Программа внеурочной деятельности «Юный биолог»
материал по биологии

Рыжикова Елена Михайловна

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_biologii_dlya_6_klassov.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная кадетская школа № 4 г. Нефтеюганск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Юный биолог»

естественнонаучной направленности

форма организации образовательной деятельности – кружок 

Руководитель: учитель биологии - Нагорных Е.М.

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы ХМАО - югры (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

   Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.

   Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечивать формирование духовно-нравственной личности обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими элиту России.

   Цель деятельности кадетских классов: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные 

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе.

Развивающие 

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные 

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях 

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат: 

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Тестирование.

2. Занятие контроля знаний.

3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

4. Дискуссия.

5. Проектно-исследовательская работа.

6. Конференция.

7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

8. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Организационное занятие

1

1

-

Ботанические  занятия

7

3

4

Зоологические  занятия

7

3

4

Микробиологические  занятия

6

2

4

Творческие  занятия

13

3

10

Итого:

34

12

22

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе,  основных  царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.

2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.

3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания

4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.

5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.

Календарно – тематическое планирование  

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечание

План

Факт

1

03.09

03.09

Введение. Организационное занятие

2

10.09

10.09

Мир растений. Особенности и многообразие.

3

17.09

17.09

Осенний пейзаж.

Экскурсия

4

24.09

24.09

Тайны жизни растений.

Практическая работа

5

01.10

01.10

Кто такие? Где живут? Определение растений.

Практическая работа

6

08.10

08.10

Съедобные и ядовитые растения.

7

15.10

15.10

Лекарственные растения.

Практическая работа

8

22.10

22.10

Растения красной книги.

Практическая работа

9

05.11

05.11

Занимательная ботаника. Биологические шарады.

10

12.11

12.11

Занимательная ботаника. Биологические омонимы.

11

19.11

19.11

Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

12

26.11

26.11

Мир животных. Особенности и многообразие животных

13

03.12

03.12

Мир беспозвоночных животных.

14

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

Практическая работа

15

Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.

Практическая работа

16

Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.

Практическая работа

17

Животные в жизни человека.

18

КТД. Создание настольной игры «Зооленд»

19

Животные красной книги и меры по их охране.

20

Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры

21

Занимательная зоология. Шарады, загадки.

22

Занимательная зоология. Верните зверей в слова.

23

Занимательная зоология. Хвостатая викторина.

            24

Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

25

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

26

Клетка растений.

Практическая работа

27

Клетка животных.

Практическая работа

28

Выращивание культуры инфузории – туфельки.

Практическая работа

29

Что показал нам микроскоп.

30-34

Творческие занятия.

Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)

В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....

Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".

Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс

Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог"

Программа внеурочной деятельности по биологии для обучающихся 5-6 классов, рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1.       Сформировать экологические понятия.2....

Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов

Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог"

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.Задачи:Сформировать экологические понятия.Развивать умения ухода за растени...