П.Я Гальперин С.Л.Кабыльницкая Диагностика навыка самоконтроля. Диагностическая методика
материал

Иваненкова Мария Сергеевна

Диагностическая методика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)

2. Проба на внимание

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Т е к с т 1

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Т е к с т 2

На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.

Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
2. 3—4 — средний уровень внимания.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания.

 

2. Задание «Дорога к дому»
(
Модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6, в).

http://school-36.org/sites/default/files/to%20teachers/consultations/pic_1.JPG

Критерии оценивания:

* продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
* способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
* умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
* способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
* эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень - узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2. 
Средний уровень - имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
3. 
Высокий уровень - узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самоконтроля на уроках математики

Данный материал помогает формировать навыки самоконтроля и самооценки на уроках математики. В нем представлены приемы и методы работы на уроках....

Развитие навыков самоконтроля при изучении математики

Новые технологии дают возможность развивать навыки самоконтроля, целенаправленно строить процесс самообучения. Ученик при этом сам начинает организовывать процесс своего обучения....

Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки

Формирование у учащихся с нарушениями интеллекта навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки и взаимооценки, использование для этого различных форм работы на уроках по письму и чтению....

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся  навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...

Формирование навыков самоконтроля и самоанализа учеников при работе по теме " Многочлены"

Материал представляет собой конспект обобщающего урока по теме: " Произведение многочленов" для учащихся 7 класса...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

П.Я Гальперин С.Л.Кабыльницкая Диагностика навыка самоконтроля

Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)...