Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог"
рабочая программа по биологии (5 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.
  2. Развивать умения ухода за растениями.
  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
  5. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине.
  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Целесообразность;
  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_biolog.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

 ________   /______________/

 Протокол  от  «__»__ 20___г.

 №___

 «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

  ________  /_______________/

            «__»____________20___г.

«Утверждаю»

 Директор МОБУ СОШ

________    /Гордеев В.А./

Приказ от «__»_____20___г.

 №___          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности по биологии

«Юный биолог»

Никифоровой Марины Юрьевны,

учителя первой квалификационной категории,

      на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)

Срок реализации: 5 лет

с. Кекен-Васильевка

2018 г.


Пояснительная записка

                Нормативные правовые документы, на основании которых  разработана рабочая программа:

1.  Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .

2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .

3.        Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности  «Юный биолог».

     Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина  России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.
  2. Развивать умения ухода за растениями.
  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
  5. Прививать любовь к  природе, родному краю,  Родине.
  6. Сформировать умение критически мыслить.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;
  2. Доступность;
  3. Целесообразность;
  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Планируемые результаты обучения

Формирование результатов:

1. личностных результатов:

- знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);

- эстетического отношения к живым объектам;

2. метапредметных результатов:

- овладение составляющими исследовательской  и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;

- умение работать с разными источниками биологической информации

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3. предметных результатов:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов;

- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии  в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;

- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение, описание, эксперимент и объяснение результатов.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ  и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

3) в сфере трудовой деятельности:

- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

4) в сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;

5) в эстетической сфере:

- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Содержание программы

Вводное занятие (1 час) 

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Раздел 1. Определители флоры и фауны (1 час) 

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (3 часа) 

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Экскурсии. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (5 часов) 

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Республики Башкортостан.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Республики Башкортостан. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан ".

Раздел 4. Особо охраняемые природные территории родного края (3 часа)

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Особо охраняемые природные территории  Республики Башкортостан.

Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Республики Башкортостан). Написание реферата "Флора и фауна Национального парка.

Раздел 5.

Гербарий растительности (3 часа) 

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербарие

Календарно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

Планируемые результаты

УУД

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

Дата проведения

План.

Факт.

Введение (2 часа)

1-2

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Практическая работа №1: «Работа со справочной литературой»

2

Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении 

Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы

Раздел 1. Определители флоры и фауны (4 часа)

3-6

Методика работы с определителем растений. Практическая работа №2: «Работа с определителем растений»

4

Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата

 Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (6 часов)

7-8

Экологические факторы. Биологические ритмы.

Практическая работа №3: «Составление индивидуальных биологических ритмов»

2

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности личности

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр  и обсуждение презентации

9-10

Растения-индикаторы. Экскурсия №1: « Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений»

2

Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками

11-12

Среды жизни организмов. Практическая работа №4:«Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

2

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами

Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (9 часов)

13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1

Познавательные:

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».

14-15

Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу.

2

Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт

16-19

Составление карты ареалов редких видов растений. Практическая работа №5: «Составление карты ареалов редких видов растений».

4

Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.

20-21

Охрана растений родного края. Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан".

2

Агитбригада

Творческий отчёт

Раздел 4. Особо охраняемые природные территории Республики  Башкортостан (7 часов)

22

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

1

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение

23

Особо охраняемые природные территории Республики  Башкортостан. Национальный парк.

1

Работа с зоогеографической картой парка.

24

Особо охраняемые природные территории Республики  Башкортостан. Заповедники РБ.

1

Работа с зоогеографической картой заповедника.

25-18

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

4

Просмотр видеофильма, работа с зоогеографической картой Национального парка.

Раздел 5. Гербарий растительности (7 часов)

29

Понятие о гербарии.

1

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Изготовление папки для гербария.

 30-33

Работа с определителями видового разнообразия флоры  луга. Практическая работа №6: «Изготовление гербария».

4

Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербария.

34-35

Это должен знать каждый!

2

Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"

Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1.       Сформировать экологические понятия.2....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (кружка) «Занимательная биология»

Пояснительная записка Программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в год.Актуальность создания программы обусловлена...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса «Биология для любознательных»

Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них  познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуника...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...