Рекомендации по охране здоровья школьников
консультация
Консультации для педагогов, родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki.doc | 36 КБ |
rekomendatsii_v_tablitsah.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
- И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
- И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
- И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
- И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
- И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
- ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по охране здоровья школьников
№ | Рекомендации |
Правильная посадка учащихся во время занятий | |
1. | За столом (партой): – длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; – высота ножек стула должна быть равна длине голеней ребенка; – голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; – между краем стола и грудной клеткой ребенка должно быть расстояние, равное ширине кисти ребенка |
2. | При письме: – позвоночник ребенка опирается на спинку стула. Ребенок должен сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; – предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; – надплечья находятся на одном уровне; – голова чуть наклонена вперед; – расстояние от глаз до стола (тетради, книги) равно 30-35 см.; – тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; – левая рука ученика (у левшей правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх |
3. | При чтении: – поза при чтении в основном совпадает с позой при письме; – предплечья симметрично без напряжения лежат на поверхности стола (парты); – кисти рук ребенка поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15° |
4. | Стоя: – ребенок должен уметь стоять свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги; – голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки учеников |
Профилактика близорукости. | |
1. | Рассадка детей в классе с учетом состояния их зрения |
2. | Чередование устной и письменной работы на уроке: – отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы, специальные комплексы гимнастики для глаз), – минуты тишины с закрытыми глазами |
3. | Оборудование учебного помещения плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажеров |
4. | Проведение на каждом уроке гимнастики зрения |
5. | Правильное использование ТСО (видеоэкранных): – расстояние до экрана при просмотре телепередач – в пределах 3-5 м.; – длительность – не более 20 мин |
6. | Использование только допущенных Минздравсоцразвития учебников |
7. | Контроль за гигиеной чтения школьников: – шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов; – неотрывное чтение – не более 3-7 мин (1-2 классы), 7-15 мин (3-4 классы), 20-25 мин (5-11 классы); – расстояние от глаз до текста – 24см (для младших школьников), 29см – для средних и старших школьников; – исключение чтения в положении лежа |
8. | Рациональная организация освещения в классе и дома |
9. | Ежедневное пребывание на свежем воздухе – не менее 2-3 часов |
10. | Инструктаж родителей школьников по правилам гигиены зрения |
11. | Учет состояния зрения ученика при определении его в группу для занятий физкультурой |
Профилактика нарушений осанки учащихся. Рекомендации для деятельности учителя по профилактике нарушений осанки | |
1. | Ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы (изучение анамнеза, консультация школьного врача) |
2. | Активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами лечебной физкультуры (взаимосвязь в работе учителя и врача ЛФК) |
3. | Обеспечение соответствия мебели в классе росту и пропорциям тела ребенка |
4. | Инструктаж родителей о требованиях к мебели для ребенка дома |
5. | Контроль учителя за правильной осанкой школьника, за соблюдением требований к позам письма, чтения и т.д. |
6. | Обмен учащихся местами в младших классах не менее 2 раз в год |
7. | Правильное расположение рабочего места (столов, парт) в помещении, где идут занятия или приготовление уроков, достаточное их освещение |
8. | Правильная организация режима учебных занятий |
9. | Ежедневное использование возможностей активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (занятия в секциях спортивного направления, прогулки с подвижными играми, походы, пешеходные экскурсии и т.д.) |
10. | Инструктаж, встреча со школьными врачами по правильной организации активного отдыха учащихся для родителей |
11. | Обучение учащихся простейшим приемам массажа, самомассажа, комплексам общеоздоровительной гимнастики и гимнастики для глаз |
12. | Оборудование класса несколькими конторками (настольными), регулируемыми по росту для смены поз учащихся во время учебного процесса |
Рекомендации для учителя, ведущего работу в соответствии с принципами здоровьесохраняющей педагогики
№ | Задачи |
1. | Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании |
2. | Отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и т.д. Необходимо контролировать проветривание класса: частичного – на переменах, сквозного – до и после занятий |
3. | Обеспечение сильной, оперативной и надежной связей в управлении учебным процессом: психологическое воздействие на ученика; передача информации от учителя к ученику, умение стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей, чтобы ученик мог знать о своих достижениях, верить в свои силы, развивать адекватную самооценку |
4. | Обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, наложение правил игры и т.д.) |
5. | Обеспечение положительного настроя учеников на урок, их психологического погружения в целом в пространство школы на позитивной волне |
6. | Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их включении в учебный процесс |
7. | Обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности |
8. | Обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без перегрузки учащихся |
9. | Обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся |
10. | Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими, с учетом своевременно замеченного наступления фаз неполной компенсации, устойчивого снижения работоспособности учащихся |
11. | Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия |
12. | Постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения |
13. | Соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке |
14. | Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика, оставаясь объективным |
15. | Максимально возможное использование активных методов обучения. Стимуляция учащихся на продуктивные тематические коммуникации и творчество |
16. | Использование всего многообразия приемов мотивации деятельности ученика – как внешней (оценка, похвала учителя, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление узнать новое, поделиться знаниями, радость от достижения) |
17. | Формирование и выдерживание оптимального стиля взаимоотношений с учениками на основе искреннего уважения, доверия с обеспечением ученику эмоционального комфорта и психологической безопасности |
18. | Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с особым вниманием к детям группы риска и больным |
19. | Контроль за состоянием учеников (особенно группы риска) после урока как индикатор влияния урока на их здоровье |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Рекомендации по сохранению здоровья школьников"
Рекомендуется в качестве раздаточного материала для проведения родительских собраний по тематике "Рациональное питание школьников, правильный режим дня"...
Рекомендации по охране голосового аппарата
Настоящая работа состоит из двух частей: первая - опасание заболеваний голосового аппарата и их возможные причины, вторая - методика лечения и охраны голосового аппарата. Данное исследование может быт...
Рекомендации по охране зрения
Сохранение величайшей ценности - зрения неизмеримо важно для всех сторон человеческой деятельности, будь то учеба, работа, досуг или повседневная жизнь. Основной задачей гигиены зрения детей является ...
Рекомендация мероприятий по охране здоровья школьников
В работу учителю...
Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущер...
Презентация на тему: Советы и рекомендации родителям по здоровому питанию школьника
Презентация на тему: Советы родителям по здоровому питанию школьника...
Использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной иззадач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности....