Методический проект: урок для учителей
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методический проект: урок для учителей.
У этого необычного проекта может быть несколько названий: методические посиделки , методическая презентация , межпредметный информационно- методический проект или семинар, мастер- класс и т.д. По сути это мастер- класс, где творчески работающие учителя показывают оригинальные приемы и формы работы.
Специфика проведения методического проекта состоит в том, что мы демонстрируем методические идеи разных учителей , т.е передается коллективный опыт работы методического объединения, и для этого используется не программный материал учебных предметов, а интересную и полезную информацию.
Подготовка проведения таких занятий включает в себя следующие этапы:
- Выделение стержневой методической идеи, т.е. поиск ответов на такие вопросы как: «Чем интересен наш опыт?Что мы можем и хотим показать коллегам?» Отвечая на данный вопрос можно ,например, акцентировать внимание на знакомстве с какой-либо технологией, показать разнообразие приемов работы с какой-то определенной информацией, наглядно представить методические возможности различных презентаций и некоторые преимущества интерактивной доски;
- Поиск и тщательный отбор информации для проведения открытого урока, мастер- класса, семинара и проверка ее достоверности;
- Выбор приемов, интересных с методической точки зрения и оптимальных для работы с имеющимся материалом;
- конструирование занятия в соответствии со стержневой методической идеей и требованиями к современному уроку.
Методическая презентация может проходить в форме обычного урока , где в роли учеников выступают учителя, методисты , администрация школы, руководители методических объединений различных уровней или в форме методического занятия со специальными заданиями, методическими комментариями. Участники таких встреч видят проблемы с различных точек зрения.
Во-первых, информация интересна и полезна с позиции обычного потребителя.
Во-вторых, методический аспект позволяют учителю-практику выделить интересные приемы и формы работы.
В-третьих, учителя обычно хотят осмыслить структуру самого занятия как нетрадиционную форму передачи передового педагогического опыта.
На примере презентации «Читаем вместе» можно рассмотреть один из вариантов проведения методических занятий. Тему встречи можно сформулировать с помощью предметных загадок-подсказок, которые представлены на экране. Например, учителям литературы будет любопытно знать, что это у Л.Н.Толстого «высвобождало возможности, дремавших в глубине души». Подобные вопросы и сопровождающие их иллюстрации помогают определить тему занятия, установить ассоциативные связи и создать определенный эмоциональный настрой.
Далее формируется информационный запрос и личностный интерес к определенной теме: учителя сами формулируют вопросы , на которые они хотели бы получить определенные ответы в ходе проведения занятий.
Следующий этап – проверка эрудиции и тренировка внимания: зачитываются суждения, а учителя записываю, верным или неверным является каждое из них.
Основная часть занятия посвящается работе с каким-то определенным дидактическим текстом, который составляется так ,чтобы можно было представить разнообразие методических приемов.
Прорабатывая текст, можно показать и некоторые приемы работы с иллюстративным материалом: поиск соответствий, сопоставление рисунков и фотографий, определение лишнего или недостающего рисунка, расположение их в некоторой последоательности , работа с некоторыми пояснительными надписями.
При работе на интерактивной доске параллельно можно демонстрировать изменения цвета экрана и размера некоторых объектов, перемещение надписей и рисунков, различные способы выделения определенного материала.
Изучая материал, участники такого мероприятия ищут в тексте непонятные слова и задают уточняющие вопросы, выделяют главное обобщают. Довольно сложную информацию можно систематизировать в виде таблицы, выделяя ключевые слова из текста и устанавливают причинно-следственные связи.
С помощью проблемных вопросов также можно помочь коллегам осмыслить информацию, выстраивая логические цепочки.
Среди учителей обычно вызывает интерес задания на поиск в тексте нужных аргументов для доказательства того или иного тезиса.
Подготовка и использование презентации при проработке текста убеждает коллег в том, что компьютер значительно облегчает восприятие материала и повышает эффективность работы учителя.
Завершающий этап работы –аукцион, на котором коллеги отвечают на разные по сложности вопросы, которые затем обмениваются на подробное описание той или иной методики. На этом этапе закрепляются знания полученные во время проведения семинара, мастер- класса.
Подобные занятия помогают всем провести рефлексию собственного опыта, увидеть новые ресурсы развития ,сформировать потребность в передаче опыта работы и подняться на новый виток профессионального становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический проект "Дидактическая компетентность учителя - основа эффективности урока"
Дидактическая компетентность учителя - это основа эффективности всего образовательного процесса. Данный проект нацелен на организацию работы межшкольного объединения учителей русского языка и лит...
Методическая разработка урока в 5 классе «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»
Урок с презентацией по проектной деятельности учащихся...
Методический проект урока по истории. Пётр Христианович Витгенштейн - великий патриот России и Преднистровья.
Работа отражает деятельность Петра Христиановича Витгенштейна во время войны с Наполеоном 1812 года в России, а в послевоенное время преобразовательную деятельность светлейшего князя в развитии хозяйс...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Создание условий для инновационного пространства учителя – профессионала»
Ведущей идеей проекта - модели организации методической деятельности организации поиска, обобщения и распространения перспективного педагогического опыта в регионе является создание услови...
Учебно-методический проект «Неделя творческого мастерства учителей английского языка»
Неделя английского языка...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...
Методические разработки уроков и мероприятий в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан (Грант «Старший учитель»)
Планы уроков и внеклассных мероприятий и рефлексии, проведенных в в рамках грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по...