментов в изделиях с инкрустацией. Демонстрация украшенных соломой изделий. Орнамент в полосе. Орнамент в круге.
Красота природного материала в изображениях животных, птиц, насекомых, растений. Просмотр иллюстративного материала.
Практическая работа. Подготовка соломы к работе: тонирование утюгом, нарезка полос разной ширины, разрезка на геометрические элементы ромбы, треугольники, квадраты, прямоугольники и круги с помощью ножа и линейки.
Тема. Разделочная доска. (13 часов)
Практическая работа. Отделка аппликацией соломкой двух разделочных досок. Подготовка основы разделочной доски. Составление орнамента. Выполнение по выбору геометрического или растительного (и животного) орнамента (симметричного и несимметричного). Обведение деталей по шаблону. Наклейка соломенных лент на кальку, вырезание бумажных деталей и наклейка на основу. Отделка и оформление готовых изделий.
Раздел 5. Декоративно – художественные композиции.
Декоративное панно. (96 часов)
Тема. Предметная композиция.
Декоративное панно «Корабль» (24 часа)
Теория: Беседа. Знакомство с темой. Учёт направления соломки, цвета и пропорций при работе.
Практическая работа. Выполнение изделия. Подбор и подготовка рисунка к аппликации. Деталировка. Выполнение графического рисунка на кальке. Подготовка соломки. Наклеивание соломки на переведенные заготовки по указному направлению. Подготовка основы. Разметка деталей на основе. Выполнение аппликации производится на фанере, ДВП. Отделка и оформление готовых изделий.
Тема. Сюжетно-тематическая композиция.
Декоративное панно «Птицы», «Животные» (по выбору) (24 часа)
Теория. Беседа. Изображения животных и птиц. Стилизация. Цвет, оттенки соломы как активное средство' создания художественного образа.
Практическая работа. Выполнение изделия. Подготовка основы, перевод рисунка на основу. Подготовка соломки. Подбор соломы по оттенкам, тонирование. Изготовление и оформление композиции. Отделка и оформление готовых изделий.
Декоративное панно «Цветы» (24 часа)
Теория. Беседа. Красота природного материала в аппликации с растительными элементами. Сочетание мягких овальных форм элементов (лепестки цветов) с деталями, обогащёнными контурными прорезками (листья). Просмотр иллюстративного материала.
Практическая работа. Выполнение изделия. Подбор и работа над рисунком. Подготовка основы, нанесение рисунка на основу. Подготовка соломки. Выполнение элементов аппликации. Сбор элементов по фрагментам-блокам. Наклеивание на основу. Оформление композиции. Отделка и оформление готовых изделий.
Декоративное панно «Пейзаж и архитектурные композиции»
(24 часа)
Теория. Беседа. Знакомство с изображением архитектурных сооружений, выполненных в технике аппликация соломкой. Особенности при выполнении аппликации. Пейзажи в архитектурных композициях. Правила построения перспективного изображения. Использование в аппликационной работе тематики родного края.
Практическая работа. Выполнение изделия. Работа над рисунком. Подготовка основы, перевод рисунка на материал. Подготовка соломы, тонирование, дополнение материала засушенными листьями и травами (при необходимости). Исполнение аппликации. Отделка и оформление готовых изделий.
Раздел 6. Творческая самостоятельная работа (24 часа)
Тема. Декоративное панно (по выбору).
Теория. Беседа. Творческое решение декоративных композиций. Цели и задачи при выполнении изделия. Выполнение аппликаций для выставочного фонда объединения.
Практическая работа. Выполнение изделия. Выбор сюжета. Исполнение рисунка в размер будущей работы. Подготовка соломки. Выполненные учащимися работы должны находить применение в оформлении помещения ДДТ, школьных кабинетов, в домашней обстановке. Отделка и оформление готовых изделий.
Раздел 7. Подведение итогов. (4 часа)
Тема. Итоговая аттестация (2 часа)
Оформление выставки итоговых работ. Работа с тестами. Подведение итогов выставки и тестирования. Старшие воспитанники могут выступать в роли экскурсоводов на выставке.
Тема. Заключительное занятие (2 часа)
Подведение итогов за три года обучения. Выставка. Награждение. Чаепитие.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для работы объединения необходимо достаточно светлое, просторное помещение. Столы должны стоять так, чтобы на них падало как можно больше естественного света. Во избежание порчи столов во время работы при резании соломы надо, чтобы у каждого ребёнка был лист плотного картона или рабочая дощечка.
Для хранения инструментов и незаконченных работ желательно для каждого ребёнка иметь прочную картонную коробку. После каждого занятия коробки ставят в специально отведённый для этого шкаф. В помещении объединения должны быть шкафы для хранения поделок, инструментов и материалов, методической литературы. На стенах мастерской можно оформить постоянно действующую выставку детских работ.
Для изготовления художественных изделий из соломки необходимо иметь следующие инструменты и материалы:
- острые ножницы для аппликационных работ;
- большие ножницы для нарезания соломин и отсекания плотных участков стебля;
- ножи-резаки для инкрустации, расщепления соломин на полоски одинаковой ширины;
- кисти для работы с клеем; кисти для работы с акварельными и гуашевыми красками, тушью;
- карандаши простые для выполнения и перевода эскизов;
- линейки и циркули для выполнения размётки;
- электровыжигательный прибор;
- калька, бумага копировальная; цветной картон; скрепки, кнопки;
- рамки деревянные;
- образцы изделий мастеров и умельцев;
- наглядные пособия;
- литература;
- дидактический материал;
В объединении обязательно должны быть утюги и гладильные доски для разглаживания соломы в полоску. Для распаривания стеблей соломы необходимо иметь глубокую ёмкость и электрочайник, для разрезания стеблей используют резак.
При работе с соломой используется клей ПВА, гуашевые и акварельные краски, тушь, бесцветный лак, планшеты из листов ДВП.
Осенью необходимо заготовить сырьё: рожь, овёс, ячмень, другие злаковые. Все необходимые инструменты, материалы и сырьё готовятся летом до комплектования групп объединения.
В мастерской объединения необходимо оформить стенды «Правила по технике безопасности».
Методическое обеспечение учебно-тематического плана первого года обучения
Таблица 1
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы организа ции | Дидактичес кий материал | Техничес кое оснащение | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. | Учебное занятие | Инструктаж, беседа | Инструкция Наглядные пособия | Инструмен ты и материалы | опрос | |
В мире ремесел. Художественная обработка соломы. | Учебное занятие | Словес ный метод | Готовые изделия, рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон | зачет | |
Элементы цветоведения | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонс трация готовых изделий консульти рование | Готовые изделия Эскизы и рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, карандаш, калька, кисть | опрос | |
Основы композиции Аппликация соломкой. Этапы выполнения | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование | Образцы изделий | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | Контрольное занятие | |
Сюжетно-тематические композиции в технике аппликация соломкой | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование | Образцы изделий, эскизы композиций, методические журналы | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | зачет | |
Цветочные композиции | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование | Готовые изделия. Схемы и рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | зачет | |
Композиции анималистического характера | Учебное занятие | Словес ный метод консульти рование самостоя тельная работа | Готовые изделия. Схемы и рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | зачет | |
Промежуточная аттестация | Учебное занятие | Практическая работа | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон | Самостоятельная, творчес кая работа | ||
Заключитель ное занятие | Празд ник- чаепи тие | Обсужде ние и анализ выставочных работ | Дипломы, грамоты, благодарности | Выставоч ные экспонаты | Выстав ка работ. Награждение обучаю щихся |
Методическое обеспечение учебно-тематического плана второго года обучения
Таблица 2
№ п/п | Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы организа ции | Дидактичес кий материал | Техниче ское оснащение | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. | Учебное занятие | Инструк таж Словес ный метод Наблюде ние | Инструкция Наглядные пособия план | Инструмен ты и материалы | Опрос | |
Технология обработки соломы | Учебное занятие | Словес ный репродук тивный метод наблюде ние | Готовые изделия, рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | Зачет | |
Отделка готовых изделий | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование | Готовые изделия Эскизы и рисунки узоров | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон карандаш, калька, кисть | Опрос. Контрольное занятие | |
Основы композиции | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование | Образцы изделий Эскизы композиций | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон карандаш, калька, кисть | опрос | |
Орнаментальные композиции на плоской поверхности | Учебное занятие | Словес ный метод. Иллюстри рование и демонст рация готовых изделий консульти рование самостоя тельная работа | Образцы изделий, эскизы композиций, методические журналы | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон карандаш, калька, кисть | Зачет | |
Сюжетно - тематические композиции | Учебное занятие | Словес ный метод. консульти рование самостоятельная работа | Готовые изделия Эскизы узоров и композиций | Ножницы, соломка, клей, утюг, картон, карандаш, калька, кисть | Зачет | |
Итоговая аттестация | Выстав ка, тестирование | Обсужде ние и анализ выставоч ных работ | Грамоты, благодарности, дипломы | деревянные рамки Работы обучающихся | Выставка работ Награждение обучающихся |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы:
- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»
- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Литература, рекомендуемая для педагога
Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой. - М., ВЦХТ, 1999.
Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1982.
Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М: Культура и традиции, 2002.
Загребаева А.В. Плетение из соломы, бересты, лозы. - М., Миринда,
Родиола-плюс, 1999.
Маркелова О.Н. Организация кружковой работы в школе. - Волгоград: Учитель, 2008.
Новиков С. Н. Работа с природным материалом. - М., ВЦХТ, 1997.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984.
Федотов Г.Я. Сухие травы. - М., 1997.
Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. - Минск, 1985.
Литература, рекомендуемая для обучающихся
Жегалова С. Росписи Хохломы. - М.: Дет. лит., 1991
Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природного материала. - Ярославль: Академия развития, 2000.
Новиков С.Н., Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Русские резные узоры (Учебные композиции для кружковых занятий). – Орёл, 1996
Перевертень Г.И. Аппликации из соломки - М., 2006
Черныш И.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список конкурсных мероприятий,
в которых могут принимать участие обучающиеся по программе «Аппликация соломкой» творческой мастерской «Природа и фантазия»
Таблица 1
№ п/п | Название мероприятия | уровень | Календарные сроки | организация |
1. | Конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | муниципальный | декабрь | ЦДТ |
2. | Конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | краевой | январь | АКДТДиМ |
3. | Конкурс «Сибириада» | муниципальный | февраль | ЦДТ |
4 | Конкурс «Сибириада» | краевой | март | АКДТД и М |
5 | Конкурс «Пожарная ярмарка» | муниципальный | февраль | ЦДТ |
6. | Конкурс «Твори, выдумывай, изобретай» | краевой | март | АКЦИТР |
7. |
Приложение 3
Результативность программы
Таблица 2
№п/ | Дата (месяц) | Наименование мероприятия | Результат |
Январь 2015 | Краевой конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | Диплом 1 степени-Балашова Ольга | |
2. | Февраль 2015 | Муниципальный конкурс «Пожарная ярмарка -2015» | Грамота за 1 место- Балашова Ольга |
3. | Февраль 2015 | Муниципальный конкурс «Пожарная ярмарка -2015» | Грамота за 2 место - Хеликова Полина |
4. | Март | Краевой тематический конкурс «Пожарная ярмарка – 2015» | Сертификат - Балашова Ольга |
5. | май | Присвоено звание детский образцовый коллектив Алтая | |
6. | ноябрь | Конкурс художественного творчества «Ростки талантов» | Диплом участника – Усов Александр |
7. | ноябрь | Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | Грамота за 1 место- Шмаков Антон |
8. | ноябрь | Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | Грамота за 2 место- Сысоева Анастасия |
9. | ноябрь | Муниципальный конкурс ДПИ «Рождественская звезда» | Грамота за 1 место - Бутин Илья |
март | Сибириада муниц | Грамота за 1 место Тупицина Дарья | |
Приложение 4
Тесты по разделу
«Аппликация соломкой»
Таблица 3
I уровень
- Тест на опознание
№ | Ты согласен с тем, что… | Да | Нет |
1 | …для аппликации можно использовать ржаную, овсяную и пшеничную соломку | ||
2 | … соломку для работы заготавливают зимой | ||
3 | … соломка разных злаков имеет разный цвет | ||
4 | … солому нельзя гладить утюгом | ||
5 | … солому можно покрасить | ||
6 | … аппликация из соломки бывает только плоская | ||
7 | …солому долгое время можно хранить в снопах |
- Тест – различение
Соедини стрелкой название природного красителя и цвет который получается после окраски:
луковая шелуха коричневый
шишки ольхи темно-желтый
кора дуба темно-коричневый
II уровень
- Тест – подстановка
а) аппликация из соломки по дереву
б) стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса
|
2. Конструктивный тест. Продолжи предложение
1. Подвесные ажурные конструкции из соломы называются _______________________________
2. В знак благодарности за урожай крестьяне оставляли в поле _____________________________
3. Чучела из соломы были традиционными атрибутами народных праздников ________________
3. Типовая задача
Расположи в нужной последовательности этапы выполнения аппликации из соломки
вырезаем деталь аппликации | |
выбираем эскиз | |
сушим оклеенные детали под прессом | |
раскладываем детали на фон | |
переводим эскиз через копировку (делаем рабочий эскиз) | |
детали аппликации оклеиваем соломкой | |
размечаем эскиз | |
приклеиваем все детали | |
обрезаем излишки соломы с детали | |
оформляем работу в рамку |
4. Типовая задача
Расположи в нужной последовательности этапы подготовки соломы для хранения
сушат срезанную солому | |
раскладывают по коробкам | |
чистят солому от листьев | |
сортируют по толщине и цвету | |
разрезают на отрезки между узлами |
Приложение 5
Ответы к тесту по разделу «Аппликация соломкой»
Таблица 4
I уровень 1. Тест на опознание
2. Тест – различение
Соедини стрелкой название природного красителя и цвет который получается после окраски:
луковая шелуха коричневый
шишки ольхи темно-желтый
кора дуба темно-коричневый
II уровень 1. Тест – подстановка
а) аппликация из соломки по дереву
и | н | к | р | у | с | т | а | ц | и | я |
б) стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса
с | о | л | о | м | а |
2. Конструктивный тест.
Продолжи предложение
1. Подвесные ажурные конструкции из соломы называются пауки
2. В знак благодарности за урожай крестьяне оставляли в поле пучок колосьев
3. Чучела из соломы были традиционными атрибутами народных праздников Масленица, Иван Купала
3. Типовая задача
Расположи в нужной последовательности этапы выполнения аппликации из соломки
4. Типовая задача
Расположи в нужной последовательности этапы подготовки соломы для хранения
2 | сушат срезанную солому |
5 | раскладывают по коробкам |
1 | чистят солому от листьев |
4 | сортируют по толщине и цвету |
3 | разрезают на отрезки между узлами |
Приложение 6
Задания на выявление доучебного уровня
знаний и умений обучающихся
Задания на выявление знаний по материаловедению
Таблица 5
1 задание. Согласны ли вы с тем, что:
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 2 3 4 5 6 | Аппликация из соломы выполняется только на бумаге Солому заготавливают летом Солому можно гладить утюгом Солому можно покрасить Из бересты делают только корзины На бересте можно рисовать |
2 задание. Закончи предложение:
1. Кора березы – это …
2. Стебель злаковых растений называется…
3. Для аппликации используют солому следующих злаков: …
АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ № 1
АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ №2
АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ №3
АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ №1
АППЛИКАЦИЯ ОПИЛКАМИ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»
Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»
Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Аппликация"
Программа стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дощкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, орнганизовывает содержательный и увлекательный досуг. Программа способствуе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Художественное слово»...
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года
В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...