ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ "Образовательная коррекционно - развивающая работа с ребенком с синдромом Апера"
презентация к уроку
Никифоров Антон родился 21 июля в 2013 году. В Специализированный Дом ребёнка поступил 5 сентября 2013 года из города Сургута. Сейчас Антоше 4 года 9 мес.
Антон добрый, ласковый ребёнок.
Практически ни когда не проявляет агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Всегда с желанием идёт на контакт с детьми и педагогами, проявляет сам инициативу к общению, в основном к хорошо знакомым ему людям. Любит задавать интересующие его вопросы. Во время какой либо деятельности, особенно познавательного, продуктивного характера может по несколько раз переспрашивать о правильности своих действий. Мальчик любит играть сам и вовлекать в игру других детей, любит сюжетно – ролевые игры. Любит работать со строительным материалом. Антон любознательный, старательный мальчик, начатое им дело старается довести до логического завершения, но не всегда у него это получается в следствии физиологических особенностей кистей рук. Порой бывает стеснителен к незнакомым людям, застенчив, иногда обидчив. Антоша освоил простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, вытирание их полотенцем, раздевание, одевание (порой кропотливое, особенно в холодное время года) сам самостоятельно одевает верхнюю одежду, обувь, старается застёгивать молнии на куртках и обуви, и это у него при помощи взрослого получается. Самостоятельно принимает пищу, пользуется столовыми приборами.
Диагноз основной: СИНДРОМ АПЕРА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rabota_s_invalidom_anton.pptm | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика ребенка с ОВЗ НИКИФОРОВ АНТОН Никифоров Антон родился 21 июля в 2013 году. В Специализированный Дом ребёнка поступил 5 сентября 2013 года из города Сургута. Сейчас Антоше 4 года 9 мес. Антон добрый, ласковый ребёнок. Практически ни когда не проявляет агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Всегда с желанием идёт на контакт с детьми и педагогами, проявляет сам инициативу к общению, в основном к хорошо знакомым ему людям. Любит задавать интересующие его вопросы. Во время какой либо деятельности, особенно познавательного, продуктивного характера может по несколько раз переспрашивать о правильности своих действий. Мальчик любит играть сам и вовлекать в игру других детей, любит сюжетно – ролевые игры. Любит работать со строительным материалом. Антон любознательный, старательный мальчик, начатое им дело старается довести до логического завершения, но не всегда у него это получается в следствии физиологических особенностей кистей рук. Порой бывает стеснителен к незнакомым людям, застенчив, иногда обидчив. Антоша освоил простейшие навыки самообслуживания (мытье рук, вытирание их полотенцем, раздевание, одевание (порой кропотливое, особенно в холодное время года) сам самостоятельно одевает верхнюю одежду, обувь, старается застёгивать молнии на куртках и обуви, и это у него при помощи взрослого получается. Самостоятельно принимает пищу, пользуется столовыми приборами. Диагноз основной: СИНДРОМ АПЕРА
Синдром Апера Генетическое заболевание, характеризуется нарушениями процессов окостенения черепа и связанными с этим вторичными расстройствами, а также многочисленными пороками развития скелета и конечностей. Симптомами этого состояния являются: карликовый рост , башенная форма черепа , расширенная переносица , незаращение твердого нёба , синдактилии на руках и ногах Выполнение хирургической операции считается единственным действенным методом лечения синдрома Апера – он помогает откорректировать отдельные физические дефекты, а также исправляет отсталость в умственном развитии .
ИОМ Индивидуальный образовательный коррекционно – развивающий маршрут Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие психофизических дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, знания и навыки если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Исходя из этого, на Антона был составлен индивидуальный образовательный маршрут коррекционного развития (ИОМ) При составлении индивидуального коррекционно-развивающего маршрута использовались следующие методы и приемы : изучение документов, личного дела ребёнка; знакомство с медицинским обследованием; изучение социума (вне Дом ребёнка); диагностические исследования
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут содержит задачи решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также использование методов и приемов , которые позволят ему добиться успеха. Составление индивидуального маршрута развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать маршрут, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника Никифорова Антона разработан на основе адаптированной образовательной программы с учетом ФГОС ИОМ составлен для ребенка с ОВЗ с учетом диагностики, по результат медицинского заключения. ИОМ целенаправлен на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования Антона учитывая проблемы в развитии и поведении в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Исходя из диагностических данных у Антона встречаются следующие затруднения : низкий уровень развития познавательных процессов : восприятия (цвет, форма, величина); внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем); мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез); памяти (зрительная, слуховая ); темп выполнения заданий низкий; Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого; Общее недоразвитие речи (ОНР) недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи : нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи маленький словарный запас Так же отмечаются проблемы: социально-коммуникативного , художественно-эстетического, физического развития.
