Программа внеурочной деятельности «Юный биолог»
материал по биологии
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_biologii_dlya_6_klassov.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная кадетская школа № 4 г. Нефтеюганск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Юный биолог»
естественнонаучной направленности
форма организации образовательной деятельности – кружок
Руководитель: учитель биологии - Нагорных Е.М.
Пояснительная записка
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы кружка можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы ХМАО - югры (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель МБОУ «СОКШ №4»: обеспечить условия для усвоения фундаментальных знаний наряду с формированием ключевых компетентностей и получением социального опыта.
Миссия МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечивать формирование духовно-нравственной личности обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими элиту России.
Цель деятельности кадетских классов: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышение коммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися школы;
- ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Организационное занятие | 1 | 1 | - | |
Ботанические занятия | 7 | 3 | 4 | |
Зоологические занятия | 7 | 3 | 4 | |
Микробиологические занятия | 6 | 2 | 4 | |
Творческие занятия | 13 | 3 | 10 | |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационное занятие. На первом ознакомительном занятии члены кружка продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с комнатными растениями, находящимися в коллекции кабинета биологии.
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи, ихтиологи), узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания
4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, лабораторные работы, составление и просмотр компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов.
5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические омонимы, викторины и др.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечание | |
План | Факт | |||
1 | 03.09 | 03.09 | Введение. Организационное занятие | |
2 | 10.09 | 10.09 | Мир растений. Особенности и многообразие. | |
3 | 17.09 | 17.09 | Осенний пейзаж. | Экскурсия |
4 | 24.09 | 24.09 | Тайны жизни растений. | Практическая работа |
5 | 01.10 | 01.10 | Кто такие? Где живут? Определение растений. | Практическая работа |
6 | 08.10 | 08.10 | Съедобные и ядовитые растения. | |
7 | 15.10 | 15.10 | Лекарственные растения. | Практическая работа |
8 | 22.10 | 22.10 | Растения красной книги. | Практическая работа |
9 | 05.11 | 05.11 | Занимательная ботаника. Биологические шарады. | |
10 | 12.11 | 12.11 | Занимательная ботаника. Биологические омонимы. | |
11 | 19.11 | 19.11 | Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | |
12 | 26.11 | 26.11 | Мир животных. Особенности и многообразие животных | |
13 | 03.12 | 03.12 | Мир беспозвоночных животных. | |
14 | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | Практическая работа | ||
15 | Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные. | Практическая работа | ||
16 | Мир позвоночных животных. Теплокровные животные. | Практическая работа | ||
17 | Животные в жизни человека. | |||
18 | КТД. Создание настольной игры «Зооленд» | |||
19 | Животные красной книги и меры по их охране. | |||
20 | Праздничная зоо-викторина. Презентация новой игры | |||
21 | Занимательная зоология. Шарады, загадки. | |||
22 | Занимательная зоология. Верните зверей в слова. | |||
23 | Занимательная зоология. Хвостатая викторина. | |||
24 | Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | |||
25 | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | |||
26 | Клетка растений. | Практическая работа | ||
27 | Клетка животных. | Практическая работа | ||
28 | Выращивание культуры инфузории – туфельки. | Практическая работа | ||
29 | Что показал нам микроскоп. | |||
30-34 | Творческие занятия. | Подготовка и проведение викторин и игр для учащихся начальной школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛУБ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ В 5-6 КЛАССАХ)
В статье дается анализ программы внеурочной деятельности Клуб "Юнный эколог"....
Образовательная программа внеурочной деятельности по биологии в 5-6 классах.Клуб "Юный эколог".
Занятия в клубе «Юный эколог» знакомят учащихся с многообразием и значением комнатных растений, элементарными правилами ухода за обитателями аквариума, направлены на формирование у обучающихся интерес...
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог", 5 класс
Программа внеурочной деятельности по биологии для 5 классов "Юный биолог", расчитана на 1 час в недлю....
Программа внеурочной деятельности "Юный биолог"
Программа внеурочной деятельности по биологии для обучающихся 5-6 классов, рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов
Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог"
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.Задачи:Сформировать экологические понятия.Развивать умения ухода за растени...