Рабочая программа кружка по русскому языку "Грамотная речь" 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Кавецкая Елена Евгеньевна

Кружок «Грамотная речь» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_gramotnaya_rech_7_klass.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок «Грамотная речь» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Программа кружка включает в себя углубленные  вопросы по  разделам грамматики и лексики и составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по этим разделам, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.    

Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю) и предназначена для обучающихся 7 класса. 

Формы организации кружковых занятий разнообразны: лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференции и т.д. Формы контроля  над достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.                                                                          

Требования к уровню подготовки обучающихся

 В результате изучения русского языка  ученик должен

Знать/понимать                                                                                                                                                                                                                                                                                                    основные сведения о лингвистике как науке, о литературном языке и его признаках;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Цели:

  • пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
  • воспитать любовь к русскому языку; научить бережному обращению с ним;
  • выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
  • расширить представление о русском языке, его возможностях;
  • обучить речевому этикету;
  • помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
  • обогатить словарный запас;
  • подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

  Задачи:

  • формировать эстетический вкус, уважение к труду;
  • расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
  • совершенствовать  языковые способности, позволяющие использовать все богатства  языковых средств  в различных ситуациях   общения;
  • воспитать человека, владеющего  искусством речевого общения;
  • развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях    жизни;
  • воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.

                      Методы и формы работы

  • беседы;
  • творческие задания;
  •  тесты;
  • исследования;
  • -конкурсы;
  •  семинары
  • проекты
  • практические работы;
  • игры.

Результаты освоения курса «Грамотная речь»

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫЕ.

  • правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
  • объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
  • свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
  • распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
  • характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
  • определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
  • по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

Содержание курса «Грамотная речь»

п/п

Раздел

программы

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

1

Введение.

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Игра, диспут, обсуждение,

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2

Орфография

Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Использование Ь и Ъ знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

3

Лексическая стилистика.

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

4

Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение.

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

5

МорфологияНаречие.

Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях.

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование

Анализировать текст. Составлять свой текст.

6

Слова категории состояния.

Слова категории состояния: их виды и применение.

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

7

Предлог.

Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

8

Союз.

Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа

Анализировать текст. Составлять свой текст.

9

Частица.

Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

10

Междометие.

Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

11

Культура речи.

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности.

Защита проектов.

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Язык и речь - чудо из чудес.

1

2

Необычные правила.

1

3

Путеводные звёзды орфографии.

1

4

Если матрёшки не откликнулись…

1

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1

6

Хитрый звук «йот»

1

7

Слова-тёзки.

1

8

Различай и отличай.

1

9

Поиск нужного слова.

1

10

Многословие.

1

11

Каламбур и многозначность.

1

12

Тайно слово родилось.

1

13

Судьба слова.

1

14

Проще простого или сложнее сложного.

1

15

Согласуй меня и помни.

1

16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1

17

Наречие как часть речи.

1

18

Образование бывает разным.

1

19

Разряд, становись в ряд!

1

20

Узнай меня по суффиксу!

1

21

Некогда или никогда?

1

22

Затруднительное состояние.

1

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1

24

Употреби меня со словом.

1

25

То же, так же иль за то?

1

26

Соединю простое в сложное.

1

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1

28

Не могу не знать = я знаю!

1

29

Будешь вежлив ты со мной.

1

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1

32

«Стильная речь»

1

33

Защита проекта.

1

34

Типы речи или типы в речи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5-6 классов.

Программа разработана с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений и  реализует преемственность с основным содержанием учебной программы по русскому языку для V-VI клас...

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе.

Рабочая программа кружка "Родная речь" в 9 классе по русскому языку....

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемы...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...