Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников
материал
В работу учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников
№ | Рекомендации |
Правильная посадка учащихся во время занятий | |
1. | За столом (партой): – длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; – высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка; – голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; – между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка |
2. | При письме: – позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; – предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; – надплечья находятся на одном уровне; – голова чуть наклонена вперед; – расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 30-35 см.; – тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; – левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх |
3. | При чтении: – поза при чтении в основном совпадает с позой при письме; – предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты); – кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15° |
4. | Стоя: – ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги; – голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников |
Профилактика близорукости. | |
1. | Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения |
2. | Чередование устной и письменной работы на уроке: – отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз), – минуты тишины с закрытыми глазами |
3. | Оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажеров |
4. | Проведение на каждом уроке гимнастики зрения |
5. | Правильное использование ТСО (видеоэкранных): – расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м.; – длительность – не более 20 мин |
6. | Использование только допущенных Минздравсоцразвития учебников |
7. | Контроль за гигиеной чтения школьников: – шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов; – неотрывное чтение – не более 3-7 мин (1-2 классы), 7-15 мин (3-4 классы), 20-25 мин (5-11 классы); – расстояние от глаз до текста – 24см (для младших школьников), 29см – для средних и старших школьников; – исключение чтения в положении лежа |
8. | Рациональная организация освещения в классе и дома |
9. | Ежедневное пребывание на свежем воздухе – не менее 2-3 часов |
10. | Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения |
11. | Учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой |
Профилактика нарушений осанки учащихся. Рекомендации для деятельности учителя по профилактике нарушений осанки | |
1. | Ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача) |
2. | Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК) |
3. | Обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка |
4. | Инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома |
5. | Контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т.д. |
6. | Обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год |
7. | Правильное расположение рабочего места (столов, парт) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное их освещение |
8. | Правильная организация режима учебных занятий |
9. | Ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т.д.) |
10. | Инструктаж, встреча со школьными врачами по правильной организации активного отдыха учащихся для родителей |
11. | Обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз |
12. | Оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту для смены поз учащихся во время учебного процесса |
Рекомендации для учителя, ведущего работу в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики
№ | Задачи |
1. | Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании |
2. | Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание класса: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий |
3. | Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку |
4. | Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.) |
5. | Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне |
6. | Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс |
7. | Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности |
8. | Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без перегрузки учащихся |
9. | Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся |
10. | Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся |
11. | Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия |
12. | Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения |
13. | Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке |
14. | Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным |
15. | Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество |
16. | Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения) |
17. | Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности |
18. | Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным |
19. | Контроль за состоянием учеников (особенно группы риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-8490-1488036183.jpg)
Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"
Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/13/picture-47429.jpg)
Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников
основные рекомендации для родителей младших школьников, соблюдение которых поможет сохранит здоровье ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-358679-1386871498.jpg)
Открытое мероприятие для 5 классов, посвященное здоровью школьников.Тема: «Курение – опасное увлечение»
Цель: развивать у ребят осознанное неприятие табака как одного из способов воздействия на личность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/19/picture-1280190-1603128674.jpg)
Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущер...
Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной иззадач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-813266-1473318506.jpg)
Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...