Программа учебного предмета «Рисунок»
рабочая программа

Юнусова Елена Александровна

Программа учебного предмета «Рисунок» 1 и 3 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3 класс35.93 КБ
Файл 1 класс37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«Декоративно-прикладное творчество»

(РАБОЧАЯ) ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЖИВОПИСЬ»

ПРОГРАММА  по учебному предмету

ПО.01.УП.01.

РИСУНОК

Срок обучения – 5 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся _3___ класса

г. Нефтеюганск

 2019г.

Рассмотрено:                                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                        Директор МБУ ДО «ДШИ»

МБУ ДО «ДШИ»                                                        _____________Н.Н.Любимова

«30» августа 2019г.                                                    Приказ  от «___ »  ___ 2019г. № _____

Протокол № 1

                                                                                                        

        

        

                        

Разработчик – преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства:

__________________Е.А.Юнусова___________

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебного предмета «Рисунок» для 3 класса разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий.  

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

 

 

 

 

Цель и задачи  

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

          Задачи:

освоение терминологии предмета «Рисунок»;

приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;

приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Материально-технические условия  реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Рисунок» для 3 года обучения составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры.  

Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему.  

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:

  • технические приемы в освоении учебного рисунка;
  • законы перспективы; светотень;
  • линейный рисунок;
  • линейно-конструктивный рисунок;
  • живописный рисунок; фактура и материальность;
  • тональный длительный рисунок;
  • творческий рисунок; создание художественного образа графическими средствами.

 

Содержание  

  Третий год обучения

Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами

1.1. Тема. Тематический натюрморт «Осенний».

Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат А-3 Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.

 Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок

  1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел.

Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.

  1. Тема. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы.

Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

2.3. Тема. Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по памяти.

Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти. Тренировка зрительной памяти. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов.

Раздел 3. Тональный длительный рисунок

3.1. Тема. Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне глаз учащихся.

Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое. Формат А-3, Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок

4.1. Тема. Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа.

Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента.

Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Формат А-3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов.

 4.2. Тема. Рисунок чучела птицы.

Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого предмета. Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

  1. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.

Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Формат А3. Материал — уголь, сангина, мел. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц.

  1. Тема. Натюрморт из крупных предметов быта.

Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта.

  1. Тема. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных по тону.

Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

5.4. Тема. Контрольный урок.

 

  3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

 Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени по полугодиям в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями.  

Критерии оценок

 

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
  • владение линией, штрихом, тоном;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
  • однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

  Учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям ; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно- методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

 

Средства обучения

Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.

Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.

Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

  1. Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003
  2. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963
  3. Ватагин В. Изображение животных. М., 1957
  4. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961
  5. Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984
  6. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Эксмо, 2010
  7. Соловьёва Б. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989
  8. Учебный рисунок: Учеб. пособие / Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР. Под ред. В. Королёва.

- М.: Изобраз. искусство, 1981

9. Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

10.Хейл Р. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. О. Герасиной/ Р. Хейл.-М.: Астрель, 2006

Список учебной литературы

  1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
  3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
  4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«Декоративно-прикладное творчество»

 

(РАБОЧАЯ) ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЖИВОПИСЬ»

ПРОГРАММА  по учебному предмету

ПО.01.УП.01.

РИСУНОК

Срок обучения – 5 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся _1___ класса

г. Нефтеюганск

2019г.

Рассмотрено:                                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                        Директор МБУ ДО «ДШИ»

МБУ ДО «ДШИ»                                                        _____________Н.Н.Любимова

«30» августа 2019г.                                                    Приказ  от «___ »  ___ 2019г. № _____

Протокол № 1

                                                                                                        

        

        

                        

Разработчик – преподаватель отделения декоративно-прикладного искусства:

__________________Е.А.Юнусова___________

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Рисунок» для 1 класса разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

 

  

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет  построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

 Самостоятельная (внеаудиторная) работа ;  выполнение домашнего задания  , посещение  учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие  в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

  Консультации  проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

          Задачи:

освоение терминологии предмета «Рисунок»;

приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;

формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;

приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;

формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

  Материально-технические условия реализации

учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по рисунку   оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.

Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.

Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения - от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.

 В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека.

Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:

  • технические приемы в освоении учебного рисунка;
  • законы перспективы; светотень;
  • линейный рисунок;
  • линейно-конструктивный рисунок;
  • живописный рисунок; фактура и материальность;
  • тональный длительный рисунок;
  • творческий рисунок; создание художественного образа графическими средствами.

Годовые требования.

Содержание разделов и тем

Первый год обучения

Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка

  1. Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.

Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».

  1. Тема. Графические изобразительные средства.

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.

  1. Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов. Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование простых плоских предметов.

  1. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.

Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал - графитный карандаш, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.

1.5. Тема. Зарисовка чучела птицы.

Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера. Формат А4. Материал - графитный карандаш, тушь, кисть. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

                                   Раздел 2. Линейный рисунок

2.1. Тема. Зарисовки фигуры человека.

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А4. Материал - графитный карандаш. Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.

  1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

  1. Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.

3.3. Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.

Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

  1. Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал - уголь, сангина. Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.

  1. Тема. Зарисовка мягкой игрушки.

Зарисовки мягких игрушек, различных по характеру и пропорциям. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение естественное. Формат А4. Материал - уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

  1. Тема. Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах.

Тональная зарисовка фруктов и овощей, предметов, простых по форме и светлых по тону, на сером фоне. Выявление объема предмета и его пространственного расположения на предметной плоскости. Передача материальности. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры.

  1. Тема. Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания.

Зарисовка предметов, фруктов и овощей. Выявление объема предмета. Композиция листа. Формат А4. Материал - графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки фруктов и овощей.

  1. Тема. Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне.

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта простой формы и светлых по тону на сером фоне. Особенности компоновки в листе группы предметов с учетом освещения. Тоновое решение. Передача пространства и взаимного расположения предметов на плоскости. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки мелких предметов.

  1. Тема. Натюрморт из двух предметов быта.

Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое. Формат А-4. Материал - графитный карандаш.

5.4. Тема. Контрольный урок. 

 

  3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • Контрольный урок - просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

  Промежуточная аттестация проводится в счет аудиторного времени   в виде контрольных уроков (или дифференцированных зачетов) в форме просмотров работ обучающихся преподавателями.  

Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
  • владение линией, штрихом, тоном;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
  • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
  • однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  

  Учебно-методические материалы: учебник; учебные пособия; презентация тематических заданий курса рисунка (слайды, видео фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; обучающие компьютерные программы; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы.

Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения.

Такой практико-ориентированный комплекс учебных и учебно- методических пособий, позволит преподавателю обеспечить эффективное руководство работой обучающихся по приобретению практических умений и навыков на основе теоретических знаний.

 Средства обучения

Материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

Наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски.

Демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели.

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы.

Аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1.Анциферов, Л.Г. Анциферова, Т.Н. Кисляковская. Рисунок. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003

2.Ватагин В. Изображение животных. М., 1957

3.Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

4.Костерин Н. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» - 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1984

5.  Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986

6.Основы академического рисунка. 100 самых важных правил и секретов/ авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2010

  7.Фаворский В. А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002

 

Список учебной литературы

  1. Барышников А.П. Перспектива. - М., 1955
  2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004
  3. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
  4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по учебному предмету рисунок на тему: «Закрепление понятия «Тон», «Тоновая растяжка» в упражнении «Зарисовка перьев птиц»»

Цели: 1. Ознакомить со строением пера птиц. Обучить применять тоновые растяжки в зарисовках с натуры без объёма и овладеть техническими приёмами работы карандашом (линия, пятно, тушёвка) и ластиком.2....

Программа учебного предмета «Рисунок»

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразитель...

Программа по предмету "Рисунок"

программа дополнительного образования...

2021г. Программа по учебному предмету "РИСУНОК" на 5 лет. Раздел IV: Формы и методы контроля, система оценок (стр.27, 28)

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной программе в области изобра...

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "РИСУНОК"

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на базе типовой программы для детских художественных школ (художественных отделений школ искусств) Министерства культуры РФ с исполь...

Программа учебного предмета "Рисунок"

Адаптированная программа учебного предмета "Рисунок"...

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок"

Титульные листы к программам учебных предметов "Пленэр", "Живопись", "Рисунок", заверенные печатями и одобренные методсоветом....