Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный биолог"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать умения ухода за растениями.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
- Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
- Наглядность.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_biolog.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с. Новые Карамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ /______________/ Протокол от «__»__ 20___г. №___ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ /_______________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ ________ /Гордеев В.А./ Приказ от «__»_____20___г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по биологии
«Юный биолог»
Никифоровой Марины Юрьевны,
учителя первой квалификационной категории,
на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)
Срок реализации: 5 лет
с. Кекен-Васильевка
2018 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .
2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .
3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Настоящая программа разработана и будет использована в рамках долгосрочного проекта внеурочной деятельности, биолого-экологической направленности «Юный биолог».
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать умения ухода за растениями.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
- Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
- Наглядность.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
Планируемые результаты обучения
Формирование результатов:
1. личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, сравнивать, делать выводы);
- эстетического отношения к живым объектам;
2. метапредметных результатов:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умения видеть проблему, ставить вопросы выдвигать гипотезы;
- умение работать с разными источниками биологической информации
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
3. предметных результатов:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выделение приспособлений растений к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов и систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение, описание, эксперимент и объяснение результатов.
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
3) в сфере трудовой деятельности:
- значение и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
4) в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, уходу за ними, проведения наблюдений;
5) в эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Содержание программы
Вводное занятие (1 час)
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Раздел 1. Определители флоры и фауны (1 час)
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (3 часа)
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Экскурсии. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (5 часов)
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Республики Башкортостан.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Республики Башкортостан. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан ".
Раздел 4. Особо охраняемые природные территории родного края (3 часа)
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан.
Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Республики Башкортостан). Написание реферата "Флора и фауна Национального парка.
Раздел 5.
Гербарий растительности (3 часа)
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербарие
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты УУД | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Дата проведения | |||
План. | Факт. | |||||||
Введение (2 часа) | ||||||||
1-2 | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Практическая работа №1: «Работа со справочной литературой» | 2 | Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении Личностные: мотивация учения. Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание социальной значимости полученных знаний и роли развития науки для благополучия человека (Л). | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы | ||||
Раздел 1. Определители флоры и фауны (4 часа) | ||||||||
3-6 | Методика работы с определителем растений. Практическая работа №2: «Работа с определителем растений» | 4 | Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата | |||||
Раздел 2. Экологические факторы и среды жизни организмов (6 часов) | ||||||||
7-8 | Экологические факторы. Биологические ритмы. Практическая работа №3: «Составление индивидуальных биологических ритмов» | 2 | Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности | Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации | ||||
9-10 | Растения-индикаторы. Экскурсия №1: « Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений» | 2 | Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками | |||||
11-12 | Среды жизни организмов. Практическая работа №4:«Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". | 2 | Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами | |||||
Раздел 3. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Башкортостан (9 часов) | ||||||||
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные: уметь находить ответ Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации (К). | Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений». | ||||
14-15 | Красная книга. Виды растений Республики Башкортостан, занесенных в Красную книгу. | 2 | Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт | |||||
16-19 | Составление карты ареалов редких видов растений. Практическая работа №5: «Составление карты ареалов редких видов растений». | 4 | Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений. | |||||
20-21 | Охрана растений родного края. Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Башкортостан". | 2 | Агитбригада Творческий отчёт | |||||
Раздел 4. Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан (7 часов) | ||||||||
22 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 1 | Личностные Формирование гражданской идентичности. Регулятивные постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценке своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации (К). Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П). | Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение | ||||
23 | Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Национальный парк. | 1 | Работа с зоогеографической картой парка. | |||||
24 | Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан. Заповедники РБ. | 1 | Работа с зоогеографической картой заповедника. | |||||
25-18 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 4 | Просмотр видеофильма, работа с зоогеографической картой Национального парка. | |||||
Раздел 5. Гербарий растительности (7 часов) | ||||||||
29 | Понятие о гербарии. | 1 | Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К) Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Изготовление папки для гербария. | ||||
30-33 | Работа с определителями видового разнообразия флоры луга. Практическая работа №6: «Изготовление гербария». | 4 | Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербария. | |||||
34-35 | Это должен знать каждый! | 2 | Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление. | |||||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектирование. Биология"
Представлен опыт в составлении программы по внеурочной деятельности "Проетирование. Ьиология". Программа рассчитана на 3 года, 5 - 7 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог-исследователь»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (кружка) «Занимательная биология»
Пояснительная записка Программа имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 34 часа в год.Актуальность создания программы обусловлена...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Экологическая тропа" для учащихся 7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для учащихся 7 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса «Биология для любознательных»
Важно познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересов, интеллектуальные, творческие и коммуника...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...