Проектно-исследовательская деятельность школьников: технологические приемы организации
статья
Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения природы и общественных явлений и предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которой ученики усваивают доступные им элементы исследовательской методики, овладевают исследовательским опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность школьников:
технологические приемы организации
Обновление учебно-воспитательной работы школы связано с повышением уровня и результативности организации проектно-исследовательской деятельности школьников как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Проектно-исследовательская деятельность позволяет оптимально решить проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся, стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их индивидуальных интересов и способностей. Проектно-исследовательская деятельность, как правило, строится системно на основе единства обучения, воспитания и развития личности. Среди задач целесообразно выделить следующие: обогащение школьников новыми фактами, усиление интереса к истории, развитие интеллектуальных способностей, самостоятельного познавательного интереса и практических умений, формирование научного подхода. В последние годы всё больший акцент делается на формирование научного подхода. В настоящее время происходит развитие краеведения как научной отрасли, разрабатываются методология региональных исследований. Новейшие исследования в первую очередь уделяют внимание социокультурной, духовной, общественно-политической жизни, дающей представление, как о географической, так и о культурно-смысловой границе Исследование в школе можно разделить на учебное и научное. В учебном исследовании на первом этапе проводится обучение исследовательской деятельности. Учебное исследование необходимо: для слабых это будет интересным повторением и закреплением учебных умений, для сильных – возможность приобретения самостоятельно дополнительных знаний, фактов, противоречий, определение вывода по итогам исследования.
Технология проектно-исследовательской деятельности направлена на развитие у учащихся умений творчески и самостоятельно добывать новые знания путем изучения природы и общественных явлений и предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которой ученики усваивают доступные им элементы исследовательской методики, овладевают исследовательским опытом.
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, которая способствует развитию их творческой активности, обеспечивает овладение ими опытом проведения самостоятельного учебного исследования.
Учебное исследование - индивидуальный исследовательский поиск, разрешение учеником интересующей его проблемы.
Проектная деятельность учащихся - это совместная творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – продукта проекта.
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы исследовательского, творческого или практического характера.
Отличие учебного исследование от учебного проекта
- Исследование – процесс выработки новых знаний.
- Продукт - субъективно новое научное знание по проблеме исследования.
Проект – решение конкретной практической задачи. Исследование выполняет здесь чисто обслуживающие функции.
Продукт: брошюра, презентация, электронное пособие, статья, мероприятие, буклет и т.п.
Исследовательские проекты
- имеют структуру, приближенную к исследованиям,
- аргументация актуальности темы,
- определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования,
- обозначение методов исследования.
- Продукт: отчет, доклад, статьи, презентации по проблеме проекта.
Продукты проектов:
- реферат, доклад,
- виртуальная экскурсия,
- макет,
- сайт,
- видео, реклама,
- альманах, коллекция, фотовыставка,
- учебное пособие, музыкальное произведение,
- авторская проза,
- телепередача, статья в СМИ,
- социальная акция.
Развивающий потенциал
проектно-исследовательской деятельности
- Формирует опыт выполнения исследований, проектов (ценностные установки, знания, умения, навыки);
- Развивает УУД;
- Позволяет выйти в пространство личностного самоопределения;
- Формирует коммуникативную культуру ученика.
Перед учителем стоит задача:
организовать проектно-исследовательскую деятельность ученика, чтобы
- научить выполнять проектную работу, учебное исследование,
- познакомить с методами, стратегиями проектной деятельности, выполнения исследования.
Технологические приемы
- Ориентировочная основа проектно-исследовательской деятельности,
- «Веер направлений исследований»,
- Ментальная карта,
- Учебный контракт,
- Рефлексивная карта.
Научить выполнять исследовательский проект значит объяснить ученику
- с чего начинается проектно-исследовательская деятельность,
- что должны получить в результате проектно-исследовательской деятельности,
- как можно получить.
С чего начинается проектная деятельность?
Проектная деятельность начинается с общей идеи проекта, с ответов на вопросы:
- “Какова общая тематика проектной недели, конкурса?”
- “Какой тип проекта?”
- “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”,
- “Что станет продуктом проектной деятельности?”
Исследовательский проект – это 6 «П»
- Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Планирование (проектирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
- Поиск информации + методы исследования. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся – поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена.
- Продукт. Результатом работы над проектом является продукт.
- Презентация результатов проекта.
- Паспорт проекта.
Паспорт проекта
- Название проекта,
- Руководитель проекта,
- Состав проектной группы (ФИО учащихся, класс),
- Цели, задачи проекта,
- План работы над проектом,
- Описание содержания, методики выполненной исследовательской работы,
- Продукт проекта.
Научить выполнять исследовательский проект значит объяснить ученику
- с чего начинается проектно-исследовательская деятельность,
- что должны получить в результате проектно-исследовательской деятельности,
- как можно получить.
Рефлексия исследовательской работы и ее результатов
1. Мною было выполнено исследование на тему «__________________________».
2. Работая с литературными источниками по данной теме, я узнал(а), что ……
3. Моя работа проходила по следующим этапам
4. Я пользовался следующими методами исследования
5. В результате я
- Проанализировал …
- Предложил …
- Сравнил …
- Определил ….
- Классифицировал …
- Обобщил …
- Систематизировал …
- Учебное исследование начинается с формулировки проблемы
Проблема исследования
- вопрос, требующий своего разрешения;
- вопрос, представляющий интерес для ученика;
- знание ученика о своем незнании.
Проблемные вопросы исследования могут начинаться:
- Может ли………….?
- Будет………………..?
- Возможно ли………..?
- Почему……………..?
- Как…………………?
- Как можно…………..?
- Что случится, если……..?
- Каковы преимущества…?
- Каково влияние…?
- Каким образом……….?
- Каковы опасности………?
- Что должны получить в результате учебного исследования?
Ученик должен понимать, что результатом проведенного учебного исследования должно быть научное знание
Научное знание соответствует объективному положению вещей, не является чьей-то выдумкой или фикцией.
Научное знание - это знание объяснительное, раскрывающее существенные свойства, основные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов.
Научное знание – это знание доказательное, знание, подтвержденное фактами, аргументами.
- Ученый открывает объективно новое научное знание, знание новое для науки, общества.
- Ученик открывает субъективно новое научное знание, новое именно для него, а не для науки.
Что необходимо сделать, предпринять для открытия научного знания?
Чтобы получить научное знание необходимо решить задачи: описать, объяснить изучаемые процессы и явления действительности.
Для осуществления учебного исследования ученик должен знать
- методы поиска и обработки информации об объекте исследования,
- методы научного познания,
- методы творческого решения проблемы исследования
Методы работы с информацией:
- поиск информации,
- критическая оценка найденной информации об объекте исследования,
- отбор, фиксация информации об объектах и процессах исследования, организация,
- систематизация, хранение информации, ее актуализация.
Методы научного познания:
- наблюдение,
- сравнение,
- анализ, синтез,
- дедукция, индукция,
- обобщение,
- абстрагирование, конкретизация,
- моделирование,
- анкетирование,
- опрос,
- эксперимент.
Типы исследовательских работ
Теоретические – ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках
Эмпирические - связаны с практикой и предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"
В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского и проектного метода, как инновационного подхо...
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...