Основные концепции индивидуализации обучения
консультация

Оськина Софья Александровна

В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_kontseptsii_individualizatsii_obucheniya.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Основные концепции индивидуализации обучения

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа обучающегося в школе и дома.

Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен (см. презентацию «Технологии индивидуализации обучения» папка «Наглядные материалы»).

Общие принципы индивидуализации обучения.

Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

Обучение в индивидуальном темпе, стиле.

Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

Использование индивидуализированного обучения по всем направлениям обучения.

Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей обучающихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации образовательной деятельности: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Общие особенности технологий индивидуализации.

  •  Учет факторов, обуславливающих неуспеваемость обучающихся.
  •  Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках в процессе мышления.
  •  Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
  •  Оптимизация учебного процесса применительна к способным и одаренным обучающимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
  •  Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
  •  Формирование общеучебных умений и навыков.
  •  Формирование адекватной самооценки обучающихся.
  •  Использование технических средств обучения.

 Рассмотрим классификацию знаний.

По локализации отражения выделяют:

Индивидуальные знания – комплекс чувственных и умственных образов и их связей, которые появляются при взаимодействии индивида с реальностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

Общественные знания – результат обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, который выражен в языке, науке, материальных и духовных ценностях, технике, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение выступает как «перевод» общественных знаний, умений и навыков в индивидуальные.

По форме отражения знаний, умений, навыков выделяют:

  •  знаковые, вербальные, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
  •  образные, которые представлены в образах, восприняты органами чувств;
  •  вещественные, которые существуют в предметах труда, искусства – материализованные результаты деятельности;
  •  процедурные – заключенные в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процессов.

Общеучебные умения и навыки – это умения и навыки, соответствующие действиям, которые формируются в процессе обучения многим предметам, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

- Умения и навыки планирования учебной деятельности, а именно понимание учебной задачи, умение ставить цели, рационально выбирать оптимальный путь их достижения, выстраивать последовательность и временные рамки этапов деятельности, выстраивать алгоритм деятельности, планировать самостоятельную работу на занятиях и дома.

- Умения и навыки организации собственной учебной деятельности: умение организовать свое рабочее место, режим дня, самостоятельную домашнюю работу, определять порядок и способы умственных действий.

- Умения и навыки восприятия информации, работа с различными информационными источниками: работать с книгой; отличать повествование, рассуждение, описание; разрабатывать на основе текста таблицы, схемы; управлять вниманием, наблюдением; владеть различными видами пересказа. Отдельную группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

- Умения и навыки мыслительной деятельности: выделять главное на основе осмысления нового материала, навыки анализа и синтеза, умение аргументировано высказывать мнение, разрабатывать систему доказательств, формулировать выводы, делать умозаключения.  

- Умения и навыки оценки и осмысливания результатов собственных действий: контролировать свою деятельность и деятельность других обучающихся, объективно оценивать изложенный материал, правильность выбранного решения, оценивать различные стороны явлений, осуществлять контроль правильности и прочности теоретических знаний и практических навыков, выполнять рефлексивный анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе

Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской  школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...

Индивидуализация обучения в основной школе как инструмент определения личной траектории обучающихся.

Цели работы: ·         Индивидуализация обучения на уроках русского языка как инструмент определения личной траектории обучающихся при овладени...

Индивидуализация обучения и проектирования ИОМ обучающихся на ступени основного общего образования

В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектиров...