Программируем на Паскале
рабочая программа (10, 11 класс)
Изучение алгоритмизации и программирования на языке Паскаль, для приобщения учащихся к алгоритмической культуре, азам профессии программиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmizatsiya._programmirovanie_na_paskale.docx | 54.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново, Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/____________/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2016___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №6» ________/____________/ ФИО От «___»________2016___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №6» ________/____________/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2016___г. |
Программа
элективного курса
«Программируем на Паскале»
учителя математики и информатики
Боженковой Елены Александровны
2016 год
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания курсов по выбору по информатике, связан с целесообразностью изучения алгоритмизации и программирования. Понятно, что программирование - стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов?
Часто говорят, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение алгоритмизации и программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых - одна из приоритетных задач современной школы.
Очень велика роль изучения алгоритмизации и программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Цель: изучение алгоритмизации и программирования на языке Паскаль, для приобщения учащихся к алгоритмической культуре, азам профессии программиста.
Элективный курс «программируем на языке Паскаль» является предметом по выбору для учащихся 10 и 11 классов. Курс рассчитан на 68 часов, которые проводятся в течение двух учебных лет: 10 класс по 1 часу в неделю, 11 класс – по 1 часу в неделю.
Курс условно разбит на два модуля. Первый модуль – это первый год обучения, в котором изучаются базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), представление этих структур в виде блок-схем, типы данных.
Второй модуль полностью посвящен основам языка Паскаль. В основу второго модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы).
Учитывая все вышесказанное, можно выделить основные задачи данного курса:
- формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием;
- формирование алгоритмической культуры;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу;
- научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных;
- приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте;
- освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль;
- развитие алгоритмического мышления учащихся;
- формирование навыков грамотной разработки программ;
- углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Предполагается использование дополнительных пособий по программированию. На основе этих пособий разработаны презентации, которые содержат: теоретический материал по всему курсу алгоритмизации и программирования; задачи с решениями (готовыми программами) для самостоятельного разбора; справочный материал; тестовые задания; задачи для самостоятельного решения.
Личностно-ориентированная направленность курса. Личность ученика – вот, что должно стоять во главе учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное обучение в настоящее время становится все более актуальным. Главная цель, использования личностно-ориентированного подхода – не просто видеть на уроке (занятии) каждого ученика, но и делать его успешным даже в самой трудной ситуации. Важно - создать на уроке ситуацию успеха.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практикумов по каждому разделу курса. Итоговый контроль реализуется в форме семинаров и экзамена . Знания теоретического материала проверяются с помощью тестовых заданий.
Организация учебного процесса. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Данная система позволяет максимально приблизить учащихся к обучению в высших учебных заведениях. Поэтому учебный процесс можно организовать в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал (лекции), консультирует учащихся в процессе решения задач, учащиеся сдают зачеты по теоретическому материалу и защищают практикумы по решению задач, курсовые проекты;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после занятий (дома или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют компьютерные практикумы, курсовые работы.
Лекции. Представление учебного материала учащимся проводится в форме лекций. Каждая лекция – дидактическая единица, требующая примерно одинакового времени на изложение теоретического материала (по 2 часа). Для лучшего восприятия материала - лекции сопровождаются демонстрацией презентаций.
Практикум по решению задач. Основной формой проведения занятий являются практикумы по решению задач. Организация личностно-ориентированных практикумов по решению задач, личностно-ориентированного контроля – это как раз то, что необходимо учащемуся для его уверенности, успешности в очень сложном разделе информатики. Эти две формы работы предполагают следующее:
- Каждому ученику подбираются индивидуальные задачи (как правило, для тематического 2-3, для итогового до 10).
- Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию.
- Задачи каждому ученику выдаются адресно. Каждый ученик на разных практикумах имеет разный вариант (сегодня первый, в следующий раз девятый и т.д.) – это тоже важный момент, ориентированный на личность учащегося.
- Задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.
Семинар. После завершения практикума каждый ученик защищает свои решения на семинарах перед другими учениками, делится новыми способами решения. Принимает участие в дискуссии по поводу решения задач, предлагает другие пути их решения. Отвечает на возникшие вопросы в ходе обсуждения.
Экзамен. Целью проведения такого вида контроля - проконтролировать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные в ходе изучения какого либо модуля элективного курса или всего курса. Примерные экзаменационные билеты к экзамену по элективному курсу «Программируем на языке Паскаль».
Билет №1
- Структурированные типы данных. Массивы. Типы массивов.
- Задание на объявление данных по условию задачи. Объявите данные необходимые для решения следующей задачи: «Написать программу для нахождения суммы минимального и максимального элементов квадратной матрицы, расположенных выше главной диагонали».
Билет №2
- Подпрограммы. Процедуры и функции.
- Задача на одномерные массивы: в одномерном массиве найти количество положительных, отрицательных и нулевых элементов, имеющих номера позиций кратные трем.
Билет №3
- Типы данных языка Паскаль. Выражения, операции, операнды. Структура программы (рассказать на своем примере).
- Задача на подпрограммы. Составит программу для решения квадратного уравнения.
Билет №4
- Массивы. Двумерные массивы. Способы описания элементов массива.
- Задача на циклы. Написать программу, которая вычисляет сумму первых n членов ряда 1. 3, 5, 7, … . Количество суммируемых членов ряда задается во время выполнения программы.
Билет №5
- Алгоритмы циклической структуры. Организация циклов в Паскале.
- Задача на двумерные массивы. Найти сумму элементов некоторого двумерного массива и сравнить их с произведением элементов некоторой строки.
Билет №6
- Структурированные типы данных. Записи.
- Задача на файлы. Создать текстовый файл и записать в него пять одинаковых фраз.
Билет №7
- Файлы в Паскале. Текстовые файлы.
- Задача на записи. Дан список учащихся класса, содержащий следующие поля: фамилия, имя, класс, оценка по математике, информатике, физике, средний бал по всем предметам. Определить у какого ученика оценка по математике выше, чем по информатике. У какого ученика средний бал по всем предметам равен 5.
Билет №8
- Алгоритмическая структура «ветвление». Примеры полного и неполного ветвления.
- Задача на строки. В предложении все сочетания символов «ух» или «Ух» заменит на «ах». Посчитать количество слов в предложении.
Билет №9
- Структурированные типы данных. Строки.
- Задача на условный оператор. Точки на плоскости заданы своими координатами. Определить какая из них находится ближе к началу координат.
Билет №10
- Цикл с параметром, циклы по условию.
- Задача на организацию выбора. Составить программу, которая по последней цифре числа выдает последнюю цифру его квадрата.
Билет №11
- Перечисляемые и интервальные типы данных. Оператор выбора case.
- Задача на циклы. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 50.
Билет №12
- Функции обработки строковых величин.
- Задача на файлы. Составит программу, которая создает типизированный файл, состоящий из 50 случайных чисел целого типа в диапазоне от -100 до 100. Найти максимальный среди этих чисел.
Билет №13
- Файлы в Паскале. Типизированные и нетипизированные файлы.
- Задача с элементами квадратной матрицы. В квадратной матрице найти сумму элементов, расположенных на главной диагонали и произведение элементов, расположенных на побочной диагонали.
Билет №14
- Создание базы данных с помощью структурированных типов данных в Паскале.
- Задача на подпрограммы. Составить программу для нахождения делителей некоторого числа.
Билет №15
- Сортировка. Методы сортировки.
- Задача на множества. Составьте программу вычисления суммы мест, на которых в слове Х стоят гласные буквы.
Билет №16
- Квадратная матрица.
- Задача на строки. Посчитать, сколько слов в предложении оканчиваются буквой «я».
Билет №17
- Процедуры и функции пользователя.
- Задача на сортировку в массиве. Заполнить массив по формуле: . Выполнить сортировку элементов по убыванию.
Билет №18
- Множества. Описание типа множества. Операции над множествами.
- Задача. Создать собственную БД, используя структурированный тип данных – записи. Количество полей определить самостоятельно. Выполнить сортировку по некоторому полю.
ПРОГРАММА КУРСА
Первый год обучения (первый модуль)
Данные. Типы данных.
Блок-схемы.
Алгоритмы линейной структуры.
Алгоритмы разветвляющейся структуры.
Циклы.
Подпрограммы.
Массивы.
Второй год обучения (второй модуль)
Введение в Паскаль.
Алгоритмы линейной структуры.
Алгоритмы разветвляющейся структуры.
Циклы.
Подпрограммы.
Массивы.
