Программа по предмету "Рисунок"
рабочая программа на тему

Ершова Ильмира Минухановна

программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_predmetu_risunok_.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                 2-04

Отдел культуры администрации МР «Сосногорск»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Нижнеодесская детская школа искусств»

           Рекомендовано                                                                            Утверждаю

методическим советом НДШИ                                           Директор НДШИ

______________(Скорова Л.В.)                                            ________________(Логинова М.Б.)

«____»________________20    г.                                            «____»___________________20    г.

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 ПО ПРЕДМЕТУ «РИСУНОК»

Рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы,

рекомендованной Министерством культуры РФ и учебного плана НДШИ с учётом обязательного минимума содержания образования и включения национально – регионального компонента (по Указу Главы РК №301 от 13.07.01),

Направленность: художественно-эстетическая

                                                 Возраст  обучающихся: 9-16 лет

                                                              Срок реализации программы: 4(5) года

                                                                            Составитель: Ершова И.М.

 

пгт. Нижний Одес, 2010 г

Рабочий учебный план

Образовательных программ отделения изобразительных видов искусств МБОУ ДОД «НДШИ»

Срок обучения – 4(5) лет

№ п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов

Форма итоговой аттестации

   I

   II

   III

   IV

      V

1

Рисунок

   1

   2

  3

   4

   4

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - экзамен

2

Живопись

    2

   2

  3

   3

   4

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - экзамен

3

 Композиция станковая

   2

   2

  2

   2

   2

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - экзамен

4

Композиция прикладная

   1

   1

   1

   1

   1

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - экзамен

5

Скульптура

  2

   2

   1

   1

   1

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - зачет

6

История искусств

  1

   1

   1

   1

   1

1-3 классы – контрольный урок,

4 класс - экзамен

7

Предмет по выбору

  -

   -

   -

   -

   -

1-4 классы – контрольный урок

Всего:

9

  10

11

12

  13

Примечание:

 1 Норма часов педагогической работы за ставку часов заработной платы – 18 часов в неделю.

Основание: Постановление Правительства РФ от 03.04.2003г. 3 191

«О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

2  Основная форма занятий – групповая.

3 Количество учащихся в группе – от 6 до 10 человек. На основании. «Примерного учебного плана образовательных программ, 2001г. № 01-61/16-32 допускается количественный состав групп в малокомплектных школах от 5 человек. Учтены также требования СанПин 2.4.4.1251-03, к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности, введенные постановлением Главного государственного врача РФ от 03.04.2003г. №27/д.

4 Примерный перечень предметов по выбору: графика, композиция (станковая и прикладная), в проекте – компьютерная графика. Основание – «Примерный учебный план образовательных программ изобразительных искусств,2003г.

5  Количество часов, предусмотренных на ППВ, частично используется для дополнительных занятий прикладной композицией. На основании «Примерного учебного плана, 2003г.», школа в пределах имеющихся средств может расширять перечень ППВ, или увеличивать количество часов обязательных предметов учебного плана.

6 Выпускники 4(5) класса считаются окончившими полный курс дополнительной образовательной программы художественного отделения. Основание: «Устав НДШИ, новая редакция, 2007г.».

7  По усмотрению комиссии итоговая аттестация по композиции может проводиться по одному из видов композиции – станковой или прикладной. Основание: «Устав НДШИ, новая редакция, 2007г.», «Положение об итоговой аттестации, 2007г.».

8 По решению педсовета, с учетом потребностей и возможностей обучающихся, дополнительная образовательная программа может осваиваться в форме экстерната. Основание: «Устав НДШИ, новая редакция, 2007г.».

9  При наличии вакантных мест и в пределах имеющихся средств допускается дополнительный прием учащихся с октября месяца. Основание: «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» в ред. Постановлений  Правительства РФ от 22.02.1997г. № 212, от 08.08.2003г.

 № 470, от 01.02.2005г. № 49, от 07.122006г. гл.3 п.31.

10  Дополнительный  5 класс считается профориентационным, Образовательная программа и учебный план 5 года обучения формируется в соответствии с требованиями вступительных экзаменов в профильные СУЗы, ВУЗы – рисунок, живопись, композиция. Основание: «Устав, 2007г.».

 

                                                                                                                                     

Пояснительная записка к рабочей программе по рисунку

          Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок – основа всех видов изобразительного  искусства. С рисунка начинается всякое изображение формы на плоскости. У каждого вида изобразительного искусства основа – реалистический рисунок.

          Данная рабочая программа по предмету «Рисунок» предлагает содержание 4(5)-летнего курса обучения детей, поступающих в детскую школу искусств.

          Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства диктуют особые требования к учебному плану. Структура и содержание учебного плана ориентированы на выявление и реализацию способностей ребенка на всех этапах его обучения.

          Целью введения в образовательный процесс учебных планов нового поколения является создание наиболее благоприятных условий учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

          Предлагаемая в данной программе система занятий основывается на единстве задач обучения и воспитания. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной деятельности – заинтересованного восприятия и художественного наблюдения; оценки действительности, расширение кругозора; воспитание любви к родной природе, национальной культуре.

          Цели и задачи академического рисунка как учебного предмета включают в изучение натуры и приобретение необходимых знаний и практических навыков в ее изображении на плоскости листа в условном пространстве.

          Программа по рисунку опирается не только на опыт предыдущих десятилетий, но и на опыт всей реалистической школы в области методики обучения рисунку. Здесь четко просматриваются принципы наглядности,                                                                                                                              

последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность.                                                                                                                              

          Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые выполняются в разных техниках, а также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.

       

  Рисунок – важный и сложный предмет в системе обучения изобразительному искусству. Он является основой реалистического отображения действительности, средством художественного выражения мыслей, чувств, представлений художника, его отношение к миру.

          Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, дает знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы, а также художественную культуру.

         Задача рисунка – научить учащихся видеть и изображать на плоскости окружающие предметы, передавая формы, объем, материалы, фактуры, их положения относительно друг друга и художника, световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном.

          Учащиеся в процессе обучения должны понять, что рисунок – это передача всего многообразия окружающего мира на двухмерной плоскости листа. Курс обучения рисунку включает темы: «Натюрморт», «Интерьер», «Пейзаж», «Изображение человека, животных, птиц, растений».

          Основой обучения является рисование с натуры, используя знания законов построения формы предметов на плоскости. Работу с натуры сочетать с работой по памяти и по представлению, краткосрочные задания в классе и домашние задания.

          Обучение начинается со знакомства с материалами, умения правильно держать карандаш, владеть графическими приемами и завершается рисованием гипсовой и живой головы.

          В учебном рисунке главное – изучение формы изображаемого предмета и основ изображения. Учащиеся, изучив построение геометрических тел, должны уметь применить полученные знания в рисунке. Необходимо подчеркнуть, что геометрические тела, проволочные каркасы и т.п. лишь помогают понять строение формы, перспективу, закономерности распределения светотени, развивают пространственное воображение, умение видеть предмет. Для понимания пространства и формы используются знания перспективы, геометрической конструкции предметов, основ анатомического строения человека, животных, птиц.

          Работа должна вестись по степени усложненности заданий, формы изображаемых предметов, методов графического выполнения.

          Основными видами учебной работы являются натюрморты, продуманные ясные по цели. Они должны быть интересными, посильными, дающими возможность учащимся использовать знания и умения, проявить свои творческие способности, воспитывать художественный вкус и культуру восприятия. Выполняя длительные постановки, необходимо серьезно и глубоко разобраться в сложности строения природных форм, постичь их закономерности, освоить технические приемы и закрепить навыки восприятия формы и пространства.

          Учебная программа – документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по предмету, последовательного изучения и время, отведенное на задание.

Характеристика программы

         

 Тип: дополнительная образовательная программа

 Вид: модифицированная ( типовая программа «Примерный учебный план  

          образовательных  программ изобразительных искусств,2003г.» )

 Направленность: художественно-эстетическая

 

Цели программы

- овладеть умениями и навыками  художественной деятельности  ( приемы работы  художественными   инструментами и материалами;  освоение техники   штриховки ); разнообразными   формами изображения на плоскости и в объеме ( с  натуры, по памяти, по  представлению, воображению);

- познакомить с элементарными понятиями конструктивного построения;  элементами светотени;

- развить  художественно-творческие способности  учащихся, образного  

мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического  

восприятия действительности.

                                                                              

                                                                                                               

Задачи программы

Обучающие:

- формировать технические приемы рисунка – от простых до сложных, развивать  

  «твердость руки», «культуру штриха»;

- осваивать понятие о светотеневых отношениях;

- осваивать технические приемы передачи материальности предметов ( как  

  предметов быта, так и деревьев, травы, неба, воды);

- изучать основы линейной и воздушной перспективы  ( на примере  

  геометрических    тел, предметов быта);                                                                                                                                                                                                                                                                                    

- изучать принципы построения пространственно-конструктивной схемы  

  изображаемых предметов с учетом пропорций;

- знакомить с пропорциями человеческой фигуры.

Развивающие:

- развивать пространственное мышление;

- развивать умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

- развивать умение анализировать свой рисунок в процессе работы, сравнивая его  

  с  натурой и работами других учащихся.

                                                                       

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

- воспитывать любовь к родному краю.

Организационно - педагогические основы обучения

Образовательная программа по предмету «Рисунок» рассчитана на 4(5) годичное обучение. Общий объем курса 383(523) часа. В рамках этого курса ребята развивают внимательность, глазомер; овладевают и закрепляют основы изобразительной грамоты; развиваются эстетически.

- состав учащихся постоянный;

- преимущественный возраст 9-16 лет;

- прием и отчисление учащихся осуществляется на основе устава школы;

- для зачисления необходимо иметь медицинское заключение о возможности  

   заниматься на художественном отделении.

Сроки реализации программы

Год обучения

Часов в неделю

Количество недель в году

Всего часов в год

1-й

2

34

68

2-й

2

35

70

3-й

3

35

105

4-й

4

35

140

5-й

4

35

140

Рекомендуемое расписание занятий

Год обучения

Продолжительность

урока

Периодичность в

неделю

Количество часов в

неделю

1-й

45 минут

1

2

2-й

45 минут

1

2

3-й

45 минут

1

3

4-й

45 минут

2

4

5-й

45 минут

2

4

Формы проведения занятий

- групповые занятия (разновозрастные) 9-16 лет

- свободного времени между средней школой и НДШИ 1-1,5 ч.

- учебная единица – урок

- рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут

- перемена между уроками – 10 минут

- продолжительность занятий не более 3-х уроков в день

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Знания, умения, навыки по рисунку, которыми должны овладеть учащиеся

1 класса

- соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и

  принадлежностями ( простые карандаши, восковые мелки, цветные  

  карандаши,  гуашь, акварельные краски, кисти, точилка, ластик );

- уметь выбирать формат листа и его положение в зависимости от его  

  содержания;

- уметь использовать всю поверхность листа;

- уметь ориентироваться на поверхности листа ( верх – низ, слева – справа,  

  середина );

- соблюдать вертикальное и горизонтальное положение линии, ориентируясь на    

  края листа;

- различать и передавать в работах сравнительную величину предметов  

  ( больше – меньше, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше и т.д. );

- уметь передавать общий характер формы предметов ( длинный, узкий,  

   широкий,  круглый, прямоугольный и т.д. )

- знать элементарные сведения о строении фигуры человека ( туловище, шея,  

  голова, руки, ноги )

- знать элементарные понятия построения ( оси – вертикальные,  

   горизонтальны);
- знать элементы светотени ( блик, свет, полутень, тень, рефлекс )

- знать изобразительные средства ( точка, штрих, линия, мазок)

                                                                                   

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть  учащиеся

2 класса

- знать и уметь рисовать линии различной формы ( прямые, округлые,  

  волнистые,  изогнутые ), разнообразные мазки, штрихи;

- уметь самостоятельно выбирать размер и положение изображения на листе,

  компоновать изображение на листах разного формата: квадратном,    

  вертикальном, горизонтальном; большом, малом;

- преодолевать тенденцию к мелкому изображению, уметь скомпоновать на  

  листе  крупным планом;

- преодолевать излишнюю пустоту или стеснённость в работах;

- размещать на рисунке предметы в разных положениях, вертикально ( стоит ),

  горизонтально ( лежит ), наклонно ( падает ); с сохранением их взаимного  

  расположения ( рядом, над, под…);

- передавать глубину пространства путём размещения ближних предметов  

  ниже, а удалённых предметов выше на плоскости листа;

- уметь передавать пропорции человека, общий характер фигуры;

- иметь понятия о перспективных сокращениях прямоугольных форм и  

  окружности;

 -добиваться выразительности линий и формы;

- используя элементы светотени передавать объём предметов;

- уметь грамотно строить предметы;

- различать и передавать элементы светотени ( светлее, темнее );

 

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся

3 класса

 - знать основные жанры изобразительных искусств ( пейзаж, натюрморт,  

   портрет, исторический, бытовой, батальный, анималистический );  

 - знать принципы последовательности ведения рисунка;

 -  уметь передавать характер, пропорции и точную форму предметов;

 - уметь проводить сравнительный анализ сравнительный анализ пропорций и  

   характера предмета;

 - уметь анализировать конструктивную форму предметов;

 - уметь передавать различные фактуры предметов ( дерево, гипс, металл,

    керамика, стекло );

 - использовать приём загораживания одних предметов другими для передачи  

    пространства;                                                                                                                          

 - передавать характерные особенности фигуры человека, движение;

 - передавать индивидуальные различия формы и строения предметов на  

   основе  наблюдения и сравнения своего рисунка с натурой;

 - уметь грамотно компоновать предметы на горизонтальной плоскости;

 - уметь использовать фактурные возможности графических материалов ( уголь,  

   сангина, мягкий и твёрдый графитный карандаш );

 - уметь передавать тональные отношения в натюрморте;

 - уметь выявлять объём и пространство с помощью тона.

 

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся

4 класс

- уметь рассказывать о содержании произведения искусства, включая    

  характеристику некоторых выразительных средств;

- владеть материалами и инструментами;

- передавать основные пропорции усложнённой формы;

- уметь грамотно использовать приёмы линейной и воздушной перспективы;

- владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми

  геометрическими формами;

- иметь понятие о явлениях взаимного пространственного расположения    

  предметов, удаления в глубину на примере группы     предметов ( натюрморт,  

  интерьер );

- знать трёхчленное строение конечностей человека: кисть, предплечье, плечо;  

  стопа, голень, бедро; колено, локоть;

- передавать характерные особенности возраста, пола, профессии человека  

  через  индивидуальность пропорций, особенности его внешности и костюма;

- выражать происходящее действие через характер позы и движения, атрибуты  

  и  одежду;

- уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

- укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся

5 класс

- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного

  образа; натюрморта;

- самостоятельно строить светотеневые, светотональные отношения;

- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

- уметь обобщать, добиваться цельности в изображении;

- уметь технически реализовать замысел;

- уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

- укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Формы контроля выполнения программы.

Учет успеваемости, критерии и оценки.

          Согласно учебному плану, основной формой обучения являются групповые занятия (6-10 детей) 1-2 раза в неделю.

          Урок включает в себя знакомство с новым теоретическим материалом и художественным материалом; частично закрепление пройденного материала; практическую деятельность.

          Классная работа проверяется и анализируется педагогом непосредственно на каждом уроке.

          Полугодовые оценки выводятся на основании текущей успеваемости и итоговой работы за полугодие.

          Итоговая оценка за год, суммируя успеваемость по полугодиям, должна отразить степень развития и успехи учащегося в течение учебного года.

Виды контроля результативности знаний

          Для оценки результативности учебных знаний применяются: текущий, периодический и итоговый контроль.

          Текущий контроль -  проверка усвоения учебного материала на каждом уроке. Форма контроля: устная проверка (фронтальная или индивидуальная), просмотр работ,

         Периодический контроль – открывает возможность систематизации знаний. Проводится после каждой темы. Форма контроля: тестовые задания, дидактические игры, выставки.

         Итоговый контроль – позволяет полно судить о процессе усвоения знаний и умений, всесторонне и объективно оценивать достижения учащихся в конце учебного года.

Форма контроля: итоговый контрольный урок, отчетная выставка на уровне школы, поселка; участие в районных выставках (конкурсах) и т.д.

Механизм оценки результатов

          Оценка знаний, умений и навыков – процесс, помогающий успешному течению всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки должна отражать уровень знаний и навыков, которыми овладел обучающийся за определенный период времени.

          Оценка должна быть объективной, стимулировать процесс обучения, способствовать формированию адекватной самооценки.

          Контроль за учебной деятельностью должен быть систематическим.

          Оценка знаний, умений и навыков на занятиях осуществляется по пятибалльной системе и фиксируется в журнале:

На «5»

- учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его  

  самостоятельно, без наводящих вопросов;

- грамотно компоновать предметы в листе;

- пропорции предметов переданы верно, конструктивное построение и  

  передача формы предметов выполнены без ошибок;

- грамотно использованы элементы светотени ( блик, свет, полутень, тень,  

  рефлекс );  

- грамотно выполнена светопередача;

- работа выполнена самостоятельно;

- работа выполнена в срок.

На «4»

- учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные  

  ошибки в его изложении;

- при компоновке предметов в листе допущены незначительные ошибки;

- допущены минимальные искажения в построении, передаче формы предмета,  

  пропорций;

- использованы не все элементы светотени, объем передан недостаточно;

- работа выполнена с незначительной помощью педагога;

- на выполнение работы затрачено времени чуть больше установленного.

На «3»

- учащийся не усвоил значительную часть учебного материала, допускает  

  грубые ошибки при его изложении;

- компоновка в листе не продумана, носит случайный характер;

- построение, форма предметов, пропорции переданы не верно;

- работа светотенью  не закончена;

- работа выполнена под руководством педагога;

- в отведенное время не укладывается.

                                                                   

На «2»

- учащийся не усвоил  учебный материал;  

- компоновка в листе не продумана, носит случайный характер;

- построение, форма предметов, пропорции переданы не верно;

- работа светотенью  не начата;

- работа выполнена под руководством педагога;

- в отведенное время не укладывается.

                                                                   

Критерии оценки

1 Компоновка предметов в листе.

2 Конструктивное построение с использование осевых линий.

3 Владение художественными  материалами  ( графитный,  простой карандаш,  

   цветной карандаш, уголь, сангина )

4 Владение техникой ( линия, штрих, мазок, пятно )

5 Выразительность, самостоятельность, законченность учебного рисунка.

Внеклассная работа

          Художественно-эстетическому развитию учащихся может способствовать хорошо организованная внеклассная работа. Проведение различных конкурсов рисунков, выставок, оформление актового зала, а также коллективное посещение музеев, выставок, выход на пленэр способствует развитию интереса к изобразительным видам искусства.                                                       

                                          

Учебно-тематический план

Рисунок

1 класс

№ п/п

Наименование тем, разделов

Общее количество

часов

В том числе

теория

практика

1 раздел. Введение. 2 час

1.1

Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

1

1

-

1.2

Рисунок на свободную тему.

1

-

1

2 раздел. Овладение навыками работы графическими материалами и инструментами. 16 часов

2.1

Рисунок дерева. Пленэр.

2

1

1

2.2

Преобразовать геометрические фигуры в предметы.

2

1

1

2.3

Рисунок любимой игрушки.

2

1

1

2.4

Упражнение на проведение прямых линий и

деление отрезков на равные. Рисунок шахматной доски.

4

1

3

2.5

Рисунок домашнего цветка с широкими листьями.

4

1

3

2.6

Составить узор в полосе. Коми узор.

2

1

1

3 раздел. Элементы светотени. Перспектива круга. 14 часов

3.1

Перспектива круга. Построение цилиндра.

3

1

2

3.2

Рисунок сосуда близкого по форме к цилиндру.

3

1

2

3.3

Рисунок натюрморта. Тон. Контрольный.

5

1

4

3.4

Рисунок яблока.

3

1

2

4 раздел. Перспектива прямоугольных форм. 14 часов

4.1

Линейный рисунок квадрата в горизонтальной плоскости.

2

1

1

4.2

Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба.

4

1

3

4.3

Рисунок улиц и домов в перспективе

4

1

3

4.4

Построение куба. Тон.

4

1

3

5 раздел. Построение тел вращения. Передача пропорций предметов, фигуры человека, конструктивное построение. 22 часов

5.1

Построение кувшина. Тон.

4

1

3

5.2

Наброски с фигуры человека

2

1

1

5.3

Линейно-конструктивный рисунок бидона.

4

1

3

5.4

Тональный натюрморт из предметов быта. Контрольный.

8

1

7

5.5

Край родной. Рисование деревьев с натуры.

4

1

3

ВСЕГО:

68

20

48

Количество часов по темам распределяется педагогом с учетом образовательного уровня    

учащихся.

Содержание учебно-тематического план по рисунку

1 класс

Раздел 1 Введение.

1.1тема: Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

Теория: техника безопасности; организация рабочего места; свойства рабочих  

материалов и инструментов.

1.2 тема: Рисунок на свободную тему.

Теория:   знакомство с приемами работы карандашами, мелками.

Практика: выполнить свободную композицию. Опробовать различные фактурные возможности

Материалы: мягкий графитный карандаш, цветные карандаши, мелки, ластик,1/4 листа.

Раздел 2 Овладение навыками работы графическими инструментами.  

2.1 тема: Рисунок дерева. Пленэр.

Теория: разновидности деревьев; сходство и различие пород деревьев.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; передавать  

характерные особенности формы стволов, веток, листьев.

Материалы: мягкий графитный карандаш, восковые мелки; ластик; гуашь    

черная, белая; кисти, 1/4  листа; выбор материала свободный.

2.2 тема: Преобразовать геометрические фигуры в предметы.  

Теория:   ознакомить учащихся с простыми геометрическими формами; провести  сравнительный анализ формы предметов.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; добиться  

выразительности линий.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.3 тема: Рисунок любимой игрушки.

Теория: перечислить названия игрушек; вспомнить из каких частей состоят игрушки.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; передать характерные      

особенности изображаемого предмета; пропорции.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.4 тема: Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на  равные ( рисунок шахматной доски ).

Теория: линия, отрезок, симметрия, сравнительная величина; шахматная доска.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; откладывать  

одинаковые отрезки , используя только карандаш; находить середину отрезка,  сравнивая одну половину с другой; показать тональную разницу клеток, т.е.    

шахматной доски.

Материалы: мягкий графитный карандаш, цветной карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.5 тема: Рисунок домашнего цветка с широкими листьями.

Теория: узнать какие цветы известны ребятам; чем отличаются (садовые,   комнатные, лесные); в чем различие цветов и деревьев.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; развивать умение   наблюдать форму, строение предметов растительного мира и  

последовательно строить их изображение; закреплять навыки работы мягким  

карандашом.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик, восковые мелки, 1/4 листа.

2.6 тема: Составить узор в полосе. Коми узор. 

Теория: дать понятие – орнамент;  элементы Коми орнамента.

Практика: составить орнамент; учиться от руки рисовать прямые линии;  

закреплять навыки и знания, полученные на предыдущих уроках

Материалы: графитный карандаш, цветные карандаши, ластик,1/4 листа.

Раздел 3 Элементы светотени. Перспектива круга.

3.1 тема: Перспектива круга. Построение цилиндра.

Теория: перспектива, круг, овал; цилиндр; свет, тень, полутень, рефлекс,  

падающая тень; осевая линия; трехмерное изображение; сквозное построение.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; построить цилиндр с  

учетом перспективных сокращений; передать объем.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

3.2 тема: Рисунок сосуда близкого по форме к цилиндру.

Теория: построение окружности в перспективе;

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; построить с учетом  

перспективных сокращений окружности в его основании;

Материалы:  графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

3.3 тема: Рисунок натюрморта. Тон. Контрольный.

Теория: натюрморт, предметы быта ; компоновка группы предметов в заданном  

формате; пространственное положения предметов относительно друг друга.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; построить предметы,  

сравнивая высоту, ширину; передавать объем  светотенью.

Материалы: графитный карандаш,  ластик, 1/4 листа.  

3.4 тема: Рисунок яблока.

Теория: фрукты; форма.

Практика: компоновать изображение в листе; передать максимально точную    

форму предмета; заштриховать, используя элементы светотени

Материалы: графитный карандаш,  ластик, 1/4 листа.  

Раздел 4 Перспектива прямоугольных форм.

4.1 тема: Линейный рисунок квадрата в горизонтальной плоскости

Теория: перспективное сокращениях плоской квадратной формы; точки схода.

Практика: точно определять углы  квадрата с учетом перспективных  

сокращений при помощи горизонтальной   прямой, проведенной через ближний  

угол квадрата.                                                                                                                                        

Материалы: графитный карандаш, 1/4 листа.

4.2 тема: Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба.

Теория: закрепление знаний о линейной перспективе; понятие – сквозное   построение.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; правильно построить каркас куба с учетом перспективных сокращений.

Материалы: графитный карандаш,1/4 листа

4.3 тема: Рисунок улиц и домов в перспективе.

Теория: знания о линейной  перспективе; улица ( городская,  деревенская и   т.д.), что общего, чем отличаются; соотношения домов, людей,  деревьев,    животных.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; передача предметно-    

пространственной ситуации с несложными объектами; работа тоном,    

используя фактурные возможности материала.

Материалы: графитный карандаш, восковые мелки, цветные карандаши 1/4  

листа.

4.4 тема: Построение куба. Тон.

Теория: закрепление знаний о линейной перспективе; сквозном построении;    

передача объема куба светотенью.

Практика: компоновать изображение в листе; поставить куб на плоскость    

стола; построить с учетом перспективных сокращений; передать объем куба с      

помощью светотени (свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень).

Материалы: графитный карандаш,  ластик, 1/4 листа.

                                                                                                                    

Раздел 5 Построение тел вращения. Передача пропорций предметов, фигуры   человека; конструктивное построение.

5.1 тема: Построение кувшина. Тон.

Теория: понятие конструктивной формы; сравнительный анализ деталей    

предмета ( больше – меньше, шире – уже, выше – ниже ).

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; передать пропорции  

предмета; тональное решение светотени ( блик, свет, полутень, тень, рефлекс,  

падающая тень ).

Материалы: твердый, мягкий графитные карандаши, ластик, 1/4 листа.

5.2 тема: Наброски с фигуры человека.

Теория: знакомство с основными пропорциями взрослого человека и ребенка;  

основные части тела.

Практика: грамотно компоновать изображение; выявить основные пропорции  

человеческой фигуры.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

5.3 тема: Линейно-конструктивный рисунок бидона.

Теория: закрепление знаний и умений о линейной перспективе; понятии – сквозное   построение.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; верно построить каркас  

Предмета с  учетом перспективных сокращений.

Материалы: графитный карандаш,1/4 листа.

5.4 тема: Тональный натюрморт из предметов быта. Контрольный.

Теория: закрепление знаний полученных за учебный год.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе, строить с учетом    

перспективных сокращений, передавать пропорции предметов относительно  

друг друга; передать объем  светотенью.

Материалы: графитные карандаши разной твердости, ластик,1/4 листа.   

             

               

5.5 тема: Край родной. Рисование деревьев с натуры.

Теория: понятие воздушной перспективы; линейная   перспектива;                

мягкие художественные материалы ( уголь, мел, сангина,   соус ).

Практика: выбор выразительной натуры, соответствующей теме; продолжать    

развивать навык композиционного решения листа; воспитывать любовь к    

родной природе.

Материалы: уголь, мел, сангина, графитные карандаши ( выбор свободный ),    

ластик, 1/4 листа.

Учебно-тематический план

Рисунок

2 класс

№ п/п

Наименование тем, разделов

Общее количество

часов

В том числе

теория

практи-ка

1 раздел. Введение. 4 часа

1.1

Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

1

1

-

1.2

Пленэрные зарисовки.

3

1

2

2  раздел. Повторение и закрепление материала, пройденного в 1-м классе. 28 часов

2.1

Постановка из предметов быта простой формы..

6

1

5

2.2

Конструктивное построение геометрических тел в различных положениях.

4

1

3

2.3

Постановка из предметов по форме близких к геометрическим.

8

1

7

2.4

Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов. Контрольный.

10

1

9

3 раздел. Рисование гипсовых предметов 10 часов

3.1

Рисунок гипсового орнамента простой формы.

10

1

9

4 раздел. Передача объема и пространства. 28 часов

4.1

Наброски с фигуры человека.

2

1

1

4.2

Зарисовки отдельных предметов быта.

2

1

1

4.3

Компоновка натюрморта из заданных предметов.

4

1

3

4.4

Зарисовка однотонной драпировки.

4

1

3

4.5

Рисунок натюрморта из 2-3 предметов с разноокрашенными поверхностями. Контрольный.

12

1

11

4.6

Край родной. Рисование деревьев с натуры. Пленэр.

4

1

3

ВСЕГО:

70

13

57

                                                                                                   

Содержание учебно-тематического плана по рисунку

2класс

Раздел 1 Введение.

1.1 тема: Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

Теория: правила поведения в школе, техника безопасности на рабочем месте;    

организация рабочего места. Техника безопасности и правила дорожного    движения при работе на пленэре.

1.2 тема: Пленэрные зарисовки.

Теория: природа родного края.

Практика: рисование с натуры, отдельных веток, листьев деревьев, стволов; домов.

Материалы: мягкие графические материалы, ластик, 1/8 листа.

 

Раздел 2 Повторение и закрепление материала, пройденного в 1-м классе.

2.1 тема: Постановка из предметов быта простой формы.

Теория: закрепление материла, пройденного в первом классе. 

Практика: грамотно компоновать изображение на листе; поставить предметы  

на плоскость; построить их с учётом пропорций и перспективных  сокращений;

добиться выразительности линий и формы.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа

2.2 тема: Конструктивное построение геометрических тел в различных положениях.

Теория: строение геометрических форм, их перспективные  сокращения,  сквозное построение; цилиндр, куб, конус.

Практика: грамотно располагать предметы; построить с учётом перспективных  сокращений.

Материалы: твёрдый графитный карандаш,1/4 листа

2.3 тема: Постановка из предметов близких по форме к геометрическим.                       

Для постановки используются предметы цилиндрической и призматической  формы.  Предметы ставятся ниже линии горизонта.

Теория: совершенствование знаний о геометрических телах;

Практика: грамотно компоновать изображение на листе; поставить предметы  

на плоскость; построить их с учётом пропорций и перспективных  сокращений;

добиться выразительности линий и формы.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.4 тема: Тональный рисунок натюрморта из 2-3 предметов. Контрольный.

Итоговая работа за полугодие.

Теория: закрепить знания, умения и навыки, полученные за учебный процесс;                         

самостоятельно выполнить работу.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

             

Раздел 3 Рисование гипсовых предметов.   

                                                                                                                               

3.1 тема: Рисование с натуры гипсового орнамента простой формы.

Гипсовый орнамент размещается на тёмном фоне в вертикальном положении. Тон вводится только в собственных и падающих тенях.

Теория: знакомство с методом построения несложного гипсового орнамента;        

закрепление материала, пройденного в первом классе.

Практика: компоновать изображение в листе; построить орнамент с учётом    

перспективных сокращений; выявить большую форму.

Материалы: твёрдый графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.            

Раздел 4 Передача объема и пространства.

4.1 тема: Наброски с фигуры человека.

На одном листе изображаются две фигуры в положении сидя и стоя. Стоящая  фигура – с                   опорой на одну ногу, сидящая – в профиль.

Теория: пропорции фигуры человека;

Практика: компоновать в листе две фигуры человека; верно передать  

механику движения стоящей и сидящей фигуры.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

4.2 тема: Зарисовки отдельных предметов быта.

Теория: совершенствование знаний о предметах быта; название, применение;

Практика: компоновать изображение нескольких отдельных предметов на  

листе; конструктивное построение; передать форму предметов.

Материалы: восковые мелки, сангина, уголь, мел, ластик, бумага ¼ листа,      

(выбор материала свободный )

4.3 тема: Компоновка натюрморта из заданных предметов.

На натурный стол поставить предметы с уже знакомой учащимся формой (на выбор).

Теория: учить анализировать форму и грамотно строить предметы в    соответствии с их расположением по отношению к друг другу.

Практика: решение композиции листа; линейно-конструктивное (сквозное)          

изображение предметов с введением лёгкого тона.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

4.4 тема: Зарисовка однотонной драпировки.

Драпировка прикрепляется к вертикальной поверхности, образуя 2-3 складки цилиндрической формы. Работа выполняется без фона.

Теория: знакомство с формообразованием складок ткани и методом их изображения.

Практика: компоновать изображение в листе; построить складки драпировки  

с учётом пространства, ритма воздушной перспективы; вылепить их объём  

при помощи светотени.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

4.5 тема: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов с разноокрашенными        

Поверхностями. Контрольный. Натюрморт ставится из предметов    цилиндрической и призматической формы, разных по цвету и тону.

Теория: закрепление всего материала, пройденного в 1-2 классах.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; строить предметы с    

учётом их перспективных сокращений; выявить объём предметов и их пространственное расположение за счёт светотени; добиться цельности изображения  натюрморта.

    Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

    4.6 тема: Край родной. Рисование деревьев с натуры. Пленэр.

    Теория: формирование знаний о воздушной и линейной перспективе;  

    природа  нашего края.

    Практика: грамотное решение листа; передать состояние в рисунке;  

    освоение роли фактуры графического материала при передаче  

    состояния природы;  передача пространственных планов; тоновой цельности.

    Материалы: уголь, сангина, мягкий цветной карандаш (1-2 цвета), 1/8 листа.

Учебно-тематический план

                                                          Рисунок

                                                          3 класс

№ п/п

Наименование тем, разделов

Общее количество

часов

В том числе

теория

практи-ка

1 раздел. Введение. 6 часов

   1.1

Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

1

1

-

  1.2

Пленэрные зарисовки. Растения родного края.

5

1

4

2  раздел. Построение сложных по форме предметов. 18 часов

2.1

Рисунок драпировки со складками.

6

1

5

2.2

Конструктивное построение отдельных предметов.

3

1

2

2.3

Натюрморт со складками.

9

1

8

3 раздел. Перспектива геометрических тел. 21 час

3.1

Зарисовки улиц и домов в перспективе. Мой поселок. Пленэр.

3

1

2

3.2

Построение геометрических тел в различных положениях.

6

1

5

3.3

Постановка из геометрических тел. Контрольный.

12

1

11

4 раздел. Передача объема и пространства. 54 часа

4.1

Зарисовки фигуры человека.

5

1

4

4.2

Натюрморт из 2-3 предметов с включением гипсового орнамента.

9

1

8

4.3

Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера.

3

1

2

4.4

Натюрморта из крупных предметов в интерьере.

12

1

11

4.5

Зарисовки частей лица.

4

1

3

4.6

Тональный рисунок натюрморта. Контрольный.

15

1

14

4.7

Край родной. Рисование деревьев с натуры. Пленэр.

9

1

8

ВСЕГО:

105

15

90

Содержание учебно-тематического плана по рисунку

3 класс

Раздел 1 Введение.

1.1 тема: Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

Теория: правила поведения в школе, техника безопасности на рабочем месте;  

организация рабочего места. Техника безопасности и правила дорожного  

движения при работе на пленэре.

1.2 тема: Пленэрные зарисовки. Растения родного края.

Теория: растительный и животный мир в Коми.

Практика: зарисовать отдельные элементы природы, животных (собаки, кошки, птицы и т.д.).

Материалы: цветные карандаши, графитные карандаши, ластик, 1/8 листа.

Раздел 2 Построение сложных по форме предметов.

2.1 тема: Рисунок драпировки с несложными складками.

Теория: закрепить знания, полученные во втором классе.

Практика: композиционное  решение изображения; передать конструкцию и  

ритм складок; выявить объём складок с помощью светотени.

Материалы: мягкий графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.2 тема: Конструктивное построение отдельных предметов.

Теория:  продолжать изучение строения предметов комбинированной  

формы.

Практика: грамотно изобразить предметы на плоскости листа; построить их с    

учётом пропорций и перспективных сокращений

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

2.3 тема: Натюрморт со складками.

Теория: закрепление материала предыдущих заданий.

Практика:   компоновать предметы в листе, построить их с учетом пропорций,  

перспективных изменений; продолжать совершенствовать знания об элементах    

светотени. 

Материалы: твёрдый графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

Раздел 3 Перспектива геометрических тел.

3.1 тема: Зарисовки улиц и домов в перспективе. Мой поселок. Пленэр.

Теория: понятие – эскиз, зарисовка; стилизация; перспектива; техника –

бумажный туннель, работа с бумагой; техника безопасности при работе канцелярским ножом, ножницами.

Практика: зарисовать отдельные элементы окружения (качели, деревья, дома);  

стилизовать (упростить), составить композицию на основе зарисовок; разделить композицию на 3-4 плана; соединить планы между собой.

Материалы: мягкий карандаш, ластик, твердый графитный карандаш, клей, ножницы, 1/8 листа.

3.2 тема: Построение геометрических тел в различных положениях.

Поставить на натюрмортный стол геометрические тела (призма, конус, цилиндр, куб,            

параллелепипед) в различных положениях.

Теория: понятие – призма, параллелепипед, пирамида.

Практика: решение композиции листа; сквозное построение предметов с

учётом их  пропорций и перспективных сокращений.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

3.3 тема: Постановка из геометрических тел.

В постановке использовать 2-3 геометрических тела из предыдущего задания. Натюрморт  ставится  

на нейтральном фоне.

Теория: знакомство с особенностями передачи глубины пространства в  

интерьере.

Практика: грамотно компоновать предметы в плоскости листа; поставить   предметы на плоскость; построить их с учётом пропорций и перспективных  

сокращений; передать большие тональные отношения; выявить объём  

предметов и их пространственное расположение; добиться цельности  изображения натюрморта.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

Раздел 4  Передача объема и пространства.

4.1 тема: Зарисовки фигуры человека.

Теория: совершенствование знаний о пропорции тела; соотношение рук, ног.

Практика:  передать движение стоящей (сидящей) фигуры; пропорции и  

характерные детали одежды (вырез ворота манжет рукава и т.п.)

Материалы: сангина, мел, ластик, 1/4 листа.

4.2 тема: Натюрморт из 2-3 предметов с включением гипсового орнамента.

Теория: жанр – натюрморт; правила работа над гипсовым орнаментом;  

компоновка, построение с перспективными сокращениями; повторить  

элементы светотени.

Практика: самостоятельно определить расположение листа; компоновать  

изображение в заданном расположении, построить предметы с учетом  

перспективных сокращений, передать тон светотеневой картины;  

использовать фактуры графического материала для передачи пространства и  

света.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

4.3 тема: Линейно-конструктивная зарисовка угла интерьера.

Теория: пространственная среда; перспектива.

Практика: выполнить зарисовку угла интерьера с учетом

перспективных изменений, пространственных отношений ( глубина, высота );

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

4.4 тема: Натюрморт  из крупных предметов в интерьере. 

Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками ставится в углу помещения. Техника исполнения «бумажный туннель».

Теория:  закрепление материала предыдущего задания; правила безопасности работы ножницами, канцелярским ножом; работа с бумагой.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; поставить предметы  

на плоскость; построить их с учётом пропорций и перспективных сокращений;  

Материалы: твердый графитный карандаш, ластик, ножницы, канцелярский  нож, 1/4листа.

4.5 тема: Зарисовки частей лица.

Теория: части лица ( нос, глаза, лоб, губы, щеки ).

Практика: конструктивное построение частей лица; передача точной формы.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

4.6 тема: Тональный рисунок натюрморта. Контрольный.

Натюрморт из 2-3 предметов быта и драпировки со складками В постановке используются  предметы конической, прямоугольной  шарообразной формы.

   Теория: закрепление знаний, умений и навыков, полученных в 3 классе;  

   самостоятельная работа.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; поставить предметы  

на плоскость; построить их с учётом пропорций и перспективных сокращений;  

передать большие тональные отношения и пространство в натюрморте.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/2 листа.

4.7 тема: Край родной. Рисование деревьев с натуры. Пленэр.

Теория: закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе.

Практика: композиционное решение листа; передача силуэта и объёма в  

пейзажной среде; освоение роли фактурных средств мягких графических  

материалов; передача пространственных планов.

Материалы: уголь, мел,  мягкий графитный карандаш, ластик, 1/8 листа

Учебно-тематический план

Рисунок

4 класс

№ п/п

Наименование тем, разделов

Общее количество

часов

В том числе

теория

практи-ка

1 раздел. Введение. 6 часов

  1.1

Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

1

1

-

 1.2

Пленэрные зарисовки.

5

1

4

2  раздел. Повторение и закрепление материала, пройденного в 1-3 классах. 21 час

2.1

Рисунок букета. Граттаж.

9

1

8

2.2

Натюрморт из предметов быта.

12

1

11

3 раздел. Знакомство с конструкцией головы. 25 часа

3.1

Зарисовки частей головы.

9

1

8

3.2

Рисунок гипсовой головы.

16

1

15

4 раздел. Передача пространства и материальности. 13 часов

4.1

Тематический натюрморт. Контрольный.

10

1

9

4.2

Наброски с фигуры человека.

3

1

2

5 раздел. Совершенствование знаний и умений, полученных за время обучения. 75 часа

5.1

Рисунок фигуры человека.

11

1

10

5.2

Натюрморт из геометрических тел.

12

1

11

5.3

Свободная графическая композиция в технике монотипия, диатипия.

10

1

9

5.4

Эскиз эмблемы школы.

10

1

9

5.5

Экзаменационный натюрморт.

26

1

25

5.6

Рисование деревьев с натуры. Пленэр.

6

1

5

ВСЕГО:

140

14

126

Содержание учебно-тематического плана по рисунку

4 класс

 Раздел 1 Введение.

1.1 тема: Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

Теория: правила поведения в школе, техника безопасности на рабочем месте;  

организация рабочего места. Техника безопасности и правила дорожного  

движения при работе на пленэре.

1.2 тема: Пленэрные зарисовки.

Теория: пространственное расположение предметов; создание композиционных  зарисовок.

Практика: наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и  построек; совершенствовать навыки композиционного решения рисунка.

Материалы: мягкие графитные, цветные карандаши, ластик, 1/4 листа.

Раздел 2 Повторение и закрепление материала, пройденного в 1-3 классах.

2.1 тема: Рисунок букета. Граттаж.

Теория:  техника исполнения – граттаж; цветы садовые, комнатные; сравнительный анализ; техника безопасности при работе с острыми предметами.

Практика: грамотно компоновать изображение в листе; точно и выразительно  

передать форму; использовать фактурные свойства графических материалов. Материалы: графитный карандаш, свеча, гуашь черная, тушь черная, острый предмет для процарапывания, ластик, 1/4 листа.

2.2 тема: Натюрморт из предметов быта.

Теория: что такое натюрморт; описание процесса работы над натюрмортом.

Практика: наблюдение натуры; компоновка изображения в листе; конструктивное построение предметов; светотеневая моделировка предметов.

Материалы: графитный карандаш, ластик, 1/4 листа.

Раздел 3 Знакомство с конструкцией головы.

3.1 тема: Зарисовки частей головы.

Теория:  голова – часть тела; основные элементы головы.

Практика: грамотно расположить изображение в листе; построение деталей; точно передать характер и  форму.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

3.2 тема: Рисунок гипсовой головы. 

Теория: изучение строения головы человека; обрубовка, пропорциональные  

отношения элементов, конструктивное построение.

Практика: грамотно расположить изображение в листе; построить с учетом  

перспективные сокращений, точно передать  

характер и  форму; светотеневая моделировка.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

Раздел 4 Передача пространства и материальности.

4.1 тема: Тематический натюрморт. Контрольный.

Теория: проверка знаний по теории: жанр натюрморт; конструктивное построение, перспектива предметов; пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Практика: самостоятельно выполнить все этапы работы над натюрмортом: начиная с расположения листа до светотеневой проработки.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

4.2 тема: Наброски с фигуры человека.

Теория: пропорции фигуры человека.

Практика: передать движение фигуры; пропорции и характерные детали   одежды как можно точнее передать сходство движений.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

Раздел 5. Совершенствование знаний и умений, полученных за время

обучения.

5.1 тема: Рисунок фигуры человека. 

Теория: пропорции фигуры человека.

Практика: передать движение фигуры; пропорции и характерные детали  одежды как можно точнее передать сходство движений; передача светотени  

используя фактурные возможности графитных материалов.

Материалы: сангина, соус, мел, ластик, 1/4 листа ( материал по выбору ).

5.2 тема: Натюрморт из геометрических тел.

Теория: закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых          

геометрических тел, полученных за время обучения.

Практика: грамотно компоновать натюрморт в листе; построить предметы  

с  учётом перспективных сокращений; передать материальность предметов; добиться выразительности линий и формы.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/4 листа.

5.3 тема: Свободная графическая композиция в технике монотипия, диатипия.

Теория: понятие монотипия, диатипия; эскиз.

Практика:  нарисовать несколько вариантов эскизов; выбрать наиболее  

удачный; создать собственную композицию на основе впечатлений ( времена года; иллюстрация к произведению и т.п.); на подготовленное стекло нанести рисунок краской, получить отпечаток  на бумаге рисунок со стекла  с дальнейшей прорисовкой ( монотипия ) или рисовать по бумаге, лежащей на окрашенном стекле карандашом, палочкой, пальцем ( диатипия ).

Материалы: графитный карандаш, ластик, гуашь, акварель, кисти, палитра, валик, 1/4 листа.

5.4 тема: Эскиз эмблемы школы. 

Теория: эмблема; правила составления эмблемы.

Практика: составить эскизы, выбрать наиболее удавшийся вариант; выполнить эскиз в цвете.

Материалы: графитный карандаш, кисти, гуашь, палитра, ластик,1/8 листа.

5.5 тема: Экзаменационный натюрморт. 

Теория: правила ведения работы над натюрмортом.

Практика: самостоятельно выполнить все этапы работы над натюрмортом:    

начиная с расположения листа до светотеневой проработки.

Материалы: графитный карандаш, ластик,1/2 листа.

5.6 тема: Рисование деревьев с натуры. Пленэр. 

Теория: применение на практике знаний и умений передачи линейной и  

воздушной перспективы.

Практика: композиционное решение листа; передача силуэта и объёма в    пейзажной среде; освоение роли фактурных средств мягких графических    

материалов; передача пространственных планов.

Материалы: мягкие графитные, цветные карандаши, акварель, кисти, ластик,    

палитра, ¼ листа.

         

Учебно-тематический план

Рисунок

5 класс

№ п/п

Наименование тем, разделов

Общее количество

часов

В том числе

теория

прак-

тика

1 раздел. Линейно-конструктивный рисунок  55 часов

  1.1

Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

1

1

-

  1.2

Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта)

15

1

14

  1.3

Рисунок черепа человека

12

1

11

  1.4

Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз)

15

1

14

  1.5

Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах

12

1

11

2 раздел. Тональный длительный рисунок  48 часов

2.1

Рисунок античной гипсовой головы

15

1

14

2.2

Рисунок гипсовой капители

12

1

11

2.3

Рисунок фигуры человека в движении

21

1

20

3 раздел. Создание художественного образа графическими средствами 36 час

3.1

Портрет-образ

16

1

15

3.2

Тематический натюрморт с атрибутами искусства

21

1

20

ВСЕГО:

140

10

130

Содержание учебно-тематического плана по рисунку

5 класс

Раздел 1 Линейно-конструктивный рисунок. 

1.1 тема: Вводный инструктаж. Введение в образовательную программу.

Теория: правила поведения в школе, техника безопасности на рабочем месте;  

организация рабочего места. Техника безопасности и правила дорожного  

движения при работе на пленэре.

1.2 тема: Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта)

Теория: Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических тел с фоном и тональным разбором предметов.

Практика: Закрепление знаний, умений и навыков в рисовании гипсовых геометрических тел, полученных в процессе обучения. Компоновка изображения предметов в листе, выбор формата. Применение в рисунке основных правил перспективы. Грамотная постановка предметов на

плоскости. Выявление объема предметов и пространства в натюрморте. Фон

серый. Освещение верхнее боковое.

Материалы: формат А2, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта.

1.3 тема: Рисунок черепа человека

Теория: Рисование черепа человека в разных поворотах на уровне глаз. Практика: Пластические особенности черепа. Перспектива и трехмерность черепа, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Компоновка изображения в листе.

Материалы: Формат А3, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: зарисовки портретов.

1.4 тема: Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз)

Теория: Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз

рисующего. Знакомство с особенностями конструкции частей лица

(призматический характер носа, шарообразность глазного яблока). Фон

светло серый.

Практика: Освещение направленное, выявляющее форму детали.

Материалы: формат А3, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: рисование автопортрета.

1.5 тема: Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах

Теория: Рисование гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах.

Практика: Закрепление навыков в изображении конструктивной основы головы человека, ее симметричной формы и частей с учетом перспективы. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности.

Материалы: формат А3, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по памяти.

2 раздел. Тональный длительный рисунок

2.1 тема: Рисунок античной гипсовой головы

Теория: Выполнение набросков гипсовой головы с различных точек зрения в

процессе выполнения основного задания.

Практика: Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе.

Материалы: формат А3, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: зарисовки головы человека в различных

положениях.

2.2 тема: Рисунок гипсовой капители

Теория: Рисование капители с разных точек зрения.

Практика: Компоновка изображения предмета в листе. Крепкое конструктивное построение, с легкой прокладкой тона. Освещение направленное.

Материалы: формат А3, графитный карандаш, ластик

Самостоятельная работа: выполнение копий с работ старых мастеров.

2.3 тема: Рисунок фигуры человека в движении

Теория: Рисунок фигуры человека, с передачей его рода деятельности.

Раскрытие образа человека через тематическую постановку.

Практика: Передача пропорций человеческой фигуры, выявление самого характерного, взаимосвязи фигуры с интерьером. Совершенствование навыков работы мягкими материалами.

Материалы: формат по выбору, сангина, соус, мел, ластик

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека в движении

3 раздел. Создание художественного образа графическими средствами

3.1 тема: Портрет-образ

Теория: Рисунок фантазийного портрета человека, характеризующий образ жизни, характер; портрет времени года, леса, цветка, города.

Практика: Пластические особенности головы. Перспектива и трехмерность головы, конструктивные особенности. Плоскость лицевая и боковая. Пропорции и симметричность. Передача характерных особенностей модели посредством светотени. Стилизация модели. Построение в соответствии с основными этапами ведения рисунка. Компоновка изображения в листе.

Материалы: формат А2, гуашь черна, белая, графитный карандаш, ластик, ёмкость с водой, кисти, палитра.

3.2 тема: Тематический натюрморт с атрибутами искусства

Теория: Тематический натюрморт с атрибутами искусства.

Рисование сложного натюрморта из предметов комбинированной формы из

различного материала в разных положениях (гипсовая маска, античная

голова-бюст, капитель; кисти, палитра, драпировка со складками и т.д.).

Практика: Передача в законченном тональном рисунке сложной группы предметов в пространстве. Проверка и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за предыдущие годы обучения: в композиции рисунка

натюрморта, в правильном и свободном построении, в тональном решении

предметов, в передаче пространства, линейной и воздушной перспективы.

Материалы: формат А2, мягкие материалы по выбору, ластик.

Методическое обеспечение программы

Методические приемы, используемые при проведении учебных занятий:

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие методы:

-  объяснительно – иллюстративный

-  репродуктивный

-  эвристический

-  проблемное изложение

-  исследовательский

-  самостоятельная работа

К ведущим принципам обучения относятся следующие:

- наглядности обучения;

- доступности;

- научности;

- связи обучения с жизнью;

- систематичности и последовательности;

- принцип целенаправленности;

- сознательности и активности;

- воспитывающего и развивающего обучения;

- принцип прочности.

При работе по программе педагог должен:

- стремиться создать благоприятную обстановку психологического комфорта на  

  уроках;

- создать ситуацию успеха для детей в процессе обучения;

- способствовать поддержанию мотивации к занятиям;

- способствовать развитию личности;

- создать сферу общения;

- стремиться к тому, чтобы авторитет педагога был основан на его компетенции  

  и человеческих качествах.

Технологии обучения, используемые в программе

          В процессе реализации рабочей образовательной программы по рисунку:

Технология разноуровневого обучения – позволяет определить время и содержание обучения в соответствии со способностями, возможностями и интересами учащегося.

Технология адаптивной системы – способствует обучению приемам познавательной деятельности навыкам самостоятельной работы, самоконтроля, способствует созданию условий успешного усвоения учебного материала.

Технология игрового обучения – предполагает использование в процессе обучения разнообразных игр, организуемым педагогом, в ходе которых раскрываются творческие способности учащихся.

                                                                   

                                                                                                                           

Примерный план урока

  1.  Приветствие.

2   Повторение пройденного материала.  Краткий обзор предыдущего урока:

- вспомнить тему, основную мысль занятия; вывод, сделанный в конце занятия.

3   Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу.

4    Предлагаемый образовательный материал или информация. Новый материал или информация может быть в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

- Обобщение.  Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале информации.

- Вывод.  Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

- Заключение.  Сформулировав советы и рекомендации, учащимся предлагается использовать новый материал в своей практической творческой деятельности.

 5   Для закрепления информации проводится творческая часть занятия.

 6   Проверка и анализ работ учащихся. 

                                                         

Условия реализации программы

            Для успешного усвоения образовательной программы требуются:

- наличие оборудованного кабинета, соответствующего требованиям СЭС и  

противопожарной безопасности для данного вида деятельности;

- оборудование для учащихся:

мольберты, стулья ученические;

- оборудование для учителя:

доска классная, стол учительский, столы постановочные, софиты, наглядные  

материалы и дидактические пособия для занятий ( таблицы, схемы, рисунки,  

репродукции, работы из методического фонда ), реквизиты (муляжи, предметы быта, драпировки, чучела птиц и т.д.), принадлежности ИЗО ( мел, карандаши  простые различной твердости ( от 5т до 7м ), цветные карандаши, уголь, соус, сангина, восковые мелки и т.д.), нож-резак;

- учебные материалы для учащихся:

бумага для черчения, краски ( акварель, гуашь, ), кисти ( беличьи, щетина,

пони ), простые карандаши различной твердости ( от 4т до 6м ), пастельные мелки, восковые мелки, цветные карандаши,   кнопки, ластик, палитра емкость для воды, точилка, салфетка для рук.

Рекомендуемая литература:

Нормативная  база:

  - Закон «Об образовании» Ст.26 «Дополнительное образование».

  - Письмо Министерства образования и высшей школы РК № 07-18-94 от  

    12.08.2003 «требования к содержанию и оформлению образовательных  

     программ дополнительного образования детей».

  - «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям  

     дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», утвержденные  

     01.04.2003                                                                                                                    

  - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного  

     образования детей. ( Постановление правительства РФ от 22.02.1997 г.

     №212 )

  - Устав МОУДОД «НДШИ» п.г.т. Нижний Одес.

  - Федеральный закон «О дополнительном образовании» (принят  

     Государственной Думой РФ 16.07.2001 г.)

Рекомендуемая литература для педагогов:

  -  Ю. Дорожин Ю. Искусство детям:  Простые узоры и орнаменты.  

     Издательство – Мозаика-Синтез 2004

  -  Ю. Дорожин Ю. Искусство детям: Секреты бумажного листа. Издательство    

     – Мозаика-Синтез 2006

  -  Кузин В.С., Кубышкина Э.М. Изобразительное искусство в начальной  

     школе. 1-2 классы. Часть 1 –  М.: Дрофа 1997

  -  Кузин В.С., Кубышкина Э.М. Изобразительное искусство в начальной  

     школе. 3-4 классы. Часть 1 –  М.: Дрофа 1997

  -  Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Алексеев Е.В. Изобразительное искусство

     3 класс 1 часть. Поурочные планы – М.: Корифей  

     Издательско-торговый дом 2004

  -  Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Алексеев Е.В. Изобразительное искусство

     3 класс 2 часть. Поурочные планы – М.: Корифей  

     Издательско-торговый дом 2004

  -  Кузин, В.С. Изобразительное искусство 2 класс –  М.: Дрофа 2007

  -  Мосин М. Рисуем животных –  Санкт-Петербург: Кристал 1998

  -  Неменский Б.М. Искусство вокруг нас – М.: Просвещение 2005

  -  Трофимова М.В., Тарабина Т.И.  И учеба, и игра. Изобразительное  

     искусство – Ярославль: Академия развития 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...