«Развитие творческих интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания»
методическая разработка (6 класс)
На современном этапе общественного развития школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях образовательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, её способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от неё и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся
на уроках истории и обществознания»
Стрельцова О.В. учитель истории и обществознания
На современном этапе общественного развития школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях образовательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, её способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от неё и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме "Первые законы на Руси" ребятам было предложено проанализировать "Русскую правду" и сделать вывод - значении этого документа. Всё это шло в сравнение «Салической правдой». В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста; самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний, сравнить два сборника законов, выявить различия.
Малые дидактические игры помогают учащимся усвоить большой хронологический, картографический, историко-культурный материал. Они направлены на усвоение характеристик исторических деятелей (формирование у учащихся логического мышления), исторических событий, памятников искусства, быта людей. Например, викторины:
- “Знаешь ли ты этого исторического деятеля?”,
-“Откуда этот отрывок?” (на знание историко-художественной литературы),
- “ О каком событии идёт речь?”,
- “Знаешь ли ты эти мифы?” и т. д.
Учащиеся успешно отличают правду от вымысла (предлагаются задания найти и исправить ошибки в тексте, в картинах и зарисовках.) Особой популярностью пользуются у ребят игры, основанные на хронологическом материале: “Рассыпанное предложение”. В среднем звене ребят захватывают интеллектуальные игры типа: “Счастливый случай”, “Колесо истории”, “Своя игра”.
Ролевая игра, которая готовится в течение 2-3 недель, как правило, с учащимися старших классов, формирует умения анализировать исторические события, факты, причины, результаты и значения рассматриваемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать оценку историческим событиям, деятелям, положению классов. (“Клуб путешественников”, “Путешествие в картинные галереи”.)
В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, то есть ролевая игра должна быть проблемной по своему содержанию. В ходе проблемного обучения используется метод, который называется "мозговой штурм". Сущность его состоит в быстром поиске ответов на вопросы к тексту. Для "штурма" предлагаются вопросы, не требующие традиционного решения. Одним из основных свойств личности является память. Для развития памяти на уроках используются соответствующие игровые тренинги. Например, игра "Города". Ведущий называет город. Ученики должны вспомнить географическое положение, достопримечательности, факты истории. Следующая игра - "Запомни текст". Прослушав текст (исторический), ученики должны как можно больше информации зафиксировать в тетради. Такой метод часто используется на уроках истории в 5-6 классах.
На уроках часто используются познавательные упражнения, побуждающие ребенка фантазировать. Например, изучая тему "Развитие образования в Древней Греции", ребята узнали, что греческие школьники при письме пользовались специальным приспособлением - "стилем". Это слово им знакомо по мобильным телефонам. Учащимся предложено составить рассказ: "Путешествие в Спарту", "Олимпийские игры", "В рыцарском замке" и т.д.
Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название "Проект". Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности ребят и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нём основное содержание деятельности определяется учащимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает ученику большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.
История Отечества традиционно считается важнейшей частью школьного курса исторической науки. Ясно, что чисто описательный стиль неуместен при изучении столь важного предмета. Школьникам надо дать возможность сравнивать мысли и дела предшественников со своими представлениями о происходившем, самим строить догадки и проверять их, постепенно переходя от простого собирания фактов к их сопоставлению, осмыслению и в конечном счёте – к сознательному научному моделированию бесконечного исторического процесса, который так бурно протекает в наши дни.
Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий учеников и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках ребятам предлагается решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учётом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован приём « кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста: написать ключевое слово или предложение на бумаге; записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме; выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается приём «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради всё, что знают по данной теме. Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.
Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию. Все перечисленные методы и формы работы на уроках истории направлены на стимуляцию творческой активности и развитие интеллекта учащихся, коммуникативных и творческих способностей. Обобщая опыт можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнёр, помощник, инициатор и эксперт. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом. Проявляйте сами и цените юмор. Чаще задавайте вопрос «а что, если?..» - это позволяет проявить свободную фантазию, пробуждает и поддерживает любознательность. Поощряйте стремление задавать вопросы и самостоятельно находить ответы. Организовывайте ситуации, требующие творческого отношения. Старайтесь избегать вопросов, на которые предполагается однозначный ответ: « да» или « нет». Позволяйте учащимся делать ошибки. Недаром говорят, что на ошибках учатся, поскольку они представляют собой активный поиск решения. Воспитывайте в учениках адекватное отношение к критике и похвалам со стороны окружения. В образовании, направленном на развитие креативности, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом. Таким образом, образование, направленное на развитие творчества учащихся, должно предусматривать: открытость всей системы, гибкость организации, общее творческое отношение учителей и администраторов, планирование и реализацию больших, длительных проектов, в которых все участники смогут принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей.
Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определение соотношения различных видов творческой деятельности. Личностный подход педагога предполагает развитие креативных способностей школьников в процессе деятельности, в ходе которой учитель не ограничивает свободу выбора метода выполнения творческих заданий, поощряет разработку каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает опыт учащихся, индивидуальные психологические особенности школьников, который осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий».
Обобщение опытом учителя истории и обществознания...
«Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»
laquo;Развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания»Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания Курского ...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории, обществознания через организацию проектной деятельности...
Программа "Выявление и развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"
В программе указаны этапы развития творческих и интеллектуальных возможностей оучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности...
Рабочая программа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окр...
Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается ак...
Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...