Строки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№ | Тема | Часы |
Первый год обучения | ||
Данные. Типы данных – 3 часа | ||
1 2 | Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. | 2 |
3 | Блок-схема. Основные типы блоков. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. | 1 |
Алгоритмы линейной структуры – 8 часов | ||
4 5 | Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. | 2 |
6 - 9 | Практикум по решению задач | 4 |
10 | Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры» | 1 |
11 | Зачетный класс | 1 |
Алгоритмы разветвляющейся структуры – 7 часов | ||
12-13 | Организация ветвлений. Основные понятия математической логики. Условный оператор. | 2 |
14-16 | Практикум по решению задач | 3 |
17 | Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры» | 1 |
18 | Зачет | 1 |
Циклы – 8 часов | ||
19-20 | Циклические алгоритмы, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. | 2 |
21-24 | Практикум по решению задач | 4 |
25 | Обобщающий урок по теме «Циклы» | 1 |
26 | Зачет | 1 |
Массивы – 8 часов | ||
27-28 | Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. | 2 |
29-30 | Практикум по решению задач №3 | 2 |
31-32 | Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. | 2 |
33 | Практикум по решению задач №4 | 1 |
34 | Зачет | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса в 11 «А» классе на 2018-2019 учебный год
№ | Тема | Часы |
Введение в Паскаль. Данные. Типы данных – 6часов | ||
1 2 | Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы. Алфавит языка. | 2 |
3 4 | Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. | 2 |
5 6 | Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. | 2 |
Алгоритмы линейной структуры – 5 часов | ||
7 8 | Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Следование. | 2 |
9 –10 | Практикум по решению задач | 2 |
11 | Обобщающий урок по теме «Алгоритмы линейной структуры» | 1 |
Алгоритмы разветвляющейся структуры – 5 часов | ||
12-13 | Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода. | 2 |
14-15 | Практикум по решению задач | 2 |
16 | Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры» | 1 |
Циклы – 5 часов | ||
17-18 | Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. | 2 |
19-20 | Практикум по решению задач №2 | 2 |
21 | Обобщающий урок по теме «Циклы» | 1 |
Подпрограммы –3часа | ||
22 | Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. | 1 |
23 | Практикум по решению задач | 1 |
24 | Обобщающий урок по теме «Подпрограммы» | 1 |
Массивы – 8 часов | ||
25-26 | Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. | 2 |
27-29 | Практикум по решению задач | 3 |
30-31 | Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы. | 2 |
32 | Практикум по решению задач | 1 |
Строки – 2 часа | ||
33 | Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. | 1 |
34 | Практикум по решению задач | 1 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА
Тема «Алгоритмизация. Введение в Паскаль»
Учащиеся знать и уметь:
Блок-схемы. Базовые алгоритмические структуры. Место языка Паскаль среди языков программирования высокого уровня. Структуру программы на языке Паскаль. Читать синтаксические диаграммы и сопоставлять их с реальными текстами на языке Паскаль. Структуру модулей в Турбо Паскаль. Пользоваться готовыми модулями и разбираться в их структуре, назначении отдельных разделов. Пользоваться стандартным модулем Crt.
Тема «Данные. Типы данных. Выражения. Операнды. Операции»
Учащиеся должны знать и уметь:
Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.
Тема «Операторы»
Учащиеся должны знать и уметь:
Перечень основных операторов языка Паскаль. Синтаксис этих операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.
Тема «Процедуры и функции»
Учащиеся должны знать и уметь:
Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.
Тема «Структурированные типы данных»
Учащиеся должны знать и уметь:
Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей.
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ И
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
- Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчик. - М.:-Издательский центр «Академия», 2001.
- Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.
- Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
- Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Программируем на Паскале".
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы...
«Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal.Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических опера...
Основы программирования: ТЕМА 03. РАБОТА В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ. РАБОТА В СИСТЕМЕ ABC ПАСКАЛЬ.
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯВВЕДЕНИЕОдним из популярных сегодня ЯП является Паскаль. Он позволяет составлять программы для решения математических задач, обработки текстов, построения изображений на экране ...
Урок - игра "Паскаль - это просто, Паскаль - это сложно"
Урок - игра для проверки знаний учащихся по языку программирования Паскаль....
Элективный курс "Программируем на Паскале"
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современн...
Одномерные массивы на языке Паскаль. Вычисление суммы элементов одномерного массива на языке Паскаль
Данная разработка может быть использована в виде опорного материала для работы на уроке по изучению темы указанной ниже. Учебник: Информатика. Учебник для 9 класса. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания...