Сравнительная таблица основных концепций обучения
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица основных концепций обучения
Критерии сравнительного анализа | Програм мированное обучение | Проблемное обучение | Развивающее обучение | Знаково-контекстное обучение |
Методологическая основа | Использован кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая на основе прямой (посылка команд) и обратной связи между управляющим центром (учитель) и управляемым объектом (ученик). Различаются внутренняя и внешняя обратная связь, где внутренняя — получение информации самим учеником (правильно ли он ответил), а внешняя — получение информации учителем о ходе научения учащихся. Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. | Сообщать знания в их движении и развитии. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «средства решения», «эксперимент», «результаты поиска». Преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация» | Обучение должно вести за собой развитие, опираться на разработанные учеными дидактические принципы, которые направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Цель обучения — это развитие ученика, воспитание субъекта собственной жизни, способного ставить перед собой задачи и находить способы их решения, развитие способности к дедукции (в обучении идти от абстрактного к конкретному, от общего к частному), интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. | С помощью системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста. Деловая игра, с точки зрения А.А. Вербицкого есть ведущая форма квазипрофессиональной деятельности в контекстном обучении. Принципы знаково-контекстного обучения: последовательное моделирование в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов; связи теории и практики; совместной деятельности; активности личности; единства обучения и воспитания. |
Авторы концепции | Б. Скиннер, Н. Краудер, С. Пресси | Д. Дьюи, Дж. Брунер, В. Оконь. В России: И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов. | Д.Б. Эльконин Л.В.Занков, В.В.Давыдов . | А.А. Вербицкий |
Основные идеи | Обучение по заранее разработанной программе с помощью обучающих средств (программированные учебники, программированные учебные пособия, обучающие машины). Принципы программированного обучения: 1) подача информации небольшими порциями; учебный материал делится на малые части (порции), чтобы ученикам не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; 2) установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации; Скиннер рекомендовал использовать для проверки усвоения порций вопросы открытого типа (ввод текста), а не выбор из множества готовых вариантов ответа; 3) предъявление ответа для самоконтроля; 4) дача указаний в зависимости от правильности ответа. | Процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию, Проблемное мышление осуществляется прежде всего как процесс решения проблемы. Условием развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы. Закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают. Преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. | Достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его физического и психического здоровья. Предоставить учащимся целостную картину мира., обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся в том числе и слабых, доверительная атмосфера обучения, вариативность процесса обучения, индивидуальный подход. | Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, учащегося. Отсюда необходимость научить его учиться (активно проявлять себя в познавательной деятельности, т. е. быть субъектом учения;) Переход к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик». Условия диалога, взаимопонимания, открытости и доверия «раскрепощают» личность обучаемого, стимулируют и поддерживают его познавательную активность, способствуют наиболее полному выражению личностных свойств и качеств; Обеспечение таких психолого-педагогических условий, форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретению опыта их творческой деятельности. |
Сильные стороны данного подхода | получение субъектами образовательного процесса (учителем и каждым учеником) полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной информации. оно развивает самостоятельность: ученик занимает позицию не только объекта, но и позицию субъекта собственной учебной деятельности, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме, что обеспечивает высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. | развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, позволяет формулировать и решать учебные и реальные проблемы, высокая самостоятельность учащихся; активность, мотивация, освоение навыка преодоления противоречий. | формирует теоретическое мышление, развивается самостоятельность учащихся, формируются элементы теоретического мышления; развиваются способности к осознанному и целенаправленному управлению учащихся своим поведением; формируется активная познавательная деятельность. | решается задача моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций. При этом акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента. Возможность для студентов ознакомиться с практической стороной их будущей профессии; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем; обучиться групповым методам работы при подготовке и принятии управленческих решений; игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к будущему профессиональному общению; возможность сформировать установки профессиональной деятельности, преодолевать стереотипы, провоцирует включение рефлексивных процессов; научится концентрировать свое внимание на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи. |
Ограничения данного подхода | не вскрывает самого хода научения, слабо стимулирует развитие творческого мышления школьников, имеет ограничения в применении, так как не каждый материал поддается пошаговой обработке, имеет ограничения применения, в том числе из-за сложностей материального обеспечения. | большая затрата времени, в меньшей мере применимо при формировании практических умений и навыков, при изучении материала описательного характера. | не соответствует мыслительным способностям слабых учащихся; неэффективен для формирования репродуктивных умений (это происходит после теоретического осмысления изучаемого материала, усвоение - побочный продукт развития). | относительная сложность подготовки к занятиям; отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат; большие временные затраты нежели в традиционном обучении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительная таблица стандартов 2004 года и ФГОС
Сравниваются: цели образования, структура стандартов,, планируемые результаты......
Основные концепции развивающего обучения
Практическое занятие...
Сравнительная таблица качества и обученности по ИЗО 2019-2020 год
Сравнительная таблица качества по изобразительному искусству 2019-2020 г....
Сравнительная таблица качества и обученности по технологии 2019-2020 год
Сравнительная таблица качества и обученности по технологии 2019-2020 г....
Практическое занятие № 2 Составление сравнительного анализа современных концепций западной философия
План-конспект учебного занятия по ОГСЭ.01 Основы философии...
Основные концепции индивидуализации обучения
В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома....