Городской конкурс "Классный руководитель": описание педагогического опыта.
материал

Алексеенко Елена Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_mbou_ssh10_alekseenkoev.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

Система деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.

Воспитание детей - рискованное дело,

 ибо в случае удачи последняя приобретена

 ценою большого труда и заботы,

 в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.

Демократ

Воспитание рассматривается в неразрывной связи с обучением. Цель воспитательной работы школы - помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Очень часто воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя

Классный руководитель – кто он?

Это педагог, являющийся для растущего человека

  • духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
  • защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
  • организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
  • организатором условий для самовыражения и развития каждого ребенка,
  • куратором, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;
  • помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
  • координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;
  • создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.

Классный руководитель –кто это?

Я задала этот вопрос своим ученикам - шестиклассникам и одиннадцатиклассникам. Мнение большинства учащихся, участвующих в опросе следующее:Классный руководитель – это защитник, наставник, помощник, пример, советчик, вторая мама, лучший друг, опора, чудо.

Нужен ли он? Участники опроса ответили все однозначно – да, нужен! Потому что он: умный, понимающий, ответственный, главный, организующий, любящий, близкий.

Целью воспитательной работой считаю воспитание социально-активной личности, формирование самосознания ребенка, становление его активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире. В ходе реализации необходимо решить ряд задач:

1) изучить нормативно-правовую базу  по данному вопросу;

2) определить основные принципы и технологии в работе с классным коллективом;

3) проанализировать работу с классным коллективом;

4) составить программу воспитания и социализации в соответствии с ФГОС ООО;

5) организовать взаимодействие классного руководителя со всеми участниками воспитательного процесса общеобразовательного учреждения;

6) систематически осуществлять мониторинг результатов.

Чтобы реализовать цель свою, работу с классом строю на основе:

  • программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «СШ№10»;
  • мониторинга деятельности классного руководителя за предыдущий год, обращая внимание на положительные результаты и на те проблемы с которыми столкнулась;
  • личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений;

МБОУ «СШ №10» с 2010 года была стажировочной площадкой по внедрению ФГОС НОО. В моем нынешнем седьмом классе учатся дети, окончившие начальную школу по ФГОС НОО.

В соответствии ФГОС ООО составляю программу воспитания и социализации класса на несколько лет, которая строится по следующим направлениям воспитательной деятельности:

  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • нравственное и духовное воспитание;
  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  • интеллектуальное воспитание;
  • здоровьесберегающее воспитание;
  • социокультурное и медиакультурное воспитание;
  • культуротворческое и эстетическое воспитание;
  • правовое воспитание и культура безопасности;
  • воспитание семейных ценностей;
  • формирование коммуникативной культуры;
  • экологическое воспитание.

Жизнедеятельность обучающихся организуется на основе следующих принципов:

  1. личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности;
  2. педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка;
  3. природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей; использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения;
  4. культуросообразность: рассматривается как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй;
  5. принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел;
  6. принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа — определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
  7. принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

В конце учебного года провожу анализ работы с классом за текущий учебный год, который включает:

- уровень воспитанности каждого ученика;

- таблицу достижения учащихся, позволяющая увидеть картину ярких проявлений индивидуальных особенностей;

-охват обучающихся дополнительным образованием и внеурочной занятостью;

-результаты диагностик, проводимые классным руководителем, психологом школы;

- активность класса в мероприятиях школьного и городского уровней;

- анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и родительским активом (частота и характер контактов с семьями учащихся, количество учащихся, охваченных организованными формами каникулярного отдыха).

На основе анализа, определив проблемы, строю воспитательную работу и вношу коррективы в программу воспитания на следующий учебный год. (Приложение №1).

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, обеспечиваю эту включенность. Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. В настоящее время успешно использую следующие технологии:

  • технология проектного метода;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология здоровьесберегающая;
  • технология игры;
  • технология создания ситуации успеха;
  • технология коллективно-творческого дела И. П. Иванова

В процессе своей деятельности я как классный руководитель взаимодействую:

С учителями-предметниками. Привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях

С педагогом-психологом. Анализирую развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников при поддержке педагога-психолога.

С педагогами дополнительного образования. Способствую включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования

С социальным педагогом. Выявление совместно с социальным педагогом проблем возникающих у ребенка и проведение социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Сотрудничаю с библиотекарем. Успешно развиваем познавательную активность учащихся, прививаем интерес к учению, формируем любовь к книге с помощью школьной библиотеки.

В своей работе я постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского работника образовательного учреждения (медосмотры, рекомендации по питанию), привлекаю специалистов учреждений здравоохранения (ООО Здоровое поколение, Центр медицинской профилактики), родителей (организация горячего питания).

Эффективная работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями, т.к. она направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, классе. Это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Вместе с родителями проводим мероприятия «День рождения класса», «День матери». Без их поддержки у нас бы не получились такие замечательные фигуры в КТД «Снежная феерия»: пингвин, дед мороз. Привлекаем родителей к общешкольным мероприятиям: родительский лекторий, день открытых дверей,во время которого они могут вернуться в школьные годы, почувствовать себя учениками. Родители моих учащихся активно участвуют и в спортивных классных мероприятиях: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Русские забавы».

Классному руководителю очень трудно бывает "в течение жизни повседневной вершить так много славных дел", поэтому при умелой организации ему на помощь приходят органы ученического соуправления. В начале года класс открытым голосованием выбирает командира класса и его заместителя. Еженедельно в школе проходит Совет командиров, на котором подводятся итоги за неделю и сообщают о предстоящих общешкольных делах, где командиры получают задания для класса. Обсуждаем полученное задание, ребята решают, кто будет его выполнять. В течение года каждый не раз принимает посильное для него участие в том или ином мероприятии. Причем кто-то выступает в роли организатора, кто-то активным участником. Конечно есть и такие, кто не хочет нигде участвовать. Приходится заинтересовывать. Например, на день рождения класса ребята готовили сами конкурсы, художественные номера, сочиняли стихи. Когда подходит очередь дежурства класса по школе, то распределяет посты ответственный за дежурство, назначенный на этот день. И он же проверяет дежурство каждого. В ходе подготовки к классному или школьному мероприятию распределяем, кто чем будет заниматься и кто за что будет отвечать. Данная форма работы учит ребят достигать взаимопонимания, вести конструктивный диалог, уважать мнения других,сотрудничать для достижения общих результатов.

Отдельное направление воспитательной работы – это работа с детьми «группы риска». Учащиеся «группы риска» - это особая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, специалистов школы. В организации воспитательной работы с «трудными» детьми большую роль отвожу индивидуальной работе с родителями, в том числе и незамедлительное информирование родителей о возникающих ситуациях. Это и индивидуальные беседы, и консультации, которые позволяют добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Вырабатываем совместный план действий вместе с родителями. Только когда между требованиями школы и семьи нет противоречий, можно снять отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.В план работы с трудными детьми включаю индивидуальную работу, которая предусматривает вовлечение детей в познавательные, воспитательные и развлекательные мероприятия, конкурсы в качестве активного участника.

При реализации программы важно видеть и знать ее результаты. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик обучающегося. Исходя из этого, в своей программе отразила следующие прогнозируемые результаты:

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:

  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • потребность в творческой самореализации;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению

Результаты воспитательной работы на сегодняшний день, с данным классом, следующие:

- в классе 3 школьников  обучаются на «отлично» и на 9 школьников на «4» и «5»;

- уровень воспитанности по показателям высокий и хороший составляет 77% ,

- занятость обучающихся во внеурочной деятельности и дополнительным образованием составляет 100%;

- количество обучающихся, выступающих в роли организатора мероприятий составляет с 15% вырос до 26%;

- участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях выросло на 40%.

Приложение 1.

Выдержки из мониторинга работы классного руководителя Алексеенко Е.В.

Анализ организации работы классного руководителя.

Мероприятия, в которых классный коллектив принял участие

Количество учащихся, принявших участие в мероприятиях:

В качестве лидера и организатора происходящего

В качестве участника и достойного исполнителя

В качестве увлеченного зрителя

В качестве отстраненного зрителя

% учащихся, принявших участие в мероприятиях

Уровень мероприя

тия

Результат

КТД Осенина

Ярмарка «Дары природы»

Лидер:0

Участник: 15

Зритель: 8

Пассивный: 0

Лидер: 0

Участник: 62%

Зритель: 38%

Пассивный:

Школьный

Грамоты участникам

КТД Осенина

Конкурс чтецов

Лидер:0

Участник: 2

Зритель: 24

Пассивный: 0

Лидер: 0

Участник: 8%

Зритель: 92%

Пассивный:

Школьный

Грамоты участникам

Встреча с ветеранами-нефтяниками

Лидер:0

Участник: 24

Зритель:

Пассивный: 0

Лидер:0

Участник: 100%

Зритель:

Пассивный: 0

Школьный

Осторожно, ель!

Познавательное мероприятие –игра

(Сибирские Увалы!»

Лидер:0

Участник: 25

Зритель:

Пассивный:1

Лидер: 0

Участник: 96%

Зритель:

Пассивный:4%

классный

КТД «Новогодний серпантин»

Новогодняя игрушка

«Алло, мы ищем таланты»

Снежные фигуры

Лидер:2

Участник: 24

Зритель: 0

Пассивный: 0

Лидер: 8%

Участник: 92%

Зритель: Пассивный:

Школьный

Грамоты участникам, сладкие подарки

II Всероссийского дистанционного Конкурса командной работы «Есть идея!»

Лидер:1

Участник: 4

Зритель:

Пассивный: 0

Лидер: 4

Участник: 15%

Зритель:

Пассивный:

Всероссийский

Диплом за 3 место

В течение года класс посетил:

Кол-во человек / процент охвата в среднем за год

музеи

26/100%

театры

9/35%

кинотеатры

13/50%

библиотеки

26/100%

выставки

26/100%

Уровень овладения основными понятиями.

Понятие

Количество учащихся, освоивших понятие на определенном уровне (в %)

Основная школа

Минимальный

Средний

Высокий

Общекультурные понятия

Совесть

10/38%

15/58%

1/ 4%

Гуманизм

14/54%

12/46%

0/ 0%

Культура

7/27%

15/58%

4/15%

Воспитанность

6/23%

10/38%

8/31%

Гражданско – правовые

Честь

10/38%

10/38%

6/24%

Патриотизм

6/23%

10/38%

8/31%

Гражданский долг

6/23%

10/38%

6/24%

Государственная символика

5/19%

12/46%

9/35%

Здоровый образ жизни

Охрана природы

4/15%

10/38%

12/47%

Гигиена

4/15%

10/38%

12/47%

Здоровье

3/12%

8/31%

15/58%

Участие воспитанников в мероприятиях  (количественный  аспект)

Направление

Школьные мероприятия

Городские мероприятия

Окружные мероприятия

Всероссийские и  международные мероприятия

Кол-во участни

ков

Кол-во победите

лей

Кол-во участни

ков

Кол-во победите

лей

Кол-во участни

ков

Кол-во победите

лей

Кол-во участни

ков

Кол-во победите

лей

Интеллектуальное

20

5

0

0

0

0

20

3

Творческое

7

0

4

1

0

0

6

1

Спортивное

20

4

3

3

0

0

0

0

Социальное

0

0

2

0

0

0

0

0

Всего

47

9

9

4

0

0

26

4

Выводы.

Удачи и находки

Систематическая и целенаправленная работа способствовала интеллектуальному развитию учащихся, формированию познавательных способностей: все обучающиеся класса участвовали в различных конкурсах, соревнованиях. П. Кирилл, К.Александра, К. Ксения являются победителями интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсов.

Положительный опыт

Целенаправленная работа по воспитанию социально активной личности дала хорошие результаты: многие ребята ответственно подходят к выполнению порученного задания. Являются активными участниками спортивных мероприятий.

Проблемы

К сожалению, низкая сформированность общекультурной компетенции тормозит личностный рост учащихся и влияет на эффективность всего воспитательного процесса: обучающиеся слабо владеют общекультурными понятиями, не всегда проявляют инициативу.

Пути решения

Проводить классные часы , направленные на решение проблемы взаимоотношений между людьми, взаимоотношений в классном коллективе, на формирование общекультурных понятий.

Планируемая деятельность на 2015-2016учебный год

(воспитательный аспект)

№ п/п

Показатель

Мероприятия

Сроки

Прогнозируемый результат

1.

Доля обучающихся, посещающих кружки и секции

Вовлекать учащихся в различные кружки и секции

Сентябрь 2015

100%

2.

Доля обучающихся состоящих на учете, посещающих кружки и секции (организована занятость)

-

-

-

3

Работа с обучающимися стоящими на учете

Проведение мероприятий направленных на профилактику правонарушений с участием специалистов учреждений профилактики

-

-

4.

Охват школьников, мероприятиями проводимыми в каникулярный период

Проводить внеклассные мероприятия на каникулах, организовывать совместные походы с участием родителей

Ноябрь 2015, март 2016

80%

5.

Работа с родителями

Родительские собрания

В течение года

80% родителей будут принимать участие в мероприятиях

Лекторий для родителей

Индивидуальные беседы

Посещение семей на дому

Вовлекать родителей во внеклассные мероприятия

5.

Доля привлекаемых специалистов к воспитательной работе

Встречи со специалистами: психологом, соц.педагогом, школьный библиотекарь, медицинский работник

В течение года

-

6.

Уровень воспитанности

Проводить диагностики

В течение года

До 80%

7.

Уровень владения основными понятиями

Проводить целенаправленно классные часы по формированию общекультурных понятий

В течение года

Повысится уровень овладения основными понятиями по показателю «общекультурные» до 40%

8

Вовлечение обучающихся в органы соуправления

Вовлекать обучающихся в работу Школьной Думы, мероприятия, организованные школьными органами соуправления

Сентябрь 2015

26%

9

Вовлечение обучающихся во внеурочную и внеклассную деятельность

Привлекать обучающихся для проведения классных часов, мероприятий.

В течение года

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...