Проектно-исследовательская деятельность школьников: технологические приемы организации
статья

Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения природы и общественных явлений и предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которой ученики усваивают доступные им элементы исследовательской методики, овладевают исследовательским опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность школьников:
технологические приемы организации

      Обновление учебно-воспитательной работы школы связано с повышением уровня и результативности организации проектно-исследовательской деятельности школьников как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Проектно-исследовательская деятельность позволяет оптимально решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся, стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей.   Проектно-исследовательская деятельность, как правило, строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития личности. Среди задач целесообразно выделить следующие: обогащение школьников новыми фактами, усиление интереса к истории, развитие интеллектуальных способностей, самостоятельного познавательного интереса и практических умений, формирование научного подхода. В последние годы всё больший акцент делается на формирование научного подхода. В настоящее время происходит развитие краеведения как научной отрасли, разрабатываются методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой границе Исследование в школе можно разделить на учебное и научное. В учебном исследовании на первом этапе проводится обучение исследовательской деятельности. Учебное исследование необходимо: для слабых это будет интересным повторением и закреплением учебных умений, для сильных – возможность приобретения самостоятельно дополнительных знаний, фактов, противоречий, определение вывода по итогам исследования.

Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения природы и общественных явлений и предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которой ученики усваивают доступные им элементы исследовательской методики, овладевают исследовательским опытом.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, которая способствует развитию их творческой активности, обеспечивает овладение ими опытом проведения самостоятельного учебного исследования.

Учебное исследование -  индивидуальный исследовательский поиск, разрешение учеником интересующей его проблемы.

Проектная деятельность учащихся - это совместная творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – продукта проекта.

Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы исследовательского, творческого или практического характера.

Отличие учебного исследование от учебного проекта

  • Исследование – процесс выработки новых знаний.
  • Продукт -  субъективно новое научное знание по проблеме исследования.

Проект – решение конкретной практической задачи. Исследование выполняет здесь чисто обслуживающие функции.

Продукт: брошюра, презентация, электронное пособие, статья, мероприятие, буклет и т.п.

Исследовательские проекты

  • имеют структуру, приближенную к исследованиям,
  • аргументация актуальности темы,
  • определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования,
  • обозначение методов исследования.
  • Продукт: отчет, доклад, статьи, презентации по проблеме проекта.

Продукты проектов:

  • реферат, доклад,
  • виртуальная экскурсия,
  • макет,
  • сайт,
  • видео, реклама,
  • альманах, коллекция, фотовыставка,
  • учебное пособие, музыкальное  произведение,
  • авторская проза,
  • телепередача, статья в СМИ,
  • социальная акция.

Развивающий потенциал
проектно-исследовательской деятельности

  • Формирует опыт выполнения исследований, проектов (ценностные установки, знания, умения, навыки);
  • Развивает УУД;
  • Позволяет выйти в пространство личностного самоопределения;
  • Формирует коммуникативную культуру ученика.

Перед учителем стоит задача:

организовать проектно-исследовательскую деятельность ученика, чтобы

  • научить выполнять проектную работу, учебное исследование,
  • познакомить с методами, стратегиями проектной деятельности, выполнения исследования.

Технологические приемы

  1. Ориентировочная основа проектно-исследовательской деятельности,
  2. «Веер направлений исследований»,
  3.  Ментальная карта,
  4. Учебный контракт,
  5. Рефлексивная карта.

Научить выполнять исследовательский проект значит объяснить ученику

  • с чего начинается проектно-исследовательская деятельность,
  • что должны получить в результате проектно-исследовательской деятельности,
  • как можно получить.

С чего начинается проектная деятельность?

Проектная деятельность начинается с общей идеи проекта, с ответов на вопросы:

  • “Какова общая тематика проектной недели, конкурса?”
  • “Какой тип проекта?”
  • “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”,
  • “Что станет продуктом проектной деятельности?”

Исследовательский проект – это 6 «П»

  • Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование (проектирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  • Поиск информации + методы исследования. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена.
  • Продукт. Результатом работы над проектом является продукт.
  • Презентация результатов проекта.
  • Паспорт проекта. 

Паспорт проекта

  • Название проекта,
  • Руководитель проекта,
  • Состав проектной группы (ФИО учащихся, класс),
  • Цели, задачи проекта,
  • План работы над проектом,
  • Описание содержания, методики  выполненной исследовательской работы,
  • Продукт проекта.

Научить выполнять исследовательский проект значит объяснить ученику

  • с чего начинается проектно-исследовательская деятельность,
  • что должны получить в результате проектно-исследовательской деятельности,
  • как можно получить.

Рефлексия исследовательской работы и ее результатов

1. Мною было выполнено исследование на тему «__________________________».

2. Работая с литературными источниками по данной теме, я узнал(а), что ……

3. Моя работа проходила по следующим этапам

4. Я пользовался следующими методами исследования

5. В результате я

  • Проанализировал …
  • Предложил …
  • Сравнил …
  • Определил ….
  • Классифицировал …
  • Обобщил …
  • Систематизировал …

  1. Учебное исследование начинается с формулировки проблемы

Проблема исследования

  • вопрос, требующий своего разрешения;
  • вопрос, представляющий интерес для ученика;
  • знание ученика о своем незнании.

Проблемные вопросы исследования могут начинаться:

  • Может ли………….?
  • Будет………………..?
  • Возможно ли………..?
  • Почему……………..?
  • Как…………………?
  • Как можно…………..?
  • Что случится, если……..?
  • Каковы преимущества…?
  • Каково влияние…?
  • Каким образом……….?
  •  Каковы опасности………?

  1. Что должны получить в результате учебного исследования?

Ученик должен понимать, что  результатом проведенного учебного исследования должно быть научное знание

Научное знание соответствует объективному положению вещей, не является чьей-то выдумкой или фикцией.

Научное знание - это знание объяснительное, раскрывающее существенные свойства, основные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов.

Научное знание – это знание доказательное, знание, подтвержденное фактами, аргументами.

  • Ученый открывает объективно новое научное знание, знание новое для науки, общества.
  • Ученик открывает субъективно новое научное знание, новое именно для него, а не для науки.

Что необходимо сделать, предпринять для открытия научного знания?

Чтобы получить научное знание необходимо решить задачи: описать, объяснить изучаемые процессы и явления действительности.

Для осуществления учебного исследования ученик должен знать

  • методы поиска и обработки информации об объекте исследования,
  • методы научного познания,
  • методы творческого решения проблемы исследования

Методы работы с информацией:

  • поиск информации,
  • критическая оценка найденной информации об объекте исследования,
  • отбор, фиксация информации об объектах и процессах исследования, организация,
  • систематизация, хранение информации, ее актуализация.

Методы научного познания:

  • наблюдение,
  • сравнение,
  • анализ, синтез,  
  • дедукция, индукция,
  • обобщение,
  • абстрагирование, конкретизация,
  • моделирование,
  • анкетирование,
  • опрос,
  • эксперимент.

Типы исследовательских работ

Теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках

Эмпирические  - связаны с практикой и предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...