Цели и задачи реализации ИОМ Цель: помочь адаптироваться Антону к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии; Основные задачи коррекционной помощи : развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение , воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений; формировать коммуникативные умения и навыки; формировать сенсорное развитие; формировать социально- бытовых умения и навыки самообслуживания; развивать и обогащать эмоциональный опыт ; сохранять и укреплять здоровье; повышать двигательную активность; стимулировать звуковую и речевую активности. Создавать развивающую предметно-пространственную среду, комфортную как для ребенка с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей. В процессе занятий с Антоном необходимо придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий: налаживать эмоциональный контакт; регулярно систематически проводить занятия по определенному расписанию; менять виды деятельности в процессе одного занятия ; опираться на сенсорные анализаторы . повторять программные задачи на разном дидактическом и наглядном материале; игровые формы проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка; использовать физические упражнения, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, так и снять его напряжение;
\ ъ « ПОЗНАНИЕ ». Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания восприятия. « Рисунки штриховки» ; « Симметричные рисунки» развивают координацию движений и графических навыков, активизицруют стволовые структур ы мозга и межполушарного взаимодействия . « Пальчиковая гимнастика» способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук ( что крайне необходимо Антону ). Упражнение на развитие слуховой памяти «5 слов»; «10 слов»; «четверостишие»; «барабанные палочки» и т.д . Упражнение на развитие зрительной памяти «запомни цвет и форму»; «5 различий»; «найди такую же фигуру» и т.д . Игры на развитие логического мышления «запомни фигуру - найди такую же»; «что запомнил»; «какого цвета». Упражнения на Тактильные ощущения.
Образовательная область ПОЗНАНИЕ «Формирование элементарных математических представлений». На занятиях по формированию элементарных математических представлений Антон занимается с желанием и интересом. Владеет счётом в пределах 5 и обратно. С желанием решает логические задачки.
Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Развитие речи. На занятиях по речевому развитию формируем и корректируем все компоненты речи: фонематический слух, совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи; звуковой культуры речи; развитие лексической стороны; расширение словарного запаса Через разнообразные нетрадиционные приемы и методы: Логоритмические упражнения Помогают различать ритмический рисунок и соответственно ему выполнять движения. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи еще не совершенны у Антона , но предпосылки к дальнейшему развитию уже есть. Пальчиковая гимнастика Учит координации, а также помогает развивать мелкую моторику Занимаемся с Антоном по развитию общих речевых навыков коррекцией звукопроизношения.
Использование словесных методов и приемов Слова действия, образование глаголов настоящего времени, беседы, загадки, составление рассказов. Приёмы, методы формируют у Антона интерес к звучащему слову, способствует умению составлять небольшие предложения и маленькие рассказы.
ЭФФЕКТИВНЫМ МЕТОДИЧЕСКИМ ИННОВАЦИООНЫМ ПРИЕМОМ ДЛЯ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ ЯВЛЯЕТСЯ «ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА ». Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность . Фонетическая ритмика помогает Антону менять высоту, силу голоса в различном темпе воспроизводить звуки в заданном темпе воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы учит естественному выражению отрицания, смеха с помощью жестов и звукопроизношения. Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств.
«КУКЛОТЕРАПИЯ» как метод психологической коррекции куклотерапия выделяет функции: • коммуникативную - установление эмоционального контакта, можно проводить коллективно; • воспитательную – психокоррекцию , проявление личности в игре • релаксационную – снимает эмоциональное напряжение • развивающую – развивает психическихепроцессы (памяти, внимания, восприятия и т.д.), • обучающую – обогащает информацией об окружающем мире. формирует разнообразные умения и навыки Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной. Приемущества : С куклой Антон быстрее и легче овладеет навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, наработать моторику кисти, «рукой учат голову » ( что очень необходимо Антону) С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение.
« ПЕСКОТЕРАПИЯ» . Как инновационный метод в работе с ребёнком С ОВЗ Чем полезна игра с песком ? Развивает восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморигуляции , творческого мышления, воображения и фантазии; Формирует у Антона представления об окружающем мире; Развивает мелкую моторику, глазомер Успокаивает и расслабляет снимая напряжение; Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе ( вот как я могу !) Эффект песочной терапии : Позитивное влияние на эмоциональное состояние ребенка; положительная динамика в развитии: образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсо-моторного восприятия
«АКВАТЕРАПИЯ » 1. Способствуем физическому развитию Антона (развивает мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию). 2. Знакомим так же с окружающим миром. 3. Осваивание пространственных представлений (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре). 4. Расширяем и обогащаем словарный Антона. 5. Способствуем овладению элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. Помещая в воду заданное количество игрушек, соотносить одно количество с другим, формируются количественные представления. 6. Игры с предметами находящихся на воде и под водой поспособствуют развитию у Антона наглядно-действенного мышления. 7. Бросая в воду заданное количество предметов, Антон может научатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. 8. В процессе таких игр мы развиваем тактильные ощущения. 9. В процессе сравнения формируют представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький 11. Снимаем психическое напряжение и агрессию . Организуя игры с водой, стараемся использовать художественное слово: потешки , стихи По возможности рекомендуется сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые.
«МОТОРИКА» Рука человека является уникальным органом, развитие которого практически не имеет границ . Для того чтобы Антону лучше было развиваться в дальнейшем с его имеющимися физическими проблемами, мы уделяем этому процессу очень большое внимание. Средства развития мелкой моторики: Игры с пластилином Игры с конструктором Игры с пуговицами – пуговичный массаж Игры с крупами Шнуровки Рисование Игры с бумагой Игры с зубочисткой Пальчиковые игры
«МОТОРИКА» Применение массажа ( массажные мячики, кольца СУ-ДЖОК ) Формируем умения правильного захвата карандаша при выполнении заданий, что тоже способствует развитию тонкой моторики. Применение игр с мозайкой .
«ИЗОТЕРАПИЯ » как вид АРТ-ТЕРАПИИ Изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить общение и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.тРазвиваем моторику рук, воображение, логическое мышление . Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д . Методы работы педагогов с Антоном: «Тычок жесткой полусухой кистью» «Рисование пальчиками, ладошкой» «Оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, смятой бумагой» «Восковые мелки» « Монопия » « Граттаж » « Кляксография » « Набрызг » «Отпечатки пальцев»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «ИГРА » Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста в его всестороннем развитии .
«Музыкальное развитие» На занятиях по музыкальному развитию Антон активно включается в работу. Выполняет танцевальные движения, поет, играет на музыкальных инструментах
Образовательная область «Физическое развитие » Физическое развитие играет не маловажную роль в развитии Антона. На занятиях по физической культуре Антон выполняет поставленные перед ним задачи (старается прыгать, бегает, приседает, с желанием и активно участвует в спортивных эстафетах.
«Культурно –гигиенические навыки»
В перспективе поставленной цели и задач ИОМ ожидается ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ : У Антона сформируются коммуникативные умения и навыки; Будет сформировано сенсорное восприятие; Обогатится эмоциональный опыт; Сформируются моторные навыки; Расширится круг увлечений; Сформируется интерес к окружающему миру; Повыситься двигательная активность; Улучшиться уровень познавательной деятельности (восприятия, мышления, память, внимание и т.д.) Активизируются речевые навыки по всем видам речевой деятельности; Сформируются и укрепятся навыки самообслуживания
Используемая в работе коррекционно – методическая литература Бклоусова Е. Д. « Синдром дефицита внимания». Грабенко Т. Н. « Чудеса на песке»., Практикум по песочной терапии. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом». Баряева Л.Б. «Игры с водой»., Дети с проблемами в развитии. Л.Б. Баряева « Корррекционная работа в обогащенной предметно – развивающей среде. Е.А. Екжанова , Е.А. Стребелева « Коррекционно – развивающее обучение». Л.А. Венгер Э. Г. Пелюгина ., Н. Б. Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка». З.Е. Агранович « Преодоление лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников». Н.В Дурова « Фонематика ». И.А. Морозова., М. А. Пушкарева «Занятия по развитию речи». В.В. Гнрбова « Развитие речи». Нищева «Развитие речи». Нищева «ФЭМП». Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей Павлова Я. Н. «Развитие речи». Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук . Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.
Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...
Проектная деятельность как инновационный метод в коррекционно-развивающей работе логопеда в ДОУ.
В статье указана значение проектного метода в коррекции и обучении современного дошкольника-логопата, определены особенности реализации данного метода в работе логопеда ДОУ, раскрыта сущность понятия ...
Коррекционно - развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения
В данной статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в условиях школьного обучения. Статья посвящена комплексному анализу особенностей психофизического развития ребен...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...
Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ.
Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ....
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...