Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ.
методическая разработка
Индивидуально-образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАННИКА с ОВЗ
на 2021 – 2022 учебный год
Дата заполнения 15.09.2021 г.
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Сведения о семье | Семья полная (неполная) |
Мать | |
Отец | |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель: Руководитель физ. воспитания: | |
Воспитатели: | |
Заключение ТПМПК | № от г. О создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ТНР |
Рекомендации ТПМПК | Занятия с педагогом-психологом по развитию коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы. Занятия с учителем-логопедом по коррекции и развитию всех компонентов речи. |
Заключение учителя-логопеда | Общее недоразвитие речи 2 уровень развития. |
Заключение педагога-психолога | Познавательные процессы ниже возрастных особенностей. |
Образовательная программа | От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015 г. Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: «Просвещение», 2010 г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. С.Г. Шевченко. Программа по развитию социально-эмоциональной сферы «Я, ты, мы». О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКА
Специалист: учитель-логопед
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Направления коррекционно-развивающей работы | Формы организации работы |
1. Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук; зрительно - двигательную координацию в процессе игр с предметами – орудиями. | Во всех видах деятельности. |
2. Формирование словаря и грамматического строя речи: | Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут Индивидуальные занятия – 1 раз в неделю по 20 минут |
Использование в речи предлогов В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, У, К, ОТ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ; | |
Усвоение различных способов словообразования (уменьшительная форма существительных, глаголов с различными приставками, глаголами мужского и женского рода ед. числа прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида, окончаний имён существительных в различных падежах); | |
Усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ; | |
Закрепление навыка пользования приставочными глаголами; | |
Усвоение синонимов, слов-антонимов; | |
3. Развитие связной речи: | Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут. Индивидуальные занятия –1раз в неделю по 20 минут |
Усвоение конструкций сложносочинённых и сложноподчинённых предложений; | |
Составление рассказа по картине, серии картинок; | |
Составление рассказа-описания, пересказа; | |
Составление рассказа по теме (с придумыванием окончания, начала рассказа); | |
Заучивание и выразительное чтение стихотворений. | |
4. Развитие слухового внимания и фонематического слуха, обучение грамоте: | Фронтальные занятия – 1 раз в неделю по 30 минут Индивидуальные занятия –1раз в неделю по 20 минут |
Определение места звука в слове, порядка звуков в слове, составления условно-графических записей слов; | |
Анализ и синтез обратных и прямых слогов и слов. | |
5. Формирование слоговой структуры слова: | |
Отработка произношения слов со стечением согласных (лифт, клубника и т.п.); | |
6. Формирование правильного произношения: | |
Постановка звуков: Свистящих (С, З, Ц) Шипящих ( Ш, Ж, Ч, Щ) Сонорных (Л-Ль, Р-Рь) | |
Автоматизация звуков: | |
Дифференциация автоматизированных звуков: |
Специалист: педагог-психолог
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие». Эмоционально-волевая сфера.
Направления коррекционно-развивающей работы | Формы организации работы |
1. Развитие общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации. | Во всех видах деятельности |
2. Развитие психологической базы речи (неречевых процессов): | Групповые и индивидуальные занятия – 2 раза в неделю по 25 минут |
Развитие слухового и зрительного внимания Развитие слуховой и зрительной памяти | |
Развитие мыслительных операций (обобщение, исключение, классификация) | |
3.Развитие эмоционально-волевой сферы: Повышение уверенности в себе. Развитие чувства принадлежности к группе, навыков позитивного социального поведения. | индивидуальные занятия – 1 раз в неделю по 25 минут |
Воспитатели:
Образовательная область | Направление коррекционной развивающей работы | Форма организации работы. |
Социально - коммуникативное развитие | Развитие самостоятельности в самообслуживании и хозяйственно – бытовом труде. Воспитывать культурные привычки. Развитие интереса к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослыми и сверстниками. Способность формированию положительной самооценки, уверенности в себе, стремления стать школьником. Формировать знания о правилах безопасности и дорожного движения. | Совместные игры и труд (уборка в игровых центрах, уход за комнатными растениями. Рассматривание и беседы по картинам. Знание стихов, песен о школе, школьниках. Проблемные ситуации. Настольные игры по ПДД. Изготовление разных видов транспорта, дорожных знаков. |
Познавательное развитие | Обогащать представление о родном поселке, крае, стране. Освоение представлений ребенка о себе, о своей семье, профессиях родителей, семейные традиции, досуг семьи. Счет прямой и обратный. Состав числа из двух меньших чисел. Составление задач. Закрепление дней недели. Способствовать умению ориентироваться на листе бумаги. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Закрепить названия времен года и месяцев. | Рассматривание картин, иллюстраций о России. Рассматривание фотоальбомов «Мой поселок, район»; «Костюмы народов разных стран»; Беседа о семье, о профессиях родителей (по фотографии). «Исправь ошибки», "Найди, что пропущено», «Задай вопрос и узнай». Работа в тетрадях. «Лабиринты", графический диктант « Исправь ошибки», "Дни недели". |
Речевое развитие | Воспитывать потребность в речевом общении. Обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения. Создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях. Формировать умение слушать и понимать содержание художественных произведений при использовании различных дидактических приемов (кукольный и настольный театр, пальчиковый театр, фланелеграф). Формировать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать любимую книгу. Привлекать к участию в совместном со взрослым рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Учить составлять повествовательный рассказ по картине, по набору игрушек; пересказ рассказов и сказок близко к тексту, от лица литературного героя. Использовать формы речь - рассуждение, речь–доказательство. Закреплять правильное произношение звуков. Формировать звуковой анализ и синтез слов. | Составление рассказа «Золотая осень». Составление рассказа о любимой игрушке. Составление рассказа «Мой поселок». «Назови первый звук». «Я начну, а ты продолжи». |
Художественно–эстетическое развитие. | Развивать умение создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, учить пользоваться палитрой. Учить ориентироваться на листе бумаги, опираясь на результаты своих наблюдений. Совершенствовать умение создавать разнообразные формы, вырезывание симметричное, силуэтное. Воспитывать интерес к выполнению коллективной аппликации. Развивать умение лепить конструктивным, смешанным и пластическим способом. Создавать условия для развития интереса к процессу конструирования, вовлекать в создание совместных напольных конструкций из строительного материала. Совершенствовать умение конструирования из бумаги: сгибание, резание, склеивание и т.д. | Беседы о книгах, о творчестве писателей. «Выставка книг». Рассматривание иллюстраций, картин с многообразием цветов и оттенков. Художественное слово Показ способов лепки. |
ОБЛАСТЬ: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Специалист: руководитель физического воспитания
Коррекционная деятельность руководителя физической культуры осуществляется посредством словесной регуляции действий и функций активного внимания выполнения заданий, движений по образцу. Наглядного показа, словесной инструкции, развития пространственно-временной организации движений. Согласно тематическому плану педагог подбирает «тематические» подвижные игры, игровые упражнения на закрепление словаря, грамматических категорий.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ | ФОРМА, ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
1.Развитие речи средствами движения | Совместно-организованная деятельность: основные движения; общеразвивающие упражнения; подвижные игры разной интенсивности; игры – эстафеты; спортивные игры; спортивные упражнения; упражнения для развития физических качеств. Различная деятельность в режимных моментах: игровые упражнения; утренняя гимнастика; подражательные движения; подводящие упражнения; дидактические игры; прогулки на свежем воздухе; прогулки оздоровительные; гимнастика после дневного сна; динамические паузы. Самостоятельная деятельность детей: игры; игровые упражнения; подражательные движения; игровые упражнения; подражательные движения Взаимодействие с родителями: изобразительная деятельность на тему здоровья; рассматривание иллюстраций; работа с моделями; игры. |
2.Формирование пространственных и временных представлений в процессе физических упражнений | |
3. В процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также название предметов | |
4.Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе двигательной деятельности | |
5.Формирование и управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности | |
6.Укрепление здоровья и общефизическое развитие | |
7.Развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики | |
8.Закрепление лексико-грамматических средств языка посредством специально подобранных игр и упражнений с учетом изучаемой лексической темы | |
9.Закрепление и автоматизация поставленных звуков посредством потешек, скороговорок, речевок и т.д. |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. РАЗДЕЛ «МУЗЫКА»
Специалист: музыкальный руководитель
Коррекционная деятельность музыкального руководителя осуществляется через ООД, праздники, развлечения, аудиальное развитие, музыкотерапию, различные виды фантазирования, режимные моменты – согласно возрастным и коррекционным потребностям воспитанника.
Направления коррекционно-развивающей работы | Формы и приёмы организации образовательного процесса |
1. Развитие речи средствами музыкального восприятия, пения, игр. | Совместно-организованная деятельность: основные движения; танцевальные движения, пальчиковая гимнастика; восприятие музыки, распевание, пение; ритмика, музыкальные подвижные игры; аудиальное развитие, праздники, развлечения. Различная деятельность в режимных моментах: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, игровые упражнения, гимнастика под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий. Совместная деятельность детей: игры под пение, исполнение песен под фонограммы, музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; исполнение танцевальных импровизаций под музыку; праздники и развлечения. Игры под пение на развитие слуха. Самостоятельная деятельность детей: игра на детских музыкальных инструментах в музыкальных игровых уголках; пластическое и ритмическое фантазирование под музыку. Взаимодействие с родителями: Консультации по темам: "Влияние пения на развитие дыхательной системы", "Артикуляционный аппарат и пение", "Музыкотерапия дома", "Поём вместе", "Игры, танцевальные импровизации". |
2. Формирование пространственных и временных представлений в процессе музыкально-ритмических движений, музыкальных игр и танцев. | |
3. Формирование различных видов познавательной деятельности в процессе музыкальных игр и танцев. | |
4. Формирование и управление эмоциональной сферой ребёнка в процессе игр, развлечений и праздников. | |
5. Развитие морально-волевых качеств ребёнка через музыкальные игры, развлечения, праздники. | |
6. Укрепление здоровья через музыкально-ритмические движения. | |
7. Формирование движений артикуляционного аппарата в процессе пения. | |
8. Формирование правильного дыхания в процессе пения песен и попевок. | |
9. Развитие тембрового, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие. | |
10. Закрепление лексико-грамматических средств языка средствами специально подобранных игр, песен, попевок. | |
11. Закрепление и автоматизация поставленных звуков в процессе пения песен, попевок, специальных аудиальных упражнений. |
3. ЗАДАЧИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Направления коррекционно - развивающей работы | Физическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Навыки деятельности | Личностная сфера |
Родители | Укрепление здоровья и общефизическое развитие, соблюдение режима дня; Посещение спортивных секций; Закаливание. Регулярное наблюдение у специалистов-врачей (по рекомендации ТПМПК). | Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по закреплению в речи поставленных звуков. Домашнее чтение художественной литературы. Речевой этикет. | Развивающие игры (по рекомендации педагогов в соответствии с возрастом ребенка) на развитие внимания, памяти, мышления, речи. | Закреплять навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования. | Развивать уровень произвольности и самоконтроля; уверенности в себе. |
Учитель-логопед: _________________ (Ф.И.О.)
Педагог-психолог: ________________
Воспитатель: ____________________
Руководитель физического воспитания: ____________
Музыкальный руководитель: _______________
Родители с маршрутом индивидуальной коррекционной работы ознакомлены:
мать(отец): ______________________________________________________________________________________ / ______________
(Ф. И. О.) (Подпись)
4. Результат логопедической работы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: ________________
Результат психологической работы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог: ________________
Повышение уровня двигательной активности: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель физического воспитания: _______________
Развитие музыкальных способностей:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Музыкальный руководитель: ______________
Овладение знаниями по областям:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель: ________________
Родители с маршрутом индивидуальной коррекционной работы ознакомлены: мать(отец): ___________________________________________________________________________________________________ / __________________
(Ф. И. О.) (Подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Формирование индивидуального образовательно-профессионального маршрута школьников в условиях профильного обучения
В статье представлен опыт работы по предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. ...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".
Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
Статья "Взаимодействие общего и дополнительного образования для проектирования индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов)"
Статья представлена в Сборник «Национальный проект «Образование»: от идеи до воплощения»Раскрывает работу по приоритетным направлениям национального проекта:Направление 4....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...